Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
После смерти ленина: годы работы вснхво время нэп
Воспоминания
Глава I. Рождение НЭПа и «Лига наблюдателей» ?
В 1917 году, накануне Октябрьской революции, Ленин утверж- дал, что когда власть попадет в их руки, даже 240 000 коммунистов, составлявших тогда ленинскую партию, справятся со всеми вопро- сами, выдвинутыми социалистической революцией, сумеют управ- лять страною. Довольно скоро он убедился, что его расчеты ложны и для строительства им задуманного нового социально-экономичес- кого строя нужных людей крайне мало, почти не было. Это убежде- ние, укрепившись у Ленина в 1919 году, не оставляло его вплоть до смерти. О том говорят последние его статьи, написанные в январе 1923 года. Указывая на повсеместное неумение вести дело, «быть на- стоящими организаторами и администраторами», жалуясь на царя- щее отсутствие культуры, Ленин искал повсюду нужных ему людей, в том числе среди прежних своих знакомых, особенно тех, кто когда- то принадлежал к большевистской партии, но потом от нее отошел.
Нужно думать, что по этой причине (Ленин знал меня с 1904 г.) он дважды, в 1919 и 1920 годах, осведомлялся, что я делаю, в ка- ком учреждении служу, а если не служу, каковы тому причины. Оба раза, когда мне передавали вопросы Ленина, я отвечал, что, буду- чи больным, не могу брать на себя даже небольшую работу. Хотя я действительно в то время болел, все-таки не в этом была основная причина моего нежелания служить, работать по-настоящему, а не заниматься мимикрией, каким-то подобием работы, к которым при- бегали мы все, чтобы иметь право на продовольственную карточку и не числиться паразитами и буржуями.
В период, названный потом «эпохой военного коммунизма» (1918—1920 годы), я чувствовал, что никак не могу ужиться с уста- навливаемым тогда строем. И главной причиной бегства, уклонения от службы, был все-таки не террор, а самое существо этого строя. Я считал его нежизненным, искусственным, придуманным, неспо- собным длительно существовать, противоречащим всему тому, что я считал элементарными законами социологии, экономики, психо- логии. Чтобы жить не служа, я с горечью предпочитал по частям ликвидировать свою библиотеку — три тысячи с лишком книг, со- биравшихся в течение многих лет. Так, в обмен на два пуда муки, пошли 84 тома «Энциклопедического словаря», изданного Брокгау- зом и Эфроном, в нормальное время стоящего более чем 250 пудов муки. За какую-то ничтожную цену было продано и мое собрание очень ценных и редких книг по византологии, и в том числе сочи- нения «отцов церкви» — Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина и пр. Эту литературу, в руки марксистов обычно не попадающую, но для меня необходимую при писании книги о византийском комплексе в русской национальной мысли, купил у меня Университет народов Востока, учреждение, в котором уже тогда выращивались будущие коммунистические пра- вители Китая, Кореи, Монголии, Индокитая. «Отцы церкви», веро- ятно, там понадобились для доказательства тезиса «религия — опи- ум для народа», а этот лозунг был тогда всюду расклеен в Москве.
В течение первых лет Советской власти я делал все для меня доступное, чтобы этой власти не служить. Что же побудило меня, освободившись от этой психологии, в 1922 году кинуться в работу? Именно кинуться, отдаться ей с увлечением, поступить на службу в Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), в его печатный орган «Торгово-промышленную газету». Если бы такая метаморфоза была бы частным случаем, моим личным казусом, о ней не стоило бы и говорить. Но в том-то и дело, что это не частный случай, а нечто, что одновременно со мною, правильнее сказать, даже несколько рань- ше меня, произошло с довольно значительной частью российской интеллигенции: с беспартийными специалистами, людьми, прежде находившимися в рядах кадетской партии, в партии социал-демо- кратов-меньшевиков и в партии социалистов-революционеров.
Эволюция этой части русской интеллигенции, окончившая- ся для нее великой трагедией, абсолютно не нашла себе освещения
в большевистской литературе, в написанной ими истории, а в том, что о ней писали небольшевики, видно и незнание, и недостаточный учет многих важнейших фактов. Совершенно в тени остался такой важный факт, что в тесной связи с происшедшей метаморфозой у указанной части российской интеллигенции и с развернутой ею работой находят- ся очень большие успехи, достигнутые в 1922—1928 гг. в советском национализированном хозяйстве.
