Тема 9. Становление государственного социализма в СССР



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Становление государственного социализма в СССР



Тема 9. Становление государственного социализма в СССР

 

 

Тема 10 Экономические отношение в межвоенный период и в годы Второй мировой войны (1919-1945гг.)

Экономические итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонекая система послевоенного устройства мира

Первая мировая война явилась результатом обострения про­тиворечий между ведущими капиталистическими странами вслед­ствие неравномерного развития их экономики, усилившегося в период империализма. На рубеже XIX—XX вв. США и Германия стали лидерами по темпам и объему промышленного производ­ства, оттеснив Великобританию и Францию. Был в основном за­вершен колониальный раздел мира между капиталистическими державами. Колониями владели главным образом Англия и Фран­ция, небольшим количеством — Германия, США и Япония.

Борьба великих держав за господство на мировом рынке и за обладание колониями явилась основной экономической при­чиной Первой мировой войны.

Первая мировая война, которая велась между австро-гер­манским блоком и коалицией стран Антанты, началась 1 авгу­ста 1914 г. с объявления Германией войны России и заверши­лась через 4 года, 3 месяца и 10 дней (11 ноября 1918 г.) полным поражением Германии и ее союзников.

Масштабность войны потребовала:

во-первых, усиления го­сударственного регулирования экономики;

во-вторых, в главных воюющих странах война привела к милитаризации экономики;

в-третьих, в результате милитаризации экономики резко изменились пропорции между различными отраслями производ­ства, в частности, сокращение гражданских видов продукции, что, в свою очередь, вызвало повышение цен, товарный голод, спекуляцию и снижение уровня жизни значительной части на­селения;

в-четвертых, следствием войны стал упадок экономики воюющих государств, на территории которых велись военные действия;

в-пятых, война привела к разрыву традиционных экономи­ческих связей между воюющими странами. Особенно пострада­ла Германия, большая часть сухопутных границ которой ока­залась закрытой для торговли, а морские пути были блокиро­ваны флотом Антанты.

Официально завершил Первую мировую войну Версальский мирный договор, подписанный во Франции, в Версальском дворце 28 июня 1919 г. между Германией, с одной стороны, и одер­жавшими победу союзными государствами - с другой.

Версальский договор лишал Германию всех колоний, сфер влияния, собственности и привилегий за пределами страны. Гер­манские колонии были поделены.

Германия признавала себя ответственной за развязывание мировой войны и причиненный ею ущерб и обязывалась выпла­тить репарации, которые должны были стать компенсацией этого ущерба. Окончательная сумма репараций не была установлена в мирном договоре, ее определяла репарационная комиссия, в которую вошли постоянные представители Великобритании, Франции, Бельгии, Италии и Японии в срок до 1 мая 1921 г. Представители США участвовали в заседаниях комиссии в ка­честве наблюдателей.

Гарантиями исполнения договора была оккупация союзны­ми и объединившимися державами левого берега Рейна на срок от 5 до 15 лет.

Передел мира после Первой мировой войны был завершен на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг., созванной по инициативе США. Таким образом, в ходе послевоенного урегулирования была создана целая система договоров, известная как Версальско-Вашингтонская система. Она зафиксировала сложившееся со­отношение сил великих держав после войны, создала условия для относительной стабилизации международных отношений, но не устранила соперничества между ними.

 

Проблемы международного кредитования и международной задолженности. Планы Дауэса и Юнга

 

После Первой мировой войны изменились структура и ха­рактер международного кредитования и заимствования. Во-пер­вых, возникла проблема новых международных долгов в виде военных займов и репараций. Во-вторых, статус Западной Ев­ропы как международного кредитора значительно пошатнулся. Большинство европейских государств были вынуждены исполь­зовать значительную часть заграничных активов для финанси­рования военных расходов. Германия лишилась свыше 80% своих зарубежных активов, Франция - более половины, а Ве­ликобритания - около 15 % .

