Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические подходы к вопросам модернизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В предыдущей главе речь шла о смене цивилизаций, которая происходила постепенно. Для древних цивилизаций она могла составлять сотни и даже тысячи лет. Новые элементы появлялись в недрах одной цивилизации и постепенно, увеличивая свой удельный вес, формировали новую цивилизацию. По мере развития человечества сокращалась продолжительность существования цивилизаций. Переход от позднефеодальной цивилизации к ранне-индустриальной проходил в передовых странах Западной Европы достаточно быстро. Иногда этот переход совершался путем буржуазных революций (Нидерланды, Апглия). Трансформация одной цивилизации в другую сопровождалась кардинальной перестройкой всех сторон жизни — от изменения общественных институтов, способов производства и производственных отношений до изменений частной жизни людей и проблем семьи. Переход от одного вида цивилизации к другому получил название модернизации. Термин «модернизация» дословно обозначает осовременивать, усовершенствовать (от фр. moderne — современный). Практически понятие «модернизация» может быть отнесено к смене любых цивилизаций, однако чаще всего его употребление ограничено по времени. Обычно его используют при анализе процесса перехода от стабильного аграрного «традиционного» общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. В основе теории модернизации лежит представление о том, что свободная личность является ядром развитого гражданского общества с дифференцированными, федеративно-автономными институтами экономической, социально-правовой, культурно деятельности. В свою очередь, самодеятельное свободное гражданское общество — база для политической и экономической модернизации, направленной на ограничение всевластия авторитарного, деспотического государства, создание представительной демократической системы и современного правового государства, а развитой экономикой, основанной на свободной конкуренции свободных производителей. Это позволяет модернизованному обществу легко приспосабливаться к меняющимся внешним обстоятельствам. Модернизация характеризуется наличием взаимообусловленных Общественных процессов и изменений на базе индустриализации. Для модернизированного общества характерно: – рост специализации и дифференциации труда; – развитая бюрократия; – формирование политических институтов современного типа (избирательная система, политические партии, парламентаризм); – открытая стратификация общества (наличие социальных слоев, групп); – социальная мобильность граждан (возможность свободного продвижения по «социальной лестнице»); – ослабление традиционных ценностей (семьи, религии, морали); – увеличение степени индивидуализма людей. Разработке теоретических вопросов модернизации посвящены исследования многих авторов. Существуют различные определения модернизации и ее процессов: технологическая (К.Леви- Стросс), глобальная (П.Винер), консервативная (А.Г.Вишневский), экологическая (О.Н.Яницкий), а также различные интерпретации ее стадий в отдельных странах во взаимосвязи с характером социальной структуры и общественной системы в целом (С. Эйзенштадт, Р. Бендикс, А. Инкелес, У.Ростоу). В разных регионах модернизация имела различные предпосылки и стартовые условия, продолжительность и адаптационную; среду, формы и результаты. В западноевропейских странах модернизационный процесс происходил постепенно, реализовываясь в комбинированных формах (и эволюционной, и революционной). В результате модернизация достигла своей цели: были созданы современная рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.
Модернизация в России Проблемы российской модернизации были и продолжают быть объектом серьезных общественных дискуссий. В них активно участвуют философы, социологи, экономисты, историки, демографы (А. С.Ахиезер, А.Г.Вишневский, Б.Н.Миронов, Р. В. Рывки- на, В. В. Шелохаев и др.). На основе работ этих и других авторов можно в общих чертах представить, как проходили процессы модернизации в России. Цель модернизации российского общества — превращение его из традиционного, аграрного, сельского, патриархального в современное, индустриальное или «постиндустриальное», городское, демократическое, индивидуалистское. Модернизационные процессы начались в России несколько столетий тому назад. Реформы Петра I и Екатерины II были направлены на приобщение России к образцам западного общества — западной промышленности, науки, культуры. В более поздние периоды продолжалась модернизация, инициированная «сверху»: отмена крепостного права, индустриализация, реформа армии и судебной системы, политические преобразования 1905— 1906 гг., аграрная столыпинская реформа и т. д. В сжатые исторические сроки (вторая половина XIX— начало XX в.) в России была создана индустриальная база, в основных своих структурных звеньях сложилась система рыночной экономики, проявили себя элементы гражданского общества и правового государства. Значительные успехи были достигнуты в области просвещения