Понятие источников Трудового права, их классификация и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие источников Трудового права, их классификация и виды



ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ

 

Источники права понимаются в двух смыслах — материальном и формально-юридическом. Источники трудового права в юридическом смысле в литературе определяются как результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и собственников или уполномоченных ими органов (их представителей) в сфере применения труда работников (см. Российское трудовое право: Учебник для вузов. //Отв. ред. проф. А.Д. Зайкин. — М.: Изд. группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 28).

Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые органами государства (законы, указы, постановления и др.), принимаемые по соглашению между работниками и собственниками или уполномоченными ими органами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации МОТ).

По юридической силе источники трудового права делятся на Конституцию Украины, акты международного регулирования труда (ратифицированные Украиной), законы, подзаконные нормативно-правовые акты, акты социального партнерства, акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты.

По степени обобщенности различают кодифицированные, комплексные и текущие нормативно-правовые акты как источники трудового права.

В литературе различают традиционные и нетрадиционные источники трудового права (см. Трудовое право: Учебник. - М.: «Статус ЛТД+»,1996. - С. 46). К традиционным относятся, например, Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины «Об оплате труда» и др. Принадлежность таких актов к источникам трудового права видна уже по их названию. Вместе с тем отдельные нормативные положения, являющиеся источниками трудового права, содержатся в нормативно-правовых актах, которые относятся к источникам другой отрасли права. Например, в Законе Украины «О собственности», Законе «О приватизации государственного имущества» содержатся нормы, относящиеся к трудовому праву.

 

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины)

— регулирует трудовые отношения работников, правовые основы и гарантии осуществления гражданами права распоряжаться своими способностями к труду на Украине.

Один из Кодексов, Украинской ССР, действующий в государстве Украина. За прошедшие годы в КЗоТ Украины из 261 пунктов кодекса законов о труде было изменено 221 статью.

Структура кодекса

· Глава I: Общие положения

· Глава II: Коллективный договор

· Глава III: Трудовой договор

· Глава III-A: Обеспечение занятости высвобождаемых работников

· Глава IV: Рабочее время

· Глава V: Время отдыха

· Глава VI: Нормирование труда

· Глава VII: Оплата труда

· Глава VIII: Гарантии и компенсации

· Глава IX: Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

· Глава X: Трудовая дисциплина

· Глава XI: Охрана труда

· Глава XII: Труд женщин

· Глава XIII: Труд молодежи

· Глава XIV: Льготы для работников, совмещающих работу с обучением

· Глава XV: Индивидуальные трудовые споры

· Глава XVI: Профессиональные союзы. участие работника в управлении предприятиями, учреждениями, организациями

· Глава XVI-A: Трудовой коллектив

· Глава XVII: Государственное социальное страхование

· Глава XVIII: Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Проект Трудового Кодекса: общий обзор

Прежде чем приступить к более подробной характеристике Проекта Трудового Кодекса Украины (ТК), несомненно, следует признать, что с его принятием трудовое законодательство существенно обновляется и в значительной степени приводится в соответствие современным реалиям. Однако первое ознакомительное прочтение Проекта ТК оставляет, по меньшей мере, двоякое впечатление.

Несомненно, положительной тенденцией является более подробная и четкая по сравнению с КЗоТ Украины регламентация в ТК общеустановленных прав и обязанностей участников трудовых отношений и условий применения труда. В отличии от КЗоТ Украины, не содержащего самостоятельных статей о его основных началах, ограничиваясь перечислением задач Кодекса, основных трудовых прав и обязанностей работников и общим указанием на состав трудового законодательства, ТК посвящает этим вопросам отдельные статьи, в которых содержится квинтэссенция всего Кодекса..

Впервые исчерпывающе определен предмет регулирования трудового законодательства, то есть перечислены те отношения, которые подлежат регулированию нормами трудового (а не иных отраслей, в частности, гражданского) права.

В то же время часть 8 ст. 6 Проекта устанавливает, что трудовое законодательство не распространяется на условия самостоятельной деятельности физических лиц-предпринимателей, членов сельскохозяйственного общества, и физических лиц, исполняющих работу на условиях гражданско-правового договора. Таким образом, исходя из содержания данной нормы, физическое лицо может выполнять задачи на основании гражданско-правового договора, не являясь при этом субъектом предпринимательской деятельности.

