Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины)



— регулирует трудовые отношения работников, правовые основы и гарантии осуществления гражданами права распоряжаться своими способностями к труду на Украине.

Один из Кодексов, Украинской ССР, действующий в государстве Украина. За прошедшие годы в КЗоТ Украины из 261 пунктов кодекса законов о труде было изменено 221 статью.

Структура кодекса

· Глава I: Общие положения

· Глава II: Коллективный договор

· Глава III: Трудовой договор

· Глава III-A: Обеспечение занятости высвобождаемых работников

· Глава IV: Рабочее время

· Глава V: Время отдыха

· Глава VI: Нормирование труда

· Глава VII: Оплата труда

· Глава VIII: Гарантии и компенсации

· Глава IX: Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

· Глава X: Трудовая дисциплина

· Глава XI: Охрана труда

· Глава XII: Труд женщин

· Глава XIII: Труд молодежи

· Глава XIV: Льготы для работников, совмещающих работу с обучением

· Глава XV: Индивидуальные трудовые споры

· Глава XVI: Профессиональные союзы. участие работника в управлении предприятиями, учреждениями, организациями

· Глава XVI-A: Трудовой коллектив

· Глава XVII: Государственное социальное страхование

· Глава XVIII: Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Проект Трудового Кодекса: общий обзор

Прежде чем приступить к более подробной характеристике Проекта Трудового Кодекса Украины (ТК), несомненно, следует признать, что с его принятием трудовое законодательство существенно обновляется и в значительной степени приводится в соответствие современным реалиям. Однако первое ознакомительное прочтение Проекта ТК оставляет, по меньшей мере, двоякое впечатление.

Несомненно, положительной тенденцией является более подробная и четкая по сравнению с КЗоТ Украины регламентация в ТК общеустановленных прав и обязанностей участников трудовых отношений и условий применения труда. В отличии от КЗоТ Украины, не содержащего самостоятельных статей о его основных началах, ограничиваясь перечислением задач Кодекса, основных трудовых прав и обязанностей работников и общим указанием на состав трудового законодательства, ТК посвящает этим вопросам отдельные статьи, в которых содержится квинтэссенция всего Кодекса..

Впервые исчерпывающе определен предмет регулирования трудового законодательства, то есть перечислены те отношения, которые подлежат регулированию нормами трудового (а не иных отраслей, в частности, гражданского) права.

В то же время часть 8 ст. 6 Проекта устанавливает, что трудовое законодательство не распространяется на условия самостоятельной деятельности физических лиц-предпринимателей, членов сельскохозяйственного общества, и физических лиц, исполняющих работу на условиях гражданско-правового договора. Таким образом, исходя из содержания данной нормы, физическое лицо может выполнять задачи на основании гражданско-правового договора, не являясь при этом субъектом предпринимательской деятельности.

Также в вышеупомянутой статье содержится положение о том, что трудовое законодательство не применяется (кроме законодательства об охране труда) в случае, если физическое лицо исполняет обязанности члена наблюдательного совета акционерного общества, исполнительного директора общества, начальника других органов управления юридических лиц – если эти обязанности выполняются на других условиях, а не на основании трудового договора.

Данное положение предоставляет возможность иностранцам не получать разрешение на трудоустройство в Украине в случае, если они занимают руководящую должность в компании (например, генеральный или исполнительный директор, глава набсовета), так как такие правоотношения могут быть урегулированы гражданско-правовым договором, в частности договором подряда.

Еще одной важнейшей новеллой, содержащейся в ТК является раскрытие содержания важнейших принципов – запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда (отметим, что КЗоТ Украины прямо оговаривал лишь запрет какого бы то ни было ограничения прав или установления преимуществ при приеме на работу в зависимости от каких- либо обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников).

Впервые в Проекте ТК Украины выстраивается иерархия нормативных актов трудового законодательства (статья 12), а именно:

1. Конституция Украины.

2. Трудовой Кодекс Украины.

3. Законы, которые содержат нормы, регулирующие трудовые отношения.

4. Акты Президента Украины.

5. Постановления Кабинета министров Украины.

6. Иные нормативные акты органов государственной власти; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

Безусловно, новыми являются положения, из которых следует, что основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является заключенный ими трудовой договор. В определении трудового договора на первое место ставятся обязанности работодателя, на которого дополнительно возложена ранее не предусматривавшаяся КЗоТ Украины обязанность предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а обязанность выплачивать работнику заработную плату уточнена указанием на необходимость делать это своевременно и в полном размере. Кроме того, в отличие от КЗоТ Украины Проект (статья 40) предусматривает четкий перечень существенных условий трудового договора, которые обязательно должны быть указаны в его содержании.

