Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в системе международных валютно-финансовых отношений. Ямайская валютная система. Создание зоны евроСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате «нефтяного шока» 70-х гг. обострился кризис мировой валютной системы. Резко упал курс валют Западной Европы и Японии. Произошло временное повышение курса доллара, так как США были лучше обеспечены энергоресурсами, чем их конкуренты. Валютный кризис переплелся с мировым экономическим кризисом 1974—1975 гг., что усилило колебания курсовых соотношений. США извлекли максимальную выгоду из повышения курса доллара за счет удешевления импорта товаров и сдерживания инфляции, а также притока иностранного капитала. Отрицательное влияние завышенного курса доллара на экономику стран Западной Европы и Японии проявилось в удорожании их импорта, стимулировании инфляции, отлива капиталов, росте безработицы. Когда в связи с инфляцией в начале 70-х гг. потерпела крах «смитсоновская система» фиксированных валютных курсов, долговременной замены у нее не оказалось. Необходимо было предпринять меры, направленные как на стабилизацию международной валютной системы, так и на ее реформирование. К разработке этих мер приступил «Комитет 20-ти» — группа из представителей ведущих стран, сформированная в июне 1972 г. МВФ для обсуждения реформы валютной системы. В январе 1976 г. на заседании МВФ в Кингстоне (Ямайка) было выработано новое соглашение, касающееся международной валютной системы. Оно приняло форму поправок к уставу МВФ, которые оформили принципы четвертой мировой валютной системы. Была официально принята система «управляемого плавания» валютных курсо в. Всем членам МВФ разрешалось отпустить свои валюты в «свободное плавание» (флоатинг) и самостоятельно проводить интервенции на валютных рынках в целях предотвращения беспорядочных колебаний курсов. Ямайское соглашение предусматривало постепенный вывод золота из международных валютных операций. Страны-члены МВФ отказались от установления официальной цены золота, которая к тому времени была значительно ниже рыночной, но по-прежнему использовалась при оценке государственных резервов. Отныне правительства получили возможность покупать и продавать золото по рыночным ценам. Страны были освобождены от обязательств, использовать золото в операциях с МВФ. Одна шестая часть золотых резервов МВФ, или около 25 млн. тройских унций, подлежали возврату странам-членам фонда; еще одну шестую предполагалось продать с аукциона. Ямайское соглашение было направлено на то, чтобы превратить МВФ в организацию по оказанию помощи странам, испытывающим затруднения с международными платежами. Для достижения этой цели было решено, что вся выручка от продажи золота МВФ на аукционе должна поступать через особый фонд нуждающимся странам мира. Кроме того, отдельные члены МВФ, включая разбогатевшие страны ОПЕК, согласились увеличить свои квоты в МВФ, чтобы расширить возможности фонда по кредитованию испытывающих трудности стран. Таким образом, Ямайская валютная система установила стандарт СДР вместо золотодевизного стандарта. Юридически была завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото; странам предоставлено право выбора режима валютного курса; усилено межгосударственное валютное регулирование через МВФ. За первое десятилетие существования «плавающих» валютных курсов стабильности на валютных рынках не прибавилось. В 1978 г. цены на нефть вновь повысились в 2 раза и создали еще большую проблему международной ликвидности, чем в 1973 г. Взлет цен стал главным фактором депрессии в мировой экономике. Это отрицательно сказалось на промышленно развитых странах и почти разрушило экономику развивающихся стран - неэкспортеров нефти. В начале 80-х гг. разразился долговой кризис. В середине 80-х гг. между ведущими индустриальными странами был достигнут консенсус о создании более стабильной системы валютных курсов. В 1987 г. между представителями «группы семи» (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Канада, Италия) в Париже было достигнуто соглашение о продолжении координации валютных интервенций. Луврское соглашение 1987 г. установило пределы колебаний валютных курсов этих стран. Оба соглашения свидетельствовали о стремлении вернуться к более упорядоченной модели валютных курсов, но они не были достигнуты через МВФ. В середине 80-х гг. усилилась экономическая взаимозависимость государств ЕЭС, сложились условия для углубления экономической интеграции. В 70-е гг. ускорился процесс европейской валютной интеграции, который завершился в 2002 г. созданием зоны евро. В 1971-1992 гг. странами-членами ЕС были предприняты усилия, направленные на постепенное продвижение к валютному союзу, поиску механизмов координации кредитно-денежной политики, что дало бы возможность реализовать