Кроме того, во время войны эти страны наделали огромных долгов. В отличие от них США стали нетто-кредитором: сумма их долгосрочных кредитов европейским государствам состав­ляла 3,3 млрд дол., до войны они были их должником. Проблема долгов была тесно связана с проблемой репара­ций Германии и других стран германского блока, поскольку европейские государства рассматривали репарационные плате­жи как средство ликвидации их долгов США. Возникла цепоч­ка взаимной задолженности, которая брала начало в Германии и завершалась в США.

Урегулирование проблемы долгов и репараций осложнялось в связи с тем, что в годы войны механизм золотого стандарта перестал функционировать, два основных условия его соблюде­ния, а именно внутренняя конвертируемость бумажных денег и свободный экспорт золота, были приостановлены. В 1919 г. власти ведущих стран прекратили поддержку сво­их валют, наступил период неконтролируемых колебаний их курсов.

В Германии, Франции и странах Центральной и Восточной Европы в течение многих лет наблюдалась инфляция, а довоен­ные денежные единицы Австрии, Венгрии, Польши, Германии и России были практически разрушены. В попытке достичь устойчивости валюты, решить проблемы репараций и военных долгов были созваны международные конференции в Брюсселе (1920) и Генуе (1922). На международной конференции; в Генуе было рекомендовано восстановить частичную обратимость на­циональных валют в золото, но в виде слитков. В течение 20-х гг. был осуществлен переход к новой (Генуэзской) валют­ной системе, основанной на золотовалютном или золотодевизном стандарте, при которой активы в иностранной валюте счи­тались частью валютных резервов страны.

Урегулирование проблемы долгов и репараций не удалось по многим причинам. Во-первых, США перешли к политике «изоляционизма» в отношении Европы и, во-вторых, прави­тельство России, одно из крупнейших должников, отказалось от выполнения обязательств царского и Временного прави­тельств, которые составляли 3,5 млрд. дол., что особенно за­тронуло Великобританию и Францию, как основных кредито­ров.

Обострение отношений между Германией и союзниками по проблеме репараций привело к оккупации в январе 1923 г. французскими и бельгийскими войсками Рурской области Гер­мании в качестве санкций за невыполнение ею репарационных обязательств.

Последствиями оккупации для Германии стали глубокий экономический кризис, вызванный отторжением крупного про­мышленного района, сокращение промышленного производства, безработица, гиперинфляция.

В этих условиях решение проблемы репараций было найде­но международным комитетом экспертов во главе с американ­ским банкиром Ч. Дауэсом, который предложил план восста­новления германской валюты, стабилизации экономики и пере­смотра репарационной проблемы. Этот план получил название «План Дауэса».

План Дауэса был утвержден летом 1924 г. Лондонской ре­парационной конференцией держав-победительниц в Первой мировой войне и Германии. Он предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн дол., в том числе 110 млн дол. американскими банками для стабилизации германкой марки. Были установлены основные источники репарационных платежей: по­ступления в государственный бюджет от косвенных налогов на ряд предметов потребления, таможенные сборы, налог на транс­порт и взносы в счет погашения облигаций ряда железнодорож­ных и промышленных компаний.

С целью стабилизации валюты в 1924 г. была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотно­шении 1:1 трлн старых. Был введен золотодевизный стандарт: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностран­ной валютой.

В 20-е гг. с помощью огромных международных займов США и Великобритании были проведены финансовые реформы в Ав­стрии и Венгрии, «займы стабилизации» были предоставлены Польше, Чехословакии, Болгарии, Италии и Румынии.

В 1929—1930 гг. по инициативе американского банковского капитала был предложен новый репарационный план для Гер­мании, получивший название «План Юнга». (Оуэн Юнг - гла­ва комитета финансовых экспертов, разработавших проект но­вого плана). Появление плана Юнга было вызвано интересами частных, прежде всего американских, кредиторов Германии, опа­савшихся снижения ее платежеспособности.