и, особенно в культуре, интенсивно шел процесс роста национального самосознания, страна стала частью мировой народнохозяйственной системы. Однако в России модернизация не привела к тем результатам, которые были достигнуты в ведущих европейских странах. Более того, она не только обнажила все «болевые точки» общественного развития страны, но и стала мощным стимулятором противостояния власти и общества, источником политической и социальной нестабильности. Модернизация в России ускорила раскол общественного сознания, внесла диссонанс в складывавшуюся традиционную систему представлений о мире, добре и зле, о чести и справедливости. Она способствовала усилению конфронтации в российском обществе, окончательно расколола его по идейно-политическому, а после 1905 г. — и партийному признаку. На рубеже XIX и XX вв. модернизация привела к идеологической, политической и партийной дезинтеграции российского общества, оказавшегося неспособным найти компромиссный вариант решения объективных проблем мирным, реформистским путем. Потребовался мощный социальный, стихийный взрыв, под обломками которого погибли традиционные и часть новых классов, представители многих идеологических и политических направлений и течений. Эпицентром проблем, выявленных и обостренных модернизацией, все же стала сфера политики. Доминантой конфликта явились две взаимосвязанные проблемы: борьба за власть и борьба за передел собственности в аграрном секторе, который в своей основе оставался традиционным и слабо вовлеченным в систему рыночных отношений. В начале XX в. речь шла о разделе или даже о полном переходе политической власти в руки новых классов (крупных промышленников, банкиров, либеральных политиков), порожденных и укрепивших свое экономическое могущество в процессе модернизации. Царское правительство стремилось во что бы то ни стало сохранить за собой монополию на власть, на казенную и дворянскую собственность, которые являлись его мощной экономической основой, а также удержать в руках административно-полицейского аппарата контроль за своими подданными. Парадокс историй заключался как раз в том, что авторитарный режим, инициировав модернизацию «сверху», породил в лице новых классов и социальных слоев собственных могильщиков, претендующих на власть и собственность. Борьба в России происходила между двумя социальными группами — бюрократией, олицетворявшей авторитарный режим и сосредоточившей в своих руках нити управления и контроля, и интеллигенцией, которая традиционно формировала общественное мнение и обладала силой идеологического и культурного влияния на общество. Дело в том, что созданные «сверху» как традиционные классы-сословия, так и инициированные таким же путем новые классы были прочно «привязаны» к государственной казне, бюрократическому аппарату, ведавшему распределением государственных заказов, ссуд, предоставлением льгот и т. п. Все это сковывало частную инициативу и предприимчивость, делало оба класса (и дворянство, И буржуазию) в известной мере общественно инфантильными и политически инертными. В начале XX в. царский режим по существу утратил инициативу и был вынужден идти на уступки требованиям общества. Под давлением общественных сил в 1905—1906 гг. Николай II отказался от своих неограниченных властных функций и пошел на введение представительных учреждений (Государственная дума), получивших, хотя и ограниченное, право контроля за действиями исполнительной власти и право контроля над бюджетом. Режим не спешил с законодательной реализацией обещаний Манифеста от 17 октября 1905 г., с расширением прав представительных учреждений, предпочитая действовать указным порядком, а возникающие конфликтные ситуации «развязывать» силовыми методами (роспуск I Думы, государственный переворот 3 июня 1907 г., Ленский расстрел рабочих в апреле 1912 г. и т. п.). Неумение, а точнее, нежелание авторитарного режима управлять страной новыми цивилизованными методами вело его к изоляции от общества. Николай II и его административно-бюрократический аппарат окончательно дискредитировали себя в глазах общественности, которая вплоть до февраля 1917 г. не отрицала возможности соглашения с властью и предлагала различные компромиссные варианты для такого консенсуса. Однако авторитарный режим отказался от компромисса с обществом (даже на базе весьма умеренной программы думского прогрессивного блока), рассчитывая самостоятельными усилиями выйти, а точнее, выпутаться из кризисной ситуации, предельно отягченной мировой войной, экономической и социальной нестабильностью," обострением борьбы в сфере политики, нарастанием злобы и ненависти в «низах». Сложным и противоречивым было положение интеллигенции, идеологически дифференцированной на разные политические группировки, которые вели друг с другом конфронтационную борьбу по вопросу о выборе пути общественного развития России, о методах достижения поставленной цели. Не имея прочной социальной опоры, интеллигенция пыталась привлечь на свою сторону как новые (рабочие, служащие), так и традиционные (крестьянство, городское мещанство) слои, внедряя в их