Хлебные запасы и спекулирующей ими»
13 мая 1918 г.
Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырёхлетней войны, продолжает всё более рас- ширяться и обостряться. В то время, как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеют-
ся по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного ещё хлеба урожаев 1916 и 1917 гг. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обес- печенная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучаст- ной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вы- возит хлеб к ссыпным пунктам в расчёте принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продаёт в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам- мешочникам.
Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев дол- жен быть положен конец. Продовольственная практика пред- шествующих лет показала, что срыв твёрдых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недо- ступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти. На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией.
Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их по- лей и на продовольствие их семей до нового урожая.
И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно пос- ле оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены доволь- ствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия.
Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учёте и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил:
1) Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твёрдых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спе- кулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановле- ния в каждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным
комиссариатом продовольствия через местные продовольственные органы.
2) Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедлен- ному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.
3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку,-—врагами народа, предавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10 лет, изгонялись навсегда из общины, всё их имущество подвергалось конфискации, а самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам.
4) В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заяв- ленного к сдаче, согласно пункту 1, хлеб отбирается у него бесплат- но, а причитающаяся по твёрдым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытие излишка, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обще- ству. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продо- вольственным организациям.
Принимая затем во внимание, что борьба с продовольствен- ным кризисом требует применения быстрых и решительных мер, что наиболее плодотворное осуществление этих мер требует, в свою очередь, централизации всех распоряжений продовольст- венного характера в едином учреждении и что таким учреждением является Народный комиссариат продовольствия, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом пре- доставить Народному комиссару продовольствия следующие пол- номочия:
1) Издавать обязательные постановления по продовольственно- му делу, выходящие за обычные пределы компетенции Народного комиссариата продовольствия.
2) Отменять постановления местных продовольственных орга- нов и других организаций и учреждений, противоречащие планам и действиям Народного комиссара продовольствия.
3) Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безо- говорочного и немедленного исполнения распоряжений Народного комиссара продовольствия в связи с продовольственным делом.
4) Применять вооружённую силу в случае оказания противодей- ствия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.
5) Распускать или реорганизовывать продовольственные орга- ны на местах в случае противодействия их распоряжениям Народ- ного комиссара продовольствия.
6) Увольнять, смещать, предавать революционному суду, под- вергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и обще- ственных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения Народного комиссара продовольствия...
Хрестоматия по отечественной истории (1914—1945 гг.) / Под ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. М., 1996. С. 182-184.
Ж» 17. О развёрстке между производящими губерниями
зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению
в распоряжение государства
Декрет Совета Народных Комиссаров
11 января 1919 г.
В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Цент- рального Исполнительного Комитета Советов о хлебной монополии («Собрание узаконений 1918 г.» № 38, ст. 498) и о натуральном на- логе («Собрание узаконений 1918 г.» № 82, ст. 864, и № 99, ст. 1012) устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.
1. Всё количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, развёрсты- вается для отчуждения у населения между производящими гу- берниями.
2. Губернии, на которые распространяется развёрстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчужде- нию в каждой губернии, устанавливаются Народным комиссариа- том продовольствия, в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.
3. В развёрстку зачисляется всё количество семенного и продо- вольственного хлеба, а также зернового фуража, уже заготовленных
продовольственными органами по нарядам Народного комиссариата продовольствия.
4. К развёрстке, установленной Народным комиссариатом про- довольствия, распоряжением губернских продовольственных ко- митетов прибавляется количество хлеба и зернового фуража, необ- ходимого для нужд местного, как городского, так и крестьянского населения, не имеющего в потребной норме своего хлеба.
5. Общие основания развёрстки устанавливаются Народным комиссариатом продовольствия.
6. Всё количество хлеба и зернового фуража, причитающегося на губернию по развёрстке, согласно ст. 4, должно быть отчуждено у населения по установленным твёрдым ценам и поставлено к 15 июня 1919г.
7. 70% всего количества хлеба и фуража, причитающегося на губернию по развёрстке, должно быть поставлено к 1 марта 1919 г.
8. Народному комиссару продовольствия предоставляется пра- во, в зависимости от видов на предстоящий урожай, уменьшать количество, подлежащее допоставке после 1 марта.
