Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние модернизации на формирование семьиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Один из феноменов индустриальной цивилизации — продолжающееся ослабление роли семьи, рост числа разводов, бездетных и малодетных семей. С 1970 по 1988 г. в США количество браков на 1000 человек населения уменьшилось с 10,6 до 9,7, а разводов увеличилось с 3,5 до 4,8; в Великобритании — соответственно с 8,5 до 6,7 и с 1,2 до 3,0; во Франции — с 7,8 до 4,9 и с 0,8 до 1,9. В развивающихся странах, особенно мусульманских, эти тенденции просматриваются гораздо менее отчетливо, многодетная семья остается нравственным идеалом, женщины в малой степени вовлечены в общественное воспроизводство вне семьи, получают гораздо более низкий уровень образования. Семья в каждый конкретный период времени представляется достаточно устойчивым образованием, но, на самом деле, структура и функции семьи претерпевают серьезные изменения в процессе модернизации. Семья является объединением людей, основанном на браке или кровном родстве, связанном общностью быта и взаимной ответственностью. Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры и выполняя многие социальные функции, играет ничем не заменимую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека. Семья, как известно, первичная социальная ячейка общества. Именно в семье начинается социализации человека. Основой семьи служит брак между мужчиной и женщиной, а также рожденные ими дети. В свою очередь и муж, и жена связаны кровным родством с родителями, братьями и сестрами и другими родственниками. Членов семьи объединяет общность быта, взаимная моральная ответственность и поддержка. Обычно семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, берет на себя заботу о малолетних, престарелых и больных. Она создает условия для социализации детей и молодежи. В идеале семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности людей друг к другу. Заметную роль в нормальном функционировании семьи должны играть семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семьи всегда формировались в реальных исторических и природных условиях, которые накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность людей вообще и семьи в частности. По-разному складывались семейно-производственные отношения на Крайнем Севере и в жарких пустынях, у земледельцев средней полосы России и скотоводов степей Причерноморья. Многие религиозные догмы, обряды и народные обычаи, связанные с семьей и браком, зависели от конкретных условий и имели важное практическое значение.
Формирование семей во многом зависит от демографической ситуации. Диспропорция полов, возникающая, например, после кровопролитных войн, приводит к появлению большого числа одиноких женщин, так как для них не оказалось брачных партнеров. После Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. в России на 1000 мужчин в возрасте 20—49 лет приходилось 1614 женщин того же возраста. В исламском мире в результате особенностей военной организации и гибели воинов сложился институт многоженства, освященный религией. Понятно, что и возрастная структура населения влияет на формирование семей и их количество. Тесно связаны между собой такие факторы, как исторический фон, религия, местные обычаи. На протяжении веков у разных народов складывалось свое представление о нормах семейной жизни. Российский «Домострой», мусульманский Шариат, иудаистский Талмуд — яркие образцы свода правил семейной жизни. У всех народов запрещены браки между близкими родственниками. Практически во всех религиозных конфессиях в жесткой или более мягкой форме существуют запреты на браки с иноверцами. Во многих местах они действуют до сих пор. В нерелигиозных семьях эти запреты действуют в виде принятых обычаев. Чрезвычайно важным элементом среды обитания человека, влияющим на формирование семьи и ее жизнедеятельность, служит уровень урбанизации. Жизнь в городах резко меняет сложившиеся у людей социально-психологические установки, снижает или полностью нивелирует многие нормы поведения и следование обычаям. В городе, как и в сельской местности, семья играет определяющую роль в жизни людей, но между современными городскими и сельскими семьями существуют заметные отличия. Семья одновременно является и социальным институтом, и малой группой. Как социальный институт семья реализует жизненно необходимую функцию самосохранения общества, воспроизводства новых поколений. Как малая группа, в рамках которой индивиды вступают в первичные межличностные отношения, семья удовлетворяет их фундаментальные социально-психологические потребности. Она реализует, прежде всего, естественные потребности своих членов.
Будучи неформальной группой, семья не имеет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между ее членами усугубляется отношениями родства, свойства, чувствами любви, привязанности и ответственности друг задруга. Семья, кроме того, имеет принципиально долговременный характер, в прежние годы в ее рамках осуществлялась совместная деятельность ее членов, выполнялось большое число функций. Низшим пределом численности семьи выступает триада, если она полная, или диада, если в ней нет ребенка. Верхняя граница численности семьи — 7 — 11 человек, если она многодетна и совместно проживает несколько поколений. В семье формируется потребность в принадлежности к группе, или социа- бельность. Процесс становления семейной малой группы в качестве психологической общности сложен и длителен. Сердцевину его составляет развитие групповой сплоченности и выполнение все большего числа функций. В ряде работ З. А.Янковой, посвященных теме «Семья как малая социально-психологическая группа», наряду с психологическим понятием «лидерство» используется и понятие «глава семьи», с которыми связаны отношения доминирования и подчинения. В ряде работ встречается термин «руководитель» — тот, кто организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Процессы модернизации привели к изменениям семейной структуры и роли членов семьи. Появилось понятие семейный лидер. Лидер, как правило, регулирует межличностные отношения в семье. Нередко лидерами каждой отдельной сферы жизни становятся разные члены семьи. Такое разграничение обязанностей характерно для современной эгалитарной городской семьи. Оно иногда закрепляется так называемым семейным договором, в рамках которого члены семьи договариваются о распределении функций и ролей. Глава семьи как член группы по преимуществу является фигурой, характерной для традиционной семьи. Обычно в этом качестве выступает старший мужчина семьи. Однако и социологические, и этнографические исследования свидетельствуют о том, что и в традиционной семье функции главы все же частично делятся межцу старшим мужчиной и старшей женщиной. Но последнее слово в такой семье принадлежит всегда мужчине. Глава семьи представляет в обществе семью как важнейшую единицу микросреды. Поскольку руководство в семье имеет синтетический характер (с одной стороны, подчиняется норме, с другой — зависит от признания членов семьи), оно проявляется в разных формах — авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще других приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами. Равным образом и лидерство проявляется в разных формах — директивы, попустительства, психологического равенства. В работах многих психологов разные типы лидеров в зависимости от характера и содержания их деятельности определяются как лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор идей. Процесс принятия решения в семье приобретает согласованный характер чаще всего в семьях, где лидер является организатором и генератором идей. Решение носит общесемейный характер и в том случае, если лидерство осуществляется демократично. Самый высокий уровень несогласия и непонимания отмечается в семьях, где общее руководство имеет попустительский, а лидерство — анархический характер.