Внимания заслуживает и другой факт. В 1921 ив 1922 г. Со- ветское правительство производило массовые высылки за границу нежелательной для него части интеллигенции. Правительство Ле- нина этим отличалось от правительства Сталина, предпочитавшего неугодных ему лиц расстреливать или морить в концентрационных лагерях. Отличие от «эпохи Сталина» было в том, что тогда можно было легко перебраться за границу. Это делалось через Кавказ, а больше всего через границы Финляндии, Эстонии, Латвии, Польши, через которые и эмигрировало довольно значительное число интел- лигентов. И вот именно в это время, когда происходил усиленный уход части интеллигенции за границу, в форме как насильственной, так и добровольной высылки, другая часть этой интеллигенции с большим подъемом принималась за работу в разных областях совет- ского аппарата. Это происходило не из-под палки, а добровольно, и указываемая мною интеллигенция ни в коей мере не принадле- жала к разряду лиц, «примазавшихся» к коммунистической партии, о которых с такой ненавистью говорил Ленин в статье о «Чистке партии», помещенной в сентябре 1921 г. в «Правде». Например, в том слое социал-демократов-меньшевиков, о котором я буду го- ворить, ни один человек в коммунистическую партию не вступил, тем не менее взгляды этих меньшевиков и их психология разошлись в значительном числе пунктов со взглядами и психологией тех, ока- завшихся за рубежом, в эмиграции, меньшевиков, которые с 1921 г. начали издавать «Социалистический Вестник». Произошло некое политико-психологическое расщепление интеллигенции, отчасти нашедшее себе место и среди социалистов-революционеров, и даже кадетов.
Какие же мотивы, какого рода идеи, взгляды, выводя из состо- яния охватывавшего ее анабиоза, толкнули интеллигенцию принять самое активнейшее участие в советском строительстве? Еще раз скажу — в обширной литературе всего мира, посвященной этому
периоду советской истории, в сущности нет анализа этого факта. Поведение значительной общественной группы так и не нашло себе освещения в написанной истории 1917—1928 гг. Делая опыт устра- нения этого пробела, я буду ссылаться на один документ, сведения о котором никогда не появлялись в печати, хотя он мне представ- ляется очень важным, потому что в нем ясно отражены идеологи- ческие мотивы, психология, ошибки, иллюзии и оптимистическая вера именно той части интеллигенции, которая, как я сказал, бро- силась принимать самое активное участие в советском строитель- стве. Происхождение его таково. В Москве, с декабря 1922 года, существовал кружок интеллигентов из восьми человек, к которым иногда присоединялся девятый. Семь из них по своему основному воззрению были меньшевиками, двое остальных к ним близко при- мыкали. Кроме меня, никто из этого кружка за границу не попал. Один из членов этого кружка, по дошедшим за границу сведениям, был расстрелян в 1937 или 1938 г.; два других были куда-то сосла- ны, о них нет и не поступало никаких известий; четвертый подвер- гся многолетнему тюремному заключению, жив ли он сейчас — не- известно; двое умерли естественной смертью; двое, возможно, еще живы и до сих пор. Вполне понятная боязнь им повредить обязыва- ет меня не называть вообще имен членов этого кружка*.
Эти лица, будучи во многих отношениях типичными предста- вителями русской интеллигенции, занимали в довоенное время вид- ное общественное положение, и с ними во время НЭПа весьма счи- талось советское правительство. Некоторые из них занимали важное место в советском хозяйстве. Начав свои собрания в самом конце 1922 г., они особенно часто их вели в 1923, 1924, 1925 гг. С 1926 г. эти собрания стали реже и почти прекратились в 1927 г. Так как пер- вые собрания имели целью поделиться информацией, наблюдения- ми над тем, что происходит в стране, сообщить свои впечатления от встреч с лицами из правительствующей среды, один из участников кружка в шуточной форме назвал кружок «Лигой наблюдателей» или как, тоже в шуточной форме, его определил другой участник,
* Опасение Валентинова огласить имена членов «Лиги наблюдателей» относится к 1956 г., когда он писал свои воспоминания. С тех пор прошло 14 лет, и вдова Валенти- нова решила (в феврале 1970 г.), что опасность миновала, что «наверное никого из них нет в живых». По этой причине было решено огласить имена членов этого кружка в виде приложения к концу книги (Примеч. первого ред.)