сознание разновекторную идеологию, различные партийные программы. На рубеже двух веков в расколотое традиционное сознание хлынул такой поток информации о путях и методах преобразования России, что оно оказалось не в состоянии ее не только осмыслить, но даже просто воспринять. Раскачка интеллигенцией традиционного сознания в условиях противостояния власти и общества оказалась чреватой политическими и социальными катаклизмами, приведшими Россию на грань национальной катастрофы. Разбушевавшаяся стихия «низов» смела не только существующий авторитарный режим, старые и новые господствующие классы, но также и носительницу «модных» современных идей — интеллигенцию. Однако Февральская и Октябрьская революции 1917 г. вообще сняли проблему модернизации с повестки дня. В ходе социалистического строительства новому режиму удалось успешно выполнить отрицательную задачу модернизации, т.е. самым решительным и беспощадным образом осуществить радикальную ломку традиционного общества. Удалось создать современную индустрию, достичь значительных успехов в образовании, науке, культуре, в повышении жизненного уровня населения, т.е. сформировать важнейшие структурные элементы современного цивилизованного общества. Однако целевые задачи модернизации — создание рыночной экономики, гражданского общества, правового государства — советским режимом были отвергнуты. Возникла парадоксальная ситуация, когда режим в ряде сфер способствовал развитию модернизации в России, а на уровне идеологии и политики «блокировал» его, не допуская перехода в конечную фазу развития. Все это постепенно заводило страну в тупик. Становилось ясно, что требуются выправление «исторического зигзага» и выход на поиск собственного пути национального развития. В России модернизация может реализоваться в собственном национальном варианте с учетом всей совокупности исторических особенностей, традиций, культуры, ментальности ее народа. Особенности советской модернизации заключались в ее принудительно-форсированном, даже репрессивном характере. Модернизация советской России представляла собой односторонний процесс военно-промышленной модернизации, соответствующий интересам тоталитарного режима. Достижения технологического научного развития, образовательной системы были приспособлены только к нуждам и интересам военно-промышленного комплекса. Социальная же сфера в самом широком смысле, включая и повседневную жизнь, модели социального развития человека и его запросов, оставались в состоянии искусственной беднЬсти, зависимости от патерналистской политики советского режима. Неразвитость гражданского общества, систематическое блокирование модернизации на уровне экономической и частной жизни в обществе — это не случайно-исторические последствия российской политической и национальной культуры, а результат последовательной планомерной политики, функционирования специфических институтов тоталитарного типа. Планово-распределительная система экономики, базирующаяся на жестком рационировании потребления, хроническом дефиците благ и услуг, неизбежно предполагала иерархический порядок организации общества, закрытый характер социальной структуры и группообра- зования, систематическое ограничение социальной вертикальной и горизонтальной мобильности. Длительное существование этого порядка могло быть узаконено идеологией, которая опиралась на специфический комплекс идей и представлений. Они включали официальные компоненты: патриотизм, героическое прошлое, державность, наличие всякого рода «врагов» (внутренних и внешних), а следовательно, — требования готовности к мобилизации, индивидуального самопожертвования, оправдания бедности, приоритетов социального целого, с одной стороны, и неизбежно следующего из этого — неформального опыта частного выживания, кодекса неформальной солидарности (семейной, этнической, локальной, неформально-групповой и т.п.) — с другой. Предпринимаемые попытки сменить вектор общественного развития в России в 80—90-х гг. XX в. актуализировали проблему модернизации, которая, по замыслу реформаторов, должна была выполнить функцию формирования рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Однако в действительности процесс модернизации в современной России и на этот раз реализовался с помощью волюнтаристских решений властных структур без учета исторических, социокультурных и ментальных особенностей российского народа. Издержки предложенного типа модернизации непомерной тяжестью легли на плечи большенств народа. Модернизация в современной России, как и в конце XIX—начале XX в., не обеспечивает стабильности в обществе, способствует возникновению конфликтов, обострению разноуровневых противоречий, чреватых нарастанием деструктивных и дез- интеграционных процессов.
