Особенности международных экономических отношений ведущих стран мира в годы Второй мировой войны (1939 - 1945)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности международных экономических отношений ведущих стран мира в годы Второй мировой войны (1939 - 1945)



1 сентября 1939 г. фашистская Германия развязала Вторую мировую войну, которая по разрушениям и людским жертвам значительно превосходила Первую мировую войну. Причинами войны явились обострение противоречий внутри капиталисти­ческой системы, между капиталистическими странами и СССР, мировые амбиции фашизма.

В предвоенные годы и в годы войны произошли изменения в структуре хозяйства капиталистических стран, в экономиче­ской политике, обусловленные подготовкой к войне и самим ходом военных действий.

Государства фашистского блока начали создавать экономи­ческую базу агрессии задолго до начала войны. В Германии, Японии, Италии была создана милитаризованная система хо­зяйства, с высокой степенью концентрации производства и мо­нополизированной структурой промышленности, жестким госу­дарственным контролем над всеми сферами экономики в инте­ресах крупного капитала. Экономическая политика дополня­лась фашизациейобщественной жизни, разнузданной идеоло­гической пропагандой войны.

Сначала государство выступало в качестве заказчика моно­полий, затем стало контролировать распределение ресурсов. Эти меры были дополнены планированием (в Германии — «4-летний план подготовки к войне», в Японии - «закон о всеобщей мо­билизации нации»), политикой автаркии, регламентацией внеш­ней торговли и валютным контролем.

В Италии одним из главных связующих звеньев в отноше­ниях между государством и монополиями был Институт про­мышленной реконструкции (ИРИ).С его помощью государство осуществляло вмешательство в экономическую жизнь страны, в том числе контролируя ведущие кредитные учреждения. Для руководства отраслевыми группами предприятий были созданы дочерние финансовые общества. ИРИ распоряжался большей частью сырьевых ресурсов, предприятий важнейших отраслей промышленности. Политика автаркии выражалась как в само­обеспеченности, так и в постепенном выкупе предприятий ино­странного капитала.

В Японии развитие военной промышленности и изменение ее структуры проводилось специально созданными «контрольны­ми ассоциациями» во главе с представителями крупных моно­полий, которые имели широкие полномочия.

В оккупированных странах германское военное командова­ние установило так называемый «новый порядок», который средствами грабежа завоеванных территорий и порабощения населения, политики террора был призван обеспечить Герма­нию необходимыми ресурсами - сырьевыми, материальными, людскими и установить господствующее положение в мире.

В систему экономического обеспечения к лету 1941 г. было втянуто большинство стран Европы, за исключением Швеции, Швейцарии, Испании, Португалии и Турции. Производствен­ные мощности гитлеровской Германии за счет европейских стран увеличились по добыче железной руды в 7 раз, производству стали - в 2,2, по производству алюминия — в 1,7 раза Однако долгосрочные планы разделения труда между индустриальными государствами Западной и Центральной Европы и поставщика­ми аграрной продукции на Востоке и создания интегрированно­го хозяйства провалились.

Военная экономика Германии эксплуатировала 7 млн. чело­век из оккупированных стран для работы в рейхе. Крупнейшая страна Европы - Франция ежедневно платила 20 млн. франков оккупационных издержек Германии, что намного превышало реальные расходы немецкой армии во Франции.

Фашистское правительство на оккупированных территори­ях проводило политику выкупа частных предприятий либо со­здания совместных концернов. Картельные соглашения созда­вались совместно с французскими и бельгийскими, норвежски­ми и датскими предпринимателями.

Экономические связи Италии также были переориентирова­ны главным образом на Германию. Если в период 1931 - 1935 гг. ежегодный импорт Германии в Италию в среднем составлял 15,3%, экспорт из Италии - 12,8%, то в 1940-1942 гг. -52,7 и 43,5%) соответственно.