«Лигою объективных наблюдателей». Такое название наших соб- раний, могущее при телефонных разговорах или при назначении дня собрания привлечь к себе совсем нежелательное внимание ГПУ, было потом отброшено. Его никогда больше не употребляли, но в моем изложении я его все-таки удержу, что позволит избегать ненужных повторений и делать, уже без дополнительных объясне- ний, о каком кружке идет речь, ссылки на взгляды и на поведение членов этого кружка.
В 1923 году один из его участников сделал небольшой доклад о том, как жизнь разгромила провозглашенные Лениным в 1917— 1918 гг. идеи, привела к НЭП (Новой Экономической Политике) и этот отход от утопизма к реалистической политике дал право оптимистически смотреть на ближайшее хозяйственное развитие России.
Этот доклад в «Лиге наблюдателей» в январе и феврале 1923 г. подвергся в течение нескольких собраний всестороннему рассмот- рению, был развит, получил ряд важных дополнений и, в конце кон- цов, стал выражением взглядов всего кружка.
Главнейшее внимание было отведено возможно более точному определению именно основных специфических идей Октябрьской революции, причем в учет брались не только идеи, бросавшиеся Лениным в 1918—1920 гг., но и другие, формулированные до Ок- тябрьской революции и служившие в качестве важных теоретичес- ких импульсов к этой революции. Составленный таким образом до- клад, памятка, меморандум под заглавием «Судьба основных идей Октябрьской революции» был переписан на пишущей машинке и занял около 38 страниц. Так как каждый из членов кружка вклады- вал в памятку свои дополнения — то, что ему казалось нужным от- метить, записать (а какой-либо общей редакции, обрабатывающей записи, не было), доклад в целом не был хорошо смонтированным произведением: одни части его были подробно развиты, другие го- раздо менее. Этого доклада у меня нет, но я постараюсь дать о нем, насколько это возможно, точное и полное представление, что мне кажется важным, так как записанные в нем мысли и выводы были характерны не только для восьми членов «Лиги наблюдателей», но и для большого слоя русской интеллигенции.
Конечно, если к докладу «Лиги наблюдателей» подойти с тем знанием СССР, которое мы имеем в 1956 году, несомненно бросится
в глаза и слабость его анализа, и неумеренный оптимизм его выводов: Но нужно брать этот документ таким, каким он был в его подлинном виде, а не в виде приукрашенном или исправленном позднейшими знаниями и наблюдениями. Впрочем, должен сознаться, что, излагая документ, я иногда никак не мог удержаться от критических заме- чаний, которые тогда, в 1923 году, я сделать не мог бы: настроение и знание сейчас и тогда несоизмеримы. Главнейшую часть докла- да составляли цитаты, взятые из сочинений, статей и речей Ленина — творца и мозга революции. Суть доклада в том и состояла, чтобы, пользуясь именно этими цитатами, показать, как особый сорт идей, с которыми выступила Октябрьская революция, был к началу 1923 г. (время составления доклада) замещен другими идеями. Разумеется, я не могу поручиться, что в своем изложении привожу именно те самые цитаты из Ленина, которые были в докладе. Ряд цитат у меня выпадает уже потому, что я даю сокращенное изложение памятки, но за точность всего остального, за верную передачу «духа» доклада могу поручиться. Критикуемые идеи я представляю в порядке, в ка- ком они излагались в докладе, но некоторых из идей, помещенных в самом конце доклада (о концессиях, о фабрике и заводе как основной ячейке государства и избирательной единице), я не привожу: они были вставлены в доклад большим юристом — членом нашего кружка, но в такой специально-юридической форме, которую мне передать трудно; эта форма была мне и тогда, и до сих пор осталась чужда.
Итак, вот каковы «Основные идеи Октябрьской революции», которые, по убеждению «Лиги наблюдателей», жизнь разбила и от- казалась принять.
