Источник мирового зла не в грехопадении человека, осуществленном по свободе, как учит христианство, а в самом начале божественного всеединства, полагает Соловьев вслед за Шеллингом.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник мирового зла не в грехопадении человека, осуществленном по свободе, как учит христианство, а в самом начале божественного всеединства, полагает Соловьев вслед за Шеллингом.



Субстанциальным единством, таким образом, обладает душа мира, а не отдельные живые существа. Именно она получает независимость от божественного начала и может воздействовать на него, она одна является свободным субъектом и совершает акт отпадения от Бога, суть которого - в стремлении обладать всей полнотой бытия от себя, т. е. утверждать себя вне Бога. В результате душа мира (СОФИЯ) "ниспадает из всеединого средоточия Божественного бытия на множественную окружность творения, теряя свою свободу и свою власть над этим творением...", а Бого-мироздание распадается на множество отдельных элементов: "всемирный организм превращается в механическую совокупность атомов", в мир зла, разъединения и страдания. София, таким образом, предстает у Соловьева как центральный персонаж теокосмического процесса. Природа ее глубоко двойственна. С одной стороны, она есть вечно-женственное начало в Боге, мировая душа, тело Христово, идеальное человечество, "истинная причина творения и его цель.. С другой стороны, София есть единящее начало тварного мира, выступая как живая душа всех единичных тварных существ или как "первообразное человечество".

 

14. Русский космизм. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.

КОСМИЗМ

Понятие "космизм" вошло сравнительно недавно в научный и повседневный лексикон и даже стало в некотором роде модным. Между тем оно употреблялось и раньше. Так, в своих воспоминаниях А. Л. Чижевский, рассказывая о встрече с поэтом В. Я. Брюсовым, приводит следующее высказывание последнего о К. Э. Циолковском. "Поистине только русский ум мог поставить такую грандиозную задачу - заселить человечеством Вселенную, - восторгался Валерий Яковлевич. - Космизм! Каково! Никто до Циолковского не мыслил такими космическими масштабами!".

Современные успехи космонавтики, рост всеобщего интереса к достижениям научно-технического прогресса способствовали наполнению данного понятия объективным содержанием.

Под космизмом ныне понимается соотнесение познавательной и созидательной деятельности человека с космической реальностью, учет влияния внеземных факторов на земные процессы и признание закономерной неизбежности распространения цивилизации за пределы "колыбели разума", как называл нашу планету К. Э. Циолковский.

Космизм - это и специфическое мировосприятие, мироощущение, заключающееся в осознании органического единства всего во всем, и целесообразная общественно-политическая деятельность, осуществляемая в общепланетарных масштабах или же выходящая за ограниченные земные рамки в мировое пространство. Иными словами, это новое качество научного мировосприятия и практического отношения человека к миру.

Различают религиозно-философский и естественно-научный космизм. Под первым подразумевают взаимосвязь человека с мифологизируемым космосом, с безличным или персонифицируемым богом, под вторым - рассмотрение всего сущего на Земле в прямой или опосредствованной связи с физическим космосом.

Основоположниками современного естественно-научного космизма, под знаком которого мировая наука вступает в третье тысячелетие, называют К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского. В первую очередь им мы обязаны целостным представлением природного единства нашей планеты с космосом, а также пониманием космической роли человечества, необходимо соотносимой с динамикой внешних физических сил.

Философия "общего дела"
Н. Ф. Федорова

В интеллектуальной истории России второй половины XIX - начала XX в. особое место принадлежит Николаю Федоровичу Федорову (1829-1903), создателю уникального утопического учения и родоначальнику русского космизма. С человеком, чьей основной идеей было "воскрешение для умерших и бессмертие для живущих", общались многие выдающиеся люди его времени. Ф. М. Достоевский писал, что идеи Федорова "прочел как бы за свои"2, а В. С. Соловьев называл мыслителя "дорогим учителем и утешителем"3. Впрочем, между взглядами Федорова и почти всех, кто принимал те или иные его идеи, существовали и весьма серьезные расхождения.

Я отказываюсь писать биографию сего персонажа, так как эти философы мне осточертели. Хотя нет, чуть-чуть напишу.

БИОГРАФИЯ

Родился Федоров в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П. И. Гагарин. Как незаконнорожденный он получил фамилию и отчество крестного отца. После окончания Ришельевского лицея в Одессе Федоров 14 лет преподавал историю и географию в уездных училищах средней полосы России. В 1869 г. он становится помощником библиотекаря Чертковской библиотеки в Москве. С 1874 г. работает библиотекарем Румянцевского музея.

В последние годы жизни философ, так и не опубликовавший свои главные работы (одна из причин - его необыкновенная скромность), трудился в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Он успел привести в порядок свои основные рукописи и оставить их в наследство своему последователю, ученому и философу В. А. Кожевникову. Наследовал его труды также и другой его ученик Н. П. Петерсон. Умер Федоров в Мариинской больнице для бедных. В 1906 г. в г. Верном (Алма-Ате) Кожевников и Петерсон издали первый том его "Философии общего дела". В 1913 г. в Москве был издан второй том. Третий том, включавший в себя в основном переписку Федорова, был также подготовлен к печати, но вследствие событий первой мировой войны, революций не был издан.

