Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главный совет при царе - Боярская Дума, действовавшая постоянно

Поиск

Состав:

1) Думные люди от 20 до 60 человек:

1) боярин (боярин введенный) - высший чин БД

2) окольничий

3) думный дворянин

4) думный дьяк

Чины жаловал царь, но он ограничен традицией местничества. Чин окольничего или боярина мог получить представитель княжеского или очень древнего боярского рода и родственники царя.

Порядок деятельности БД не регламентировался законом. Делопроизводство было устным из-за отсутствия канцелярии. Протоколы стали вестись только в XVII в. Решались все вопросы внутр. и внеш. пол-ки. Высш. суде. инстанция, рассматриваются дела о полит. и должностных преступлениях в 1-й инстанции. В качестве 2-й инстанции Дума рассматривала дела, поступившие из приказов или местных судов. На основании доклада (из-за некомпетентности судьи или из-за отсутствия закона) или «пересуд» - по жалобе на судью одной из сторон. Очень часто судебные приговоры имели законодательное значение, появлялись прецеденты, создаваемые Думой (решения, служившие образцом для местных судов).

Дума являлась законосовещательным и даже законодательным органом. Все законодательные акты XVI - пер.пол. XVII вв. содержали формулу «Государь указал, бояре приговорили», независимо от способа принятия акта. Санкция закона была изначально задана и для государя и для боярской думы. Приговоры думы имели сначала различное значение: судебное, административное решение либо закон. Но, в любом случае, Дума создавала право – «приговор». Компетенция Боярской Думы полностью совпадала с пределами государевой верховной власти.

В качестве правительства дума координирует деятельность отраслевых органов управления – приказов. Система приказов оформляется в кон. XV – XVI вв. Приказы различались по роду деятельности (Посольский, поместный, разбойный и т.д.). В сер. XVI в. в ходе походов Ивана Грозного учреждаются территориальные приказы (Астраханский, Сибирский, Казанский).

Деятельность приказов не регламентировалась законодательно, основывалась на правовом обычае объединения адм. и суд. функций. Территориальные приказы дублировали функции отраслевых приказов, т.о., сложилась громоздкая и неэффективная отраслевая с-а управления.

Земский собор созывается в чрезвычайных случаях для решения важнейших вопросов внутр. и внеш. пол-ки. Исключение Соборы начала XVII в. (после смуты в начале правления Михаила Романова) действовали в качестве постоянных учреждений. Последний Собор избрал на царство Петра I в 1698 (неполный московский Собор).

Состав земских соборов:

1. Верхняя палата – Боярская Дума, Освященный собор.

2. Нижняя палата – выборные от разных классов государства.

В зависимости от классового состава Земские соборы можно разделить на 2 группы:

1. Полные - в д-ти участвовали выборные от служилых чинов, гласные из дворянства, а также представители городского населения, представители от гос. крестьян были только на 2 Соборах; послед. полн. С. – 1653 – присоедин// Украины и Малороссии.

2. Неполные:

1) либо нижняя палата включает только 1 чин (дворян или горожан)

2) либо только москвичи

В зависимости от компетенции разделяются на:

Избирательные – высш. орган гос. власти. Созывает либо боярская дума, либо Патриарх (в исключ. случае, когда нет царя).

Неизбирательные –законосовещ. орган; вопросы внутр. и внеш. пол-ки, принятие законов. Большинство соборов решало вопросы финансового х-ра. Некоторые соборы выступали в качестве высшего суда. Большинство соборов являлось законосовещательными органами, кроме. Грамоты Земских соборов требовали обязательной санкции царя.

Соборы – высш. суд. инстанция: 1605 – уд над Вас. Шуйск.; 1698 – с. над царевной Софьей.

Деятельность. Выборы на ЗС проходили по сословиям. Единых избирательных норм не было. Для каждого собора определялось число выборщиков для каждого сословия, зафиксированное в специальных грамотах, которые посылались местничеству для проведения выборов. Не существовало сроков созыва, максимальный срок де-ти - 3 года, мин. – 2 недели. Заседания собора начинались с общего собрания, где объявлялась повестка дня, далее проходили совещания по сословиям. Каждое сословие составляло свое решение – «сказку», эти решения заносились в соборный приговор, который назывался «утвержденная грамота». Закрытие собора происходило на общем собрании чинов в торжественной обстановке.

Местное управление

Происходило 3 этапа реформ местного управления. До сер. XVI в. на местах судебную, административную, финансовую власть осуществляли наместники и волостели великого князя Московского и всея Руси.

Сер. XVI - нач. XVII вв. - система органов самоуправления (реформа Ивана IV) - возникают органы сословного представительства на местах. В уездах учреждаются земские собрания, которые осуществляли финансовую и административную функции, суд по гражд. и нетяжким уг. делам.

Губные избы возникают в специальных округах - «губах», выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговые и полицейско-судебные функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных и земских грамотах, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков. Деятельность губных изб и земских собраний контролировалась различными отраслевыми приказами.

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Гос. реформы сер. XVI века

Осн. гос. реформы проходят в период правления Ивана IV Грозного.

Два этапа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.008 с.)