ПЕРВАЯ ИДЕЯ. Призывая к Октябрьской революции и считая, что она на всех парах «должна понестись к социализму», Ленин писал:
«Империалистическая война есть канун социалистической ре- волюции. Социализм смотрит на нас через все окна современного капитализма».
Чем же он мотивировал готовность современного общества перей- ти к социализму? Ленин утверждал, что всемирный капитализм дошел (к 1917 г.) до ступени империализма, того состояния хозяйства, когда монополистические союзы капиталистов — синдикаты, картели, трес- ты — получили решающее значение, а банковский капитал громадной концентрации слился с промышленным. «Империалистическая война
из-за господства над миром, из-за рынков для банковского капитала, из-за удушения малых и слабых народностей неизбежна при таком положении дела». Именно так началась империалистическая война 1914 года. Происходящая «смена свободной конкуренции монополис- тическим капитализмом, подготовка банками и союзами капиталистов аппарата для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов, гнет синдикатов над рабочим классом, рост дороговизны, ужасы, бедствия, разорение, порождаемые войною, делают из ныне достигнутой ступени развития эру пролетарской, со- циалистической революции».
Что нужно для построения социализма? Диктатура пролета- риата, захват капиталистических монополий рабочим классом, ибо «социализм есть не что иное, как государственно-капиталистичес- кая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку пе- реставшая быть капиталистической монополией»*.
«Монополистический капитализм есть полнейшая материаль- ная подготовка социализма, преддверие его, та ступенька истори- ческой лестницы, между которой и ступенькой, называемой социа- лизмом, никаких промежуточных ступеней нет».
Накануне Октябрьской революции эти мысли Ленин развивал в ряде статей, в том числе в статье о «Грозящей катастрофе и как с нею бороться». Обоснование их он дал в книге «Об империализме, как о новейшем этапе капитализма», написанной в 1916 году и на- печатанной после Октябрьской революции. По ряду мотивов участ- ники «Лиги наблюдателей» решили не входить в анализ и оценку книги Ленина, не ставить вопроса: верно ли он изобразил предво- енное положение капитализма за границей. Они сосредоточили свое внимание на другом вопросе: применима ли теория Ленина к России, если даже допустить, что она верна для ряда главнейших стран Западной Европы и Америки? Можно ли считать, что Россия к 1917 г., подобно другим странам зрелого капитализма, вошла в стадию монополистического капитализма и на этом основании го- това к социалистической революции. Отвечая на это утвердитель- но, Ленин в доказательство ссылался на существовавшие в России
♦Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 21. С. 187. Подчеркнуто Лениным. Ссыл- ки на произведения Ленина сверены большей частью по третьему изданию сочинений Ле- нина. Отступления от этого правила отмечены в соответствующих примечаниях. (Примеч. первого ред.)
«ПроДУголь>> (синдикат по продаже угля), «Продамета» (синдикат по продаже металла) и на сахарный синдикат, по его словам, свиде- тельствующие воочию о «перерастании монополистического капи- тализма в государственно-монополистический капитализм»*. Кроме этих трех синдикатов, Ленин не привел никаких других аргументов, что хозяйственная база России состоит из предприятий монополис- тического капитализма и по этому самому и в ней социализм смот- рит или может смотреть из всех окон.
В числе членов нашего кружка было лицо, специально изучав- шее и превосходно знавшее положение промышленных синдикатов России, их значение и вес в общем хозяйстве страны. И это лицо по- казало полную необоснованность аргументов Ленина. Лучшим дока- зательством, что его ссылка на три указанные синдиката была при- думанной, притянутой за уши, искусственной аналогией, служит тот факт, что упоминания об этих синдикатах совершенно нет у Ленина после Октябрьской революции.
В хаосе разгромленной хозяйственной жизни эти синдикаты бес- следно исчезают и базой для начавших с 1921 года строиться трестов и синдикатов ни в малейшей степени не являются. Более того, опро- вергая самого себя, Ленин обрушивался на тех, кто не понимает, что «никакой материальной базы для социализма в России нет».
«Мы слабы и глупы, мы боимся посмотреть прямо в лицо низкой истине». «Посмотрите на карту РСФСР — на необъятных пространствах, на которых уместились бы десятки громадных куль- турных государств, царит дикость и полудикость и самая настоящая дикость. Мыслимо ли осуществление непосредственного перехода от этого преобладающего в России состояния к социализму... Не- ужели не ясно, что в материальном, экономическом и производ- ственном смысле мы еще в преддверии социализма не находимся".