Также в вышеупомянутой статье содержится положение о том, что трудовое законодательство не применяется (кроме законодательства об охране труда) в случае, если физическое лицо исполняет обязанности члена наблюдательного совета акционерного общества, исполнительного директора общества, начальника других органов управления юридических лиц – если эти обязанности выполняются на других условиях, а не на основании трудового договора.

Данное положение предоставляет возможность иностранцам не получать разрешение на трудоустройство в Украине в случае, если они занимают руководящую должность в компании (например, генеральный или исполнительный директор, глава набсовета), так как такие правоотношения могут быть урегулированы гражданско-правовым договором, в частности договором подряда.

Еще одной важнейшей новеллой, содержащейся в ТК является раскрытие содержания важнейших принципов – запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда (отметим, что КЗоТ Украины прямо оговаривал лишь запрет какого бы то ни было ограничения прав или установления преимуществ при приеме на работу в зависимости от каких- либо обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников).

Впервые в Проекте ТК Украины выстраивается иерархия нормативных актов трудового законодательства (статья 12), а именно:

1. Конституция Украины.

2. Трудовой Кодекс Украины.

3. Законы, которые содержат нормы, регулирующие трудовые отношения.

4. Акты Президента Украины.

5. Постановления Кабинета министров Украины.

6. Иные нормативные акты органов государственной власти; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

Безусловно, новыми являются положения, из которых следует, что основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является заключенный ими трудовой договор. В определении трудового договора на первое место ставятся обязанности работодателя, на которого дополнительно возложена ранее не предусматривавшаяся КЗоТ Украины обязанность предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а обязанность выплачивать работнику заработную плату уточнена указанием на необходимость делать это своевременно и в полном размере. Кроме того, в отличие от КЗоТ Украины Проект (статья 40) предусматривает четкий перечень существенных условий трудового договора, которые обязательно должны быть указаны в его содержании.

Проект ТК предусматривает классификацию трудовых договоров на типичные (утверждаются в случаях, предусмотренных законом, центральным органом исполнительной власти по вопросам труда, положения которых являются обязательными, если другое не предусмотрено законом) и образцовые (утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам работы и имеют рекомендательный характер).

Не менее важной новеллой в данной области является, на наш взгляд, установление четкого перечня документов, предъявляемых работодателю при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, который может быть расширен в отдельных случаях с учетом специфики работы, но лишь самим Кодексом либо иными нормативными актами Украины.

Серьезные новации прослеживаются и в регламентации испытания при приеме на работу. В частности, статьей 47 ТК предусмотрен перечень лиц, для которых испытание не должно устанавливаться. Он носит открытый характер, поскольку указанной нормой допускается возможность ограничить установление условия об испытании и в иных случаях, которые могут предусматриваться не только самим Кодексом и другими законами, но и коллективными договорами, что несомненно направлено на повышение социальной защищенности работников.

Изменились также и нормы о результате испытания при приеме на работу. В соответствии с ТК при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, лишь предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за 3 дня.

Проект ТК закрепляет за работодателем право контролировать выполнение сотрудниками своих трудовых обязанностей с использованием технических средств, "если это обусловлено особенностями производства". При этом данная норма четко не определяет, при каких именно "особенностях производства" работодатель имеет право применять такие средства.

Нелишним будет упомянуть, и о закреплении в ТК новых положений, регламентирующих аттестацию сотрудников. Работодатель, если это предусмотрено законом, может проводить периодическую аттестацию работников (и увольнять на ее основании). Аттестация проводится не чаще чем один раз в три года. Статьей 73 ТК определен перечень сотрудников, которые не подлежат аттестации.

Положительным нововведением ТК следует считать предоставление женщине трехдневного оплачиваемого отпуска для медицинского обследования в случае взятия ее на учет по беременности.

В соответствии со статьей 169 если приказ (распоряжение) работодателя о предоставлении отпуска не издан, работник не имеет права по собственному усмотрению определять день начала отпуска. Таким образом, несмотря на согласованный работодателем и работником график отпусков и поданное последним письменное заявление о предоставлении отпуска в сроки, указанные в графике, работодатель может своими действиями ограничить право работника на отдых.