Проект предусматривал снижение размера годовых плате­жей (до 2 млрд марок), отмену репарационного налога на про­мышленность и сокращение обложения транспорта, ликвида­цию иностранных контрольных органов, ограничивающих дея­тельность германских монополий.

По плану Юнга номинальная сумма платежей оценивалась в 37 млрд марок. Выплаты должны были продолжаться в тече­ние 59 лет и составить, включая проценты, 121 млрд марок (более 29 млрд дол).

Таким образом, в межвоенный период международная сис­тема кредитования и заимствования значительно усложнилась, финансовыми органами ведущих стран были предприняты по­пытки урегулирования сложных проблем репараций и межсо­юзных военных долгов, которые обременяли международный рынок капиталов, что отчетливо проявилось во время мирового экономического кризиса.

 

Таблица

 

Страна Промышленное производство ВВП, %
Австрия -34.3 -22.5
Франция -25.6 -11,0
Германия -40,8 -15.7
Италия -22,7 -6,1
Великобритания -11.4 -5,8
США -44.7 -28,0

 

Кроме США, наибольшее падение экономической активнос­ти наблюдалось в Австрии, Германии, Франции Италии, Люк­сембурге, Чехословакии и Польше. Скандинавские страны, Гол­ландия, Великобритания, Испания и Румыния были затронуты кризисом в меньшей степени.

Характерной чертой углубляющейся экономической депрес­сии 1930—1931 гг. было резкое падение цен на сырье и продук­цию сельского хозяйства, которое усугубило кризис в странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции и сырья на миро­вой рынок.

Наихудшей стороной депрессии с социальной точки зрения был высокий уровень безработицы во всех странах. Существует несколько различных точек зрения относитель­но причин «Великой депрессии» 1929-1933 гг. Некоторые исследователи считают, что:

1. она стала закономерным следствием предшествовавшего делового цикла и отдельные его характери­стики проявились в экономическом спаде 1920-1921 гг.;

2. дру­гие утверждают, что это был кризис перепроизводства после периода «просперити» (процветания) США, а с учетом влияния этой страны на мировую экономику депрессия закономерно рас­пространилась на остальные страны;

3. третьи полагают, что при­чины кризиса коренятся в неразрешенности международных проблем военных долгов и репараций;

4. большинство исследова­телей сходятся на том, что подлинные причины кризиса следу­ет искать в США, поскольку они привнесли два жестких шока в мировую экономическую систему в тог момент, когда она была наиболее уязвимой.

Главное дестабилизирующее влияние на мировую экономи­ку оказало резкое сокращение американского кредитования. Сокращение кредитования оказало дефляционное воздействие на мировую экономику. Оно не повлияло на все страны одно­временно, но оказалось достаточным для того, чтобы подорвать непрочную стабильность мирового хозяйства.

Положение стран-должников резко ухудшилось, поскольку они ощущали недостаток чистого притока капитала. Они вынуждены были использовать ограниченные зо­лотовалютные резервы, а впоследствии принять и более жест­кие меры, включая дефляцию валюты и протекционистские ограничения.

Великобритания также испытывала постоянную утечку ка­питалов, и в течение лета 1931 г. банковский процент увели­чился, достигнув 4,5. Трудности в Великобритании были тесно связаны с затруднениями в Германии и Австрии, поскольку британские банкиры предоставили им краткосрочные займы на огромную сумму, которые были заморожены, вследствие неспо­собности должников покрыть свои иностранные обязательства.

Отказ Великобритании от золотого стандарта положил на­чало образованию стерлингового блока. Кроме британских ко­лоний и доминионов за исключением Канады в него вошли страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бра­зилия и т.д. Страны стерлингового блока хранили валютные резервы в Лондоне и девальвировали национальные валюты од­новременно с фунтом стерлингов.