заложенную в ЕС идею создания единой Европы. Таким образом, в период 1971—1992 гг. главным результатом финансовой интеграции в рамках ЕЭС стало принятие и начало осуществления политики, направленной на создание валютного союза. Маастрихтским договором, подписанным в 1992 г. и вступившим в силу в 1993 г., был четко определен процесс перехода к экономическому и валютному союзу (ЭВС). Первый этап начался с 1 июля 1990 г., еще до подписания договора, и продолжался до 31 декабря 1993 г. В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора. В течение первого этапа страны должны были упразднить оставшиеся ограничения свободного движения капитала, ускорить конвергенцию и углубить сотрудничество в денежно-кредитной сфере. Особое внимание было уделено обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС. Второй этап начался в январе 1994 г., с создания Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (ЕВИ). Главными задачами ЕВИ были: 1) способствовать кооперации в сфере монетарной политики; 2) создать условия для организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), 3) проведения единой кредитно-денежной политики и создания единой валюты. Создание ЕВИ было определенным компромиссом между странами, которые выступали за учреждение ЕСЦБ, и теми странами, которые выступали в пользу политики строгой конвергенции до создания ЭВС. в течение второго этапа, опасаясь нарушения стабильности цен в отдельных странах. В начале второго этапа были приняты несколько новых законодательных актов. Не разрешалось прямое кредитование центральными банками стран-членов государственного сектора, равно как и приобретение ими долгов государства. Страны-члены ЭВС должны были избегать чрезмерных дефицитов бюджета. Наконец, правительства должны были предоставить уставную независимость своим центральным банкам с тем, чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕСЦБ. При условии соблюдения «критериев конвергенции» к 1996 г. третья стадия могла начаться с 1997 г. Маастрихтский договор определил 4 «критерия конвергенции»: 1) стабильность цен: средний уровень инфляции (измеряемый на основе индекса потребительских цен), не превышающий более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран с наилучшими показателями; 2) устойчивое финансовое положение, означающее отсутствие чрезмерного дефицита: а) бюджетный дефицит не превышает 3% ВВП; б) государственный долг не превышает 60% ВВП. 3) стабильность валютного курса, означающая, что валюта соответствует нормальным пределам колебаний в рамках механизма валютных курсов ЕВС без серьезных отклонений в течение двух лет (не разрешалась девальвация курса валюты по инициативе страны-участницы по отношению к валюте любого другого государства-члена ЕС); 4) низкие процентные ставки, означающие, что средняя долгосрочная процентная ставка не должна превышать более чем на 2 процентных пункта средний уровень этого показателя трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами. До 1992 г. становление экономического и валютного союза проходило на фоне достаточно прочной стабильности в валютной сфере. Однако в середине 1992 г. ЕВС вступила в полосу глубокого кризиса, который с небольшими перерывами продолжался до конца 1993 г. Большинство государств-членов Евросоюза продвигались к выполнению критериев с большим трудом. В 1995 г. им соответствовали только Германия и Люксембург; Франция, Ирландия, Великобритания, Нидерланды и Дания выполнили три из четырех критериев. В 1995 г. в связи с вступлением в ЕС Австрия вошла в ЭВС. В 1996 г. в ЭВС вернулась итальянская лира, вошла финская марка, в 1998 г. — греческая драхма. В декабре 1995 г. Европейский совет принял решение о том, чтобы третий этап продвижения к ЭВС был разделен на периоды. С 1 января 1999 г. до конца 2001 г. национальные валюты по-прежнему должны были находиться в обращении с фиксированными валютными курсами. Сделки между финансовыми институтами осуществлялись в евро, а индивидуумы и фирмы имели право выбора счетов либо в национальной валюте, либо в евро. Государственный долг должен был эмитироваться в евро. С 1 января 2002 г. до 1 июля 2002 г. банкноты и монеты евро должны были заменить национальные валюты. С 1 июля 2002 г. евро становилось единой валютой. С этого времени национальные валюты утрачивали свой статус законного платежного средства.
