Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнические аспекты модернизации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Модернизация полиэтнической России рано или поздно должна была поставить на повестку дня национальный вопрос. Если в XIX в. национальный вопрос (за исключением Польши и Финляндии) находился еще в латентном состоянии, то в начале XX в. он превратился в общегосударственную проблему, требующую оперативного и вместе с тем крайне деликатного решения. В обширном этносоциологическом исследовании «Социально-культурный облик советских наций» (1986) подчеркивается, что судьбы наций в значительной степени решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов. Советская пропаганда всячески затушевывала межэтнические конфликты. В средствах массовой информации, официальной литературе доминировал тезис о «дружбе народов». На самом деле ситуация была более сложной. Исследования Л. М. Дробижевой (1981) показали, что в молодых полиэтнических городах (Новочебоксарск, Альметьевск, Набережные Челны) складываются наиболее сложные отношения между представителями различных национальных групп. И только длительное, в течение десятилетий, и неконкуретное совместное проживание различных этнических общин благоприятно воздействует на межэтническое общение (например, это было характерно для Донбасса). Можно отметить, что это правило имеет много исключений, особенно когда возникают экономические трудности. Примером могут служить армяно-азербайджанские конфликты на территории Армении и Азербайджана. Усиление диспропорций в развитии экономики между метрополией и национальными окраинами, оживление ассимиляторской тенденции со стороны бюрократии способствовали появлению и проявлению сепаратистских тенденций, носителем которых по преимуществу стала национальная интеллигенция. Во всем мире нарастают националистические настроения. К середине XX в. рухнули практически все колониальные режимы. Начавшийся рост национального самосознания используется представителями национальной элиты для достижения своих эгоистических целей. Можно ли эти цели связать с модернизацией? Феномен модернизации в данной ситуации состоит в том, что высшее образование проникло в самые отдаленные уголки бывшего СССР, как, впрочем, и на окраины европейской цивилизации. Широкое распространение образования — явление в высшей степени положительное и служит одним из проявлений модернизации. Но в целом, несомненно, прогрессивный процесс модернизации имеет и негативные стороны. В Советском Союзе сформировалась категория национальных кадров, которые обучались и пришли в политику, науку, культуру, образование, когда «все места были уже заняты» людьми более совершенной цивилизации. После создания Советского Союза в 1922 г. на национальных окраинах стали появляться высшие учебные заведения для подготовки местных кадров. Понятно, что руководящие должности в них занимали преимущественно российские и украинские специалисты. Появившиеся в начале 30-х гг. национальные кадры с благодарностью вспоминали о роли своих учителей. Второе и третье поколение местной интеллигенции в своем большинстве были лишены подобных эмоций. Они стремились к высоким должностям, почестям и привилегиям. Невозможность достигнуть своих целей в результате непосредственного соревнования с «пришельцами с Запада» находила выход в национальной неприязни. В результате возникали этнические конфликты.
* * *
Подводя итог, можно отметить, что» понятие «модернизация», т.е. переход от одного вида цивилизации к другому, может быть отнесено к смене любых цивилизаций, однако чаще его используют при анализе процесса перехода от стабильного аграрного «традиционного» общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Элементы модернизационных процессов появились в России несколько столетий тому назад. Реформы Петра I и Екатерины II были направлены на приобщение России к образцам западного общества. В более поздние периоды продолжалась модернизация, инициированная «сверху»: отмена крепостного права, индустриализация, реформа армии и судебной системы, политические преобразования 1905—1906 гг., аграрная столыпинская реформа и т.д. В сжатые исторические сроки (вторая половина XIX—начало XX в.) в России была создана индустриальная база, в основных своих структурных звеньях сложилась система рыночной экономики, проявили себя элементы гражданского общества и правового государства. Страна стала частью мировой народнохозяйственной системы. Однако в России модернизация не привела к тем итоговым результатам, которые были достигнуты в ведущих европейских странах. Более того, она не только обнажила все «болевые точки» общественного развития страны, но стала мощным стимулятором противостояния власти и общества, источником политической и социальной нестабильности. Особенности модернизации в Советском Союзе заключались в ее принудительно-форсированном, даже репрессивном характере. Советская модернизация представляла собой односторонний процесс военно-промышленной модернизации, соответствующий интересам тоталитарного режима. Достижения технологического, научного развития, образовательной системы были приспособлены только к нуждам и интересам военно-промышленного комплекса. Социальная же сфера в самом широком смысле, включая и повседневную жизнь, модели человека и его запросов, оставались в состоянии искусственной бедности, зависимости от патерналистской политики советского режима. Любая модернизация вносит коррективы в жизнь и поведение людей, влияет на их образ жизни. Понятие «образ жизни» позволяет комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную активность, политические пристрастия, культуру, условия социализации, отношение к своему и чужому здоровью, мотивы того или иного демографического поведения. На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени для досуга можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности. Они с некоторой долей условности иллюстрируют динамику