Подводя итог всем заявлениям Ленина на эту тему, «Лига на- блюдателей» пришла к выводу, что его ссылка на три синдиката, не имея за собой никакой объективной опоры, была субъективно ему нужна как самогипноз, как некоторое теоретическое (фактически — ложное и лживое) укрепление его жажды толкнуть страну «делать социалистическую революцию».
* Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 21. С. 186. ** Цитировано по памяти. (Примеч. первого ред.)
ВТОРАЯ ИДЕЯ. Ленин утверждал, что в эпоху империализма и монополистического капитализма происходит сращение банков- ского капитала с промышленным:
«Банки — это крупные центры современного капиталистичес- кого хозяйства. Тут собираются неслыханные богатства, здесь нерв всей капиталистической жизни. Без крупных банков социализм неосуществим. Крупные банки есть тот государственный аппарат, который нам нужен для осуществления социализма... Единый круп- нейший из крупнейших Государственный банк с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике — это уже девять десятых социалистического аппарата. Это — общегосударственное счето- водство, и общегосударственный учет производства и распределе- ния продуктов, это, так сказать, нечто вроде скелета социалиста ческого общества»*.
Все эти мысли были введены в программу, написанную Лени* ным и принятую партией на съезде в 1919 году.
Планы Ленина относительно Государственного банка, отделе- ния которого якобы должны быть «при каждой фабрике» и таким образом составить «девять десятых социалистического аппарата», «Лига наблюдателей» считала фантастическими, невежественны- ми, детски наивными. Лансируя эту идею, Ленин преследовал ту же цель, что и в пропаганде о якобы охватившем Россию монопо- листическом капитализме. Здесь был все тот же призыв не бояться «нестись на всех парах к социализму», так как в России для этого есть предпосылки, существует такое важное учреждение, как Госу- дарственный банк, и, захватив его (как о том и учил Маркс), можно через него сложить «скелет социалистического общества». По ука- зу Ленина были национализированы все частные банки, городские и губернские кредитные общества, Московский кооперативный банк, сберегательные кассы. Все их функции были сосредоточены в еди- ном Народном банке. Идея Ленина о крупнейшем из крупнейших Государственном банке полностью осуществилась, но никаких «не- слыханных богатств», с помощью которых можно строить здание со- циализма, она не дала. Денежные средства, «денежные знаки», как говорили тогда, дает только печатный станок, в сумасшедшем масшта-
* Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 34. С. 307. Подчеркнуто Лениным. (Примеч. первого ред.)
бе ведущаяся эмиссия, и эти денежные знаки распределяются в хозяй- стве вроде хлеба по карточкам по ассигновкам Народного комиссари- ата финансов. Никаких банковских операций, никакого кредитования и финансирования измышленный Лениным Банк не осуществлял. Он был просто не нужен, и декретом Совнаркома от 19 января 1920 года сей Банк упраздняется. Когда наступает НЭП, в 1921 году сно- ва учреждается Государственный банк, потом Промышленный банк, Сельскохозяйственный банк, Кооперативный банк, Электрокредит, Коммерческий банк и т. д. Но образование и функционирование этих банков совершалось по всем правилам самой обыденной капиталис- тической ортодоксии и не имело ничего общего с фантастической те- орией об Едином банке-Левиафане, изобретенном в революционном хмелю. Эту надуманную идейку жизнь раздавила. Выступая 19 октяб- ря 1921 года на московской губернской партийной конференции, Ле- нин обмолвился следующей фразой: «О Государственном банке у нас в конце 1917г. было написано весьма достаточно вещей, оказавшихся в достаточной степени только исписанной бумагой». Ленин не ука- зал, что именно он-то и был творцом этой зря исписанной бумаги.
ТРЕТЬЯ ИДЕЯ. В статье «Удержат ли большевики государствен- ную власть?», появившейся за две недели до Октябрьской револю- ции, Ленин, без всякого колебания решая положительно этот вопрос, пояснял:
«У нас есть «чудесное средство» сразу, одним ударом удесяте- рить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и распо- лагать не может. Это чудесное дело — привлечение трудящихся, привлечение бедноты к повседневной работе управления государ- ством»*.
«Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управле- ния велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы... к обуче- нию этому делу начали немедленно привлекать всех трудящихся, всю бедноту... Мы сможем сразу привлечь в государственный аппарат миллионов десять, если не двадцать человек, аппарат невиданный ни в одном капиталистическом обществе»". Указывая на черты го- сударственного аппарата в социалистическом обществе, которое он
* Ленин В. И. Полное еобрание сочинений. Т. 34. С. 313. (Примеч. первого ред.) **Тамже. С. 315-316.
хотел видеть установившимся не только в России, а повсюду в мире, Ленин в книге «Государство и революция» писал: «Капиталисти- ческая культура создала крупное производство, фабрики, железные дороги, почту, телефон и пр. и на этой базе громадное большинство функций старой государственной власти так упростилось, может быть сведено к таким простейшим операциям регистрации записи, проверки, что эти функции станут вполне доступными, всем гра- мотным людям»".
К выполнению государственных функций может быть привле- чено «поголовно все население», и «эти функции вполне можно бу- дет выполнять за обычную «заработную плату рабочего», что можно (и должно) отнять у этих функций всякую тень чего-либо привиле- гированного, «начальственного»". У нас, восклицал позднее Ленин, не будет полиции, не будет особой военной касты, у нас нет иного аппарата, кроме сознательного объединения рабочих. Видя в почте образец социалистического хозяйства, Ленин писал:
«Все народное хозяйство, организованное как почта, с тем, чтобы техники, надсмотрщики, бухгалтеры... получали жалова- ние не выше «заработной платы рабочего», под контролем и ру- ководством вооруженного пролетариата — вот наша ближайшая цель»*".
«Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с ра- венством труда и равенством платы»"". «При социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял».
Бессмысленность этой идеи, держа которую в голове Ленин на- чинал Октябрьскую революцию, ему стала, конечно, ясна в первый же год его правления. Члены «Лиги наблюдателей», составляя свой меморандум, не сочли даже нужным доказывать, что нельзя управ- лять государством и хозяйством «всем по очереди». Вместо этого был поставлен другой вопрос: чем объяснить появление ленинской идеи — демагогией или наивным невежеством человека, посто- янно находившегося в подполье и потому совершенно незнакомо- го с жизнью? Часть нашего кружка была склонна видеть в теории
* Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 21. (3-е изд.). С. 399. Курсив автора.
** Там же.
*** Там же. С. 404.
**** Там же. С. 440. (Примеч. первого ред.)
Ленина только демагогию, но тот член кружка, которого я назову «Кассандрой»*, язвительно заметил, что дело тут не в сознательной демагогии, а в полной непродуманности взглядов, идей, постулатов, составляющих основу не только ленинского, а всего социалисти- ческого мировоззрения. Члены «Лиги наблюдателей» считали себя социалистами, и замечание «Кассандры» им было неприятно. Они видели в нем отшатывание от социализма, реакцию на искажающий социализм большевистский эксперимент.
Но замечание «Кассандры» было правильно. Члены «Лиги на- блюдателей», подобно социалистам всех других стран, ясного пред- ставления о том, чем может быть реально в жизни социализм, ко- нечно, не имели. В 1923 году никто из них не представлял себе, что, еще до «наступления социализма», в жизнь может быть проведено, например, социальное законодательство такого рода, которое ныне существует в Англии и во Франции.
ЧЕТВЕРТАЯ ИДЕЯ. «Мы все берем на учет, все национализи- руем»,— с чувством удовлетворения и гордости восклицал Ленин в 1918 году. Тогда действительно шла сплошная национализация всего, что попадало под руку. Национализировались не только круп- ные предприятия «монополистического капитализма», а и самые мелкие. Два члена «Лиги наблюдателей», большие знатоки статис- тики, на одном из наших собраний дали цифры бессмысленно на- ционализированных крошечных предприятий, с двумя или одним рабочим, и ярко нарисовали картину их гибели и также и всего ремесла.
Лишь в 1921 г. Ленин признал, что «мы наэкспроприировали много больше того, чем сумели учесть, контролировать, управлять»**.
