Сократ как философ и учитель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократ как философ и учитель



Сократ (469—399 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, учитель Платона, Ксенофонта и других великих философов античности, давших импульс основополагающим направлениям греческой философии.Учитель философии, пользовавшийся только методом устной передачи.

Он родился и умер в Афинах, посвятив свою жизнь афинянам. Вся философия и образ жизни Сократа явились откликом на то время, в которое довелось жить философу. Это была эпоха кульминации и стремительного угасания «золотого века» Древней Греции, когда победы и энтузиазм молодой демократии сменились ее развалом и тиранией, многочисленными войнами, унесшими тысячи жизней, а также разочарованием и растерянностью в душах людей. Самым модным и общепризнанным философским направлением стала софистика, выросшая из упражнений в красноречии и обучавшая искусству доказывать любые парадоксы и абсурды, усугубляя тем самым всеобщую дисгармонию.

 

Сократ, постоянно разоблачая софистов, учил, как вновь вернуться к поиску основных человеческих ценностей.

Главная идея философии Сократа — самопознание как путь к мудфрости; своим девизом он сделал дельфийскую максиму: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и богов».

 

Основной метод Сократа - диалог человека со своим внутренним голосом, «Даймоном» и диалог между людьми, способствующий пробуждению души, поиску ответов на основные жизненные вопросы. Сократ не читал лекций, не оставил письменных трудов, но для многих он стал воплощением идеала мудреца.

 

Распространение софистических учений в греческих демократиях, в том числе в Афинах, вызвало отпор со стороны не только материалистов, но и со стороны объективных идеалистов. Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма, был афинянин Сократ (469 - 399). Скульптор по профессии, Сократ выступил около начала Пелопоннесской войны в Афинах с устным изложением философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников, большая часть которых (хотя не все) оказались врагами общественно-политического строя афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также сообщаемые Платоном критические высказывания самого Сократа, направленные против демократического строя, восстановили против Сократа демократических правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду. Однако, как это было и с Анаксагором, мотивом для обвинения, по существу политического, послужило религиозное вольномыслие Сократа: отрицание им староотеческих богов и почитание нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. до н. э. выпил кубок яда.

 

Современник и свидетель успехов софистического движения, Сократ оказался одновременно представителем известных особенностей софистики - таковы публичность преподавания, применение формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т. д. - и борцом против нее.

 

ФИЛОСОФИЯ И ЗНАНИЕ. СОДАНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА

 

Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

 

Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Диалектика - великое достижение философии Сократа. Она не только характеризует философию Сократа, но также отличает метод его ученика Платона и платоников. Она возобновляется в III в. н. э. в философии неоплатоника Плотина и развивается в школе неоплатонизма от Плотина до Прокла (III - V вв. н. э.).

 

Характеристика диалектики Сократа трудновыполнима, ведь главные источники, хранящие его учение – записи его учеников - Ксенофонта и Платона - в форме диалога. Это - вопросы, которые Сократ ставил перед своим слушателем или собеседником, ответы собеседника и последующие ответы Сократа, обычно содержащие его возражения и критику предложенного собеседником определения, а также дальнейшее уточнение или детализацию первоначально поставленного вопроса. Записи учеников порой расходятся, так что нельзя считать, что это – точные образцы. Что касается Ксенофонта, то он записывал речи учителя через много лет после того, как их услышал и с явной целью изобразить его как образцового гражданина, чтобы реабилитировать его. Платон же не только рисует, иногда с удивительной художественной силой, образ Сократа, он постоянно излагает от имени Сократа свое собственное философское учение.

 

Но все же, исследователи справляются со своей задачей – и вырисовывается образ Сократа. Первое, что можно в сообщении Платона считать достоверным, - изображение воздействия, которое диалектическая беседа Сократа оказывала на его слушателей и собеседников. «… сердце у меня бьется гораздо сильнее, …, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими...душа у меня.. приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. …»

 

Из рассказа Алкивиада видно, что главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этики - вопросы о том, как следует жить. Он также говорит, что в рассуждениях его способ доказательства и опровержения отличался необыкновенной, неотразимой мощью и силой действия.

 

Уже давно было замечено, что в различных диалогах Платона характеристика философии Сократа остается неизменной на протяжении всей литературной работы Платона. Работа эта продолжалась целых полвека. За это долгое время изменился сам Платон, изменился и философский облик Сократа, выступающего в его диалогах, изменилось приписываемое Платоном Сократу понимание философии и ее задач.

 

Цель Сократа по поздним сочинениям Платона - воспитать в своих учениках философов, владеющих искусством диалектики, которая одна, согласно убеждению Платона, могла привести их к постижению "идей".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.007 с.)