Семья выступает фундаментальным посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственности поколений, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто только при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политических перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения. К сожалению, в России сложная социально-экономическая ситуация, потеря жизненных ориентиров частью общества в условиях происходящих перемен существенно деформировали представления людей о семейных ценностях. У этнических групп, сохранивших тесную связь с природой, важную роль играет народная педагогика, которая с детства учила людей слушать и уважать старших, помогать родственникам и соплеменникам, беречь природные ресурсы, не убивать без нужды животных и т.д. В процессе исторического развития семья, адаптируясь к социальным переменам, претерпевает значительные изменения. Непоследовательность, а иногда и противоречивость этих изменений, а также большое культурное разнообразие народов России предопределяют и многообразие существующих моделей семьи, многие из которых имеют переходный характер. Модернизационные процессы (индустриализация, урбанизация, эмансипация женщин, перемещение производственной деятельности за пределы семьи и пр.) ведут к тому, что традиционная многодетная семья все больше уступает место семье городской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи. Одна из самых актуальных проблем дальнейшего существования и развития человеческого общества — судьба семьи. Можно предположить, что в перспективе сохранятся главные функции семьи, хотя несколько видоизменится механизм их реализации. Семьи создаются для реализации поддерживаемого тысячами поколений закона продолжения потомства, без чего род человеческий вскоре может исчезнуть с лица Земли. Мощные инстинкты материнства и отцовства присущи любому человеку, они необходимы для воспитания нормального, без психологического ущерба и травм ребенка. Можно ожидать, что в большинстве стран мира сохранятся устои семьи и на стадии зрелости постиндустриальной цивилизации возобладает тенденция возрождения семьи как основной ячейки общества.
В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее выделение детей из родительской семьи и т. п. Возрастает многообразие форм семейной жизни и жизненного устройства, матримониальная и «жизнеустроительная» мобильность людей, меняются представления о семейных ролях и семейной морали. В результате: – формируется иная структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции ее нуклеаризации, сокращения числа детей. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов; – изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи): традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни; – наблюдается активный процесс эгалитаризации (установления равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям, к демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми; – меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. Любые социальные процессы имеют как положительные, так и негативные последствия. Трансформация брачно-семейных отношений сопровождается большим числом разводов и неполных семей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения, конфликтностью и дезорганизацией значительной части семей. На смену характерному для прежней, «традиционном» семьи родственно-семейному принципу организации семейной жизни, на смену доминированию семейно-групповых ценностей над ин- двидуально-личностным пришли отделение родства от социально-экономической деятельности и преобладание эгоистических индивидуальных, прежде всего экономических целей. На место семейного домохозяйства с его неразделенностью дома работы пришло их абсолютное территориальное и психологи- ческое размежевание. В урбанизированных регионах получает распространение чисто потребительский тип семьи, в которой общесемейная деятельность сводится в основном к удовлетворению шчных физиологических и психологических потребностей ее членов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений л институтов за счет индивидуальных доходов, получаемых за пределами семьи. Функционирование семейных норм и исполнение семейных ролей неизбежно связаны с различиями членов семьи по полу, возрасту, внутрисемейному статусу и другим показателям, а следовательно, и с определенным «неравенством» между ними.
Физическое и психологическое размежевание дома, семьи и заботы обусловило возникновение резкого контраста между первичностью, интимностью внутрисемейных отношений, с одной стороны, и обезличенностью отношений во внешнем, окружающем семью мире — с другой. На смену «привязанности» социального статуса детей к профессиональному и социальному статусу отцов и вытекающей отсюда слабой социальной мобильности пришли относительная независимость социального положения детей от их происхождения и большая обусловленность социальной мобильности личными силиями индивидов на внесемейных поприщах. Систему ценностей фамилизма (приверженности семье), в иерархии которой первые места принадлежали таким благам, как семейный долг, семейная ответственность, дети, благополучная старость родителей, сменили ценности индивидуализма, независимости, личного успеха и т. п. Централизованная, расширенная семейно-родственная система, объединяющая не менее трех поколений и несколько боковых ветвей, с доминированием старших уступает место децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родительско-родовых связей, причем в самом супружестве превалируют индивидуальные, эгоистические интересы. На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), разводу, чрезвычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительно межличностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому переставший быть чем-то чрезвычайным. «Закрытая» система брачного выбора, при которой преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак, сменяются системой «'открытой», в которой доминирует «свободный» выбор супруга на основе индивидуальной избирательности молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки предписаниям родства и обычаев. Многовековая традиция многодетности с характерным для нее жестким запретом на любое преднамеренное вмешательство в репродуктивный цикл сменяется новыми социокультурными нормами, не только допускающими, ни и поощряющими такое вмешательство.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.103.81 (0.015 с.) |