Ядром религиозного учения Федорова с очень заметной естественно-научной, деятельностной направленностью является так называемое общее дело, т. е. реализующееся силами объединенного человечества земное бессмертие людей, воскрешение всех умерших предков и расселение воскрешенных поколений по всем мирам вселенной, которая становится одухотворенной и разумно управляемой. Это, по Федорову, единственный истинный путь человека и человечества. "Для существа сознающего другого назначения, иного дела и быть не может"

И это "дело" означает победу над главным злом - смертью, а также другими видами зла, которые, в понимании Федорова, подчинены смерти. Победить разнообразное зло во главе со смертью можно лишь вдохновив всех и каждого на человеческое и божественное "общее дело", на воскрешение умерших и достижение бессмертия. Бессмертие без воскрешения, согласно Федорову, невозможно, поскольку нужно познать тайны смерти, регулировать процессы жизни и смерти. Это невозможно и по нравственным причинам. Все воскрешенные люди, даже злодеи, "восстанут" уже иными, поскольку они правильно оценят подвиг своих сынов-воскресителей и тоже станут воскресителями. Воскрешение - это "возвращение жизни во всей ее незлобной чистоте всем умершим"5. Другие виды воскрешения - через Страшный суд, когда грешники восстанут на казнь, а праведники на спасение, и воскрешение (материализация) умерших через "медиумов" - оцениваются Федоровым отрицательно.

Федоров свою главную идею называет также СУПРАМОРАЛИЗМОМ (от лат. supremus - высший и moralis - нравственный). Это все то же "общее дело", но как бы с акцентом на присущую ему высшую и безусловную нравственность.

Супраморализм для Федорова - это "живое христианство", высший взлет не только нравственности, но и религиозности, исполнение заветов Евангелия. Правда, мыслитель весьма вольно, со своими акцентами и толкованиями обращается с библейскими текстами, переосмысливая их в соответствии со своим "общим делом".

Православие, в понимании Федорова, - это "центр" христианства, "полнота смысла христианства", потому что оно есть "печалование... о протестантской розни и католическом иге"8, о любой розни и иге, а также оно "приглашает" к "общему делу", особенно в литургии, где совершается таинство причащения, и Пасхе.

Однако православие у Федорова приобретает особый, языческий оттенок - оно оказывается "культом предков", неотделимых от связи с Троицей и неслиянных с нею. Истинная же религия - это будущий "всемирный культ всех отцов", в основе которого лежит Троица. Федоров отвергает "мертвые" религии, объединяя их в два вида - "идололатрию" (поклонение идолам, т. е. внешним религиозным обрядам) и "идеолатрию" (поклонение идеям, например, в гуманизме, социализме и т. д.).

Антропосоциогенез (происхождение человека и общества), в понимании мыслителя, начинается все-таки с Бога. Но главное внимание он уделяет человеку: "Долг воскрешения... явился в мир вместе с человеком. Для воскрешения человек восстал, принял вертикальное положение, положение сторожевое и трудовое"

Необходимым элементом миросозерцания Федорова является космология. "Нынешний" космос, в понимании философа, - это "хаос", враждебная человеку пустыня с редкими оазисами миров, в основном "бездушных". Однако уже понятие "Вселенная" указывает на то, что космос должен стать космосом в греческом смысле, т. е. гармонией; он призван быть "всенаселенным" разумными людьми.

Это необходимо по нескольким причинам: во-первых, воскрешение мертвых и достижение бессмертия невозможно без управления, регуляции сил земной природы, которые связаны с космическими силами; во-вторых, Землю и Солнечную систему ожидает в будущем гибель, и, значит, нужно думать о "новых землицах"; в-третьих, Землю может постичь какая-либо катастрофа, в особенности экологическая; в-четвертых, она мала и не способна обеспечить средствами к жизни не только многочисленные воскрешенные поколения, но и растущее человечество. Кроме того, Федоров просто верил в то, что "человечество не может удовлетвориться тесными пределами земли, только земным". Оно всегда стремилось в мистических экстазах, в религиозных опытах "восходить" на небеса. Без покорения космоса продолжатся бесплодные "восхождения", а также вредное упоение наркотиками, алкоголем и др. К тому же мыслитель мечтал о полном обладании небесным пространством и верил, что того же хочет все человечество. Федоров сформулировал двуединую задачу воскрешения и покорения космоса: без обладания космосом невозможно одновременное существование воскрешенных поколений, а без воскрешения невозможно полное обладание космосом. Земля же, по предположению философа, среди "неудачных попыток природы" составляет исключение и является "единственной носительницей спасения мира"

Регуляция сил природы, т. е. практическое решение "общего дела", начинается конечно же с Земли. Человечество гибнет потому, утверждает Федоров, что отрезано громадными пространствами от других миров и полностью подчинено слепому, фатальному движению Земли.

Федоров считал, что возможно будет воскрешение трупов. Сначала – недавно умерших, а в дальнейшем и давно умерших.

Важную роль в "общем деле", согласно Федорову, призвано сыграть земледелие, понимаемое совершенно своеобразно - не в последнюю очередь как исследование природы и поиск рассеянных частиц праха отцов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.01 с.)