Депрессия 30-х гг. и финансовые трудности повлияли на торговую политику. Поскольку кризис носил всеобъемлющий характер, то каждое государство, опираясь на собственные ре­сурсы, проводило политику, способствовавшую возрождению на­циональной экономики. В таких условиях регулирование фи­нансовых сделок и внешней торговли было неизбежным. Это регулирование сводилось к двум основным видам контроля: вза­имных платежей между странами и связанному с передвижени­ем товаров.

Нехватка иностранной валюты вызвала необходимость за­ключения двусторонних торговых соглашений. Основная цель их состояла в том, чтобы, поддерживая достаточно высокий объем торговли, не накапливать неконвертируемую валюту и не порождать дефициты твердой валюты. Можно выделить три группы двусторонних соглашений: 1) частные компенсационные; 2) клиринговые; 3) пла­тежные.

Компенсационные соглашения представляли собой лишь новую модификацию старого принципа бартера. Значительные объемы германской торговли осуществлялись по компенсаци­онным сделкам в 1932 и 1933 гг., например, обмен германско­го угля на бразильский кофе (9 млн марок), обмен германских удобрений на египетский хлопок.

Клиринговыесоглашения, которые получили широкое распространение в эти годы, обеспечивали более ши­рокую процедуру для оффсетных требований. По клиринговым соглашениям каждая из стран-участниц обязалась открыть, как правило, в Центральном банке счет, через который осуществ­лялись все платежи по экспорту и импорту.

Платежные соглашения отличались от клиринговых глав­ным образом тем, что они охватывали широкий круг деловых операций и использовали обычный метод расчетов, а не специ­альные клиринговые счета. Кроме того, платежные соглаше­ния часто связывали страну с валютным регулированием и страну со свободным валютным режимом, в то время как клиринговые соглашения заключались между странами с валютным регули­рованием.

В 1939 г. насчитывалось 83 клиринговых, 53 платежно-клиринговых и 36 платежных соглашений между 38 государ­ствами.

Характерной чертой торговой политики 30-х гг. было так­же распространение импортных квот и других форм количе­ственного контроля. Первой ввела импортные квоты Франция. К концу 1932 г. 11 стран ввели квоты или лицензионные сис­темы. Импортные квоты оставались в основном европейским инструментом торгового контроля. В начале 1939 г. 28 стран (9 европейских) использовали квоты или лицензионные систе­мы на значительное количество товаров.

В годы «Великой депрессии» тарифы не смогли оградить внутренний рынок от конкуренции. Только импортные квоты могли гарантировать строгие ограничения импорта.

Необходимость международного экономического сотрудни­чества возникла вновь в 1936 г., когда отказ от золотого стан­дарта стран «золотого блока» создал проблемы для тех стран, в которых действовали фонды валютной стабилизации. К этому времени было снято главное препятствие для международного сотрудничества — произошла стабилизация курса доллара.

Результатом сотрудничества крупнейших держав явилось трехстороннее валютное соглашениемежду Францией, Вели­кобританией и США в сентябре 1936 г., к которому впоследствии присоединились Бельгия, Голландия и Швейцария. Соглашение фактически вводило принцип управляемых валютных курсов, который пришел на смену принципу свободны> валютных курсов, связанных с золотым стандартом. Значение этого соглашения состояло в том, что оно признавало необхо­димость международного валютно-финансового сотрудничества.

 

Европа

 

После второй мировой войны в мире постепенно стал формироваться второй центр силы, расположенный в Западной Европе. Экономическая модель, которой придерживались европейские страны, существенно отличалась от американской. Страны Европейского континента были ориентированы на социальное рыночное хозяйство с большим, чем в США, участием в экономике корпоративных структур и государства.

