Влияние модернизации на формирование семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние модернизации на формирование семьи



Один из феноменов индустриальной цивилизации — продол­жающееся ослабление роли семьи, рост числа разводов, бездет­ных и малодетных семей. С 1970 по 1988 г. в США количество браков на 1000 человек населения уменьшилось с 10,6 до 9,7, а разводов увеличилось с 3,5 до 4,8; в Великобритании — соответ­ственно с 8,5 до 6,7 и с 1,2 до 3,0; во Франции — с 7,8 до 4,9 и с 0,8 до 1,9. В развивающихся странах, особенно мусульманских, эти тенденции просматриваются гораздо менее отчетливо, мно­годетная семья остается нравственным идеалом, женщины в ма­лой степени вовлечены в общественное воспроизводство вне се­мьи, получают гораздо более низкий уровень образования.

Семья в каждый конкретный период времени представляется достаточно устойчивым образованием, но, на самом деле, струк­тура и функции семьи претерпевают серьезные изменения в про­цессе модернизации. Семья является объединением людей, осно­ванном на браке или кровном родстве, связанном общностью быта и взаимной ответственностью. Семья, будучи одним из важней­ших элементов социальной структуры и выполняя многие соци­альные функции, играет ничем не заменимую роль как в обще­ственном развитии в целом, так и в жизни каждого человека.

Семья, как известно, первичная социальная ячейка общества. Именно в семье начинается социализации человека. Основой се­мьи служит брак между мужчиной и женщиной, а также рожден­ные ими дети. В свою очередь и муж, и жена связаны кровным родством с родителями, братьями и сестрами и другими родствен­никами. Членов семьи объединяет общность быта, взаимная мо­ральная ответственность и поддержка. Обычно семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую без­опасность, берет на себя заботу о малолетних, престарелых и больных. Она создает условия для социализации детей и молодежи. В идеале семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности людей друг к другу. Заметную роль в нормальном функционировании семьи должны играть семейные и родствен­ные связи, взаимодействие семейных групп.

Семьи всегда формировались в реальных исторических и при­родных условиях, которые накладывали свой отпечаток на жиз­недеятельность людей вообще и семьи в частности. По-разному складывались семейно-производственные отношения на Крайнем Севере и в жарких пустынях, у земледельцев средней полосы Рос­сии и скотоводов степей Причерноморья. Многие религиозные догмы, обряды и народные обычаи, связанные с семьей и браком, зависели от конкретных условий и имели важное практическое значение.

Формирование семей во многом зависит от демографической ситуации. Диспропорция полов, возникающая, например, после кровопролитных войн, приводит к появлению большого числа одиноких женщин, так как для них не оказалось брачных партне­ров. После Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. в России на 1000 мужчин в возрасте 20—49 лет приходилось 1614 женщин того же возраста. В исламском мире в результате особенностей во­енной организации и гибели воинов сложился институт много­женства, освященный религией. Понятно, что и возрастная струк­тура населения влияет на формирование семей и их количество.

Тесно связаны между собой такие факторы, как исторический фон, религия, местные обычаи. На протяжении веков у разных народов складывалось свое представление о нормах семейной жизни. Российский «Домострой», мусульманский Шариат, иудаистский Талмуд — яркие образцы свода правил семейной жизни. У всех народов запрещены браки между близкими родственниками. Прак­тически во всех религиозных конфессиях в жесткой или более мягкой форме существуют запреты на браки с иноверцами. Во многих местах они действуют до сих пор. В нерелигиозных семьях эти запреты действуют в виде принятых обычаев.

Чрезвычайно важным элементом среды обитания человека, влияющим на формирование семьи и ее жизнедеятельность, слу­жит уровень урбанизации. Жизнь в городах резко меняет сложив­шиеся у людей социально-психологические установки, снижает или полностью нивелирует многие нормы поведения и следова­ние обычаям. В городе, как и в сельской местности, семья играет определяющую роль в жизни людей, но между современными го­родскими и сельскими семьями существуют заметные отличия.

Семья одновременно является и социальным институтом, и малой группой. Как социальный институт семья реализует жиз­ненно необходимую функцию самосохранения общества, воспро­изводства новых поколений. Как малая группа, в рамках которой индивиды вступают в первичные межличностные отношения, се­мья удовлетворяет их фундаментальные социально-психологиче­ские потребности. Она реализует, прежде всего, естественные по­требности своих членов.

