Проблемы теории познания и обоснование принципа единства сознания и деятельности в советской философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы теории познания и обоснование принципа единства сознания и деятельности в советской философии.



Более благоприятные возможности для развития философской мысли в стране открылись после осуждения на XX съезде КПСС (1956) культа Сталина, что способствовало ослаблению жесткого идеологического контроля над общественными науками. Под влиянием успехов науки и техники, прежде всего в освоении космического пространства, возрос престиж физики, математики и технических наук.

Все это не могло не сказаться на взаимоотношениях между философией и другими областями знания, открывало возможности для новых подходов в философских исследованиях. Значительно расширилась тематика последних, возрос интерес к ранее запретным темам, стали более активными связи советских философов с зарубежными коллегами, их участие в международных философских конгрессах.

. Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельности

В философской литературе этого периода началась разработка такой представляющей интерес гносеологической проблемы, как субъект-объектные отношения в познании. В противовес распространенным прежде подходам, в которых акцентировалась, как правило, одна сторона этого отношения - существование объекта вне субъекта и до него и соответственно в тени оставалась активность познающего субъекта, - было проведено разграничение бытия и объекта и подчеркнуто, что если бытие само по себе существует независимо от субъекта, то в качестве объекта оно соотносительно с субъектом. Важные результаты в исследованиях диалектики субъекта и объекта были достигнуты в работах В. А. Лекторского, А. М. Коршунова и др., а также в ряде коллективных трудов. Они основывались на осознании неразрывной связи познания с практической деятельностью человека, выявлении роли ее различных социально-культурных измерений как факторов, "опосредствующих" познавательный процесс, делающих его возможным.

Рассмотрение субъекта познания как субъекта деятельности стимулировало интерес многих философов и психологов к особенностям деятельности и творчества человека (А. Н. Леонтьев, Г. С. Батищев, В. С. Библер и др.). Исследовалась диалектика "опредмечивания" и "распредмечивания", интериоризации и экстериоризации (преобразования внешних действий во внутренние, и наоборот) в процессе как предметно-практической, так и знаково-символической (соответственно познавательной) деятельности.

В работах по диалектике творчества Генрих Степанович Батищев (1932 - 1990), вышедший из ильенковской школы, разработал парадигму "межсубъектного подхода" (включающего в себя субъект-объектные отношения). Этот подход позволил выделить различные уровни сознания: творческую деятельность и творческое отношение человека к миру, к объективной диалектике универсума, к самому себе. Это отношение является наддеятельностным и по своей сути ценностным.

В исследованиях проблем научной истины (противопоставляемой "истине обыденного сознания") была разработана концепция "статуса эквивалентных описаний в познании". В ней подчеркивалась возрастающая роль субъекта, дающего различные формулировки одной и той же идеи.

Наряду с этим шли поиски различных моделей субординации и систематизации философских категорий (А. П. Шептулин, В. Н. Сагатовский и др.). Делались попытки преодолеть сугубо онтологический подход (как выражающий свойства лишь бытия) к анализу категорий посредством обращения к гносеологическим, логическим и социально-историческим их аспектам. В анализе вопроса о пределе противоположности между материей и духом высказывалась точка зрения (П. В. Алексеев), что при обращении к материи как субстанции (в спинозовском ее понимании) понятие "материя" оказывается включающим в себя понятие "дух".

Природа человеческого сознания и мышления - стержневая тема философских размышлений Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 - 1990). Исследование этой темы он проводил не в традиционном плане объективного соотношения души и тела, психического и физического, а выявляя особенности и условия умственной деятельности философа, наблюдающего процессы, происходящие в сознании. Согласно его представлениям, философ существует прежде всего не в своей психологической субъективности, а в объективном своем отношении к сознанию. Он выступает как философ лишь тогда, когда процесс познания у него протекает на уровне рефлексии сознания и самопознания. Эти акты философской рефлексии уже заключены внутри наук: психологии, этики, физики и др. - в качестве предпосылок и условий научного познания. Иными словами, сам акт познания содержит "какие-то философские акты, независимо от того, знаем мы об этом или не знаем". Совокупность этих философских актов, содержащихся внутри научных операций, Мамардашвили называл "реальной или натуральной философией", приверженцем которой он себя считал. "Реальная философия" представлялась ему неким мысленным, духовным полем, в котором совершаются акты научного познания, составляющие неотъемлемый элемент культуры. Ясно, что эти подходы шли в русле не традиционной проблематики материалистической диалектики, а прежде всего феноменологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.004 с.)