Изменения в системе международных валютно-финансовых отношений. Ямайская валютная система. Создание зоны евро



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в системе международных валютно-финансовых отношений. Ямайская валютная система. Создание зоны евро



В результате «нефтяного шока» 70-х гг. обострился кризис мировой валютной системы. Резко упал курс валют Западной Европы и Японии. Произошло временное повышение курса дол­лара, так как США были лучше обеспечены энергоресурсами, чем их конкуренты. Валютный кризис переплелся с мировым экономическим кризисом 1974—1975 гг., что усилило колеба­ния курсовых соотношений. США извлекли максимальную вы­году из повышения курса доллара за счет удешевления импорта товаров и сдерживания инфляции, а также притока иностран­ного капитала. Отрицательное влияние завышенного курса дол­лара на экономику стран Западной Европы и Японии прояви­лось в удорожании их импорта, стимулировании инфляции, отлива капиталов, росте безработицы.

Когда в связи с инфляцией в начале 70-х гг. потерпела крах «смитсоновская система» фиксированных валютных кур­сов, долговременной замены у нее не оказалось. Необходимо было предпринять меры, направленные как на стабилизацию международной валютной системы, так и на ее реформирова­ние. К разработке этих мер приступил «Комитет 20-ти» — груп­па из представителей ведущих стран, сформированная в июне 1972 г. МВФ для обсуждения реформы валютной системы.

В январе 1976 г. на заседании МВФ в Кингстоне (Ямайка) было выработано новое соглашение, касающееся международ­ной валютной системы. Оно приняло форму поправок к уставу МВФ, которые оформили принципы четвертой мировой валют­ной системы. Была официально принята система «управляемо­го плавания» валютных курсов. Всем членам МВФ разреша­лось отпустить свои валюты в «свободное плавание» (флоатинг) и самостоятельно проводить интервенции на валютных рынках в целях предотвращения беспорядочных колебаний курсов.

Ямайское соглашение предусматривало постепенный вывод золота из международных валютных операций. Страны-члены МВФ отказались от установления официальной цены золота, которая к тому времени была значительно ниже рыночной, но по-прежнему использовалась при оценке государственных ре­зервов. Отныне правительства получили возможность покупать и продавать золото по рыночным ценам. Страны были освобождены от обязательств, использовать золото в операциях с МВФ. Одна шестая часть золотых резервов МВФ, или около 25 млн. тройских унций, подлежали возврату странам-членам фонда; еще одну шестую предполагалось продать с аукциона.

Ямайское соглашение было направлено на то, чтобы пре­вратить МВФ в организацию по оказанию помощи странам, испытывающим затруднения с международными платежами. Для достижения этой цели было решено, что вся выручка от прода­жи золота МВФ на аукционе должна поступать через особый фонд нуждающимся странам мира. Кроме того, отдельные чле­ны МВФ, включая разбогатевшие страны ОПЕК, согласились увеличить свои квоты в МВФ, чтобы расширить возможности фонда по кредитованию испытывающих трудности стран.

Таким образом, Ямайская валютная система установила стан­дарт СДР вместо золотодевизного стандарта. Юридически была завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото; стра­нам предоставлено право выбора режима валютного курса; усиле­но межгосударственное валютное регулирование через МВФ.

За первое десятилетие существования «плавающих» валют­ных курсов стабильности на валютных рынках не прибави­лось. В 1978 г. цены на нефть вновь повысились в 2 раза и создали еще большую проблему международной ликвидности, чем в 1973 г. Взлет цен стал главным фактором депрессии в мировой экономике. Это отрицательно сказалось на промышленно развитых странах и почти разрушило экономику разви­вающихся стран - неэкспортеров нефти. В начале 80-х гг. разра­зился долговой кризис.

В середине 80-х гг. между ведущими индустриальными стра­нами был достигнут консенсус о создании более стабильной системы валютных курсов.

В 1987 г. между представителями «группы семи» (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Канада, Италия) в Париже было достигнуто соглашение о продолжении координации валютных интервенций. Луврское соглашение 1987 г. установило пределы колебаний валютных курсов этих стран. Оба соглашения свидетельствовали о стремлении вернуться к более упорядоченной модели валютных курсов, но они не были достигнуты через МВФ.

В середине 80-х гг. усилилась экономическая взаимозависи­мость государств ЕЭС, сложились условия для углубления эко­номической интеграции.

В 70-е гг. ускорился процесс европейской валютной интег­рации, который завершился в 2002 г. созданием зоны евро. В 1971-1992 гг. странами-членами ЕС были предприняты уси­лия, направленные на постепенное продвижение к валютному союзу, поиску механизмов координации кредитно-денежной по­литики, что дало бы возможность реализовать заложенную в ЕС идею создания единой Европы.

