Как выжить С клеймом банкрота.
Неопределённость статуса Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе Рос- сии (с одной стороны — «федеральной», с другой — «управление при...») приводит к отсутствию контроля за его деятельностью и к негативным последствиям для экономически целесообразных пре- образований отношений собственности.
•■•• ■ В 1995 г. Законом о федеральном бюджете ФУДН выделе- но 800 млрд рублей на проведение санации и перепрофилирование убыточных предприятий. Однако механизма распоряжения этими средствами управление не разработало.
Поэтому по состоянию на 15.11.95 реальная санация неплате- жеспособных предприятий не проводилась.
Какие же предприятия ФУДН признал неплатёжеспособны- ми? Всего их 1035, в том числе: 275 — Минсельхозпрома, 261 — Госкомоборонпрома, 186 — Минтопэнерго, 121 — Минтранса, 100 — Госкомпрома. Фактически 76 процентов банкротов относятся к 5 стратегическим отраслям промышленности.
Комиссия провела анализ документов в части наукоёмких и вы- сокотехнологичных производств департамента авиационной про- мышленности.
За проверяемый период акт о неплатежеспособности предъяв- лен 41 предприятию, в числе которых крупнейшие авиационные, моторостроительные, агрегатные, приборостроительные заводы и научные учреждения. Среди них уникальные предприятия ВПК.
Одна из основных причин их кризисного состояния — непо- ступление средств за выполненный госзаказ.
Непринятие своевременных мер по финансовой поддержке от- дельных предприятий приводит к разрушению единых технологи- ческих комплексов авиационной промышленности.
Из доклада следует, что ФУДН не обеспокоен подготовкой кадров, способных к принятию подобных мер, хотя средства для их подготовки управлению были выделены.
Выборочный анализ состава приступивших к исполнению обя- занностей антикризисных управляющих показал, что из 125 чел. аттестовано 7, не прошли аттестацию - 46, а 72 - не прошли спе- циальную подготовку. Учитывая режимную специфику своих пред- приятий, Госкомоборонпром (ГОП) представлял в ФУДН списки кандидатов для подготовки антикризисных управляющих, однако эти специалисты обучены не были. В результате на 5 предприяти- ях ГОП внешнее управление не реализовано из-за отсутствия уп- равляющих, трое приступили к работе без сертификата Госкомо- боронпрома на право управления, а арбитражным управляющим АО «АВИС» (г. Самара), одного из важнейших предприятий во- енного авиастроения, назначен член правления «АвтоВАЗбанка»
Л. Хасис. Это не способствует соблюдению режимности предпри- ятия, сохранению государственной тайны и служб, обеспечиваю- щих противодействие иностранным разведкам.
В период июнь—август 1995 г. Фонд через Федеральный Фонд Корпорации организовывал аукционы по продаже принадлежащих государству акций.
Для компенсации средств, недополученных в 1995 г. от продажи акций запланированных предприятий и выполнения установленных бюджетных заданий, ГКИ инициировал продажу наиболее высоко- рентабельных предприятий топливно-энергетического и химическо- го комплексов, объектов морского и воздушного транспорта, газово- го хозяйства, лесной и лесоперерабатывающей промышленности.
Основной особенностью приватизации и состояния отношений собственности в России в докладе называются беспрецедентно вы- сокие темпы и масштабы разгосударствления предприятий, числен- ность занятых на них людей и значимость приватизированных пред- приятий в производстве внутреннего валового продукта (ВВП).
По данным Российского статистического ежегодника, общее число приватизированных предприятий на конец 1995 года состав- ляло 57 процентов от общего числа юридических лиц. На пред- приятиях негосударственной формы собственности работало на этот период 62 процента занятого населения.
По отдельным отраслям промышленности уровень разгосу- дарствления и приватизации достигает 90 и более процентов.
