Этапы хозяйственного развития России и их особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы хозяйственного развития России и их особенности



Экономические процессы, проходившие в стране, имели свою внутреннюю логику. Можно выделить несколько этапов хозяйственного развития:

1. октябрь 1917 г. – лето 1918 г. («красногвардейская атака на капитал»),

2. лето 1918 г. – 1920 г. (политика «военного коммунизма»),

3. 1921 г. – середина 20-х годов (новая экономическая политика),

4. середина 20-х годов – конец 30-х годов (оформление командно-административной системы).

Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал». 25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России – РСДРП(б). Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной–летом 1917 г.

В основе их программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм.

Материальной же базой этих процессов призвана была стать национализация банков и синдикатов, которая, по замыслу большевиков, должна была не разрушать капиталистические хозяйственные связи, а, наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению.

В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи о немедленной конфискации помещичьих земель и их национализации.

Таковы были основные программные установки. Но поскольку правительство большевиков унаследовало экономические и политические проблемы, связанные с кризисом военного времени, оно было вынуждено проводить политику, в значительной степени противоречащую заявлениям.

Экономическую политику октября 1917г.– лета 1918г. В.И. Ленин определил как « красногвардейскую атаку на капитал ». Основными методами ее стали принуждение и насилие.

Большевики сознавали необходимость постепенного проведения национализации промышленности. Постепенно идея национализации свелась на практике к конфискации. С начала 1918г. национализация промышленности на местах стала принимать характер массового и стихийно нараставшего конфискационного движения.

Нарастание этой неконтролируемой волны вынудило Совет Народных Комиссаров (СНК) пойти на централизацию хозяйственной жизни в общенациональном масштабе с целью сохранения разрушавшихся экономических связей. Это наложило отпечаток на характер национализации второго этапа (весна–лето 1918 г.). В ведение государства переходили уже целые отрасли производства.

Преобразования в сфере аграрных отношенийосуществлялись на основе Декрета о земле. В нем провозглашалась отмена частной собственности на землю, передача помещичьих имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами. Это приводило к дискредитации Советской власти и нарастанию угрозы гражданской войны.

В целом к началу гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совнарком (СНК), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народнохозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» и под их влиянием трансформируется в центр управления промышленностью. При этом доминирует отраслевой подход к управлению.

Политика «военного коммунизма». С началом гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем, в котором устанавливался военный режим с целью сосредоточения в руках у государства всех имевшихся ресурсов и спасения остатков хозяйственных связей.

Эта политика, получившая позднее название «военный коммунизм», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и состояла в проведении трех основных групп мероприятий:

• для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме;

• национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия;

• вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря.

Резко усиливалась централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности, поскольку это позволяло выявлять и максимально использовать наличные ресурсы.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия в это время начала определять перспективы развития страны, что нашло выражение в плане ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) – первом перспективном народнохозяйственном плане. План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства – отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение 10 лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17%. Намечалось строительство 30 крупных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития. Главным было обеспечение быстрого роста производительности труда при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов страны.

Новая экономическая политика. С окончанием гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства. Политика «военного коммунизма» не в состоянии была решить основную хозяйственную задачу – вывести страну из состояния разрухи, и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи – построения «материального фундамента социализма». Стало очевидным также, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение – суть разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования.

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и количества полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно предполагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.

Система продналогаобеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул (спрос) для промышленного производства.

Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В1922–1924 гг. были проведены денежная реформа – поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец), налоговая реформа, а также возрождена кредитно-банковская система.

Составной частью реформ стали коренные изменения в трудовых отношениях. Отменялась трудовая повинность, предприятия обеспечивались рабочей силой путем найма через биржи труда, отменялся уравнительный принцип оплаты; натуральная оплата заменялась денежной, вводилась сдельная оплата труда (1922). Однако у этого процесса была обратная сторона – безработица. Но новая система организации труда способствовала повышению его производительности.

Основные мероприятия новой экономической политики – построение отношений между городом и деревней на экономической основе, развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации, кооперирование населения, внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику, налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой, повышение образовательного и культурного уровня населения – позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.

Свертывание нэпа и формирование командной экономики (вторая половина 20-х годов). 1925 г. стал переломным в экономической истории нашей страны. Это, прежде всего, связано с решением о необходимости индустриализации, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Все эти меры значительно усложняли поддержание сбалансированности экономических интересов товаропроизводителей, создавали угрозу нарушения баланса хозяйственной рыночной системы, назревания кризисных явлений и повышали вероятность попыток решения экономических проблем политическими (внеэкономическими) методами.

Развертывание индустриализации сопровождалось свертывай нем рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.

В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других сырья и материалов. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке.

Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов – одно из первых звеньев будущей административной системы.

Среди причин такого положения можно выделить следующие:

• «перекачка» привела к тому, что крестьян не могли удовлетворить государственные заготовительные цены, и они предпочитали продавать продукцию частным заготовителям или выжидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств; недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы промышленного производства и капитального строительства;

• привлечение на строительство большого числа рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%, параллельно возросла номинальная заработная плата рабочих;

• с 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного кредита; кроме промыслового и прогрессивного подоходного налогов был введен налог на сверхприбыль (1927); запрещалась сдача в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры, сокращалось число иностранных концессий.

В 1928 г. И.В. Сталин выступил с теорией «дани», т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустриализации. Таким образом, экстраординарные меры переросли в новую политическую линию и получили практическое воплощение, став основой раскручивания «машины чрезвычайщины».

Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле.

В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т.д. К осени 1931 г. была ликвидирована и частная промышленность.

 

2. Переход к перспективному планированию. Первые пятилетки.

Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден.

Первый пятилетний план охватывал 1928–1932гг. Целевой установкой плана определялась необходимость стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в промышленности на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народнохозяйственного развития и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата.

Одновременно приобрела определенность новая система управления, получившая впоследствии название «командно-административной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938–1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возросла численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.

Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей – постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Но не устанавливались сроки, формы и способы кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами в целях снижения удельного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.

Необходимо подчеркнуть также, что первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес тяжелой промышленности в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г. Выпуск продукции машиностроения и металлообработки возрос в четыре раза.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по плановой цене все счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками.

Не стимулировала развитие инициативы предприятий и налоговая реформа, хотя вместо множества налогов и видов налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчитан на 1933–1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигалась окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было явиться завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию необходимости приближения плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому план по среднегодовому приросту промышленной продукции определялся в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана - свыше 20%).

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались: 1) развитие социалистического соревнования, прежде всего Стахановского движения; 2) рост производительности труда (на 63% за пятилетку); 3) обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось подготовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).

Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи – догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству надушу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938–1942 гг. предусматривал более высокие темпы роста машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.

В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие экономики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 30-х годов отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка определить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.114 с.)