9. Сельские хозяева, сдавшие к 1 марта не менее 70% и к 15 июня остальное количество затребованного от них по развёрстке хлеба и зернового фуража, освобождаются от обложения натураль- ным налогом.
10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку при- читающееся на них количество хлебофуража, подвергаются безвоз- мездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запа- сов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.
Примечание. Порядок и право обжалования неправильно- стей развёрстки устанавливается Народным комиссариатом продо- вольствия.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин) Заместитель народного комиссара продовольствия Брюханов Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч- Бруевич
Хрестоматия по истории СССР, 1917—1945 / Сост.: С. И. Дегтев и др. Под ред. Э. М. Щагина. М., 1991. С. 119-120.
JSk 18. «Ко всему крестьянству» Обращение ВЦИК
Марта 1921 г.
Зачем нужна была развёрстка
Трёхлетняя тяжёлая и разорительная война, которую вела Со- ветская власть с царскими генералами, помещиками, с русскими и иностранными капиталистами, закончилась победой рабочих и крестьян. В этой войне мы, благодаря геройству Красной Армии, спасли крестьянскую землю от захвата помещиками, не дали фаб- рикантам вернуться на их фабрики и заводы, не дали иностранным буржуазным государствам лишить Россию независимости и отдать на разграбление её богатства. Война стоила больших расходов и требовала больших жертв от рабочих и крестьян. Особенно тяжёлой была для крестьянства развёрстка на продукты сельского хозяйства, которую должна была ввести Советская власть, чтобы прокормить многомиллионную армию, рабочих железных дорог и важнейших промышленных предприятий.
Советская власть хорошо знала все тяжести развёрстки для крестьян, неравномерность её раскладки и все неудобства её для развития крестьянского хозяйства. Но она стояла твёрдо за развёрст- ку, хорошо понимая, что трудящееся крестьянство скорее простит Советской власти все тяжести развёрстки для победы над врагом, чем отмену развёрстки, купленную ценой победы помещиков, поте- рей земли, разгромом и гибелью Красной армии.
Развёрстка отменяется
Теперь, когда натиск капиталистов и помещиков на Советскую Россию отбит, когда Россия отстояла в войне свою независимость от власти иностранного капитала и с самыми сильными державами мира говорит, как равная с равными, когда могущественная Англия подписала с нами торговый договор, когда мы имеем возможность вернуть к мирному труду половину Красной Армии, когда путём торговли с заграницей можем получить для крестьянства продукты в обмен на часть излишков его хозяйства — теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные
завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановле- нием Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров развёрстка отменяется и вместо неё вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства.
Налог — облегчение крестьянству
Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крес- тьянин мог заранее учесть, какую часть урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полном распоряжении.' Налог должен взиматься без круговой поруки, т. е. должен падать на отдель- ного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не пришлось платить за неаккуратного односельчанина.
По выполнении налога, остающиеся у крестьян излишки пос- тупают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, который будет доставляться в деревню государством из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через коопера- тивы на местных рынках и базарах. Вместе с тем Советская власть не снимает с себя обязанности снабжать необходимыми продукта- ми беднейшее население деревни, которое не будет иметь излишков для обмена.
Налог — мера временная
Отмена хлебной развёрстки и введение вместо неё налога явля- ется большим облегчением для крестьянского населения и вместе с тем укрепит союз рабочих и крестьян, на котором держатся все заво- евания революции. Но крестьянство должно помнить, что эта мера является временной. Лишь страшная нищета и неналаженность тор- говли с заграницей вынуждают Советскую власть брать часть про- дуктов крестьянского хозяйства в виде налога, т. е. без возмещения. По мере того, как будет налаживаться наша промышленность, от успеха которой зависит судьба крестьянского хозяйства, и по мере того, как будет расширяться ввоз из-за границы иностранных това- ров в обмен на наше сырьё, доля падающего на крестьянство нату- рального налога будет уменьшаться. В дальнейшем в строительстве
социалистического хозяйства мы достигнем такого успеха, когда за каждый пуд крестьянского хлеба Советское государство будет да- вать равноценный и нужный деревне продукт.
Дружно за работу!
