Законодательные акты от 19.02.1861г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные акты от 19.02.1861г.



Основным актом стал Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. Текст написан митрополитом Филаретом.

Помимо манифеста было принято 17 законодательных актов. Их можно разделить на 3 категории: общие положения, местные положения и дополнительные правила.

Общие положения: принято 4.

§ Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости.

§ Положение о выкупе крестьянами их усадебной оседлости.

§ Положение об устройстве дворовых людей (бывшие холопы освобождались без земли через 2 года после этих актов).

§ Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях.

Эти 4 положения содержали единые принципы для всех крестьян 40 губерний страны.

Местные положения: принято 4.

s Положение для 34 губерний российских, новороссийских и белорусских.

s Положение для 3х губерний малороссийских.

s Положение для 3х губерний юго-западных.

s Положение для 5 северо-западных губерний.

В местных положениях общие принципы реформы получили разработку применительно к экономическим, природным, почвенным условиям, особенностям землепользования отдельных районов империи.

Дополнительные правила: принято 8.

Касались либо отдельных территорий страны, например, Сибири, Бессарабии, Ставрополья либо дополнительные правила касались отдельных категорий крестьян, например, крестьяне мелкопоместных владений или крестьян приписных к заводам, промышленных крестьян. Подробный перечень местных положений и дополнительных правил читай в примечании к ст.5 общего положения о крестьянах.

4. Последний акт был процессуальным. Правила о порядке введения в действие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Основные положения реформы.

Крестьяне получили личную свободу. Юридически они получили ее бесплатно. Рабство было уничтожено. Крепостные люди стали новым сословием – свободными сельскими обывателями.

Они получили соответствующие права, о которых говорится в разделе 1 общего положения о крестьянах: право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право вступать в договоры, торговать, заниматься ремеслами, открывать промышленные, торговые и ремесленные заведения. Права на судебную защиту, право перехода в другие сословия, поступать на военную службу, отдавать детей в общие учебные заведения. Для вступления в брак не требуется разрешение помещика. Кроме того, крестьяне получили право на самоуправление.

Раздел 2 общего положения о крестьянах определял систему и компетенцию органов сельского управления. На уровне села действовали сельский сход – распорядительный орган, сельский староста – исполнительный орган. На уровне волости, которая объединяла несколько сел, действовали волостной сход и волостной старшина с волостным правлением. На уровне волости организовывался волостной крестьянский суд. Избирался ежегодно волостным сходом. От 4 до 12 очередных судей из крестьян, присутствие суда – не менее 3 судей. В компетенцию суда входили: мелкие гражданские дела (цена иска до 100р), административные, дисциплинарные проступки крестьян. Приговоры волостного суда были окончательными и не подлежали апелляции.

Крестьяне получили право на землю. Но в отличие от личной свободы, землю нужно было выкупать у помещика. Поэтому наделение крестьян землей происходило в 2 этапа.

1-свободные сельские обыватели сначала получили надел не в собственность, а в пользование. Это переходный этап. «Временно обязанное состояние крестьян». Т.е. за пользование землей крестьяне были обязаны платить помещикам оброк. Решался вопрос о размере земельного надела. Размер земельного надела определялся соглашением между крестьянином и помещиком. За основу брали дореформенный земельный надел. Если соглашение не было достигнуто, то применялась норма закона. По местному российскому положению губернии были разделены на 3 полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Каждая из полос делилась на несколько «местностей», от 10 до 15 в каждой полосе. В нечерноземной и черноземной полосах устанавливались 2 нормы надела: максимальная и минимальная. Если прежний земельный надел был больше максимальной нормы, от него делались отрезки в пользу помещика. Если дореформенный надел был меньше минимальной нормы, то помещик должен был добавить земли крестьянину. Крестьянин не мог требовать больше максимальной нормы, а помещик не мог дать меньше минимальной нормы. В степной полосе двух предельных норм не вводилось. Закон четко вводил размер земных наделов. В черноземных районах – меньше всего, в худших – больше.