В ходе войны Германии удалось частично втянуть в сферу своих экономических интересов нейтральные страны. Швеция поставляла в Германию не только высококачественную желез­ную руду, но и необходимые для производства вооружений ша­рикоподшипники, качественную сталь, электрооборудование. Ис­пания и Португалия поставляли в Германию вольфрам, олово, железную, медную, цинковую и свинцовую руды, Турция с 1943 г. - хромовую руду, а также медь, хлопок, кожи, табак.

Экономика Восточной Европы полностью подчинялась гер­манским нуждам. В отличие от государств фашистского блока экономика стран антигитлеровской коалиции перестраивалась на военное про­изводство главным образом в ходе войны.

США приняли непосредственное участие в войне с декабря 1941г. Война привела к огромному обогащению США. Им удалось значительно увеличить свой производственный потен­циал и укрепить международные позиции. В 1943 г. был дос­тигнут максимальный уровень роста промышленности за годы войны.

На службу американским монополиям была поставлена и система поставок по ленд-лизу (сдача взай­мы или в аренду) - поставки вооружения, продовольствия, оборудования и других видов помощи, которая осуществлялась США ииспользовалась как особая форма внешнеэкономиче­ских связей между странами в годы второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был подписан 11 марта 1941 г.,а 27 марта конгресс США санкционировал первое ассигнование на военную помощь в раз­мере 7 млрд. дол. В дальнейшем ассигнования по ленд-лизу неоднократно увеличивались, а круг стран, которые получали право на поставки из США на основе этого закона, расширялся. Регулирование расчетов по ленд-лизу осуществлялось в со­ответствии со следующими принципами:

1) поставленные материалы: машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные ииспользованные во время войны, - не подлежали оплате;

2) имущество, оставшееся после окончания войны и при­годное для гражданских целей, полагалось оплатить полно­стью или частично на основе представленных США долгосроч­ных кредитов;

3) предусматривался отказ в снабжении материалами в слу­чаях секретности (в первую очередь оборудования);

4) сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но правительство США оставляло за собой право истребовать их;

5) оборудование, производство которого не было завершено к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могли приобре­таться странами, для которых они заказаны, с предоставлени­ем американского долгосрочного кредита.

В соответствии с этими условиями правительство США за­ключало соглашения с союзными странами. Каждое государ­ство, подписавшее это соглашение, должно было предоставить финансовый отчет. Поставки по ленд-лизу в СССР стали осуществляться пос­ле подписания 1 октября 1941 г. Первого московского прото­кола о снабжении Советского Союза до конца июня 1942 г.

Вторая мировая война повлияла на все стороны экономи­ческой жизни, затронула внешнеэкономические связи, внесла коррективы в механизм международных валютных отношений. Так, распределение запасов золота в развитых странах приоб­рело еще более неравномерный характер, чем в довоенные годы. В то время как в США за четыре года запасы золота увеличи­лись с 14,5 млрд до 22,7 млрд, в Великобритании они сократи­лись в 5 раз. Значительно сократились британские и француз­ские капиталовложения за границей, объем британского экс­порта уменьшился вдвое, французского — в 7 раз.

В годы войны изменилась структура производства, на что потребовались огромные капиталовложения во всех стра­нах. Огромный размах и напряженность войны вызвали не­прерывное наращивание производства военной техники, уве­личение нагрузки на промышленность, транспорт и другие отрасли хозяйства. Довоенные запасы составляли в среднем не больше 1/10 части всего объема материальных средств, использованных вооруженными силами, а 9/10 создавались в ходе войны.

В результате резко усилилось вмешательство государства в экономику. Использовались прямые и косвенные методы регу­лирования для мобилизации резервов рабочей силы, сырья, про­изводственных мощностей, повышения интенсивности труда. Внутренние и внешние ресурсы направлялись на обеспечение военного производства, увеличение выпуска военной продукции и укрепление вооруженных сил.

Таким образом, в годы Второй мировой войны сложилась особая система международных экономических отношений, ко­торая определялась потребностями ведения военных действий воюющими блоками государств.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.012 с.)