Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление абсолютной монархии в России. Предпосылки абсолютизма

Поиск

Абсолютизм – это форма правления, при которой власть монарха является не только юридически, но и фактически неограниченной.

Признаки:

1) Наличие сильного бюрократического аппарата управления с сильной постоянно армией

2) Активная экспансия государства во все сферы общественной и частной жизни (полицейской государство).

3) Господствует политика меркантилизма – преобладание экспорта над импортом.

Все указанные признаки характерны для России и для большинства стран Европы. Однако в отличие от Европы, где абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений, союза монарха с дворянами и городами, в России абсолютизм совпал с феодальным укладом. Его содержательно базой стало служилое сословие - дворянство. Самая жесткая модель.

Переход к абсолютизму в середине 17 века. Перестают созываться земские соборы в 1653 году последний земский собор.

Происходит бюрократизация аристократической БД: из соучастницы верховной власти она превращается в подчиненный царю орган управления. Из законов исчезает формула «государь приказал, бояре приговорили».

1682 год – отмена местничества.

В Думе теперь не только думные чины, но и представители других чинов. При Петре I меняется и названии этого органа «Ближняя канцелярия» = «Консилия» министров. С учреждением Сената дума исчезает вообще. В конце XVII века начала XVIII века совершаются попытки реформировать приказную систему - создание коллегий. В начала XVII века происходит централизация власти на местах. Царь стал назначать в уезды воевод.

 

Государственные реформы первой четверти XVIII века

Основная задача и предпосылка реформ: борьба за выход к балтийскому морю. Война требовала армию и флот, новые источники пополнения государственного бюджета, новую систему управления и новых людей, способных к реализации задуманного.

Реформа в области образования.

Создание академий и ВУЗов. Привлечение иностранных специалистов.

Военная реформа.

Эта реформа стала главной. С 1699 года началось формирование рекрутской системы набора в армию из числа крестьян, горожан и дворовых людей. Строительство флота. Для управления армией и флотом был создан сложный механизм из военной, адмиралтейской коллегий, и Генерального штаба.

Реформы в области финансовой системы.

В государственном бюджете 17 века преобладали косвенные налоги, а в бюджете России до Петра I занимали ведущие место промысловые налоги. В 1681 году происходит переход от поземельного налогообложения к подворному. Основная единица поземельного налога соха, либо несколько дворов. В 1718 году новая податная единица «ревизская душа». Освобождались от уплаты налогов дворяне и духовенство. Уравнивает в правах все группы крестьянства. Дворовые люди «подушная» подать.

Реформы в области промышленности и торговли.

Серьезные изменения в промышленности и торговле. Число мануфактур возросло в 3 раза. Освоение новых промышленный районов, в том числе, и Урала. Основание Петербурга. Создание ремесленных цехов в городах.

Новости в области государственного права.

Создание новой законодательной формулировки власти русского монарха в толковании к 20 артикулу воинского устава 1715 года «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Позже формула повторялась в других актах 1832 года «Император всероссийский есть монарх самодержавнейший и неограниченный». «Правда воли монаршей» – идеологическая формулировка.

Перестройка деятельности органов центрального и местного управления на основе принципов коллегиальности, профессионализма, государственного контроля и надзора.

Центральное управление

В 1711 году был учрежден Сенат. Сначала чрезвычайный орган (временный) на время отсутствия царя в турецком военном походе. Вскоре постоянный орган управления до 1917 года (с рядом изменениями в компетенции и составе). Коллегиальный орган. Сначала 9 сенаторов, назначаемых государем. С учреждением коллегий их президенты вошли в состав Сената. В 1722 году президенты выведены из состава сената, за исключением президентов коллегий иностранных дел, военной и адмиралтейской.

Структура: присутствие (принимает решения), канцелярия.

Должности при Сенате: обер – секретарь готовит дела для доклада присутствию, контроль за деятельностью Сената с 1715 году осуществлял генерал – ревизор, который в 1722 году заменен на генерал – прокурора, который регулировал «диспуты сенаторов»; возглавлял канцелярию; рекетмейстер, который принимал жалобы на коллегии и докладывал по ним Сенату; герольдмейстер, который докладывал по делам дворянства.