В Европе традиционно сильны позиции профсоюзов, которые заключают с предпринимателями коллективные договоры на несколько лет. В договоры обычно включены требования индексации заработной платы в связи с инфляцией. В США традиционно более распространены индивидуальные договоры между работником и фирмой и требования об индексации обычно туда не включаются. Поэтому, если судить по формальным основаниям, среди 21 высокоразвитой страны США занимают последнее, 21-е место, по защищенности рабочей силы, что, однако, совершенно не означает, что американские рабочие и служащие бесправны. Подобное положение на рынке труда позволяет американцам активно внедрять новые, более эффективные технологии, увольняя работников. Однако экономический рост, обеспечиваемый этими технологиями, позволяет в конце концов создать больше рабочих мест. Поэтому в конце 90-х годов уровень безработицы в США был даже ниже уровня так называемой «эффективной занятости», который в соответствии с кривой Филлипса составлял 5% (в марте 1999 г. он составил 4,2%, что является наименьшим показателем за последние 29 лет). В Европе же в это время уровень безработицы достигал 15%.

Для Европы до сих пор характерна олигархическая структура распределения собственности. Крупнейшие корпорации Европы, как правило, находятся во владении небольшой группы богатейших семейств. В Соединенных же Штатах корпорации в основном принадлежат большой группе внешних акционеров, которые ориентируются на ее прибыльность и в случае неэффективного руководства компанией со стороны менеджеров просто продают акции и вкладывают деньги в более успешные проекты.

Хотя вся Европа по численности населения примерно сопоставима с США, общий ее производственный и научный потенциал используется намного менее эффективно. Европейский союз представляет собой группу независимых государств, каждое из которых стремится поддерживать эффективность именно своей, а не общеевропейской экономики. Поэтому масштабы европейских компаний обычно меньше американских. Чуть ли не каждая уважающая себя страна пытается сама производить автомобили, телевизоры, компьютеры и другие товары. В США же после поглощения компании «Крайслера» немецким концерном «Даймлер-Бенц» осталось только два национальных производителя автомобилей, но оба эти производителя входят в десятку самых крупных компаний мира. Телевизоры же американцы больше не выпускают, после того как корейская «Эл-джи электроникс» купила последнего производителя телевизоров в США. Когда же аналогичную операцию попыталась проделать «Дэу электроникс» в 1996 г. с фирмой «Томсон мультимедиа», подписав договор с правительством Франции о покупке за 1 франк этой фирмы, то сделка сорвалась, поскольку во Франции начались массовые протесты.

Научные исследования также менее эффективны американских, так как очень часто дублируются в соседних странах. Кроме того, средства в основном расходуются на фундаментальные исследования. Что же касается прикладных, то в значительной мере они касаются разработок в традиционных отраслях.

Отличается ЕС от других развитых стран (США и Японии) высокой долей государства в экономике. Государственные расходы составляют около 50% ВВП этих стран, что свидетельствует об ограниченности конкуренции в странах ЕС. Зачастую усилия государств направлены не на повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, а на защиту от проникновения компаний других стран. Все это мешает ЕС составить реальную конкуренцию мировому лидеру.

О результатах послевоенного развития можно судить по современному положению в европейской и американской экономиках. Экономика Европы в основном производит традиционные товары индустриальной эпохи. В передовых, наукоемких отраслях Европа просто не может составить конкуренцию Америке. Это и неудивительно, так как, например, все вложения стран ЕС в микроэлектронику меньше вложений одной американской компании ИБМ.

Тем не менее, поскольку большая часть расположенных в Западной Европе стран имеет незначительные масштабы и сравнительно узкий внутренний рынок, то их экономический рост во многом был экспортно-ориентированным и они изначально строили относительно открытую экономику. Такой тип хозяйственного развития более соответствовал этапу открытого, а не замкнутого постиндустриального общества.

Восстановлению европейских экономик в послевоенный период во многом способствовали США, оказав им помощь в рамках Плана Маршалла. За четыре года действия плана (1948–1951) помощь была оказана на 17 млрд. долл., причем 2/3 этой суммы достались всего четырем ведущим державам: Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. За первый год ФРГ получила 2,422 млрд. долл., почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд. долл.) и Франция (1,13 млрд. долл.), вместе взятые. Италия получила 0,704 млрд. долл. Продовольствие, топливо, удобрения составили 70% помощи.