В ходе наделения крестьян землей в большинстве случаев сокращали земельные наделы. Сохранялись исторически сложившиеся формы землепользования. На Украине это подворная форма, а в России – общинная форма землепользования. Землей наделяли крестьянскую общину, а не каждый двор. Уже внутри общины наделы разделялись между крестьянскими дворами. Однако законодательство 1861г разрешало крестьянам выходить из общины при условии, что крестьяне найдут себе замену или община согласна заплатить половину выкупной суммы за надел.

С 1893г выход из общины был запрещен до аграрных реформ Столыпина 1906г. Вопрос о наделении крестьян землей решался в течение 2 лет. Помещики должны были составить «уставные грамоты», где определялись все поземельные отношения, размер надела и сумма оброка. Грамоты утверждались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных потомственных дворян по представлению губернатора и предводителя дворянства. Если крестьянин не хотел оставаться на земле, он мог отказаться от надела только через 9 лет после начала реформы, т. е. к 1870 году.

2-превращение крестьян в собственников земли, выкуп земельных наделов в собственность. Крестьянский земельный надел состоял из 2х частей – усадьбы и полевого пахотного надела. Выкуп усадьбы не требовал согласия помещика. Крестьянин вносил определенную сумму и сообщал помещику. Выкуп полевого надела возможен был либо с согласия, либо по требованию помещика. Почти 2/3 выкупных сделок было совершено по требованию помещика. Причина: покупная оценка земли превышала ее рыночную стоимость. Цена за земельный надел определялась следующим образом: за основу брался годовой оброк, который капитализировался из 6% годовых. Таким образом, выкупная сумма – это капитал, 6% с которого составляли оброчные платежи. Таким образом, в основу оценки земли был положен не капиталистический критерий, не рыночная стоимость, а критерий феодальный. Срочность и величина оброка зависит от 2х слагаемых – стоимости земли и стоимости рабочей силы крестьянина, поэтому фактически, крестьяне заплатили не только за землю, но и за свою свободу. Хотя, по закону декларировалась свобода бесплатно.

С января 1883г выкуп земли в собственность становится обязательной Пользование невозможно. Существовала возможность получения крестьянами земли бесплатно, так называемый, даровой (четвертной) надел.

 

Судебная реформа 1864 г.

Подготовка реформы началась в 1861 году. Над проектом работали государственный секретарь гудков и его главный помощник Сергей Зарудный. А также известные юристы Равиновский, Стояновский и другие.

20 декабря 1864 года император утвердил 4 законодательных акта – судебных устава:

1) Учреждение судебных постановлений (судоустройство и процесс).

2) Указ о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (принципы мировой юстиции).

3) Устав уголовного судопроизводства.

4) Устав гражданского судопроизводства. Впервые четко разделены 2 формы процесса.

Судоустройство. Судебная система основывалась на принципе бессословности судов. В зависимости от компетенции, вводились две системы бессословных судов. 1 суды местные и 2 суды общие. Каждая включала две инстанции.

Местные суды. 1-ая инстанция мировой судья. 2-ая апелляционная инстанция - съезд мировых судей.

Уезд, с находящимися в нем городами, составлял мировой округ. Мировой округ разделялся на мировые участки, в каждом из которых действовал мировой судья, избираемый на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе городскими думами на три года. В губерниях, где не было земств, мировые судьи назначались местной администрацией. Мировым судьей мог быть избран житель уезда не моложе 25 лет, не опороченный по суду или общественному приговору, получивший высшее или среднее образование или отслуживший в судебном ведомстве не менее 3 - х лет.

Судьи общих судов назначались императором по представлению министерства юстиции. Председатели окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование. Уголовные дела по государственным и должностным преступлениям рассматривали в первой инстанции. Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией. Учреждался институт присяжных заседателей. Присяжные заседатели привлекались в процесс по уголовным делам, влекущим за собой наказание, соединено с лишением прав состояния.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.117 (0.011 с.)