Таким образом, в период 1971—1992 гг. главным результа­том финансовой интеграции в рамках ЕЭС стало принятие и начало осуществления политики, направленной на создание валютного союза.

Маастрихтским договором, подписанным в 1992 г. и всту­пившим в силу в 1993 г., был четко определен процесс перехо­да к экономическому и валютному союзу (ЭВС). Первый этап начался с 1 июля 1990 г., еще до подписания договора, и про­должался до 31 декабря 1993 г. В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступ­ления в силу соответствующих положений Маастрихтского до­говора. В течение первого этапа страны должны были упразд­нить оставшиеся ограничения свободного движения капитала, ускорить конвергенцию и углубить сотрудничество в денежно-кредитной сфере. Особое внимание было уделено обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС.

Второй этап начался в январе 1994 г., с создания Европей­ского валютного института во Франкфурте-на-Майне (ЕВИ). Главными задачами ЕВИ были:

1) способствовать кооперации в сфере монетарной политики;

2) создать условия для организа­ции Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ),

3) прове­дения единой кредитно-денежной политики и создания единой валюты.

Создание ЕВИ было определенным компромиссом между стра­нами, которые выступали за учреждение ЕСЦБ, и теми страна­ми, которые выступали в пользу политики строгой конверген­ции до создания ЭВС. в течение второго этапа, опасаясь нару­шения стабильности цен в отдельных странах.

В начале второго этапа были приняты несколько новых за­конодательных актов. Не разрешалось прямое кредитование центральными банками стран-членов государственного сектора, равно как и приобретение ими долгов государства. Страны-чле­ны ЭВС должны были избегать чрезмерных дефицитов бюдже­та. Наконец, правительства должны были предоставить устав­ную независимость своим центральным банкам с тем, чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предо­ставленным ЕСЦБ. При условии соблюдения «критериев кон­вергенции» к 1996 г. третья стадия могла начаться с 1997 г.

Маастрихтский договор определил 4 «критерия конверген­ции»:

1) стабильность цен: средний уровень инфляции (измеряемый на основе индекса потребительских цен), не превышаю­щий более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран с наилучшими показателями;

2) устойчивое финансовое положение, означающее отсутствие чрезмерного дефицита: а) бюджетный дефицит не превышает 3% ВВП; б) государственный долг не превышает 60% ВВП.

3) стабильность валютного курса, означающая, что валюта соответствует нормальным пределам колебаний в рамках меха­низма валютных курсов ЕВС без серьезных отклонений в тече­ние двух лет (не разрешалась девальвация курса валюты по инициативе страны-участницы по отношению к валюте любого другого государства-члена ЕС);

4) низкие процентные ставки, означающие, что средняя дол­госрочная процентная ставка не должна превышать более чем на 2 процентных пункта средний уровень этого показателя трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами.

До 1992 г. становление экономического и валютного союза проходило на фоне достаточно прочной стабильности в валют­ной сфере. Однако в середине 1992 г. ЕВС вступила в полосу глубокого кризиса, который с небольшими перерывами продол­жался до конца 1993 г.

Большинство государств-членов Евросоюза продвигались к выполнению критериев с большим трудом. В 1995 г. им соот­ветствовали только Германия и Люксембург; Франция, Ирлан­дия, Великобритания, Нидерланды и Дания выполнили три из четырех критериев.

В 1995 г. в связи с вступлением в ЕС Австрия вошла в ЭВС. В 1996 г. в ЭВС вернулась итальянская лира, вошла финская марка, в 1998 г. — греческая драхма.

В декабре 1995 г. Европейский совет принял решение о том, чтобы третий этап продвижения к ЭВС был разделен на периоды. С 1 января 1999 г. до конца 2001 г. национальные валюты по-прежнему должны были находиться в обращении с фиксированными валютными курсами. Сделки между финансо­выми институтами осуществлялись в евро, а индивидуумы и фирмы имели право выбора счетов либо в национальной валю­те, либо в евро. Государственный долг должен был эмитиро­ваться в евро. С 1 января 2002 г. до 1 июля 2002 г. банкноты и монеты евро должны были заменить национальные валюты. С 1 июля 2002 г. евро становилось единой валютой. С этого времени национальные валюты утрачивали свой статус закон­ного платежного средства.

 

2. Основные тенденции развития современной междуна­родной торговли. Создание и деятельность ВТО

Структурные сдвиги, происходящие в экономике индустри­альных стран под влиянием технологической революции, спе­циализация и кооперация промышленного производства усили­ли взаимодействие национальных хозяйств.

1. Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной тор­говли тесно связано с глобализацией экономики, когда в рам­ках интеграционных группировок таможенных, торговых и эко­номических союзов уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.

2. Значительную роль в мировом хозяйстве стали играть транснациональные корпорации, которые формируют свои соб­ственные внутренние рынки, определяют конъюнктуру, масш­табы и направления товаропотоков.

3. Для современной международной торговли характерна острейшая конкуренция, поскольку в ней участвует множество различных субъектов международных экономических отноше­ний (от ТНК до отдельных физических лиц).

Отличительной чертой мировой торговли в последние годы было то, что она росла быстрее, чем рост мирового объема про­изводства. Объем международной торговли по темпам роста уже длительное время опережает мировой ВВП. За 30 лет (1970-2000) последний увеличился в 2,95 раза, а мировой экспорт -в 18,79 раза.

В период 1991-2000 гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили 3,7%, а экспорта товаров и услуг - 5,6%. В 2000 г. объем экспорта в мировой экономике составил 7785 млрд. дол., в том числе товаров - 6309 и услуг - 1476 млрд. дол. США. Удельный вес экспорта в мировом ВВП достиг 25%. Крупные промышленно развитые страны имеют сравнительно низкое зна­чение этого показателя, например, США и Япония - 11%. В Германии, Великобритании, Испании, Китае его величина находится в пределах 25-28%. Такие страны обладают самым емким внутренним рынком, поглощающим основную массу оте­чественных товаров.

В последнее десятилетие основная часть торговли проходит между тремя главными экономическими блоками - США, ЕС, Японией. На страны «триады» в конце 90-х гг. приходилось 76% международной торговли, они оставались в 2001 г. круп­нейшими мировыми импортерами, которые обеспечивали спрос более чем на 1/3 объема импорта. Главные торговые потоки развиваются внутри ведущей «десятки» стран, усиливая их вза­имозависимость.

Все большая часть мировой торговли осуществляется на ре­гиональном уровне. Согласно данным ВТО, 43% мировой тор­говли реализуется в рамках региональных торговых соглаше­ний. В 2001 г. самый большой объем региональной торговли приходился на страны ЕС. В рамках Европейского союза осу­ществлялось более 60% всех экспортных и импортных опера­ций стран-членов данного регионального объединения.

В период 1990—2000 гг. значительный вклад в развитие мировой торговли внесли развивающиеся страны. Повышение их роли связано с относительно более высокими темпами эко­номического развития и прироста товарооборота. Прирост экс­порта этих стран за указанный период составлял в среднем 9% в год, а импорта - 8%, тогда как мировые показатели находи­лись на уровне 7%. Страны рассматриваемой группы увеличи­ли не только поставки агропродукции на мировой рынок, но и заметно расширили свою долю в мировом экспорте обрабатыва­ющей промышленности (27% по сравнению с 17% в начале 90-х гг.). Особых успехов в экспортной экспансии добились шесть государств Юго-Восточной Азии, а также Китай, на долю которых в 2000 г. приходилось 47% товарного экспорта разви­вающихся стран.

Постоянно увеличивается объем внешнеэкономического со­трудничества стран ЕС. Внешняя торговля их за период 1960-2000 гг. в текущих ценах выросла более чем в 50 раз (с 100,6 млрд дол. в 1961 г. до 5064,8 млрд дол. в 2000 г.). В товарной струк­туре экспорта главную роль играют готовые изделия и полу­фабрикаты (82,9%), в том числе на долю машин, оборудования и транспортных средств приходится 41,2%, химических про­дуктов — 12,4%.Удельный вес основных групп стран во внешней торговле ЕС в начале 2000-х гг. характеризовался следующими цифра­ми: на долю развитых стран приходилось 78,5%, развиваю­щихся - 15,2, стран с переходной экономикой - 6,3%. Разви­ваются торговые отношения со странами Латинской Америки, Ближнего Востока.

Существенные изменения произошли в товарной структуре: сократилась доля сырьевых товаров и возросла доля готовых изделий. Эти изменения обусловлены развитием производитель­ных сил, международным разделением труда и сдвигами в струк­туре самой экономики, вызванными НТР.

Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к сокращению торговли развитых стран с третьими странами. В то лее время возрастает экспорт по статье «машины и транспорт­ные средства», с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, с другой — происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт ма­шин и транспортных средств.

Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта раз­витых стран очевидна более высокая доля экспорта готовой продукции по сравнению с ее импортом, примерно равная доля экспорта и импорта сырья, продовольственных товаров и сель­скохозяйственных продуктов. Наиболее быстрыми темпами раз­виваются экспорт и импорт топлива. На втором месте — гото­вые изделия, за которыми следуют продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция и промышленное сырье.