Американцы не только оказали материальную помощь Европе, но и удержали многие страны от сползания на социалистический путь. В нищей и разрушенной войной Европе идеи социального равенства были очень сильны. Оккупационные власти США также оказали поддержку реформаторам либерального толка. Так, реформу в Германии Людвиг Эрхард смог провести только при поддержке американцев.

Получив после войны толчок, экономика европейских стран стала быстро расти. Ее темпы роста превышали темпы роста американской экономики. Однако это был разный рост, и опережение Европы в данном отношении вовсе неудивительно и не говорит об изменении соотношения сил в мире. Темпы роста слаборазвитой страны или страны, восстанавливающей свою экономику после разрухи, и должны быть выше, поскольку мала исходная база. Кроме того, качественные показатели роста были разными.

Европейская экономика наращивала объемы производства промышленной продукции, и ее рост носил скорее количественный характер. Американская же экономика, насыщенная товарами, не нуждалась в росте объемов производства промышленной продукции. Задачей компаний США скорее было создание более качественных, наукоемких продуктов, способных удовлетворить избалованного американского потребителя, которому предлагалась продукция со всего мира. Качество же роста, как известно, измерить очень сложно. Поэтому в период постиндустриального общества трудно оперировать многими традиционными экономическими измерителями, например показателем производительности труда или капиталоотдачи, хорошо описывающими положение промышленных отраслей. Например, смещение занятости в науку, сферу услуг может вообще уменьшить показатель производительности труда, поскольку в данных отраслях сложнее механизировать производственные процессы. В послевоенный период страны Западной Европы пытались преодолеть ограничения, которые накладывала на них раздробленность, поэтому развивали свои экономики с учетом общеевропейских перспектив и общеевропейского рынка. Идея Общего рынка в Европе была официально закреплена в начале 60-х годов, а общие координационные механизмы начали формироваться еще в начале 50-х годов. Перечислим основные вехи европейской интеграции:

• 1950 г. – создание Европейской платежной системы с искусственной расчетной единицей EUA (European Unit of Account).

• Апрель 1951 г. – договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Участники: Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Западная Германия.

• Март 1957 г. – подписан Римский договор о создании Европейского экономического союза (Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Западная Германия). Тогда же подписан договор о создании Европейской комиссии по атомной энергии (Евратом).

• 28 декабря 1958 г. – ведущие европейские страны одновременно объявили о возврате к конвертируемости валют.

• Апрель 1965 г. – «шестерка» Общего рынка создает Европейское сообщество, которому делегируются управляющие функции ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

• Март 1979 г. – образована Европейская валютная система с единой расчетной единицей ЭКЮ (ECU).

• Декабрь 1985 г. – к ЕЭС присоединяются Великобритания, Греция и Ирландия, а через месяц – Испания и Португалия.

• Февраль 1992 г. – страны ЕЭС подписывают Маастрихтское соглашение, учреждающее Европейский союз. К 1999 г. должна быть введена единая валюта.

• Март 1996 г. – к Европейскому союзу присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Проводится межправительственная конференция, на которой решено обновить Маастрихтское соглашение.

• Январь 1999 г. – начинают обращаться «европейские деньги» (Euro).

В Германии после второй мировой войны на душу наг селения приходилась одна тарелка на 5 лет, пара ботинок – на 12, костюм – на 50. Страна производила меньше половины от уровня 1936 г. Кроме того, Германия должна была выплатить репарации союзникам в размере 20 млрд долл.

Поддержка оккупационных властей позволила Людвигу Эрхарду (1897–1977) провести свою знаменитую экономическую реформу. Он начал проводить ее в 1948 г. в качестве директора Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации. Впоследствии он был в 1949–1963 гг. министром экономики в правительстве Аденауэра (1949–1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.), канцлером (1963–1966).