Все, что происходило в присутствии, фиксировалось в протоколе, который должны были подписывать все сенаторы «для открытия дурости каждого».

Компетенция:

1) Высший административный орган, который контролировал всю систему управления.

2) В отличие от БД только законосовещательный орган.

(Исключения: во время войны со Швецией при отсутствии Петра I в столице Сенат мог принимать указы без санкции царя; в период правления Елизаветы Петровны фактически сенат действовал самостоятельно).

В 1717 году создана система коллегий – отраслевых органов управления, заменивших приказы. Заимствование из Швеции. Отличие от приказов в принципе коллегиальности деятельности коллегий.

Структура: присутствие и канцелярия.

Состав: президент и виц е- президент, назначаемые Сенатом. 4 коллежских асессора и 4 советника. Члены присутствия были равны между собой и решения принимались большинством голосов. При равенстве голосов президентский голос был решающим.

В состав канцелярии входили секретарь, регистратор, переводчик протоколист.

Декабрь 1718 года – реестр коллегий. Было учреждено 9 коллегий.

З главных: иностранных дел, адмиралтейская, военная.

3 финансовые: камерир-коллегия (доходы государства); штатс-кантор-коллегия (доходы и расходы государства бюджет).

2 торгово-промышленные коллегии: берг–мануфактур-коллегия (промышленность) и коммерц-коллегия (торговля).

Юстиц-коллегия.

1721 год – вотчинная, духовная коллегия (Святейший правительствующий Синод (церковное управление)).

1722 год – берг-мануфактур коллегия разделена на берг- и мануфактур-коллегии.

Деятельность коллегий определялась генеральным регламентов 1720 год. Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям не был выдержан до конца (судебный и административные функции). Однако создание коллегий завершило централизацию и бюрократизацию государственного аппарата, четкое разграничение ведомственных функций, сфер государственного управления, а также единые нормы деятельность. С учреждением новой столицы в 1713 году центральный аппарат перешел Петергоф, и Сенат коллегии создавались уже там.

Церковная реформа Петра I.

Сначала был принцип симфонии. После смерти Патриарха Андриана в 1700 году соборы церкви уже не собирались, и патриарх избран не был.

В 1721 году учреждается духовная коллегия – орган государственного управления церковными делами. Церковь вошла в государственные структуры и потеряла свободу. Протестантский вариант церковно-государственных отношений. В присутствие Синода входили 2 правительственных особ, которые назначались государем из числа высшего духовенства. Деятельность Синода сначала контролировалась инквизитором, а затем обер-прокурором, светским чиновником, который являлся помощником генерал – прокурора.

Создание системы органов надзора и контроля.

Сначала надзор за законностью осуществляли фискалы. В 1711 году главой фискалитета был обер-фискал при Сенате, ему подчинялись фискалы при коллегиях, инквизитор Синода, провинциал – фискалы в губерниях и городовые фискалы. Осуществлял тайный надзор за законностью. Обязан доносить о государственных, должностных и иных преступлениях, о нарушениях законности в учреждениях. Выступали в суде в качестве обвинителей. В случае правильности доноса фискала, он получал 50% штрафной санкции или конфискованного имущества. За неправильный донос сначала фискалы ответственности не несли, но по указу 1719 года фискал, донос которого оказался ложным подлежал той же ответственности, что и обвиняемый им человек, если бы донос подтвердился.

В 1722 году учреждается институт прокуратуры – гласного надзора за законностью. Заимствование из Франции. Система фискалитета вошла в систему органов прокуратуры и ликвидирована. Глава прокуратуры генерал – прокурор при сенате, помощник обер-прокурор Синода, прокуроры при коллегиях и надворных судах. Око государево, надзор за сенатом, возглавлял канцелярию Сената, является председателем на заседаниях Сената, осуществлял надзор за исполнением законов и облает правом законодательной инициативы.

Право вето на решения Сената и право доносить государю о всех действиях Сената.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.01 с.)