Религиозный материализм» С. Н. Булгакова.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный материализм» С. Н. Булгакова.



Немного биографии

Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "легального марксизма", специалиста по рынкам и земельной собственности к идеализму и затем к богословию. В кругу мыслителей либерально-консервативной ориентации в годы первой русской революции и в кругу различных по своим взглядам и политическим убеждениям представителей русской послеоктябрьской эмиграции Булгакову принадлежала во многом ведущая роль, ему всегда также было свойственно некоторое "профессорство", стремление к учительству и наставничеству. Участник трех этапных для религиозно-философской мысли сборников - "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909) и "Из глубины" (1918), один из организаторов Православного богословского института в Париже, он являет нам образ философа-платоника, сочетающего созерцание со стремлением к идеальному устройству мира.

С. Н. Булгаков родился в городке Ливны Орловской губернии, в семье священника. Окончив елецкую гимназию, Булгаков в 1890 г. поступает на юридический факультет Московского университета. В 1894 г. по окончании университета он был оставлен при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию. В 1895 г. Булгаков начинает преподавать политическую экономию в Московском коммерческом училище, примыкает к направлению "легального марксизма".

Как возможна
религиозная философия?

Главное философское произведение дореволюционного периода творчества Булгакова - книга "Свет невечерний" (название заимствовано из стихотворения Хомякова "Вечерняя песня") - было закончено в разгар первой мировой войны и вышло в свет в издательстве "Путь" в 1917 г. В первой мировой войне Булгаков видел симптом того, что через несколько лет поэт А. Блок назовет "крушением гуманизма". По его мнению, идеология секулярного гуманизма, или "человекобожия" (В. Соловьев), основанная на вере в самодостаточность человека, терпела свое крушение, и он видел свою задачу в том, чтобы "выявить в философствовании или воплотить в умозрении религиозные созерцания, связанные с жизнью в Православии». т. е. в возвращении к ценностному строю православной культуры, рассмотренному в книге на фоне широкого спектра средиземноморских культурных и религиозных традиций.

Переход от марксистской социологии к религиозному мировоззрению был опосредован для Булгакова огромным влиянием Канта. Преодолеть Канта и его трансцендентализм - эта задача встает с самых первых страниц книги «Человеческая история».

Вопрос, с которого начинает Булгаков книгу: как возможна религия? - очевидным образом смыкается с тремя кантовскими вопросами, задающими тон трем его критическим сочинениям: как возможна наука (и метафизика, по крайней мере в качестве природной склонности), как возможна мораль и как возможно опознание красоты и суждение о ней? Основное возражение Булгакова Канту - это невозможность рассмотреть веру как чисто моральный феномен, как функцию практического разума.

 

Отсюда непосредственно следуют те выводы, которые Булгакову необходимо сделать относительно природы и границ философского знания. Принципиальным является для него тот факт, что "в основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит... философский миф". Природа же мифа - религиозна, он кристаллизует в себе религиозные образы. "

Вопрос, который мучает Булгакова и к решению которого он возвращается позднее, - возможна ли религиозная философия? На первый взгляд, это словосочетание логически противоречиво: действительно, как сочетать свободу философии в искании истины, ее священное право во всем сомневаться, видеть во всем проблему, предмет критического исследования и религию, для которой руководящей нормой является догмат? Для философии Бог есть проблема, и, стремясь к логическому доказательству его бытия, она очевидно стоит вне догматического богословия, для которого Бог дан и находится выше или вне доказательств.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.004 с.)