Приближается время весеннего засева. Всероссийский Цент- ральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров призывают земледельцев России напрячь все силы к тому, чтобы ни одна десятина пашни не осталась незасеянной.
Каждый крестьянин должен теперь знать и твёрдо помнить, что чем больше он земли засеет, тем больше будет тот излишек хле- ба, который останется в его полном распоряжении. Но пусть так- же твёрдо помнит вся рабоче-крестьянская Россия, что Советская власть имеет теперь возможность облегчить тяготы землепашцев только потому, что геройская Красная Армия разогнала врагов тру- дящегося народа и доказала всему миру незыблемость рабоче-крес- тьянского государства. Если бы в стране начались раздоры между рабочими и крестьянами и многочисленными народностями, входя- щими в наш великий трудовой союз, иностранные хищники всегда предпочтут разорвать свои договоры с нами, прекратить торговлю, начать новую войну, чтобы вернуть к власти помещиков и капита- листов и сделать из ослабевшей России лёгкую добычу для своего грабежа и угнетения....
История России, 1917—1940 годы: Хрестоматия / Сост.: В. А. Мазур и др.; Под ред. М. Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993. С. 140-143.
№ 19. «...Борьба коммунистического и частного
хозяйства перенесена на экономическую почву...»
Из постановления DC Всероссийского съезда Советов
28 декабря 1921 г.
...8. Государственным предприятиям и их объединениям долж- на быть гарантирована широкая самостоятельность в области рас- поряжения предоставленными им государством ресурсами, обеспе- чения предприятий сырьём, топливом и подсобными материалами
и т. д., а также право реализации определённой доли продукции в целях пополнения недоданных государством ресурсов...
Считая, что новая экономическая политика в корне отрицает «главкистские» приёмы хозяйствования, необходимо решительно бороться со всеми попытками возрождения этих методов управле- ния промышленностью...
12. Поскольку победа трудящихся обеспечила Советской России хотя бы временный и неустойчивый мир и позволила перейти от во- енного напряжения на внешних и внутренних фронтах к мирному хозяйственному строительству, очередной задачей является водво- рение во всех областях жизни строгих начал революционной закон- ности. Строгая ответственность органов и агентов власти и граждан за нарушение созданных Советской властью законов и защищаемого ею порядка должна идти рядом с усилением гарантии личности и имущества граждан...
13. Так называемая, «новая экономическая политика», основ- ные начала которой были точно определены ещё во время первой «передышки» весной 1918 г., основывается на строгом учёте эко- номических сил Советской России. Осуществление этой политики, прерванное комбинированным нападением на рабоче-крестьянское государство контрреволюционных сил русских помещиков и бур- жуазии и европейского империализма, стало возможным лишь пос- ле военной ликвидации попыток контрреволюции к началу 1921 г. Теперь борьба коммунистического и частного хозяйства перенесе- на на экономическую почву, на рынок, где национализированная промышленность, сосредоточенная в руках рабочего государства, должна, применяясь к условиям рынка и методам состязания на нём, завоевать себе решительное господство.
История России, 1917—1940 годы: Хрестоматия / Сост.: В. А. Мазур и др.; Под ред. М. Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993. С. 145.
№ 20. Авторское резюме записки Г. Я. Сокольникова в комиссию ЦК РКП (б) об основах денежной реформы5
Январь 1924 г
1. Разменные билеты достоинством меньше червонца выпуска- ются казначейством.
2. Их стоимость фиксируется в золоте из расчёта 1 руб. золотом равен 1/10 части червонца.
3. Паритет 1 руб. золотом = 1/10 червонца устанавливается и поддерживается банковски.
4. Эмиссия казначейских билетов ограничивается пределами, нормальными для соотношения в денежном обороте денег крупных (до 1 червонца включительно) и денег разменных (менее 1 червон- ца). Это соотношение фиксируется в законе как 2/3 и 1/3.
5. Казначейские билеты первоначально вводятся в обращение в порядке убывающей величины купюр преимущественно в поряд- ке размена червонцев в банках на казначейские билеты.
6. Для обслуживания мелкого оборота от 1 руб. и меньше вы- пускается в обращение серебро с установлением легального парите- та — 1 руб. золотом равен 1 руб. серебром.