В основе его мировоззрения лежало убеждение в необходимости строительства социального рыночного хозяйства. Эта «теория» базировалась на обычном здравом смысле, которого не хватает многим прогрессивным реформаторам, что и позволило при ее практическом воплощении стремительно преобразовать экономику Германии и заставить говорить другие страны о германском экономическом чуде. В мире вообще распространена вера в чудеса, экономика при этом не исключение. В 50-е – начале 60-х годов произошло германское «чудо», в 60–70-е годы – японское, в 80-е годы – корейское. В основе каждого из них лежало свое понимание человека, его мотивов и системы ценностей, которые при всей глубинной схожести (опоре на здравый смысл) все-таки различались в европейской Германии и азиатской Японии.

Теория социального рыночного хозяйства исходила из того, что каждый человек склонен действовать таким образом, чтобы результаты этих действий оборачивались ему и его семье на благо. Рост же благосостояния человека невозможен, если ему не предоставлена элементарная свобода действий, т.е. свобода в выборе товаров, свобода предпринимательства, свобода в выборе места работы и места жительства. Все эти свободы носят экономический характер, но экономическая свобода может существовать только при наличие свободы политической. Поэтому наиболее эффективной экономика может быть только в демократическом государстве с либеральной рыночной средой.

Однако подобная экономика не отвергает экономическую роль государства, а, напротив, предполагает ее реализацию в качестве необходимого элемента (поэтому рыночное хозяйство и называется социальным). Государство должно обеспечивать наилучшие условия для работы рыночного хозяйства, защищать его субъектов и устанавливать справедливые правила игры. Государство не должно вмешиваться в свободное ценообразование, но обязано следить за исполнением антимонопольного законодательства; государство не должно диктовать предпринимателям, что и как им производить, но обязано защищать внутренних производителей от иностранных конкурентов и т.д. Именно такое мировоззрение, реализованное с немецкой тщательностью и последовательностью на практике, позволило уже к концу 50-х годов выйти ранее разрушенной и побежденной Германии на второе место в мире после США. К началу 1950 г., т.е. через полтора года после начала реформ, Германия почти восстановила довоенный объем промышленного производства. Отметим, что, как и в случае остальных экономических «чудес», в основе стремительного экономического развития страны лежала теория об активном влиянии государства на экономические процессы. Однако практика реализации данного мировоззрения в каждой стране была своя.

Реформа в Германии началась с замены старых рейхсмарок на новые – дойчмарки. Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными и вместо них каждый житель получал сначала 40 новых марок, а затем еще 20.

Пенсии и заработная плата в новых марках подлежали выплате в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно замороженная вторая половина обменивалась впоследствии в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Для выплаты первой зарплаты предприятия получили наличность, а затем должны были функционировать за счет сбыта продукции. Обязательства банков и других учреждений старой Германии по большей части аннулировались. Через три дня после начала преобразований приступили к реформе цен, и они были отпущены на свободу.

Особая роль отводилась мелкому и среднему бизнесу, которому государство уделяло особое внимание. Уже к началу 50-х годов в этом секторе работало более половины занятого населения. Во всех развитых странах и поныне мелкий и средний бизнес является одним из основных работодателей и главной средой, рождающей предпринимательские таланты.

В 1954 г. был вдвое превышен уровень производства 1936 г. К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов. К началу 60-х годов на ФРГ приходилось 60% добычи угля, 50 – стали, 40 – экспорта и 35% импорта ЕЭС (Общего рынка). С 1952 г. экспорт стал превышать объем импорта и Германия получила положительное сальдо платежного баланса.

В дальнейшем Германия постоянно наращивала свое экономическое и политическое влияние в Европе и мире.

Юго-Восточная Азия

 

После окончания второй мировой войны, в 1945 г., выпуск промышленной продукции в Японии составил лишь 28,5% от уровня 1935–1937 гг. Ряд городов был практически стерт с лица земли. По оценкам того времени, восстановить довоенный промышленный потенциал страна могла только к 2000 г., кроме того, для поддержания экономического роста в стране не было природных ресурсов.