5.3. Модернизация и образ жизни Модернизация вносит свои коррективы в жизнь и поведение людей, влияет на их образ жизни. Образ жизни представляет собой совокупность типичных видов жизнедеятельности человеческих общностей. Образ жизни невозможно оторвать от условий жизни. Понятие «образ жизни» позволяет комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную активность, политические пристрастия, культуру, условия социализации, отношение к своему и чужому здоровью, экологическое (природоохранное) сознание, мотивы демографического поведения. Формирование того или иного образа жизни внутри какой-либо общности может быть результатом распространения определенного индивидуального или группового стиля поведения и общения, который впоследствии закрепляется традициями, обычаями и социальными институтами, расширяется в виде образцов поведения и форм общения до уровня традиционного образа жизни той или иной общественной группы, общества в целом. В различные эпохи образ жизни населения существенно различался. Модернизация вносит свои коррективы в жизнь и поведение людей. Возможно ли сегодня познакомиться с прошлым образом жизни россиян? Да, возможно. Существует известная закономерность — что нельзя проследить во времени, то можно увидеть в пространстве. Физически невозможно непосредственно окунуться в жизнь сельского населения России конца XIX—-начала XX в., но вполне реально увидеть многие элементы образа жизни в глухих сельских поселениях российской глубинки. И фрагменты модернизации сельской местности можно увидеть при движении от периферии регионов к их центральным городам. Российский крестьянин до середины XX в. в своей массе проживал в сельской местности. На севере России деревни были обычно небольшими, чаще в 10 — 30 дворов, на юге — крупные, до нескольких сотен дворов. В некоторых местностях имелись и хутора, но их численность и роль были невелики. В повседневной жизни поколений крестьяне выработали, выстрадали и богатый социальный опыт. Многие результаты его сохраняют практическое значение и в наши дни. Основное содержание крестьянского социального опыта — умение регулировать, увязывать в условиях сельскохозяйственной деятельности индивидуальные интересы отдельной личности с интересами семьи, а интересы семьи — с делами всего коллектива селения. Сфера труда, быта и досуга сельского населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохраняются до сих пор у старшего поколения деревенских жителей. Основная черта образа жизни крестьянина — постоянный физический труд в любой день недели. В теплый период года он имеет крайне напряженный характер, а во время «страды» — сев, покос, жатва — буквально изнурительный. В этот период практически вся деятельность происходит на открытом воздухе. На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени для досуга можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности. Наиболее древний образ жизни сохранился у очень небольшой группы российского населения, но он распространен на огромной площади, составляющей 60 % всей территории России. Речь идет об образе жизни коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока. Образ жизни малочисленных народов, населяющих обширные пространства тундры, тайги, побережий северных морей, неотделим от традиционных занятий этой группы людей — оленеводства, охоты, рыболовства, морского зверобойного промысла. Образ жизни кочевого населения (например, оленеводов полуостровов Ямал и Гыдан или морских зверобоев Чукотки) представляет собой уникальное для нашей страны явление. Для образа жизни аборигенов-кочевников на Севере характерно круглогодичное пребывание в очень сложных природных условиях тундры, лесотундры или побережья арктических морей. Они постоянно перемещаются вместе с оленями по обширным территориям, что практически не оставляет времени на досуг, не связанный непосредственно с трудовой деятельностью (установка через короткие промежутки времени на новом месте чума, шитье меховой одежды, изготовление или починка нарт, лыж, упряжи, приготовление пищи и т.д.). В жизненных планах коренных жителей приоритет отдается традиционным занятиям. Возможна ли модернизация жизни этой группы населения? Опыт аборигенов скандинавских стран, США и Канады показывает возможность резкого улучшения качества жизни северян при сохранении традиционных типов хозяйственной деятельности. Важную роль в этом процессе играет государственная политика. Образ жизни традиционных степных и горно-степных скотоводов распространен среди населения Восточного Кавказа, юга Сибири и тюркского населения Поволжья. У скотоводческих народов, несмотря на то, что в настоящее время они живут в основном оседло, образ жизни очень отличается от крестьян-земледельцев, что связано как с типом хозяйства, так и с сохранившимися традициями кочевой жизни. Скотоводы живут преимущественно в домах, на Кавказе чаще всего — в каменных. Однако в наследство от юрт у них нередко открытый очаг и высокая задымленность помещений. В большинстве районов их обитания мало леса, поэтому часто единственный вид топлива — кизяк. Из-за нехватки топлива и неразвитой культуры строительства достаточно теплоизолированного жилья и в постоянных домах, и во временных постройках в районах выпаса стад в холодное время года всегда холодно. Традиционный сельский образ жизии широко распространен в малолюдных периферийных поселениях таежной зоны. Для него характерно