Следует отметить, что Проект устанавливает обязательный медицинский осмотр сотрудников за счет работодателя при принятии на работу.

Согласно ст. 139 ТК работодатель может посредством принятия нормативного акта, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации, продлить продолжительность ежедневной работы до десяти часов при условии соблюдения недельной нормы рабочего времени, определенной законом (48 часов). Такое положение не согласовывается с нормами относительно привлечения работников к сверхурочным работам, применение которых может осуществляться по определенной процедуре и с соответствующей оплатой.

Согласно действующего КЗоТ Украины при увольнении работника по сокращению штата ему выплачивается выходное пособие в размере месячной заработной платы (ст. 44). Проект ТК дифференцирует выплату при увольнении от стажа работы. Размер пособия может достичь трех должностных окладов. Кроме того, Проектом ТК предусмотрена выплата выходного пособия, когда человек увольняется по причине длительной болезни.

Также, если согласно КЗоТ доплата за работу в ночное время сейчас составляет 20% от оклада, то Проект ТК предусматривает – 30%. Кроме того, сверхурочное выполнение задач для каждого работника должно длиться не более 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. Количество превышенных часов будет оплачиваться в тройном размере.

Проект вводит понятие гибкого режима рабочего времени, а также предусматривает возможность определения категорий работников, которые самостоятельно планируют свое рабочее время. Также в ТК предусматривается возможность привлечения работников на условиях ненормированного рабочего времени.

Важной новацией ТК является закрепление на законодательном уровне нормы, устанавливающей санкцию работодателю – пеню за задержку зарплаты в размере 2% учетной ставки Национального банка Украины за каждый день задержки.

В данный момент Проект ТК предлагают вынести на всенародное обсуждение. Соответствующее постановление в Верховной Раде зарегистрировал народный депутат Александр Фельдман. На наш взгляд, всенародное обсуждение норм Проекта ТК может значительно улучшить его содержание, приведя его в соответствие с пожеланиями работодателей, наемных работников и других участников трудовых отношений.

Благодаря локальному регулированию трудовых отношений развиваются демократические основы в производственной деятельности. Соотношение же локального и централизованного регулирования является показателем демократизма существующей правовой системы общества.

Локальная нормотворчество осуществляется непосредственно участниками трудовых отношений, участвующих в создании этих норм, могут влиять на их содержание. Это дает возможность работающим знать оберег принадлежащих им прав и обязанностей, определенных локальными нормами, максимально приспосабливая их для реализации своих интересов и удовлетворения потребностей.

Для того чтобы осуществлялась локальная нормотворчество, необходимы два условия. Во-первых, нормы являются локальными и вступают в силу лишь при условии, что они приняты в порядке, предварительно определенном централизованным регулированием. Во-вторых, локальная нормотворчество возможна при наличии общей нормы, которая предоставляет определенным субъектам право заниматься нормотворчеством.

Это означает, что субъекты трудового права поставлены в определенные рамки локального нормотворчества. Здесь осуществляется принцип «разрешено лишь то, что определено законом». При этом сущность локальных норм сводится к развитию общих норм трудового права, которые распространяют свое действие только на отношения конкретного предприятия или организации, где они приняты.

Таким образом, локальная норма в трудовом праве Украины - правило общеобязательного поведения, предварительно санкционированное государством и принято в установленном законом порядке непосредственно на предприятии, в учреждении, организации, действует в его пределах.

Основным локальным документом на предприятиях, в учреждениях, организациях является коллективный договор.

Нормативные акты, непосредственно принимаются на предприятии, такие как коллективный договор, подлежат обязательному обсуждению и одобрению трудовым коллективом на общем собрании или конференциях работников данного предприятия, учреждения, организации. Но большинство локальных актов принимается собственником или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом.

Новые экономические отношения значительно расширили самостоятельность хозяйствующих субъектов в области правового регулирования условий труда рабочих и служащих. В частности, усилилось значение локального правового регулирования трудовых отношений, с помощью которого улучшается организация труда и производства, укрепляется трудовая дисциплина, усиливаются моральное и материальное стимулирование, использование внутренних резервов, повышается производительность труда.