Так, по предприятиям машиностроительного комплекса в ак- ционерные общества преобразованы 89,8 процента всех предпри- ятий и организаций, в том числе: автомобилестроении — 92 про- цента, сельхозмашиностроении — 94,2 процента, приборостроении — 85,1 процента, станкостроении — 92,7 процента, строительно- дорожном машиностроении — 88,1 процента, тяжелом и транспор- тном машиностроении — 85,3 процента, химическом и нефтяном машиностроении ■— 91,9 процента.
Относительный уровень приватизации малых предприятий выше уровня приватизации в целом по народному хозяйству, осо- бенно в сфере торговли и общественного питания.
Другая особенность российской приватизации состоит в том, что достаточно большая доля собственности сохраняется под контро- лем государства. Это связано с преимущественным проведением
приватизации путём преобразования государственных предприятий в акционерные общества, что имеет свои минусы. Такие, например, как распыление значительной доли госсобственности по многим прива- тизированным комплексам.
Следующий момент — низкий уровень учётной и статистичес- кой работы, отсюда—слабый контроль за процессами преобразова- ний отношений собственности и использованием государственной, собственности.
В статистической отчётности приводятся данные главным об- разом о количественных показателях приватизации. При этом они часто несопоставимы, поскольку в ходе реорганизации форм собс- твенности число юридических лиц менялось. Материалов, позво- ляющих оценить эффективность и действенность преобразований собственности, не приводится. Фрагментарно публикуемые в этой связи материалы обычно несопоставимы, противоречивы, исполь- зуют различные базовые показатели для сопоставлений.
Отсутствует единый реестр государственной собственности, особенно в части акций, паев и долей, принадлежащих государ- ству. Действующие базы данных имеют низкий уровень наполне- ния и неактуализированы.
Реальной целью приватизации являлось «временное мас- совое перераспределение и закрепление прав частной собс- твенности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов в расчёте на последующие трансакции в пользу действительных эффективных ответственных собственников». Не случайно ни одна из формально провозглашённых целей приватизации, связанных с перестройкой экономики, в настоя- щее время не достигнута.
В соответствии с реальной целью приватизации, на её первом этапе гражданам России были выданы приватизационные чеки, имеющие смысл свидетельства прав собственности. В условиях высокой инфляции через обращение фондовых ценностей, вклю- чая скупку акций у работников предприятий через короткое время они должны были сконцентрироваться в руках немногих.
Обследование 456 крупных АО показало, что:
- доля трудовых коллективов, владевших более 50 процентами акций, после реализации плана приватизации снизилось с 83,2 про- цента до 63 процентов;
■ - доля администрации предприятий с пакетами акций более 10 процентов увеличилась с 9 процентов до 20 процентов;
- доля АО, где крупные инвесторы владеют более 10 процен- тами акций, составляла 72 процента, в том числе крупные внешние инвесторы овладели более 51 процентом акций АООТ на 8 процен- тах предприятий.
Таким образом, рядовые акционеры отстраняются от управле- ния предприятием, а узкий круг собственников владеет крупными пакетами акций.
По мнению западных экспертов, «...приватизация не вне- сла ожидаемых изменений в жизнь предприятий, не оправдала надежд населения и теряет политическую поддержку» (Эконо- мические обзоры ОЭСР РФ 1995 г.). Согласно опросам ВЦИОМ, для тех, кто считает, что приватизация пользу их предприятию и личную выгоду постоянно снижает (апрель 1993 г.— 26 про- центов и 21 процент; декабрь 1994 г.— 12 процентов и 14 про- центов. Данные по 1995 году отсутствуют).
Права на собственность экономически реализуются через учас- тие в управлении акционерным обществом, получении дивидендов и продажу акций.
В период чековой приватизации рыночная цена приватизаци- онного чека не превышала 40 тысяч рублей. Средний курс чековых аукционов составлял 2,2 тысячерублёвых акций на один ваучер, то есть в 4,5 раза ниже его номинала.
