Философская мысль в России советского периода. Философская мысль в послевоенный период: основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль в России советского периода. Философская мысль в послевоенный период: основные черты.



СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917г. претерпело кардинальные изменения. Видные представители религиозно-философских течений были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциальной философии они продолжали в зарубежных странах Материалистическая же традиция в философских, социологических и естественно-научных исследованиях получила благоприятные возможности для своего развития. Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их буржуазными. Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства.

Марксистская философия в первые послеоктябрьские годы чаще всего выступала под общим наименованием "исторический материализм". В начале 20-х гг. задачи исследования и систематизации ее философских основ выдвинули диалектико-материалистическую проблематику в качестве самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась модернизированная версия философии диалектического и исторического материализма, называемого также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались весьма расширительно.

 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В 30-е ГОДЫ

В сфере теоретической мысли, в том числе философии, исходной применительно к этому периоду стала речь Сталина на конференции аграрников 27 декабря 1929 г., в которой в острой форме был поставлен вопрос об "отставании теории от практики социалистического строительства ". В ответ началась соответствующая переориентация философов, большее внимание стало уделяться проблематике исторического материализма, во главу угла были поставлены критика методологических основ троцкизма и борьба с "формалистическими извращениями материалистической диалектики", под которыми понимался прежде всего "отрыв" философской теории от практики (в работах группы Деборина). В беседе с членами бюро партячейки Института красной профессуры в декабре 1930 г. Сталин "рекомендовал" перекопать весь "навоз", который накопился в философии и естествознании, "разворошить" все, что написано деборинской группой, "разбить" все ошибочное. Признав слишком мягким, профессорским термин "формалисты", он добавил к этому термин "меньшевиствующие идеалисты".

В 30-е гг. философские исследования охватили ряд дисциплин. Главными философскими дисциплинами остались диалектический и исторический материализм.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В 40-е ГОДЫ

Возвеличение И. В. Сталина как философа началось еще в конце 20-х гг., хотя в его работах того периода проблемы философской теории не поднимались. Приходилось создавать образ Сталина-философа на основе его социально-политических текстов. Положение изменилось, когда Л. П. Берия изложил на русском языке в своей книге по истории закавказской социал-демократии небольшую работу молодого Сталина "Анархизм или социализм?" (1906 - 1907). Работа была пронизана идеей панфилософизма, такого понимания содержания и структуры марксистской теории, при котором марксизм представляется не только как теория социализма (что было характерно для многих теоретиков II Интернационала) и не просто как цельное научное мировоззрение, но именно как философская система, из которой социализм "вытекает", логически выводится.

Вскоре после опубликования работы "Анархизм или социализм?" на русском языке началось ее восхваление. Но настоящий пик "философского сталинизма" наступил с выходом в свет работы Сталина "О диалектическом и историческом материализме" (она была опубликована в 1938 г. в качестве главы в "Кратком курсе истории ВКП(б)").

Философский материализм, отделенный от диалектического метода, был сведен Сталиным к трем "чертам":

1) материальность мира и закономерности его развития (проблемы материи, движения, пространства, времени, причинности и закономерности в свете новейших данных естествознания);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.238 (0.003 с.)