Будучи неформальной группой, семья не имеет жестко задан­ной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между ее членами усугубляется отношениями родства, свойства, чувствами любви, привязанности и ответ­ственности друг задруга. Семья, кроме того, имеет принципиаль­но долговременный характер, в прежние годы в ее рамках осуще­ствлялась совместная деятельность ее членов, выполнялось боль­шое число функций. Низшим пределом численности семьи высту­пает триада, если она полная, или диада, если в ней нет ребенка. Верхняя граница численности семьи — 7 — 11 человек, если она многодетна и совместно проживает несколько поколений. В семье формируется потребность в принадлежности к группе, или социа- бельность. Процесс становления семейной малой группы в каче­стве психологической общности сложен и длителен. Сердцевину его составляет развитие групповой сплоченности и выполнение все большего числа функций.

В ряде работ З. А.Янковой, посвященных теме «Семья как малая социально-психологическая группа», наряду с психологическим понятием «лидерство» используется и понятие «глава семьи», с которыми связаны отношения доминирования и подчинения. В ряде работ встречается термин «руководитель» — тот, кто организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Про­цессы модернизации привели к изменениям семейной структуры и роли членов семьи. Появилось понятие семейный лидер. Лидер, как правило, регулирует межличностные отношения в семье. Нередко лидерами каждой отдельной сферы жизни становятся разные чле­ны семьи. Такое разграничение обязанностей характерно для со­временной эгалитарной городской семьи. Оно иногда закрепляется так называемым семейным договором, в рамках которого члены семьи договариваются о распределении функций и ролей.

Глава семьи как член группы по преимуществу является фигу­рой, характерной для традиционной семьи. Обычно в этом каче­стве выступает старший мужчина семьи. Однако и социологиче­ские, и этнографические исследования свидетельствуют о том, что и в традиционной семье функции главы все же частично де­лятся межцу старшим мужчиной и старшей женщиной. Но послед­нее слово в такой семье принадлежит всегда мужчине. Глава семьи представляет в обществе семью как важнейшую единицу микро­среды.

Поскольку руководство в семье имеет синтетический характер (с одной стороны, подчиняется норме, с другой — зависит от признания членов семьи), оно проявляется в разных формах — авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще других приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами. Равным образом и лидерство проявляется в разных формах — директивы, попустительства, пси­хологического равенства.

В работах многих психологов разные типы лидеров в зависимо­сти от характера и содержания их деятельности определяются как лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор идей. Процесс принятия решения в семье приобретает согласо­ванный характер чаще всего в семьях, где лидер является орга­низатором и генератором идей. Решение носит общесемейный ха­рактер и в том случае, если лидерство осуществляется демокра­тично. Самый высокий уровень несогласия и непонимания отме­чается в семьях, где общее руководство имеет попустительский, а лидерство — анархический характер.

Семья выступает фундаментальным посредником между чело­веком, государством и другими социальными институтами. Со­хранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственности поколений, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто только при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политиче­ских перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения. К сожалению, в России сложная социально-экономическая ситуация, потеря жизненных ориентиров частью общества в условиях происходя­щих перемен существенно деформировали представления людей о семейных ценностях.

У этнических групп, сохранивших тесную связь с природой, важную роль играет народная педагогика, которая с детства учила людей слушать и уважать старших, помогать родственникам и со­племенникам, беречь природные ресурсы, не убивать без нужды животных и т.д.

В процессе исторического развития семья, адаптируясь к соци­альным переменам, претерпевает значительные изменения. Не­последовательность, а иногда и противоречивость этих измене­ний, а также большое культурное разнообразие народов России предопределяют и многообразие существующих моделей семьи, многие из которых имеют переходный характер.

Модернизационные процессы (индустриализация, урбаниза­ция, эмансипация женщин, перемещение производственной де­ятельности за пределы семьи и пр.) ведут к тому, что традицион­ная многодетная семья все больше уступает место семье город­ской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи.