2. Основные тенденции развития современной международной торговли. Создание и деятельность ВТО Структурные сдвиги, происходящие в экономике индустриальных стран под влиянием технологической революции, специализация и кооперация промышленного производства усилили взаимодействие национальных хозяйств. 1. Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда в рамках интеграционных группировок таможенных, торговых и экономических союзов уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами. 2. Значительную роль в мировом хозяйстве стали играть транснациональные корпорации, которые формируют свои собственные внутренние рынки, определяют конъюнктуру, масштабы и направления товаропотоков. 3. Для современной международной торговли характерна острейшая конкуренция, поскольку в ней участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК до отдельных физических лиц). Отличительной чертой мировой торговли в последние годы было то, что она росла быстрее, чем рост мирового объема производства. Объем международной торговли по темпам роста уже длительное время опережает мировой ВВП. За 30 лет (1970-2000) последний увеличился в 2,95 раза, а мировой экспорт -в 18,79 раза. В период 1991-2000 гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили 3,7%, а экспорта товаров и услуг - 5,6%. В 2000 г. объем экспорта в мировой экономике составил 7785 млрд. дол., в том числе товаров - 6309 и услуг - 1476 млрд. дол. США. Удельный вес экспорта в мировом ВВП достиг 25%. Крупные промышленно развитые страны имеют сравнительно низкое значение этого показателя, например, США и Япония - 11%. В Германии, Великобритании, Испании, Китае его величина находится в пределах 25-28%. Такие страны обладают самым емким внутренним рынком, поглощающим основную массу отечественных товаров. В последнее десятилетие основная часть торговли проходит между тремя главными экономическими блоками - США, ЕС, Японией. На страны «триады» в конце 90-х гг. приходилось 76% международной торговли, они оставались в 2001 г. крупнейшими мировыми импортерами, которые обеспечивали спрос более чем на 1/3 объема импорта. Главные торговые потоки развиваются внутри ведущей «десятки» стран, усиливая их взаимозависимость. Все большая часть мировой торговли осуществляется на региональном уровне. Согласно данным ВТО, 43% мировой торговли реализуется в рамках региональных торговых соглашений. В 2001 г. самый большой объем региональной торговли приходился на страны ЕС. В рамках Европейского союза осуществлялось более 60% всех экспортных и импортных операций стран-членов данного регионального объединения. В период 1990—2000 гг. значительный вклад в развитие мировой торговли внесли развивающиеся страны. Повышение их роли связано с относительно более высокими темпами экономического развития и прироста товарооборота. Прирост экспорта этих стран за указанный период составлял в среднем 9% в год, а импорта - 8%, тогда как мировые показатели находились на уровне 7%. Страны рассматриваемой группы увеличили не только поставки агропродукции на мировой рынок, но и заметно расширили свою долю в мировом экспорте обрабатывающей промышленности (27% по сравнению с 17% в начале 90-х гг.). Особых успехов в экспортной экспансии добились шесть государств Юго-Восточной Азии, а также Китай, на долю которых в 2000 г. приходилось 47% товарного экспорта развивающихся стран. Постоянно увеличивается объем внешнеэкономического сотрудничества стран ЕС. Внешняя торговля их за период 1960-2000 гг. в текущих ценах выросла более чем в 50 раз (с 100,6 млрд дол. в 1961 г. до 5064,8 млрд дол. в 2000 г.). В товарной структуре экспорта главную роль играют готовые изделия и полуфабрикаты (82,9%), в том числе на долю машин, оборудования и транспортных средств приходится 41,2%, химических продуктов — 12,4%.Удельный вес основных групп стран во внешней торговле ЕС в начале 2000-х гг. характеризовался следующими цифрами: на долю развитых стран приходилось 78,5%, развивающихся - 15,2, стран с переходной экономикой - 6,3%. Развиваются торговые отношения со странами Латинской Америки, Ближнего Востока. Существенные изменения произошли в товарной структуре: сократилась доля сырьевых товаров и возросла доля готовых изделий. Эти изменения обусловлены развитием производительных сил, международным разделением труда и сдвигами в структуре самой экономики, вызванными НТР. Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к сокращению торговли развитых стран с третьими странами. В то лее время возрастает экспорт по статье «машины и транспортные средства», с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, с другой — происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт машин и транспортных средств. Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта развитых стран очевидна более высокая доля экспорта готовой продукции по сравнению с ее импортом, примерно равная доля экспорта и импорта сырья, продовольственных товаров и сельскохозяйственных продуктов. Наиболее быстрыми темпами развиваются экспорт и импорт топлива. На втором месте — готовые изделия, за которыми следуют продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция и промышленное сырье. Если до 70-х гг. в международном товарообмене преобладала торговля промышленной продукцией, с одной стороны, и сырьем - с другой, то в 90-е гг. расширяется обмен промышленными изделиями, сложной наукоемкой продукцией (электроника, информационная техника, технологические системы и целые заводские комплексы, комплектующие к изделиям и т.