7. Серебряные деньги выпускаются в порядке возрастающей величины достоинства, т. е. сначала группа в 10-20 коп., затем мо- неты в 50 коп., в последнюю очередь монеты в 1 руб.
8. Общая сумма серебра, подлежащая выпуску в обращение до 1 января 1925 г., устанавливается минимально в 100 млн руб. В случае технических затруднений с чеканкой в пределах этой сум- мы могут быть выпущены боны, подлежащие после 1 января 1925 г. обмену на серебро по предъявлении.
9. Для обслуживания мельчайшего оборота выпускается билон- ная монета от 5 до 1 коп., первоначально заменяемая бонами.
10. Эмиссия совзнаков начинает свёртываться немедленно по выпуске в обращение казначейских билетов. Она останавливается окончательно после того, как в обращение будет выпущено казна- чейских билетов на сумму 25-30 млн руб. (что исключает опасность разменного кризиса).
11. Выкупной курс совзнака фиксируется после начала выпуска серебра немедленно, как только розничные вольные цены начнут переходить на серебряное исчисление.
12. Выкуп совзнаков происходит в двух видах: 1) невыпуск об- ратно из касс НКФ и других совзнаков, поступивших в платёж по налогам, перевозкам, в сберкассы и т. п., с производством платежей этими кассами в новой валюте; 2) прямой обмен совзнаков, предъ- являемых населением, на новую по выкупному курсу. Первая форма выкупа может производиться и до установления твёрдого выкупно- го курса.
13. Товарный рубль, как платёжная единица, упраздняется. За- конную силу имеют только договоры и сделки, писанные на золото (червонцы).
14. Выпуск серебра и казначейских билетов на покрытие бюджетного дефицита не может превышать норму, установленную в 15 млн руб. в месяц.
15. Регулирование рыночных цен проводится как мерами уста- новления предельных цен, так и путём комбинированных меропри- ятий торговых и производственных органов, направленных к стаби- лизации нормальных цен.
Хрестоматия по отечественной истории, (1914—1945 гг.) / Под ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. М., 1996. С. 290-291.
№ 21. «... Твёрдые цены явятся мостом
между городом и деревней»
Из интервью Г. Я. Сокольникова
1 февраля 1924 г.
Наиболее крупными финансовыми мероприятиями текуще- го года явятся денежная реформа и перевод единого сельскохозяй- ственного налога на деньги. Обе эти меры теснейшим образом свя- заны одна с другой. Отказа от взимания в деревне налога натурой настоятельно требуют интересы развития как крестьянского, так и всего народного хозяйства. Для крестьянского хозяйства перевод нало- га на деньги обозначает полную свободу в выборе наиболее выгодных способов для уплаты налога. Крестьянин, не будучи обязан давать налог хлебом, может преимущественно направлять своё хозяйство в сторону развития таких культур, которые по условиям рынка дают наибольшие доходы, или же может собрать необходимые для уплаты налога средс- тва путём подсобных промыслов, отхожих заработков. Наконец, совер-
шенно отпадут все затраты, которые связаны были с приёмкой нату- ральных взносов, трения и недоразумения на почве кондиционности и проч. Уже осенью этого года (1923 г.— Ред.) крестьянство широко использовало возможность уплаты налога вместо натуры деньгами, так что доля натуры составляет в налоге прошлого года не более 1/5. Однако внесение налога деньгами было сопряжено для крестьянства с большими неудобствами вследствие неустойчивых денег — совет- ских знаков, которыми, главным образом, уплачивался налог. На па- дении курса девег теряли и крестьянство, и советское государство. Создание устойчивых денег, таким образом, получает характер неот- ложной необходимости. В свою очередь действительное проведение денежной реформы позволяет совершенно твёрдо перевести весь на- лог на деньги. Переход к твёрдым деньгам был начат выпуском чер- вонцев, но это было частичным решением вопроса. Теперь Советское правительство считает возможным сделать дальнейший шаг — вы- пустить в обращение также и мелкие устойчивые деньги, идя, таким образом, навстречу насущнейшим интересам крестьянских и рабочих масс. Проведение денежной реформы должно было быть проведено с большой осторожностью и по частям, т. к. в противном случае цель реформы, т. е. создание твёрдых денег, не была бы достигнута и, на- оборот, только поколеблено было бы положение червонца.
