Философские науки и социальная работа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские науки и социальная работа



Кроме философии как методологии научного познания, как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, важным является включение в учебный процесс подготовки социальных работников и ряда философских дисциплин, например логики, эстетики и этики.

Особое значение имеет этика. Основные категории этики - добро и зло, благо, долг, ответственность и другие имеют в социальной работе два значения. С одной стороны, как категории, описывающие определенные отношения, складывающиеся в группе или обществе, с другой - как отношение личности к самой себе, другим людям, различным социальным процессам.

Неадекватность восприятия и истолкования этих категорий часто приводит к конфликтам как на уровне личности, так и - общества, проявляющихся в этом случае в виде социальных конфликтов [26, 27, 28].

В теории и практике социальной работы этические категории тесно связаны с проблемой насилия.

"...Осознание себя как личности не происходит у всех одинаково, некоторые вообще неспособны на борьбу против несправедливости, за свободу и мир. Нельзя ожидать, что все люди встанут на путь ненасилия, автоматически покончив с насилием. ...Одного воспитания при всей его важности недостаточно... изменить мир. Ненасилие не должно быть нацелено только на уничтожение психологических механизмов пассивности и подчинения, Оно должно укорениться в существующем мире, где насилие царствует во времени и пространстве, где люди скорее покорны, чем независимы, скорее беспечны, чем ответственны" [29].

Таким образом, не трудно заметить, что философия является методологической основой социальной работы как учебной дисциплины. Процесс обучения по программе подготовки социальных работников носит диалектико-интегративный характер, познавательная деятельность в рамках курсов по специальности "социальная работа" развивается по законам диалектики и носит творческий характер.

В разделе рассматривались лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее актуальные философские проблемы, осмысливающиеся теорией социальной работы на данном этапе ее развития. Но, естественно, это не исключает, с одной стороны, в будущем освоения теорией социальной работы новых философских проблем, а с другой - возвращения к старым, так как развитие социальной практики высвечивает новые грани этих "старых" философских проблем [30, 31, 32, 33].

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах, одной из целей процесса обучения социальных работников является формирование необходимых знаний и умений на уровне индивида, группы и общества. "Отбор" конкретных знаний и необходимых навыков осуществляется в соответствии с существующими социальными проблемами. В связи с этим каждый студент, будущий социальный работник должен получать знания об обществе, его социальной структуре, характере и механизмах управления и регулирования социальными процессами, влияния особенностей социальной структуры на характер и специфику социальных проблем, важны также знания в области социальной политики.

В процессе изучения философии следует стремиться к выработке способности интегрировать теоретические и практические знания, приобретать и критически использовать информацию.

Для студентов, обучающихся по программе подготовки социальных работников, требуется проникновение в содержание работ классиков философии, сопоставления идей древних мыслителей с реальными проблемами сегодняшнего дня.

Социально-гуманитарный цикл в программе по направлению "социальная работа" включает курс философии, объединяющей диалектику, теорию познания и социальную философию, а также такие философские дисциплины, как этика, эстетика, логика, история философии.

Профессиограмма социального работника предполагает умение осмыслить глобальные проблемы современности, овладение мировоззренческими и методологическими принципами освоения различных сфер социальной практики, формирование методологической культуры будущего специалиста.

Творческий подход к формированию философской культуры предполагает плюрализм тенденций в развитии философской мысли, что способствует, в свою очередь, усвоению особенностей различных теорий социальной работы.

Методика моделирования ситуации, принятия решения проблемы предполагает сравнение его с точкой зрения клиента, анализ причины кризиса, анализ всего хода решения проблемы.

Философия как методологическая основа процесса обучения социальных работников формирует целостность восприятия действительности, что является важным условием адекватного восприятия социальной практики в целом, а также се отдельных компонентов, в том числе и личностных проблем клиента. Философская культура одно из важнейших условий повышения профессиональной подготовки социального работника.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.004 с.)