Одна из самых актуальных проблем дальнейшего существова­ния и развития человеческого общества — судьба семьи. Можно предположить, что в перспективе сохранятся главные функции семьи, хотя несколько видоизменится механизм их реализации. Семьи создаются для реализации поддерживаемого тысячами по­колений закона продолжения потомства, без чего род человече­ский вскоре может исчезнуть с лица Земли. Мощные инстинкты материнства и отцовства присущи любому человеку, они необхо­димы для воспитания нормального, без психологического ущерба и травм ребенка. Можно ожидать, что в большинстве стран мира сохранятся устои семьи и на стадии зрелости постиндустриаль­ной цивилизации возобладает тенденция возрождения семьи как основной ячейки общества.

В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению бра­ков, появлению детей, происходит более раннее выделение детей из родительской семьи и т. п. Возрастает многообразие форм се­мейной жизни и жизненного устройства, матримониальная и «жизнеустроительная» мобильность людей, меняются представления о семейных ролях и семейной морали. В результате:

– формируется иная структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции ее нуклеаризации, сокращения числа детей. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;

– изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи): традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведе­ния, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;

– наблюдается активный процесс эгалитаризации (установле­ния равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на под­чинении жены мужу, детей — родителям, к демократическим от­ношениям между супругами, родителями, детьми;

– меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополня­емости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закрепле­ны определенные функции, семья переходит к взаимозаменяе­мости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Любые социальные процессы имеют как положительные, так и негативные последствия. Трансформация брачно-семейных от­ношений сопровождается большим числом разводов и неполных семей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения, конфликтностью и дезорганизацией значительной ча­сти семей.

На смену характерному для прежней, «традиционном» семьи родственно-семейному принципу организации семейной жизни, на смену доминированию семейно-групповых ценностей над ин- двидуально-личностным пришли отделение родства от социаль­но-экономической деятельности и преобладание эгоистических индивидуальных, прежде всего экономических целей.

На место семейного домохозяйства с его неразделенностью дома работы пришло их абсолютное территориальное и психологи- ческое размежевание. В урбанизированных регионах получает рас­пространение чисто потребительский тип семьи, в которой обще­семейная деятельность сводится в основном к удовлетворению шчных физиологических и психологических потребностей ее чле­нов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений л институтов за счет индивидуальных доходов, получаемых за пределами семьи. Функционирование семейных норм и исполне­ние семейных ролей неизбежно связаны с различиями членов се­мьи по полу, возрасту, внутрисемейному статусу и другим пока­зателям, а следовательно, и с определенным «неравенством» между ними.

Физическое и психологическое размежевание дома, семьи и заботы обусловило возникновение резкого контраста между первичностью, интимностью внутрисемейных отношений, с одной стороны, и обезличенностью отношений во внешнем, окружающем семью мире — с другой.

На смену «привязанности» социального статуса детей к про­фессиональному и социальному статусу отцов и вытекающей от­сюда слабой социальной мобильности пришли относительная не­зависимость социального положения детей от их происхождения и большая обусловленность социальной мобильности личными силиями индивидов на внесемейных поприщах.

Систему ценностей фамилизма (приверженности семье), в иерархии которой первые места принадлежали таким благам, как семейный долг, семейная ответственность, дети, благополучная старость родителей, сменили ценности индивидуализма, незави­симости, личного успеха и т. п.

Централизованная, расширенная семейно-родственная система, объединяющая не менее трех поколений и несколько боковых вет­вей, с доминированием старших уступает место децентрализован­ным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество ста­новятся выше родительско-родовых связей, причем в самом супру­жестве превалируют индивидуальные, эгоистические интересы.

На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), разводу, чрез­вычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительно межличностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому переставший быть чем-то чрезвычайным.

«Закрытая» система брачного выбора, при которой преобладают браки, организуемые родителями или другими родственника­ми при минимальном учете интересов и желаний самих вступаю­щих в брак, сменяются системой «'открытой», в которой домини­рует «свободный» выбор супруга на основе индивидуальной изби­рательности молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки предписаниям родства и обычаев.

Многовековая традиция многодетности с характерным для нее жестким запретом на любое преднамеренное вмешательство в ре­продуктивный цикл сменяется новыми социокультурными нор­мами, не только допускающими, ни и поощряющими такое вме­шательство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.014 с.)