Социальный институт и социальная группа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный институт и социальная группа



Необходимо различать понятия «социальная группа», «социальный институт», «социальная организация». Так, между понятиями «социальный институт» и «социальная группа» имеются следующие существенные внутренние различия: если социальная группа – это совокупность взаимодействующих людей, индивидов, то социальный институт – это система социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, Т.е. реализуемых на практике.

В качестве примера рассмотрим семью. Для социологов она является уникальной социальной системой, которая сочетает в себе и черты социального института, и малой социальной группы. Семья выступает в качестве своеобразной микромодели общественный структуры, социокультурного опыта страны и одновременно с этим представляет собой довольно устойчивую группу людей, между которыми происходит непосредственное личное общение и взаимодействие.

Семья анализируется социологами как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить, насколько ее образ жизни, функционирование соответствует или не соответствует тем или иным современным общественным потребностям. Исследователей интересуют прежде всего образцы семейного поведения (каким образом происходит социальное регулирование семейного поведения), установившиеся роли в семье. В данном случае процесс формирования семьи рассматривается как совокупность норм и стандартов ухаживания, выбора будущего брачного партнера, сексуального поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов.

Отношения между мужем и женой регулируются специально разработанной институтом брака системой норм и санкций. Одни нормы, права и обязанности носят юридический характер и регламентируются Основами законодательства и кодексом о браке и семье (например, материальные обязательства супругов по отношению к детям, друг к другу, о владении имуществом, а также нормы, связанные с расторжением брака).

Регуляция других норм брака осуществляется благодаря морали, обычаям, традициям (например, нормы ухаживания, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между мужем и женой, семейный досуг и т.д.). Так как нормы и традиции со временем меняются, отмечается их различие в зависимости от той или иной стадии жизненного цикла семьи.

Как малая социальная группа семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов. Рассматривая проблемы межличностного взаимодействия, необходимо не забывать, что они тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения. Исследователей интересуют цели, структура, состав, характер группового взаимодействия, структура власти, семейные нормы, ценности, удовлетворенность пребыванием в семье и т.д.

Каждый из этих подходов имеет свою специфику, если исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, то исследование семьи как социальной группы – на внутренние связи. Итак, в качестве основных социологических подходов к исследованию семьи выступают социальный институт и малая группа.

Из вышеприведенного видно, что понятие социальный институт следует отличать от понятия социальная группа. Если понятие «социальный институт семьи» подразумевает комплекс норм, социальных ролей, реализующихся в бесчисленном множестве существующих семей определенного типа, то понятие «семья как малая группа» – отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует целый спектр различных отношений.

Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация».

Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Среди социологов нет единого мнения по поводу того, как они соотносятся друг с другом. Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синонимы, так как многие социальные явления, такие, например, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграничение. Трудность проведения четкого «водораздела» между этими двумя понятиями связана с тем, что социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации – они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию как самостоятельный структурный компонент или социальное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.

Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно- культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.).


[1] Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С. 208–294

[2] аморфная – (греч. amorphous) Бесформенная физическая характеристика материи, определяющая ее инертные свойства.

[3] диффузна - ДИФФУЗИЯ (diffusion) — распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т.д.) или социальной практики одного общества (группы) другому.

[4] антагонизм – (греч. antagonisma) Спор, борьба. Противоречие, характеризующиеся острой борьбой враждебных сил, тенденций

[5] аутсайдерский – (англ. outsider) Посторонний, неспециалист, любитель, отстающий.

[6] люмпенизация – от немецкого Lumpen, означает «лохмотья».

[7] урбанизация - (urbanization) — 1. Статистическая мера доли населения страны, живущего в городах или поселениях, размер которых определен в соответствии с политическими, культурными или административными критериями. Темпы урбанизации описывают изменения соотношения городских и сельских жителей через определенные промежутки времени (обратный процесс — темпы дезурбанизации). 2. Социальные процессы и отношения, являющиеся и причиной, и следствием скорее городского, чем сельского образа жизни

[8] конформизм – (позднелат. conformis) Подобный, сообразный. Приспособленчество, пассивное приятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наиб. силой давления.

[9] ассимиляция - (assimilation) (особенно в расовых отношениях) — процесс, в ходе которого меньшинство, принимая ценности, нормы поведения и культуру группы большинства, в конечном счете поглощается этой группой (ср. Аккомодация). Процесс может повлиять на обе стороны. Он более труден там, где очевидные признаки (в частности, четкие различия в "цвете") составляют основу изначального разделения (например, ассимиляция групп черного меньшинства в "сплавном тигле" США).

[10] паблисити – (англ. publicity) Публичность, известность, популярность; рекламирование средств массовой информации.

[11] Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С. 294–334

[12] каузально – (лат. causalis) Причинный. То же, что и причинность.

[13] аккомодация - (accommodation) — 1. (В расовых отношениях) процесс, в ходе которого этнические группы приспосабливаются к существованию друг друга и сосуществуют без потребности в решении основных различий и конфликтов (Ср. Ассимиляция). 2. (В более широком смысле, например, в политике или в семейной жизни) индивидуальное или групповое поведение вышеупомянутого вида. 3. (В качестве, применяемом Чикагской школой, например, Парком и Берджессом, 1921) фундаментальный общественный процесс, аналогичный биологической адаптации, благодаря которому общества приспосабливаются к своей среде. Неопределенность и консерватизм такого толкования критикуются Мюрдалем и др. (1944). 4. (В теории детского развития Пиаже) один из механизмов, посредством которого достигается переход от одного состояния к следующему.

[14] партикулярные - (particularism) — ориентации культуры или объединения людей, использующие в оценке действий внутренние по отношению к группе ценности и критерии, а не те, что применяются к людям универсально. Так, многие традиционные культуры считались партикуляристскими, в то время как в современных обществах все более господствуют универсальные критерии, универсализм.

[15] синкретизм - (syncretism) — сочетание элементов различных религий или культурных традиций. Синкретизм в религиозной вере и практике особо связан с определенными ситуациями, например, колониализмом, при котором главная религия вступает в контакт с местными. Однако его можно рассматривать и как общую черту преобразования религий (культур).



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.012 с.)