Проект ТК предусматривает классификацию трудовых договоров на типичные (утверждаются в случаях, предусмотренных законом, центральным органом исполнительной власти по вопросам труда, положения которых являются обязательными, если другое не предусмотрено законом) и образцовые (утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам работы и имеют рекомендательный характер).

Не менее важной новеллой в данной области является, на наш взгляд, установление четкого перечня документов, предъявляемых работодателю при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, который может быть расширен в отдельных случаях с учетом специфики работы, но лишь самим Кодексом либо иными нормативными актами Украины.

Серьезные новации прослеживаются и в регламентации испытания при приеме на работу. В частности, статьей 47 ТК предусмотрен перечень лиц, для которых испытание не должно устанавливаться. Он носит открытый характер, поскольку указанной нормой допускается возможность ограничить установление условия об испытании и в иных случаях, которые могут предусматриваться не только самим Кодексом и другими законами, но и коллективными договорами, что несомненно направлено на повышение социальной защищенности работников.

Изменились также и нормы о результате испытания при приеме на работу. В соответствии с ТК при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, лишь предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за 3 дня.

Проект ТК закрепляет за работодателем право контролировать выполнение сотрудниками своих трудовых обязанностей с использованием технических средств, "если это обусловлено особенностями производства". При этом данная норма четко не определяет, при каких именно "особенностях производства" работодатель имеет право применять такие средства.

Нелишним будет упомянуть, и о закреплении в ТК новых положений, регламентирующих аттестацию сотрудников. Работодатель, если это предусмотрено законом, может проводить периодическую аттестацию работников (и увольнять на ее основании). Аттестация проводится не чаще чем один раз в три года. Статьей 73 ТК определен перечень сотрудников, которые не подлежат аттестации.

Положительным нововведением ТК следует считать предоставление женщине трехдневного оплачиваемого отпуска для медицинского обследования в случае взятия ее на учет по беременности.

В соответствии со статьей 169 если приказ (распоряжение) работодателя о предоставлении отпуска не издан, работник не имеет права по собственному усмотрению определять день начала отпуска. Таким образом, несмотря на согласованный работодателем и работником график отпусков и поданное последним письменное заявление о предоставлении отпуска в сроки, указанные в графике, работодатель может своими действиями ограничить право работника на отдых.

Следует отметить, что Проект устанавливает обязательный медицинский осмотр сотрудников за счет работодателя при принятии на работу.

Согласно ст. 139 ТК работодатель может посредством принятия нормативного акта, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации, продлить продолжительность ежедневной работы до десяти часов при условии соблюдения недельной нормы рабочего времени, определенной законом (48 часов). Такое положение не согласовывается с нормами относительно привлечения работников к сверхурочным работам, применение которых может осуществляться по определенной процедуре и с соответствующей оплатой.

Согласно действующего КЗоТ Украины при увольнении работника по сокращению штата ему выплачивается выходное пособие в размере месячной заработной платы (ст. 44). Проект ТК дифференцирует выплату при увольнении от стажа работы. Размер пособия может достичь трех должностных окладов. Кроме того, Проектом ТК предусмотрена выплата выходного пособия, когда человек увольняется по причине длительной болезни.

Также, если согласно КЗоТ доплата за работу в ночное время сейчас составляет 20% от оклада, то Проект ТК предусматривает – 30%. Кроме того, сверхурочное выполнение задач для каждого работника должно длиться не более 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. Количество превышенных часов будет оплачиваться в тройном размере.

Проект вводит понятие гибкого режима рабочего времени, а также предусматривает возможность определения категорий работников, которые самостоятельно планируют свое рабочее время. Также в ТК предусматривается возможность привлечения работников на условиях ненормированного рабочего времени.

Важной новацией ТК является закрепление на законодательном уровне нормы, устанавливающей санкцию работодателю – пеню за задержку зарплаты в размере 2% учетной ставки Национального банка Украины за каждый день задержки.

В данный момент Проект ТК предлагают вынести на всенародное обсуждение. Соответствующее постановление в Верховной Раде зарегистрировал народный депутат Александр Фельдман. На наш взгляд, всенародное обсуждение норм Проекта ТК может значительно улучшить его содержание, приведя его в соответствие с пожеланиями работодателей, наемных работников и других участников трудовых отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.01 с.)