Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Период перехода к капиталистической системе и строительство демократической республики 1990-е гг. –наст. Вр.

Поиск

Историография курса:

Историография курса начинается в XVII веке с работы Татищева «История России с древнейших времен». В пер. пол. XIX в. историко-правовая наука стала самостоятельной дисциплиной и введена как учебный предмет. Следует отметить Н.М. Карамзина и его труд «История государства Российского». Известны три научные школы в области государства и права: «Официальной народности» Погодина, «Славянофильская школа» Беляева, «Государственная школа» Чичерина и Кавелина.

Во вт. пол. XIX – нач. XX вв. создан классический курс истории государства и права России - «Обзор истории русского права». Известные историки Сергиевич, Градовский, Латкин, Филиппов, Владимирский-Буданов, Ключевский В.О. «Курс русской истории».

Марксистская историография связана с исследованиями Юшкова «ИГП ССР», Грекова, Рыбакова Б.А., Черепнина, Зимина.

Современная историография: Исаев И.А, Титов Ю.П., Э. Карр, Н. Верд.

 

Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование

История славян как самостоятельный этноязыковой единицы начинается co II – I тыс. до н.э. Именно в этот период праславянский язык выделился из индоевропейской языковой семьи. По версии Рыбакова Б.А., ранние славяне проживали в Северной части Восточной Европы между Днепром и Одером. В I в. до н.э. славяне постепенно осваивают территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I тыс. до н.э. Греческие, римские, арабские источники упоминают славян. Византийские источники VI в. называют славян антами. Готские источники добавляют термин «склавины».

Наиболее спорной из концепций образования государственности у славян является норманнская теория. Ее авторы - немецкие ученые Миллер, Байер и Шлёцер, приглашенные на работу в Россию в XVII в. По их версии государство у славян было создано иностранцами – скандинавами (варягами). Основание - отрывок древнейшей летописи – Повести временных лет XII века, автором которой является монах Киево-Печерской лавры Нестор Летописец.

По летописной легенде накануне образование Киевской Руси северные племена славян платили дань варягам, а южные - хазарам. В 859 году Новгород изгнал варягов, но это привело к междоусобице. В результате были призваны варяжские князья Рюрик, Трувор и Синеус в 862 г. В 882г. преемник Рюрика Олег, правивший в Новгороде, захватил власть в Киеве, убив киевских князей Аскольда и Дира. В результате объединения двух центров - Киева и Новгорода - была создана Киевская Русь.

В современную эпоху доказана несостоятельность норманнской теории, политический смысл которой заключается в положении о якобы исконной отсталости русского народа, который неспособен к самостоятельному развитию.

Русские ученые, в т. ч. М. В. Ломоносов, представили неоспоримые доказательства самостоятельного национального пути в русской истории (Антинорманская теория):

1) Ряд историков не считают подлинным отрывок ПВЛ о призвании варягов.

2) Другие доверяют летописи, но считают варягов русским племенем, жившим на берегу Балтики.

3) Многие историки считают, что варягов не призвали к власти, а наняли на службу для военной защиты. Княжение в Новгороде Рюрика является примером захвата власти наемниками варягами в некоторых славянских городах.

Вывод: варяжский элемент сыграл определенную роль в становлении русской государственности, в частности, в происхождении княжеской династии. Однако сама государственность возникла до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате экономического, политического, социального и культурного развития общества.

Основными предпосылками возникновения государственности являются:

1) Единая территория.

2) Этническое, племенное единство.

3) Институты публичной государственной власти.

Все эти элементы государственности сложились у славян до IX века. В летописи Нестора указано 14 объединений восточных славян, это не отдельные племена, а союзы племен. Наиболее сильными являлись поляне, также можно назвать: северян, древлян, ильменских словен. Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования - «союзы союзов» - протогосударства (Куява (Южнее Киева), Славия (Новгород), Арталия (Юг Рязани либо Чернигов)).

В 888 г. князь Олег произвел территориально-племенное объедение славян. Киевские князья постепенно включали в состав государства территории других союзов. Древнерусское государство стало федерацией союзов племен, но постепенно границы между ними стирались, это способствовало развитию городов на Руси, лежащих по великому водному пути «из варяг в греки», который через систему рек и озер связывал Балтийское и Черное моря. Новгород и Киев контролировали северную и южную части этого пути. К IX веку существовало 24 крупных торговых славянских города.

Постепенно города стали давать названия прилегающим к ним территориям. Теория «городовых областей» – крупный город и зависимые от него города и волости, составляли «городовую область», которая стала основной территориальной, экономической и политической единицей государственности на Руси.

Объединение городовых областей под властью Киевского князя стало началом государственности на Руси. И племенная, и городовая теории едины в главном: славяне проходят самостоятельный путь объединения. Процесс образования единой территории и этническое объединение славян протекает на фоне разрушения первобытно-общинного строя. На смену родовой общине пришла соседская община. Процесс образования государства протекает на фоне экономического и социального развития славян. Формируются города, развиваются ремесла и торговля, совершенствуются культура земледелия. В военных походах большую часть добычи получают военные вожди славян, отсюда происходит социальное расслоение, развитие классообразования, формирование правящей элиты.

Публичная власть:

Форма общ. отношений славян в VII-VIII вв. – военная демократия.

I. Высший орган власти племенного союза - народное собрание - вече, в него входили только взрослые мужчины, все они составляли народное ополчение («тысяча»), во гл. – тысяцкий, тысяча делилась на сотни, во гл. - сотский, сотни на десятки – десятский.

II. Многие вопросы судебного, религиозного характера решались советом старейшин (нечто вроде исп. органа при вече), в который входили самые старые уважаемые люди племени и жрецы.

III. Князь опирался на дружину (аппарат проф. воинов).

В XI веке фактически князь становится главой племенного союза, подчиняя себе и аристократическое вече и совет старейшин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.009 с.)