В настоящее время можно рассчитывать, что бюджетный дефи- цит, который потребуется покрыть путём выпуска денег, не будет настолько значителен, чтобы покрытие указанным путём могло по- колебать устойчивость твёрдой валюты...
Выпуск устойчивых денег можно будет начать в недалёком бу- дущем. Предположено выпустить билеты достоинством в 3, 5 и 1 рубль золотом. Банки будут беспрепятственно обменивать червон- цы на эти твёрдые разменные деньги и обратно.
Эмиссия сов. знаков, по всей вероятности, в марте уже произво- диться не будет, а советские знаки, которые к тому времени останут- ся в обращении, будут выкуплены по твёрдому курсу...
Эта денежная реформа явится переломным пунктом в нашем хо- зяйственном развитии. Несомненно, что падающая валюта являлась огромным тормозом для развития нашего хозяйства и что эмисси- онные налоги являются худшим видом налогов. В настоящее время, когда построен реальный бюджет, когда организована правиль- ная система налогов и доходов, эмиссионный налог, извлекаемый
государством от падения стоимости денег, должен быть исключён из финансового арсенала Советского государства.
Рабочие при устойчивых деньгах получат устойчивый зарабо- ток, не снижающийся вследствие падения курса рубля. Крестьян- ство получит возможность за продаваемую продукцию получить надёжные деньги и хранить их, не опасаясь обесценивания. Дере- венский оборот в особенности выиграет от устойчивых денег. Цены городских товаров в деревне понизятся, так как теперь одной из причин повышения их является включение деревенскими лавочни- ками в цену товара добавочной страховки от падения курса денег. Государственная торговля и кооперация также смогут понизить свои цены и установить более правильную калькуляцию, не спутывае- мую падением ценности денег. Несомненно, что вследствие облег- чения торгового оборота увеличится подвоз продуктов из деревни в город, и на городских рынках цены также примут более правильное выражение. Словом, твёрдые цены явятся мостом между городом и деревней...
Эта денежная реформа, несомненно, благоприятно отразится и на нашем международном положении...
История России, 1917—1940 годы: Хрестоматия / Сост.: В. А. Мазур и др.; Под ред. М. Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993. С. 148-149.
№ 22. Б. Д. Бруцкус6. О причинах свёртывания НЭПа
1934 г.
Существо изменений, предлагаемых нэпом,— восстановление рынка, т. е. горизонтальных связей между предприятиями, что в предшествующий период было запрещено в пользу одного всеох- ватного социалистического предприятия. В то же время планиро- валось допустить содействие частной хозяйственной деятельности. Период военного коммунизма дал свидетельство от противного в пользу рыночной экономики. Нэп же — позитивное доказатель- ство её преимуществ. Несмотря на голод и всё ещё примитивную организацию рынка, признаки оживления можно было наблюдать сразу же после объявления нэпа. Всё это производит впечатление на коммунистов. Советское правительство стремится восстано- вить некоторые институты капиталистического общества. В связи
с этим у многих возникает ошибочное представление, что пробле- ма построения социалистической экономики тем самым решена. В действительности же она была далеко не решена. Уже в марте 1922 г., через год после объявления нэпа, Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т. е. в её централизованных секторах. В руках советского правительства всё ещё оставались крупная промышленность, транспорт, реконстру- ированная кредитная система и внешняя торговля. Правительство учредило также торговые организации, особо имея в виду закупки сельскохозяйственных продуктов. Были восстановлены кооперати- вы, и они тоже оставались под контролем советского государства, образуя лишь особую форму государственных предприятий. Все эти организации освоили определённые формы капиталистических организаций. Но этому факту не следует приписывать никакого ре- шающего значения. Национализированные предприятия выполняли определённые задачи, поставленные им коммунистическим госу- дарством, и их деятельность определялась не перспективой полу- чения максимально возможной прибыли, но, главным образом, по- литическими соображениями. Их независимость оставалась крайне ограниченной. По сути они проявляли скорее бюрократические, чем капиталистические характеристики. Формально свободные взаимо- связи между ними... устанавливались на рынке. Вся система нэпа рассматривалась Лениным как долгосрочное предприятие. По его представлениям будущее советской экономической жизни зависело от того, попадёт ли социалистический сектор в зависимость к част- ному или, наоборот, подчинит его.