«Мы очень много погрешили, слишком далеко зашли по пути национализации торговли и промышленности, по пути закрытия местного оборота. В этом отношении нами было сделано много просто ошибочного, и было бы величайшим преступлением здесь не видеть и не понимать того, что мы меры не соблюли, не знали, как ее соблюсти. Факт несомненный, и его не скрывать в агитации и пропаганде, что мы зашли дальше, чем это теоретически и поли- тически было необходимо».
* См. приложение к этой главе, пункт 8.
** Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 21. С. 61. (Примеч. первого ред.)
Нужно, замечал Ленин, дать некоторую свободу кустарной промышленности, ремеслу, отдать в аренду и возвратить владель- цам небольшие предприятия. Все должно быть пущено в ход, что- бы оживить омертвевшую хозяйственную жизнь. «Это будет луч- ше, чем думать о чистоте коммунизма». Допущением, что наряду с национализированной крупной промышленностью может су- ществовать частный сектор из предприятий мелкой промышлен- ности, вносилась важная поправка в традиционную, постоянно всеми повторяемую формулу, гласящую, что социализм требует «социализации всех средств и орудий производства». Констатируя огромное оживление хозяйственной жизни, принесенное быстро создавшимися новыми и восстановленными старыми мелкими промышленными предприятиями,— а в первую очередь появи- лись хлебопекарни,— «Лига наблюдателей» (речь идет о начале 1923 г.) полагала, что их значение в экономике должно быть те- перь твердо усвоено и поэтому не будет иметь места вторичная попытка уничтожения таких предприятий, тем более что они ни- чем не угрожают положению национализированной промышлен- ности. В этой области, как и в других, убеждение нашего круж- ка было в дальнейшем опрокинуто. В эпоху царства Сталина все частные промышленные предприятия были уничтожены, а куста- ри и ремесленники насильно кооперированы, вернее сказать, ого- сударствл ены.
ПЯТАЯ ИДЕЯ. Октябрьская революция, национализируя всю землю, передала значительную часть помещичьей и частновла- дельческой земли в руки крестьян для ведения на них хозяйства так, как они того хотят. Но Ленин немедленно заявил, что «де- лежка земли хороша лишь для начала. Этого недостаточно. Вы- ход только в общественной обработке земли. Коммуны, артельная обработка, товарищества крестьян — вот где спасение от невыгод мелкого хозяйства». «Общественная обработка земли, дело в де- ревне самое трудное, но в то же время и самое важное, без которо- го освобождение трудящихся быть не может».
Чтобы организовать в сельском хозяйстве коллективные хозяйст- ва {колхозы), декрет 11 июня 1918 г. образует в деревне комитеты бедноты (комбеды)". На них возложена миссия обуздать спекуляцию
* Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1918 № 43. С. 522-524.
кулаков и вызвать к активной политической жизни те слои дерев- ни, которые способны проводить задачи пролетарской социалис- тической революции. Ленин требовал, чтобы комбеды «покрычи всю страну». Их деятельности он придавал огромнейшее значение. С образованием комитетов беднотьг «мы от социализма неустро- енного переходим к истинному социализму». Благодаря комитетам бедноты «мы перешли ту грань, которая отделяет буржуазную ре- волюцию от социалистической. Один переход всех фабрик в руки пролетарского государства не в состоянии был бы закрепить и со- здать основы социалистического общества, если бы в деревне мы не создали себе не общекрестьянской, а действительно пролетарской опоры... Нами теперь сделан величайший шаг к социалистической революции в деревне. Деревенская беднота, сплачиваясь со своими вождями, с городскими рабочими, дает только теперь окончатель- ный и прочный фундамент для действительно социалистического строя. Только теперь образуются те хозяйства, которые планомер- но стремятся к общественной обработке земли в крупном разме- ре. Вот величайший переворот, который привел нас к социализму в деревне. С образованием комитетов деревенской бедноты только теперь социализм перестал быть фразой и становится живым де- лом». «Наша революция подошла вплотную конкретно, практичес- ки,— и в этом ее неистребимая заслуга,— к задачам осуществления социализма». «Идем в последний и решительный бой. Бой против кулаков мы называем последним решительным боем»*.
