Особенности семьи «группы риска» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности семьи «группы риска»



Семья - это система, элементами корой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними. В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных работах наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на разные варианты раскрытия понятия "неблагополучная семья", главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к "группе риска". Для того чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи "группы риска" - те, в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей. Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети. Также существуют такие формы семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой - не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). В нашем обществе нет современных статистических данных о том, сколько людей являются алкогольнозависимыми и сколько детей воспитывается в алкогольных семьях, хотя совершенно очевидно, что число детей группы риска увеличивается с каждым годом. В этом трагическом процессе немаловажную роль играют дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Психология семейного воспитания выдвинула предписания об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, каков он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и воспитывают на основе этой оценки, если они способны изменять методы и формы своего действия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка, если их воспитательные усилия нацелены в будущее и соотносятся с требованиями, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка, она предполагает такое критичное отношение родителей к своим ошибкам и разумное проявление ими своей любви к детям. Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Испокон веков отцы и матери выполняли в семье разные функции, и отцовское воспитание значительно отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что обусловливало его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за всю сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы; кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств. Мать была хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал "грацией души". Поэтому дети, вырастая в отчем доме и под материнским крылом, впитывали все доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был и остается важнейшим условием нормального развития детей в семье. Психологи считают, что это две половины единого целого, что своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании женских недостатков, а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранять детей от наиболее типичных мужских недостатков, передавая им лучшее, что есть в женской натуре. Вопросы, касающиеся специфики воспитательного воздействия отца и матери, привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов. При этом отмечается, что не только личность родителей и особенности их поведения, но и стиль родительской речи по-разному сказываются на языковом или личностном развитии ребенка, так как обращения к ребенку матери и отца существенно различаются. В частности, американским исследовательница Дж. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет к нему более высокие когнитивные требования. В развитии языковых возможностей отец играет роль моста между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Матери в своих обращениях к сыновьям больше, чем в разговоре с дочерьми, стимулируют когнитивное развитие мальчиков, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения. Сегодня наметилась тенденция смещения ролей в семье в сторону лидерства женщины, что не может не отразиться на смене семейной атмосферы в целом и на воспитательных функциях семьи. Сейчас часто в современной семье, в которой наблюдается рассогласование между социальным положением и эмоциональным настроем родителей, отец по традиции продолжает считать себя главой семьи, хотя фактически управляет всем мать. Она вынуждена брать в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные, в то время как современный отец зачастую полностью самоустраняется от воспитания. Это обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств. В частности, потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи привела к ослаблению, а порой и к утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Способствовали тому и изменения, которые претерпели представители сильного пола в связи с кризисными явлениями, наблюдающимися в нашем обществе. В начале 90-х гг. многие мужчины потеряли работу. Некоторые из них начали метаться, менять непривычные ранее занятия, но не всем удалось начать жизнь заново. Вместе с тем для современных мужчин стали присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не обладали еще несколько лет тому назад. К их числу можно отнести снижение волевой активности, утрату чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей, за выбор ими профессии и уменьшение затрат свободного времени на детей. Мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны; у них усилился интерес к своей внешности, к развлекательным видам досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми. Ребенок, видя все это, начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи. Пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстраненности от семейных проблем. Подобные реакции могут возникать и против деспотизма матери, которая определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет и одна занимается воспитанием детей. Пытаясь выполнять и семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. Поэтому она зачастую, руководствуясь искаженным представлением о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится негибкой, излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного ролевого замещения она утрачивает исконно женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью. Подобный конфликт между социально-психологическим ролями матери и отца в современной семье чутко улавливаются детьми и отражается на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают, что своим поведением вносят разлад в детские души, мешают становлению личности и правильной половой идентификации. Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит ("комплекс феи"). На начальном этапе взросления ребенка особенно велико значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которые не должны, однако, помешать взрослеть. Мать должна верить в жизнь, не должна быть постоянно обеспокоенной, чтобы не передать ребенку своей тревоги. У нее должно быть твердое желание, чтобы ребенок стал независимым, самостоятельным и, в конце концов, отделился от нее. К сожалению, многие матери, подсознательно ощущая неправильность своего отношения к ребенку, не всегда способны конструктивно изменить его. В одних случаях это обусловлено личностными и семейными проблемами, которые невольно проецируются на обращение с детьми, в других - патологическими чертами характера матери. Среди неблагоприятных черт характера матери, которые непременно скажутся в личностном облике детей, психологи выделяют сензитивностъ, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность, эгоцентричность и гиперсоциальностъ. Накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру ребенок в первую очередь берет пример с отца, который не всегда является образцом для подражания, то отрицательное, как правило, быстро перенимается детьми: грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, курение, употребление спиртных напитков. Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда только внешним признакам. Среди детей довольно часто встречается и такая личностная деформация, как лживость, вызванная также подражанием родителям. Дети лгут, а порой им нравится уличать во лжи своих родителей. Это является для детей самым веским оправдательным аргументом, если взрослые попытаются уличить их в обмане. Некоторые родители неумышленно порождают детскую ложь собственным примером, поэтому им не мешало бы более серьезно отнестись к таким вопросам детей: "Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься?". Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Типология ролей, принимающих на себя детьми: Как взрослые, так и дети в семьях "группы риска" играют определенные роли. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является проблемы в семье. Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети: Герой семьи, ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье; Проблемный ребенок. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики. "Потерянный".Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта. Один и тот же ребенок может в разное время принимает на себя разные роли. Но всегда у детей остается неизменной цель: выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы. Если не заниматься психокоррекцией поведения детей, то их будущее может наполняться новыми проблемами. Герой семьи вынужден очень быстро взрослеть и в зрелом возрасте не может справиться с поражениями и ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг. Проблемный ребенок становится делинквентным в школе. Закрепятся в его реакциях чувство гнева, желание бросить вызов окружающим постоянно затрудняет его адаптацию в семье и на работе. Потерянный - склонен к изоляции, легко становится зависимым от алкоголя и наркотиков. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности. Таким образом, с семейным неблагополучием необходимо профессионально работать, нивелируя случаи неблагополучия семьи. И самым эффективной технологией работы является грамотно построенная профилактика, то есть раннее выявление семей "группы риска". Критерии, по которым можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему социальный работник должен стремиться при выстраивании работы с семьёй следующие: признаки здоровой семьи: · Возможность выражать свои чувства. · Каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи. · У каждого члена семьи есть право выбора. · В семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости. · Проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу. Чувство юмора, шутки в общении. · Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга. · Наличие общих ценностей. Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях - полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг. Дети могут достигать развития своего потенциала личности, если они воспитываются в безопасном, предсказуемом окружении, которое обеспечивает нормальный уход и естественную привязанность. как показывают данные отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, З.А. Бардышева, А.М. Прихожан и др.), при обеспечении безопасности, каждодневного ухода за ребенком развиваются крепкие привязанности детей и родителей, которые способны сохраняться долгие годы. Даже в тех случаях, когда дети из условно-адаптированных семей длительное время находятся в разлуке с родителями, у ребенка остается ощущение своих корней, которые способны сохраняться долгие годы. Именно это ощущение внушает человеку чувства уверенности и безопасности, помогает справиться с потерями и оценить приобретения, которые происходят на протяжении всей его сознательной жизни. Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов, - например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость смерь. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен. Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья-система особенно уязвима, она входи в "группу риска". Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной. При внимательном изучении биографии родителей из неблагополучных семей выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с "хроническим неблагополучием". Данную проблему решить очень сложно, только через несколько поколений успешной работы с семьёй можно сказать, что семья "выздоровела" и может стать условно-адаптированной. Таким образом, раннее выявление семей "группы риска" и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия (на основе материалов http://steps.ucoz.ru/publ/2-1-0-5).   Воспитание ребенка в алкоголизированной семье Развитие детей в семьях, где отец и/или мать злоупотребляют алкоголем протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень обычное дело. Здесь в первую очередь речь идет о детях с алкогольным синдромом плода, когда причиной задержки психического развития оказывается интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной системы плода. Во вторую очередь, это касается так называемых "педагогически запущенных детях", внутриутробное развитие которых протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией, а низкий уровень их интеллектуального развития обусловлен отсутствием всестороннего воспитания в раннем детстве. Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к их актуальным потребностям и нуждам не позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности. Кроме того, у этих детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся обратить, привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах. Психологи отмечают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением в школе, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами. Дальнейшее развитие и поведение ребенка определяется тем, какую стратегию адаптации он себе избрал в семье. Ролевая палитра может быть самой разнообразной. Ужасный ребенок. Это дети, которые своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации. Подобная тактика имеет ярко выраженную “замаскированную” цель – отвлечь родителей от проблемы алкоголизма и заставить их сконцентрироваться на проблеме “ужасного” поведения ребенка. Кроме того такое поведение дает выход агрессии, которая обычно накапливается у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, и не находит выхода в других видах деятельности. Еще один “плюс” – в относительной безопасности оказываются братья и сестры, поскольку внимание родителей поглощено в это время проблемой “шкодливого кота”. Псевдородитель. Эти дети часто берут на себя функции одного или обоих родителей. И взваливают на себя значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Они ходят в магазин и готовят еду, убирают и стирают и готовы делать еще тысячу дел в попытках уберечь семью от полного краха. Как бы тяжело не напрягались эти дети, они делают это для того, чтобы преодолеть чувства неполноценности и вины. На удовлетворение собственных потребностей не остается ни сил, ни времени. Все силы и внимание отданы заботе о других. Часто это качество остается на всю жизнь, проявляясь в поисках тех "других", о которых можно заботиться (порой даже в ущерб собственному развитию). Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой. Шут гороховый. Еще один способ для ребенка из семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности и таким способом избавиться от стресса – это высмеивать всех и вся. Таких детей отличает зацикленность на шалостях, они все время паясничают, переключая внимание с серьезного на смешное, убогое и некчемное окружение. Они шутят и говорят глупости по всякому поводу. С ними становится трудно общаться. Со временем шутовское поведение надоедает окружающим и ребенка перестают воспринимать всерьез. Поэтому эти дети очень часто испытывают трудности как в отношениях с другими, так и по отношению к самому себе. Человек-невидимка. Часть детей выбирают роль "пустого места", стараясь никогда не привлекать к себе внимание. Они могут часами тихо сидят в своей комнате, сосредоточившись на играх или погрузившись в фантазии. Стремятся никогда не мешают взрослым. Поэтому их оставляют в покое. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований. Тактика “с глаз долой – из сердца вон” может со временем трансформироваться в более серьезные отклонения в поведении, например, в анорексию (отказ от еды). Девочки, изнасилованные в детстве отцом или отчимом, могут предпринимать попытки самоувечий с тем, чтобы сделать себя непривлекательным и избежать повторного инцеста. Больной. У роли “больного ребенка” два истока: либо на нервной почве – когда болезненной состояние проявляется в головных болях, болях в животе, плохом самочувствии, энурезе, нервных тиках, страхах; либо это может быть реальное заболевание. И в том и в другом случаях внимание родителей сосредоточивается вокруг больного. В первом случае симптомы заболевания выполняют функцию защиты. Не так-то просто требовать чего- то от больного человека и ссориться с ним. К тому же “болезненный” ребенок может рассчитывать на большее внимание со стороны матери или избегать нелюбимых занятий в школе и домашних поручений. Во втором случае бывает сложно лечить заболевание должным образом, так как оно может сопровождаться бессознательным сопротивлением со стороны ребенка. При эффективном лечении ребенка будет нарушен “отвлекающий” сценарий. Следовательно, семья в целом ничего не выигрывает, когда ребенок выздоравливает. Часто выздоровевшие дети в семьях алкоголиков выглядят еще более неухоженными. Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с серьезными трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде “отверженного”, которым либо помыкают, либо просто игнорируют и выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В этом случае ребенок становится тем агрессором. Для достижения главенствующего положения он может не только драться, но и становиться хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы. В результате, никто из детей не хочет с ним дружить. Развивающееся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми для сомнительного рода компаний. В своем стремлении быть среди "избранных" они могут отдавать себя во власть более сильного лидера и поэтому рискуют быть вовлеченными в различные занятия недостойного и просто преступного характера. Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным. Один из родителей целиком сосредоточен на спиртном, другой - на спасении спивающейся “половине”. Ребенок и его потребности просто не имеют шансов быть замеченными в таком окружении. Подобное положение очень сильно переживается ребенком. Он чувствует себя сиротой при живых родителях. Повседневная жизнь детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно сопровождается эмоциональным стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как кризисное. Тяжесть последствий, вызванных проживанием в семье алкоголиков зависит от того, насколько ребенок сумел осмыслить и эмоционально переработать происходившее. Но так или иначе жизнь в семье алкоголиков не проходит бесследно и отражается не только на психическом состоянии ребенка, но и на его судьбе (на основе книги И.А. Фурманова, А.А. Аладьина, Н.В. Фурмановой «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Книга для родителей. Мн.,1998).   Последствия влияния на ребенка семейной алкоголизации.  
Дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное - все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляются; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становится их жизненным кредо: "не говори, не доверяй, не чувствуй". Дети боятся "высовываться" и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Кроме того, они становятся недоверчивыми из-за несдерживаемых родителями обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они нередко являются. Третье правило - "не чувствуй" - естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них все благополучно. Но, пожалуй, наиболее уязвимыми они становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами шизофрении). Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам. Подобные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Волей-неволей ребенок оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе со взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения. Зарубежными учеными, занимающимися проблемами детей из алкогольных семей, выделены структурные компоненты психологического портрета ребенка из алкогольной семьи, которые больше всего влияют на становление личности. Подобные обстоятельства свойственны и российской семье с алкогольнозависимыми членами. Дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой - боятся открыто говорить об истинном положении вещей и о своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми. Секрет семьи со временем раскрывается, но дети уже привыкли жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытыми по отношению к своим проблемам и чувствам. По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.006 с.)