модернизации на селе — от примитивного кочевого у народов Севера и традиционного сельского образа жизни до полугородского образа жизни крестьян вблизи больших городов. Наиболее ярко влияние модернизации проявилось в больших городах. Образ жизни жителей больших городов сформировался под одновременным воздействием целого ряда факторов. Профессиональная дифференциация дополняется культурными различиями, существующими между коренными горожанами и первым- вторым поколением мигрантов из иной культурной среды. Для большого города характерен высокий уровень социальной мобильности людей. Развитие промышленности, наук и искусства, сфер бытового и культурного обслуживания способствуют интенсификации этого процесса, а следовательно, социально- культурной дифференциации населения. Люди повышают уровень своего образования и свой социальный статус; переходят с одного места работы на другое или меняют профессию; переезжают из сел или малых городов в большие города. Все это меняет не только образ жизни каждого из них и их непосредственную социально-культурную среду, но претерпевают изменения и их социальные оценки и самооценка. Под влиянием модернизации происходят важные изменения в формировании семьи — традиционная многопоколенная, многодетная семья трансформируется в семью, состоящую из мужа, жены и одного или двух детей. В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, т.е. совокупность поступков, психических реакций, переживаний, установок, половых отношений, связанных с проявлением и удовлетворением половых влечений. В разные эпохи и у разных народов взгляды на сексуальные отношения заметно менялись. Несколько десятков лет назад в Западной Европе и США произошел процесс, получивший название сексуальной революции. Спустя примерно три десятилетия эта своеобразная революция добралась и до России. Сексуальная революция — одно из проявлений модернизации. Она обусловлена целым рядом причин. Одна из них — влияние кино, телевидения, средств массовой информации, позже Интернета, рекламы, которые широко эксплуатируют в своей деятельности эротические и порнографические сюжеты. Определяющая роль в изменении сексуального поведения принадлежит появлению надежных и простых в употреблении противозачаточных средств. I Одно из проявлений модернизации — улучшение качества общественного здоровья, характеризуя которое необходимо отметить, что в России в конце XIX в. и в течение XX в. происходило снижение заболеваемости наиболее опасными инфекционными болезнями, на смену которым пришли болезни пожилого и старческого возраста и «болезни технического прогресса». Результаты сравнения качества здоровья населения России на различных этапах ее исторического развития за последние 100 лет показывают тесную зависимость качества общественного здоровья от темпов и характера модернизации. Россия в XIX в. была сугубо крестьянской страной, с отсталой экономикой, с очень слабой организацией медицинской помощи населению. Общественное здоровье характеризовалось высокой заболеваемостью и высокой смертностью, особенно детской. Сверхвысокая смертность была связана, в первую очередь, с эпидемиями острозаразных болезней (брюшного, сыпного, возвратного тифов, натуральной оспы, холеры, дизентерии). Были широко распространены сифилис, трахома, туберкулез, малярия, возникали вспышки чумы. За советский период продолжительность жизни россиян выросла в 2 раза, младенческая смертность сократилась в 20 раз. Это впечатляющие показатели, которые отражают роль модернизации, но следует подчеркнуть, что страны, выбравшие другой путь развития, существенно опередили Россию по показателям общественного здоровья. Среди выдающихся технических достижений современности следует назвать информационную революцию. Компьютеризация, Интернет-технологии, мобильная связь позволяют населению иметь достоверную информацию о происходящих событиях со всех концов света, обеспечивают общение между людьми, живущими в разных странах. Эти достижения особенно важны для России, поскольку на протяжении семи десятков лет россияне (как и все советские люди) были лишены достоверной информации не только событиях за рубежом, но и о событиях внутри страны. Модернизация средств связи позволила прорвать информационную блокаду российского населения. Модернизация сказалась на отношении населения к церкви и ее деятельности. В старой России на протяжении многих веков церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Модернизация и урбанизация изменили облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия — все это меняет прежнюю роль прихода. Церковь утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает «религиозный плюрализм», при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом. Модернизация поставила на повестку дня национальный вопрос. Если в XIX в. национальный вопрос (за исключением Польши и Финляндии) находился еще в латентном состоянии, то в начале XX в. он превратился в общегосударственную проблему, требующую оперативного и вместе с тем крайне деликатного решения. Усиление диспропорций в развитии экономики между метрополией и национальными окраинами, оживление ассимиляторской тенденции со стороны бюрократии способствовали появлению и проявлению сепаратистских тенденций, носителем которых по преимуществу стала национальная интеллигенция. Контрольные вопросы 1.Что такое модернизация? 2.Как протекала модернизация в России? 3.Как модернизация повлияла на образ жизни населения? 4.Какие изменения произошли в структуре и функциях семьи в результате модернизации? 5.В чем проявляется влияние модернизации на сексуальное поведение людей? 6.Как изменилось общественное здоровье в России в результате модернизации? 7.Перечислите особенности модернизации и информационного пространства. 8.Какое влияние оказала модернизация на религиозное поведение населения? 9.В чем заключалось влияние модернизации на этнические процессы?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.009 с.) |