Если комитеты бедноты привели к созданию социализма в де- ревне и он перестал быть фразой, тогда почему декретом 23 ноября 1918 года, т. е. через пять месяцев после их образования, эти стро- ящие социализм чудесные комитеты бедноты Лениным упраздня- ются? Просто потому,— и мы, жившие тогда в СССР, это прекрасно знали,— комитеты бедноты строили не социализм, а, получив под- держку власти, занимались самым беззастенчивым, разбойничьим грабежом своих соседей по селу. Лично мне деятельность комите- тов бедноты была особенно хорошо известна, так как, например, в Тамбовской губернии во главе комитетов бедноты стоял двоюрод- ный брат моей жены, бывший помещик, превратившийся после Ок- тябрьской революции в яростного и безумного коммуниста.
* Цитировано по памяти. (Примеч. первого ред.)
Узнав и поняв, чем в действительности были комитеты бед- ноты, Ленин с 1919 г. в духе свойственных ему резких импрессио- нистских поворотов выбрасывает свои прежние заявления и отка- зывается от мысли, что нужно проводить в деревне строительство колхозов:
«Вопрос о колхозах не стоит как очередной. Надо опереть- ся на единоличного крестьянина. Он таков и в ближайшее время иным не будет, мечтать о переходе к социализму не приходится. Крестьяне социалистами не являются. Строить наши социалис- тические планы так, как если бы они были социалистами, значит строить на песке, значит не научиться проводить наши начинания в соответствии с той нищей, убогой действительностью, в которой мы находимся. Опыт коллективных хозяйств только показывает, как не надо хозяйничать. Крестьяне — мелкие хозяева, и никакие коллективы, колхозы, коммуны раньше чем через долгий и долгий ряд лет переделать этого не могут. Мелкое производство никаки- ми декретами перевести в крупное нельзя. Нужно постепенно ос- новывать социалистическое общество. Дело переработки мелкого земледельца, всей его психологии и навыков, есть дело, требую- щее поколений. Такое дело может исчисляться не менее чем деся- тилетиями. Мелкобуржуазной стихии, мелких хозяйчиков гораздо больше, чем нас. Они сильнее, чем социалистическое хозяйствен- ное производство. Пока мы живем в мелко-крестьянской стране, для капитализма в России есть более прочная экономическая база, чем для коммунизма».
На основании этих деклараций Ленина «Лига наблюдателей» пришла к выводу, что эксперимент с комитетами бедноты больше уже не повторится и хозяйственное развитие деревни не пойдет по руслу искусственной, насильственной коллективизации, в которую ее ввергали в течение 1918 года.
Приходится и в этом случае констатировать полную ошибоч- ность прогноза «Лиги наблюдателей». Уже через пять лет (в 1928 г.) ее участники могли наблюдать явные признаки, что деревню воз- вращают во времена военного коммунизма, а в 1930 г. варварски и полностью коллективизируют, сгоняя в террористически и насиль- ственно создаваемые колхозы.
ШЕСТАЯ ИДЕЯ. Новая программа, написанная Лениным и принятая VIII съездом партии в марте 1919 года, требовала:
«...неуклонно продолжать замену торговли планомерным, орга- низованным в общегосударственном масштабе, распределением про- дуктов. Целью является организация всего населения в единую сеть потребительных коммун, способных... распределять все необходимые продукты, строго централизуя весь распределительный аппарат»*.
«Наша предыдущая экономическая политика,— пояснял Ленин в 1921 г.,— предполагала, что произойдет непосредственный пе- реход от старой русской экономики к государственному производ- ству и распределению на коммунистических началах))"*.
Этот переход должен быть сделан «велениями пролетарского государства». «При оценке возможного развития мы исходили, я даже не помню исключений, из предположений, не всегда, может быть, открыто выраженных, но всегда молчаливо подразумевае- мых, о непосредственном переходе к социалистическому строи- тельству»***. Значит, уничтожение свободной торговли, закрытие базаров, распределение продуктов по карточкам в строго цент- рализованном порядке,— должно объясняться не только тем, что во время гражданской войны, при падении производства и отсут- ствии товаров, карточная система была лучшим способом обеспе- чить население от голода. К подобным мерам ведь прибегали все страны Европы во время войны. В противоположность им, Ленин и
|