Хотя ситуация, в которой находились малые частные предпри- ятия, никак не была благоприятной с точки зрения конкуренции с крупными и во всех других аспектах привилегированными госу- дарственными предприятиями, тем не менее, они выказывали ог- ромную живучесть, успешно конкурируя с последними. Изменения в экономической сфере последовали со всей возможной быстротой. Это позволило Ленину отказаться от каких бы то ни было уступок в политической сфере. Всевластие лидеров партии, возникшее во ■• время гражданской войны, всевластие, для которого система Сове- I тов служила лишь маскировкой, осталось нетронутым. В этом все- властии, по Ленину, была реализована «диктатура пролетариата»...
Когда правительственная власть имеет такую природу, способность конкурировать в экономической жизни не могла иметь решающего значения для будущего частных предприятий. Даже когда в конце 1922 г. был опубликован Гражданский Кодекс, который можно было интерпретировать очень свободно, частное предпринимательство осталось без защиты против всесилия коммунистических властей. Именно отсюда шла угроза системе нэпа: её разрушение произош- ло скорее, чем Ленин ожидал. Отсутствие юридической, правовой безопасности частного сектора обнаружилась в конце 1923 г. Внут- ри партии формируется оппозиционное движение, во главе кото- рого стоит Троцкий, после того как заболел Ленин, он становится ведущей фигурой в партии. Признавая экономический прогресс, имевший место при нэпе, Троцкий полагал, однако, что такая по- литика угрожает будущему социализма. Он указывает, что растёт влияние крестьянства, что возникает класс крестьян, имеющих круп- ные хозяйства, который угрожает Советской власти. На крестьянство, таким образом, должно быть оказано сильное давление. Эта точка зрения противоречила идее союза между рабочими и крестьянами, на котором, в соответствии с ленинскими представлениями, основы- валось ближайшее будущее советского государства. Оппозиция была подавлена, и Троцкий замолчал. И тем не менее, его агитация оказа- ла влияние на политику партии. В начале 1924 г. была конфискована значительная доля частного капитала, накопленного за три года пос- ле объявления новой экономической политики. Частникам запретили продавать продукцию крупной промышленности. Их место заняли громоздкие кооперативные общества, находящиеся под контролем го- сударства. Был принят ряд мер против зажиточных крестьян. И тем не менее, прокрестьянские настроения в партии такими мерами не были преодолены. В мае 1925 г. на Всесоюзном съезде Советов либеральная политика празднует свои самые большие победы в том, что касается крестьянства. Представлялось, что крестьяне отдадут свой урожай правительству по самой низкой цене. Искали даже возможность ула- дить отношения с зажиточными крестьянами. В то же время Бухарин, теоретик партии, призвал «обогащаться». Как потом иронически отзы- вались оппозиционеры, в то время некоторые верили в мирное враста- ние кулака в социализм.
«Командные высоты» экономической жизни должны были фор- мировать основы социалистической структуры. Так как государст-
венные предприятия не были капиталистическими, они не могли функционировать без плана. Как монополистические организации они обнаруживают склонность запрашивать слишком большую цену за свою продукцию. Но поскольку руководство таких предпри- ятий не было заинтересовано в их прибыльности, у него также нет особых стимулов к поиску способов снижения издержек. К каким результатам может привести такое положение, показал серьёзный кризис перепроизводства в крупной промышленности в начале 1924 г., когда её производство едва достигло трети предвоенного уровня. Одна из его причин — тяжёлые потери крестьянства от ин- фляции осенью 1923 г. Стабилизировав денежный курс в феврале 1924 г., советское правительство устранило эту причину кризиса. Но осталась другая причина — слишком высокие цены на промыш- ленные товары. В октябре 1923 г. индекс оптовых цен промышлен- ных товаров составлял 2,757 к 1913 г., в то время как для сельскохо- зяйственных продуктов — только 0,888. Их отношение составляет, следовательно, 3 к 10. В таких обстоятельствах крестьяне желали иметь дела не с крупной промышленностью, а с мелкими частными предприятиями. Когда последние не предлагали необходимых то- варов, хозяйства оставались автаркическими. Не было оснований ожидать, что неуклюжая национализированная промышленность существенно снизит цены. Правительство должно было вмешать- ся. Этот и аналогичные ему эпизоды ясно показывают, что монопо- листические государственные предприятия без руководства сверху не способны выполнять свою работу. Правительство должно при- сматривать за ними, определять цены на их продукцию и таким образом заставлять их снижать издержки производства. В то время как буржуазные правительства ограничиваются планированием своего бюджета, для советского правительства стало привычным делом санкционировать многочисленные планы наиболее важных отраслей промышленности. По необходимости вскоре рождается идея генерального экономического плана, без которого различные индивидуальные планы могут противоречить друг другу. Новая экономическая политика, следовательно, никоим образом не уст- раняла проблему генерального экономического плана. Напротив, она создала условия, в которых эта проблема, как никогда раньше, серьёзно ставилась в повестку дня. Летом 1925 г. Госплан впер- вые публикует наброски генерального плана. Это событие имело
решающее значение для дальнейшего развития советской эконо- мики.
