Глава третья. Философия и социальная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава третья. Философия и социальная работа



Глава третья. Философия и социальная работа

ФИЛОСОФИЯ КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для теории и практики социальной работы чрезвычайно важно понимать значение гносеологических, теоретико-познавательных вопросов, так или иначе общезначимых в системе философского знания. Обращение к теоретико-познавательным вопросам, во-первых, неизбежно выявит необходимость рассмотреть содержание основного философского вопроса; во-вторых, и это, конечно, важнее, приведет к логической потребности рассмотреть понятие "методология", ее роли в познании как компаса в научных исследованиях и другие проблемы, возникшие в ходе обсуждения этой темы, В-третьих, методологический подход неизбежно поставит задачу рассмотрения форм и методов научного познания, среди которых первостепенная роль должна уделяться именно методам исследования. Метод познания можно в общем виде определить как форму теоретического освоения действительности, исходящей из закономерности движения и развития изучаемого объекта (явления, факта, процесса). Метод познания - не что иное, как система принципов теоретической и практической деятельности.

В курсе философии обосновывается, что метод в науке не может быть отделен от теории (так как метод в научном познании, приводящий к получению новых знаний, и есть в то же время теория). Этот факт важен в процессе усвоения различных теорий социальной работы (как уже отмечалось в других разделах, в практике социальной работы, развертываемой на основе той или иной теории социальной работы, например системной, динамической и т.п., используются и различные методы для решения проблем клиента: групповая терапия, кризисная терапия, ролевая игра и т.п.).

Важный момент курса философии - показ того, что формы познания выступают как бы логическим средством проявления и функционирования самого метода, это обусловлено тем, что как в освоении теории социальной работы, в ее использовании для исследования социальной действительности, так и в практике социальной работы необходимо знание анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотез и места интуиции в познании [16, 17].

Принимая во внимание тот факт, что социальная работа существует в виде профессиональной и непрофессиональной деятельности, необходимо повысить значимость изучения такой философской проблемы, как эмпирический и теоретический, научный и обыденный уровни познания.

Эмпирический и теоретический уровни познания

В общем можно отметить, что эмпирический и теоретический уровни познания различаются прежде всего по характеру и объекту исследования. Так, под теоретическим объектом понимаются результаты идеализации и абстрагирования, эмпирические объекты имеют как бы непосредственный прообраз.

Эмпирический и теоретический уровни познания различаются также но уровню отражения объективного мира, характеру связи с практикой.

Важность изучения особенностей эмпирического и теоретического уровней познания при изучении курсов по социальной работе обусловлена также и тем, что социальная работа, как академическая дисциплина, находится в стадии развития, и в этой ситуации эмпирический уровень познания как бы служит ее фундаментом. В связи с этим и является актуальным рассмотрение соотношения эмпирического и теоретического уровней как уровней познания, присущих научному знанию в целом.

Природа и общество

Эта проблема курса философии имеет социальный аспект, который выступает одной из важных проблем структурной социальной работы. Экологические проблемы, чрезвычайные ситуации в обществе, вызванные природными катастрофами,- являются самостоятельным объектом деятельности одной из специализаций в области социальной работы. Философы все чаще стали говорить о том, что "при нынешнем состоянии экологических исследований мы не способны точно установить, где и когда человек осуществил решающие изменения в жизни природы, какой вклад он внес в формирование нынешней ситуации....В последней трети XX столетия мы столкнулись со страшно обостряющейся проблемой, как избежать ответного экологического удара" [24].

Одна из актуальных проблем курсов всего цикла дисциплин по программе подготовки специалистов в области социальной работы - проблема бедности. В философии она также рассматривается и чаще всего - в связи с проблемой соотношения природы и общества. В частности, при рассмотрении темы народонаселения. "Проблемы народонаселения, конечно, отличаются от проблем ресурсов в смысле большой к ним причастности как живого, так и неживого мира природы, но обе эти группы проблем едины в том, что наши основополагающие моральные традиции связаны в основном со сферой интересов тех, кто будет жить на земле после нас, в течение следующих нескольких столетий. Демографическая ситуация дальней перспективы принимается во внимание уже не только в странах Запада, но и в ряде беднейших районов планеты, где вопросы экономического развития необходимо решить прежде всего, чтобы уже в последствии сконцентрировать усилия на отдаленном будущем. Поэтому облегчение бремени бедности остается предварительным условием решения проблемы населения" [25].

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах, одной из целей процесса обучения социальных работников является формирование необходимых знаний и умений на уровне индивида, группы и общества. "Отбор" конкретных знаний и необходимых навыков осуществляется в соответствии с существующими социальными проблемами. В связи с этим каждый студент, будущий социальный работник должен получать знания об обществе, его социальной структуре, характере и механизмах управления и регулирования социальными процессами, влияния особенностей социальной структуры на характер и специфику социальных проблем, важны также знания в области социальной политики.

В процессе изучения философии следует стремиться к выработке способности интегрировать теоретические и практические знания, приобретать и критически использовать информацию.

Для студентов, обучающихся по программе подготовки социальных работников, требуется проникновение в содержание работ классиков философии, сопоставления идей древних мыслителей с реальными проблемами сегодняшнего дня.

Социально-гуманитарный цикл в программе по направлению "социальная работа" включает курс философии, объединяющей диалектику, теорию познания и социальную философию, а также такие философские дисциплины, как этика, эстетика, логика, история философии.

Профессиограмма социального работника предполагает умение осмыслить глобальные проблемы современности, овладение мировоззренческими и методологическими принципами освоения различных сфер социальной практики, формирование методологической культуры будущего специалиста.

Творческий подход к формированию философской культуры предполагает плюрализм тенденций в развитии философской мысли, что способствует, в свою очередь, усвоению особенностей различных теорий социальной работы.

Методика моделирования ситуации, принятия решения проблемы предполагает сравнение его с точкой зрения клиента, анализ причины кризиса, анализ всего хода решения проблемы.

Философия как методологическая основа процесса обучения социальных работников формирует целостность восприятия действительности, что является важным условием адекватного восприятия социальной практики в целом, а также се отдельных компонентов, в том числе и личностных проблем клиента. Философская культура одно из важнейших условий повышения профессиональной подготовки социального работника.

Глава третья. Философия и социальная работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.005 с.)