предпочтение труду в огороде, уходу за скотом, работам по дому. Сфера досуга очень ограничена и преимущественно связана с домом. Связи между соседними населенными пунктами редки и эпизодичны. Такой образ жизни был типичен для сельского населения в прошлом. Традиционный сельский образ жизни с элементами городского сходен с предыдущим в отношении предпочтений, отдаваемых видам трудовой деятельности и характеру досуга. Можно сказать, что в этом варианте образа жизни заложены элементы модернизации. Здесь несколько выше, по сравнению с сугубо традиционным образом жизни, механизация домашнего хозяйства, потребление социально-бытовых и культурных услуг, активнее межсе- ленные связи. Подобный образ жизни распространен главным образом в средних по численности сельских населенных пунктах, имеющих достаточно надежные транспортные связи с центрами административных районов или более крупными поселениями. Образ жизни переходный от традиционного сельского к городскому характеризуется сочетанием труда преимущественно в сельском хозяйстве, ориентированности в свободное время на домашнем хозяйстве и его приоритете перед сферой обслуживания. При переходном типе наблюдается средний уровень механизации домашнего труда. В доме обычно есть стиральная машина, холодильник и другая бытовая техника. Кроме того, в хозяйстве используется личный транспорт, чаще всего мотоцикл. Межселенные связи достаточно активны. Подобный образ жизни наиболее типичен для крупных сельских поселений, центров сельских административных районов в Нечерноземье, в южнотаежных и лесостепных районах Сибири. Сельский пригородный образ жизни можно оценить как современный вариант сельского образа жизни. Это приближенная модель будущего значительной части сельского населения. Подобные сельские населенные пункты расположены в зонах притяжения крупных городов, при их транспортной доступности в 1 — 2 часа. Сельскохозяйственное производство в таких поселениях обычно ориентировано на снабжение городов свежими овощами, молоком, мясом. Оно сосредоточено в крупных механизированных агропромышленных предприятиях — свинооткормочных комплексах, птицефабриках, теплично-парниковых хозяйствах. Труд на таких предприятиях приближается к промышленному, городскому. Многие жители пригородных поселков заняты вне сферы сельского хозяйства, часть из них работает или учится в городе. У значительной группы жителей здесь хорошо развито личное подсобное хозяйство, производящее продукты не только для собственного потребления, но и для продажи на городских рынках. У местных жителей преобладает высокая оснащенность домашнего хозяйства бытовой техникой, имеется личный автотранспорт. Население, относящееся к группе с пригородным образом жизни, отличается достаточно высоким потреблением услуг сферы культурно-бытового обслуживания. Они имеют возможность пользоваться городскими театрами, концертными залами, музеями, библиотеками. Будущее некоторой части сельского населения связано с фермерским хозяйством, где складывается особый образ жизни. Этот вид образа жизни в нашей стране совершенно не изучен. Поэтому о нем можно высказать только самые общие соображения. Семьи фермеров, выбравшие для себя сельский образ жизни, в то же время во многом ориентированы на городские культурно-досуговые ценности и комфорт городского типа. Для них жизненно необходима высокая механизация сельскохозяйственного производства и домашнего хозяйства, активные межселенные связи, наличие собственного автотранспорта, потребление элементов городской культуры — радио, телевидения, Интернета, газет, журналов, книг. Образ жизни жителей больших городов сформировался под одновременным воздействием целого ряда факторов. Профессиональная дифференциация дополняется культурными различиями, существующими между коренными горожанами и первым-вторым поколением мигрантов из иной культурной среды (сельское население российской глубинки, выходцы из Казахстана, Средней Азии или с Кавказа и пр.). Для большого города характерен высокий уровень социальной мобильности. Развитие промышленности, наук и искусства, сфер бытового и культурного обслуживания способствует интенсификации этого процесса, а, следовательно, социально-культурной дифференциации населения. Люди повышают уровень своего образования и свой социальный статус; переходят с одного места работы на другое или меняют профессию; переезжают из сел или малых городов в большие города. Все это меняет не только образ жизни каждого из них и их непосредственную социально-культурную среду, но претерпевают изменения и их социальные оценки и самооценка.. Культурная неоднородность в городе определяется и индивидуальным выбором человека, его предпочтениями в сферах профессиональной деятельности, потребления, досуга и пр. Такой выбор неизбежно определяет многообразие индивидуальных и групповых черт образа и стиля жизни горожан. Таким образом, тренд перемещения от малой периферийной деревни до большого города может служить примером этапов модернизации образа жизни в России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.233 (0.015 с.) |