Госплан, в котором лидирующую роль тогда играли беспар- тийные эксперты, ставил перед собой скромную цель. Разрабаты- ваемые им контрольные цифры не должны были подменять планы отраслей: последние должны были принимать во внимание эти кон- трольные цифры при разработке своих планов, чтобы не вступать в противоречие с генеральной линией развития. Основная цель кон- трольных цифр — дать прогноз развития частного сектора и осо- бенно крупных крестьянских хозяйств, прогрессу которых Госплан не имел желания препятствовать. Обеспечение равновесия спроса и предложения на рынке и сохранение на рынке свободных связей частного и социалистического секторов общества рассматривалось Госпланом как наиболее важная задача в области экономического управления.
Однако Госплан в своей деятельности подвергался давлению правящей партии. Её цель состояла в быстром восстановлении и рас- ширении промышленности. Средства для этого должны были дать крестьяне. Они должны были обеспечить, в обильном количестве и по низкой цене, промышленных рабочих продуктами питания, фаб- рики и заводы — сырьём; кроме того, они должны были отдавать из- лишки продуктов, особенно зерна, для экспорта, так как для восста- новления промышленности был необходим импорт значительного количества оборудования и сырья. Госплан, основывая свои расчё- ты на опыте 1923/1924 г., когда цены были ещё устойчивыми, был чересчур оптимистичен относительно возможности закупок зерна по низким ценам. В 1923/1924 г. советскому правительству удалось закупить зерно у крестьян по ценам в 2-3 раза более низким, чем довоенные, в количестве 2,7 млн т, достаточно для экспорта с высо- кой прибылью, после того как были полностью удовлетворены всё ещё скромные запросы внутреннего рынка. Верно, что с 1924/1925 г. правительство не смогло повторить свои дешёвые закупки зерна и экспортировать значительное его количество, как оно надеялось сделать. Этот факт рассматривался как случайный и приписывался плохому урожаю 1924 г. В 1925 г. ожидался превосходный урожай, и Госплан надеялся, что на зерновом рынке возникнет ситуация, ана- логичная ситуации 1923/1924 г. Государственные торговые организа- ции готовились покупать зерно по ценам ниже довоенных.
Из-за значительного прогресса свободной торговли этим на- деждам не суждено было осуществиться. Торговые организации вынуждены были покупать зерно по несколько более высоким ценам, чем довоенные (индекс 118,9 к 1913 г.). Вместо заплани- рованных 13 млн т оказалось возможным закупить лишь 9,6; экспорт составил 2,1 млн т вместо 5-6 ожидаемых, т.е. меньше, чем в 1923/1924 г. Несмотря на давление, оказываемое мощными государственными организациями на зерновой рынок, их моно- польный контроль оказался недостаточным, чтобы диктовать цену крестьянам. Но даже по таким ценам крестьяне получили пример- но на 40% меньше, чем перед войной, в пересчёте на промышлен- ные продукты.
Эта частная неудача создаёт трудности для советского прави- тельства. Снова в партии набирает силу левая оппозиция. Вся ле- нинская старая гвардия, интеллектуалы, приходят к соглашению с Троцким. Оппозиция подавляется Сталиным, всё больше подчиня- ющим себе пар
|