Другим важным локальным правовым актом есть правила внутреннего трудового распорядка, которыми на предприятиях, в учреждениях, организациях устанавливаются определенный режим труда, правила поведения участников совместного труда, предусматриваются их права и обязанности. Правила внутреннего трудового распорядка, организации в соответствии со ст. 142 КЗоТ утверждаются трудовыми коллективами по представлению собственника или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета на основе типовых и отраслевых правил.

В правилах внутреннего трудового распорядка определяются порядок принятия на работу и увольнения с работы, порядок использования рабочего времени, поощрение работников, которые добросовестно выполняют свои трудовые обязанности, порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности выражении нарушения трудовой дисциплины.

Правила внутреннего трудового распорядка, как локальный правовой акт дополняются техническими правилами и инструкциями, положениями о структурных подразделениях предприятия, учреждения, организации. Эти нормы направлены на обеспечение правильной расстановки и применения труда рабочих и служащих, достижение единства в определении их обязанностей и квалификационных требований, предъявляемых к ним, уровня их общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков и умения.

Тарифно-квалификационные характеристики рабочих и квалификационные характеристики служащих, создающие содержание этих норм, как и другие технико-юридические нормы, сформулированные с учетом, с одной стороны, действий законов техники и природы, а с другой - общественных законов.

К локальной нормотворчества относятся также установление систем оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год. Эти локальные акты принимаются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным органом, которым предоставлены права устанавливать показатели и условия премирования для работников по профессиям, бригадах, изменениях, цехах и других структурных подразделениях. От того, насколько полно учитываться при локальной нормотворчества характер производства цеха, участка, смены, оптимально выбраны показатели и установлены размеры премирования, зависит эффективность применения материального стимулирования.

Положение о выплате вознаграждения по итогам годовой работы предприятия, как и ряд других локальных актов, представляет собой нормативную соглашение между собственником или уполномоченным им органом и профсоюзным комитетом. В этих положениях определяются круг лиц, имеющих право на вознаграждение, способ исчисления вознаграждения, продолжительность минимального трудового стажа, дающего право на вознаграждение, размер сумм, выплачиваемых работнику в зависимости от его непрерывного стажа работы на данном предприятии, случаи, когда работник может быть лишен вознаграждения.

Собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган в случае отсутствия в нормативных актах об охране труда требований, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасных и безвредных условий труда на определенных работах, обязан принять согласованные с органами государственного надзора за охраной труда меры, которые обеспечивающих безопасность работников (ч. 4 ст. 157 КЗоТ). Такие меры разрабатываются владельцем или уполномоченным им органом с участием профсоюзов (ст. 161 КЗоТ).

Таким образом, локальные нормы, принимаемые собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом совместно с трудовым коллективом или по согласованию с профсоюзным комитетом, является составной частью системы трудового права. Они должны быть внутренне согласованными с более общими правовыми нормами, которые занимают ведущее, определяющее место в иерархии правовых норм.

ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ

 

Источники права понимаются в двух смыслах — материальном и формально-юридическом. Источники трудового права в юридическом смысле в литературе определяются как результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и собственников или уполномоченных ими органов (их представителей) в сфере применения труда работников (см. Российское трудовое право: Учебник для вузов. //Отв. ред. проф. А.Д. Зайкин. — М.: Изд. группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 28).

Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые органами государства (законы, указы, постановления и др.), принимаемые по соглашению между работниками и собственниками или уполномоченными ими органами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации МОТ).

По юридической силе источники трудового права делятся на Конституцию Украины, акты международного регулирования труда (ратифицированные Украиной), законы, подзаконные нормативно-правовые акты, акты социального партнерства, акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты.

По степени обобщенности различают кодифицированные, комплексные и текущие нормативно-правовые акты как источники трудового права.

В литературе различают традиционные и нетрадиционные источники трудового права (см. Трудовое право: Учебник. - М.: «Статус ЛТД+»,1996. - С. 46). К традиционным относятся, например, Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины «Об оплате труда» и др. Принадлежность таких актов к источникам трудового права видна уже по их названию. Вместе с тем отдельные нормативные положения, являющиеся источниками трудового права, содержатся в нормативно-правовых актах, которые относятся к источникам другой отрасли права. Например, в Законе Украины «О собственности», Законе «О приватизации государственного имущества» содержатся нормы, относящиеся к трудовому праву.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.034 с.)