Очевидно, что, имея несколько акций, влиять на процесс управ- ления АО невозможно. Таким образом, положение работников пред- приятия по отношению к его производству и управлению в лучшую сторону не изменилось.
С другой стороны, в условиях углубляющегося спада производ- ства, кризиса неплатежей и общей убыточности приватизированных предприятий возможность получения дивидендов ничтожна.
К концу чековой приватизации ЧИФы, призванные обеспечить рыночную переориентацию наименее социально активных слоев населения, аккумулировали около 1/3 чеков. Подавляющее их боль- шинство оказались низкодоходными или убыточными. По итогам 1994 г. дивиденды выплатили только 136 из 646 фондов.
Первоначально предполагалось, что основными собствен- никами бывших госпредприятий станут негосударственные
коммерческие организации и иностранные инвесторы. Анализ, проведённый сотрудниками Экспертного института, показал, что случаи приобретения коммерческими структурами крупных пакетов акций приватизированных предприятий единичны. Как правило, это касается либо крупных предприятий торговли, либо предприятий ТЭК и сырьевых отраслей.
Приобретение крупных пакетов акций осуществлялось также с целью их последующей перепродажи и получения разницы меж- ду реальной стоимостью акций и стоимостью, определённой в ходе приватизации.
По итогам первого этапа приватизации подавляющее боль- шинство приватизируемых предприятий перешло в руки их трудовых коллективов и чековых инвестиционных фондов, за- интересованных, как правило, не в развитии предприятий, а в получении сиюминутных финансовых выгод. При этом пред- приятие не только не получает эффективного собственника, но и сталкивается с оттоком инвестиций — средства направляются на выкуп акций в пользу администрации.
В настоящее время идёт процесс вторичного перераспределе- ния прав собственности, в результате которого по замыслу орга- низаторов приватизации должен сформироваться стратегический собственник.
Процесс идёт по нескольким направлениям:
1) концентрация в руках руководителей предприятий или под их контролем достаточно крупных пакетов акций;
2) скупка акций коммерческими структурами для последующей их перепродажи или установления контроля над финансовыми по- токами предприятий.
Приватизация не способствовала усилению социальной защи- щённости и развитию объектов инфраструктуры, а скорее привела к их разрушению.
Средства от приватизации на развитие объектов социальной ин- фраструктуры практически не поступают. Предприятия и местные власти в силу понятных причин от них отказываются. Поэтому их за бесценок приобретают предпринимательские структуры в целях последующего перепрофилирования.
Незащищённости населения способствует банкротство и лик- видация предприятий.
Закрытие даже небольшого числа предприятий может заблоки- ровать целые вертикальные производственные структуры, что чре- вато тяжёлыми последствиями для всей экономики. Их невозможно сразу заменить другими с более высоким уровнем эффективности.
Во-вторых, на предприятиях-монополистах, как правило, ра- ботают специалисты высокой уникальной квалификации, которым непросто найти применение на других предприятиях.
Не произошло провозглашённого повышения эффективности деятельности предприятий и национальной экономики в целом. Макроэкономические показатели экономики ухудшились в беспре- цедентных размерах.
По сравнению с 1991 г. в середине 1995 г. ВВП сократился в 2 раза, промышленное производство до 51 процента, продукция ма- шиностроения на 65 процентов. О переломе негативных тенденций, переходе экономики из фазы кризиса в фазу депрессии говорят два индикатора — рост инвестиций и рост фондового индекса. Послед- ние два года эти показатели стабильно и значительно ухудшаются. В 1995 г. общий объём инвестиций составил 82 процента к 1994 г. В течение года рыночная капитализация акций снизилась с 43 млрд долл. до 20, а индекс Moskou Times упал на 50 пунктов. Можно уве- ренно прогнозировать дальнейший спад производства, после почти 2 лет создания критической массы негосударственного сектора.