Если до 70-х гг. в международном товарообмене преоблада­ла торговля промышленной продукцией, с одной стороны, и сырьем - с другой, то в 90-е гг. расширяется обмен промыш­ленными изделиями, сложной наукоемкой продукцией (элект­роника, информационная техника, технологические системы и целые заводские комплексы, комплектующие к изделиям и т.д.), главным образом между промышленно развитыми странами.

Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля, в основе которой ле­жит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.

Снижение доли продовольственных товаров связано с рос­том производства сельскохозяйственной продукции в развитых странах, достигнута их продовольственная самообеспеченность. Одновременно растут объемы взаимного обмена продовольстви­ем между развитыми странами. Каждая из них выступает экс­портером и импортером продовольствия, что отражает высокий уровень специализации в производстве и потреблении пищевых продуктов.

Уменьшение доли импорта сырья объясняется тремя глав­ными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, боль­шим использованием ресурсов отечественного сырья и перехо­дом на ресурсосберегающие технологии, когда снижается удель­ный вес сырья на производство единицы промышленной про­дукции. В го же время возросла торговля минеральным топли­вом - нефтью и природным газом как следствие развития хи­мической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического комплекса.

Важную роль в международной торговле развитых стран играет экспорт и импорт услуг. Можно выделить услуги:

· бан­ков и страховых компаний;

· по предоставлению патентов, ав­торских прав;

· рекламные; здравоохранения;

· образования;

· про­граммного обеспечения вычислительной техники;

· международ­ный и транзитный транспорт;

· иностранный туризм и др.

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и т.п.) быстро развивается экспорт услуг, связан­ных с применением научно-технических достижений, с внедре­нием вычислительной техники, торговых и технических ноу-хау, услуг связи, банков, страховых агентств и т.п.

В международной торговой политике сейчас, как и раньше, сохраняются две тенденции. Первая — стремление к либерали­зации международной торговли, к снятию торговых барьеров, вторая - усиление протекционизма (ограничение поступления иностранных капиталов и товаров в свою страну).Эти тенденции в торговой политике имеют свои проявления: уменьшение роли таможенных пошлин как традиционных мер защиты внутреннего рынка, установление защитных барьеров против экспорта готовых изделий из развивающихся стран, аг­рарный протекционизм, введение противоречащих международ­ным правилам национальных законов и т. п. Применение диск­риминационных протекционистских мер запрещается, посколь­ку они нарушают принцип наибольшего благоприятствования.

Международной организацией, которая призвана координи­ровать международную торговую политику и способствовать либерализации торговли, является в настоящее время Всемир­ная торговая организация (ВТО).

Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую систему все соглашения и договоренности, достигнутые в результате мно­госторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, сфера дея­тельности ВТО существенно расширилась - она включает не только товары, но и услуги (спектр их значителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. Официально провозгла­шенной целью ВТО является обеспечение мирового экономиче­ского развития путем создания условий для свободной торгов­ли товарами и услугами.

Система ВТО призвана выполнять следующие функции: а) действует как комплекс согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле. По существу, эти правила поведения госу­дарств и их торгующих субъектов на мировых рынках; б) явля­ется форумом для торговых переговоров, направленных на ли­берализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемо­сти либо путем открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих правил; в) выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам стран-чле­нов ВТО разрешать споры между собой.

Деятельность ВТО основывается на принципах: а) недискриминации, который включает режим наибольшего благоприятствования; б) национального режима; в) развития справед­ливой конкуренции; г) либерализации торговли.

Одним из основных принципов ВТО является принцип на­ционального режима, который применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги.

Для устранения такого серьезного препятствия в междуна­родной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ВТО проводит соответствующую унификацию.

Согласно договоренностям в рамках ГАТТ/ВТО в области тор­гового протекционизма признаны три основных вида юридиче­ских мер. В первом случае предусматривается введение пошлин на ввозимую продукцию, если ее продажа осуществляется по ис­кусственно заниженным ценам; во втором - устанавливается дополнительное обложение товаров, производство или экспорт которых в стране-экспортере субсидируется; в третьем - вводятся защитные меры в качестве временных экстренных ограничений импорта или дополнительных пошлин на изделия, поставки ко­торых наносят ущерб соответствующей отечественной отрасли, что может быть подтверждено компетентными органами.

Таким образом, за последние десятилетия произошли суще­ственные изменения в структуре международной торговли, рас­пределении основных торговых потоков по странам и регионам, а также в системе регулирования международной торговой дея­тельности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.120.26 (0.015 с.)