д.), главным образом между промышленно развитыми странами. Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля, в основе которой лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов. Снижение доли продовольственных товаров связано с ростом производства сельскохозяйственной продукции в развитых странах, достигнута их продовольственная самообеспеченность. Одновременно растут объемы взаимного обмена продовольствием между развитыми странами. Каждая из них выступает экспортером и импортером продовольствия, что отражает высокий уровень специализации в производстве и потреблении пищевых продуктов. Уменьшение доли импорта сырья объясняется тремя главными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии, когда снижается удельный вес сырья на производство единицы промышленной продукции. В го же время возросла торговля минеральным топливом - нефтью и природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического комплекса. Важную роль в международной торговле развитых стран играет экспорт и импорт услуг. Можно выделить услуги: · банков и страховых компаний; · по предоставлению патентов, авторских прав; · рекламные; здравоохранения; · образования; · программного обеспечения вычислительной техники; · международный и транзитный транспорт; · иностранный туризм и др. При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и т.п.) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вычислительной техники, торговых и технических ноу-хау, услуг связи, банков, страховых агентств и т.п. В международной торговой политике сейчас, как и раньше, сохраняются две тенденции. Первая — стремление к либерализации международной торговли, к снятию торговых барьеров, вторая - усиление протекционизма (ограничение поступления иностранных капиталов и товаров в свою страну).Эти тенденции в торговой политике имеют свои проявления: уменьшение роли таможенных пошлин как традиционных мер защиты внутреннего рынка, установление защитных барьеров против экспорта готовых изделий из развивающихся стран, аграрный протекционизм, введение противоречащих международным правилам национальных законов и т. п. Применение дискриминационных протекционистских мер запрещается, поскольку они нарушают принцип наибольшего благоприятствования. Международной организацией, которая призвана координировать международную торговую политику и способствовать либерализации торговли, является в настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую систему все соглашения и договоренности, достигнутые в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, сфера деятельности ВТО существенно расширилась - она включает не только товары, но и услуги (спектр их значителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами. Система ВТО призвана выполнять следующие функции: а) действует как комплекс согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле. По существу, эти правила поведения государств и их торгующих субъектов на мировых рынках; б) является форумом для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости либо путем открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих правил; в) выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам стран-членов ВТО разрешать споры между собой. Деятельность ВТО основывается на принципах: а) недискриминации, который включает режим наибольшего благоприятствования; б) национального режима; в) развития справедливой конкуренции; г) либерализации торговли. Одним из основных принципов ВТО является принцип национального режима, который применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ВТО проводит соответствующую унификацию. Согласно договоренностям в рамках ГАТТ/ВТО в области торгового протекционизма признаны три основных вида юридических мер. В первом случае предусматривается введение пошлин на ввозимую продукцию, если ее продажа осуществляется по искусственно заниженным ценам; во втором - устанавливается дополнительное обложение товаров, производство или экспорт которых в стране-экспортере субсидируется; в третьем - вводятся защитные меры в качестве временных экстренных ограничений импорта или дополнительных пошлин на изделия, поставки которых наносят ущерб соответствующей отечественной отрасли, что может быть подтверждено компетентными органами. Таким образом, за последние десятилетия произошли существенные изменения в структуре международной торговли, распределении основных торговых потоков по странам и регионам, а также в системе регулирования международной торговой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.01 с.) |