Причины этого многофакторны. Приватизация способствовала:
- дроблению единых технологических комплексов и разрыву кооперационных связей, в частности разрушению системы управ- ления и поддержки предприятий стратегического комплекса, науч- но-технической сферы (в силу их неготовности к рыночной деятель- ности это резко дестабилизировало обстановку, вызвало глубокий, до 70-80 процентов, спад производства);
- форсированной регионализации федеральной собственности и нарушению отраслевых и межотраслевых связей;
- навязыванию предприятиям со стоимостью основных фондов выше 20 млн руб. как единственной формы приватизации АООТ.
Поэтому имеются основания утверждать, что пиковое падение промышленного производства на средних и крупных предприятиях до 26 процентов в 1994 году коррелирует с пиковыми показателями приватизации промышленных предприятий во второй половине 1993 пив течение 1994 года.
В результате приватизации серьёзный ущерб нанесён наукоём- ким и высококооперированным производствам, в частности, мор- скому и авиационному транспорту страны. Недопустимая раздроб- ленность предприятий этих отраслей привела к резкому снижению их безопасности, управляемости и бесперебойности эксплуатации. Например, в настоящее время в гражданской авиации существует около 400 авиаэксплуатантов. Их них 6 обеспечивают 40 процентов услуг, 20 являются жизнеспособными и остальные имеют на балан- се 1-3 самолёта.
Последствием этого для транспортников является массовая не- платёжеспособность, невозможность ремонта и обновления техни- ки, резкое снижение объёмов и безопасности полётов, для аэропор- тов — отсутствие средств на содержание и профилактику, включая наземные службы навигации, аварийно-спасательные и др., а для промышленности — отсутствие закупок и заказов.
По сравнению с 1991 г. объём перевозок 1995 г. уменьшился вдвое.
С 1992 г. по 1994 г. число погибших на 1 млн перевезённых пассажиров увеличилось почти в 5 раз, износ самолётного пар- ка достиг 70 процентов.
Из 1302 аэропортов в 1991 г. к середине 1995 г. осталось 875.
В состоянии стагнации находятся высокотехнологичные и на- укоёмкие производства, традиционно для нашей страны сосредо- точенные на предприятиях военно-промышленного комплекса. Их приватизация по типовой схеме приводит к массовой утечке новей- ших высоких технологий, уникальных научно-технических дости- жений практически даром на Запад.
Как правило, при акционировании этих предприятий их НИИ, КБ, научно-технические центры, опытные и экспериментальные производства приватизируются отдельно. Из-за разрыва связей между научными и опытно-экспериментальными производствами отраслевая наука уничтожается или начинает работать на другие страны.
В целом Запад приобрёл в России столь большой объём новых технологий, что НАТО учредило для их обработки спе- циальную программу «Информационно-технологическая сов- местимость информационных технологий и глобальных сетей
стран блока и стран Восточной Европы». В рамках данной про- граммы организуется приглашение российских специалистов для классификации в соответствии с евростандартами полу- ченных из России технологий и формирования предложений по их применению (совместное письмо Службы внешней разведки РФ и ФСБ от 26.08.94 № 151/9-17434 «О тенденциях в политике Запада в отношении российского ВПК»).
Отдельно приватизированы НТЦ АО «ЗИЛ» и «ЛИАЗ», опытные заводы ВИСХома и НИИтранссельхозмаша, 11 опыт- ных заводов автомобильной промышленности и др.
Инфляционные процессы, несовершенство таможенных барье- ров и ряд других причин привели к тому, что большинство отечест- венных предприятий с изношенным оборудованием и устаревшими технологиями оказались не в состоянии конкурировать с высокоэф- фективным западным производством. В результате российские про- изводители почти полностью утратили собственный рынок товаров народного потребления. На сегодня потребительская корзина кашей страны в основном наполняется за её рубежами. Монополизация при этом превратно толковалась только в пределах внутреннего рынка.
С другой стороны, отсутствие эффективного контроля за опера- циями на рынке ценных бумаг способствует формированию новых монополистов, и, возможно, неотечественного происхождения.
|