Поначалу восстановление экономики и в самом деле осуществлялось медленно. В 1948 г. объем производства составлял только 52% от довоенного уровня. В стране свирепствовала инфляция. Однако именно в этот период проводились реформы и закладывались механизмы, которые впоследствии позволили продемонстрировать впечатляющий экономический рост, вошедший в историю под названием «японское экономическое чудо».

Прежде всего стране нужно было освободиться от наследия аграрной экономики. В 1947–1950 гг. в Японии была проведена земельная реформа. Государство выкупило у помещиков землю и затем продало ее крестьянам-арендаторам. Размеры участков ограничивались одним гектаром. Так как в то время в стране существовала гиперинфляция, то реальная ценность выкупных сумм стремительно падала, и к 1950 г. к крестьянам перешло 80% всей арендованной земли. В результате был сформирован слой мелких фермеров, которые получили землю практически даром, а помещики как класс перестали существовать. Емкость же внутреннего рынка повысилась, и высвободились трудовые ресурсы.

По тем временам это была прогрессивная реформа. Однако на протяжении последующего развития японское правительство проводило протекционистскую политику по отношению к своему сельскому хозяйству, в результате чего и в настоящее время большая часть крестьянских хозяйств владеет земельными участками, не превышающими два гектара. По мировым меркам такие участки совершенно неэффективны.

В 1950 г. по рекомендации управляющего Детройтским банком Д. Доджа была осуществлена радикальная бюджетная реформа, а именно введен принцип балансировки статей и бездефицитности госбюджета, убыточным предприятиям перестали давать субсидии, денежная эмиссия была взята под контроль, валютный курс зафиксировали. Эти меры позволили подавить инфляцию.

Обратимость иены по текущим операция была частично восстановлена только в 1971. г., а по капитальным операциям ограничения стали сниматься лишь в середине 80-х годов, и до сих пор среди развитых стран Япония отличается самыми большими ограничениями по счетам движения капиталов.

В ходе дальнейшего развития осуществлялся контроль за внешнеторговыми операциями, при этом импорт капитала ограничивали, но поощряли импорт технологий.

По настоянию оккупационных властей США в Японии были ликвидированы монополии – дзайбацу, фактически управлявшие страной в довоенный период.

Однако в послевоенный период в Японии сформировалась уникальная экономическая система, скрепленная типично азиатскими неформальными связями – отношениями среди представителей как деловых кругов, так и деловых кругов и государства. Поэтому экономическую систему Японии очень сложно оценивать, опираясь лишь на количественные данные. Формально роль государства незначительна, и государственный бюджет Японии перераспределяет всего треть ВВП, что вполне сопоставимо с США и намного меньше, чем в европейских странах, где эта доля может превышать 50% (например, в Швеции). С этой точки зрения экономика Японии относится к одной из самых либеральных в мире. Однако только некоторые азиатские страны (например, Южная Корея или Китай) могут поспорить с Японией по степени жесткости и эффективности воздействия правительства на экономику.

Японское правительство разрабатывает стратегические планы развития экономики в целом, а уже на их основе крупные компании формируют свои собственные планы. Японское правительство выступает представителем бизнеса на внешних рынках, защищая его всеми возможными способами, а бизнес выполняет указания правительства. Отступников жестоко наказывают в назидание остальным. В результате всю японскую промышленную систему часто называют «корпорация Япония».

Формально в Японии после войны ликвидированы крупные холдинги. Однако реальностью являются крупнейшие в мире финансово-промышленные группы (кейрецу),сцементированные именно неформальными связями и разветвленной и запутанной системой участий. Формально независимые компании, входящие в кейрецу (финансовые, торговые, промышленные, сервисные), выступают по отношению к не членам группы единым фронтом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.02 с.)