Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Поиск

Причинами стрессов часто бывают фрустрационные со­стояния, возникающие из-за невозможности достижения зна­чимых для личности целей. Развитие их протекает по следую­щей схеме:

1) наличие интенсивной потребности, значимой цели;

2) блокировка их удовлетворения (ограниченность собствен­
ных возможностей или внешние преграды);

3) отрицательные эмоции и их фиксация в стабильном нега­
тивном состоянии — фрустрации.

Наиболее специфичны фрустрации именно для управленче­ской деятельности, которая сочетает в себе множество значи­мых целей, потребностей, планов и еще большее количество разного рода «барьеров» (фрустраторов) — всевозможных пре­град и ограничений на пути их реализации. Существуют две ос­новные формы реагирования личности на фрустрацию — поня­тия интрапунитивной и экстр any нитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором - агрессия.

Устойчивость к фрустрациям — профессионально важное качество руководителя. Две группы средств способствуют по­вышению такой устойчивости.

1. Формирование деятельностных способов преодоления
фрустрации, главное место среди которых принадлежит накоп­
лению фрустрационного опыта.

2. Средства психологической защиты личности в состояниях
фрустрации. Если ситуацию изменить нельзя — надо изменить к
ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчи-
вость руководителя в его деятельности представлены в их инте-
гративном проявлении. Они помогают формированию такого
качества руководителя, как «умение держать удар».


Очень важный компонент в деятельности руководителя — готовность к экстренным действиям (ГЭД). Лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых и непредвиденных ситуаций не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая эмоциональная активация направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.

Эмоциональная резистентностъ — сложное психическое образование. Оно характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать ситуации как потенциально опас­ные, а следовательно, эмоциогенные. Личность характеризует­ся как нерезистентная, если эта тенденция выражена, и наобо­рот.

Одни и те же объективные ситуации находят разный резо­нанс (субъективный отклик), величиной которого определяет­ся общая картина поведения личности в какой-либо ситуации. Одни люди преувеличивают эмоциогенность ситуаций (огме-тинги — от англ. augmenting), другие — занижают ее (редъю-стинги — от англ. redusting). Поэтому возникает либо гипер­эмоциональная, либо гипоэмоциональная оценка ситуаций и от­ношения к ним. Наиболее адекватен средний, уравновешенный тип реагирования на ситуации — адекватно-эмоциональный. Для управленческой деятельности предпочтительнее повышен­ная эмоциональная резистентность. При увеличении управлен­ческого стажа и профессиональной компетентности резистент­ность возрастает.

Эмоциональная напряженность, хронические стрессы, кри­тические ситуации — мощный источник для развития такой ка­тегории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Динамика развития этого состояния и его влияние на управленческую деятельность специфичны, что обусловлено следующими причинами:

1) высокой сложностью деятельности, субъективной труд­ностью связанных с ней задач, а поэтому высокой психофизио­логической ценой, которую надо платить за их реализацию.

7* 195


2) присутствием в деятельности эмоциогенных факторов,
являющихся причинами развития утомления;

3) ответственностью, пронизывающей всю деятельность
руководителя;

4) полифокусностью деятельности, являющейся сильным
фактором развития утомления;

5) ненормированным рабочим днем.

Эмоции, волевые усилия, состояния обеспечивают регу­ляцию деятельности руководителя, но они проявляются и во­вне — в поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления надо контролировать. Они могут использоваться руководителем в качестве дополнительного канала межличностного взаимо­действия, как средство информации о своих мыслях, позици­ях и намерениях. В социальной психологии и психологии управления все это обозначается понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Особенно важно владение экспрессивными средствами для руководителя, умение регулировать свое экспрессивное пове­дение.

Экспрессивный компонент включает в себя три основных аспекта.

1. Субъективный контроль за своим поведением в целом, за
экспрессивными проявлениями своих волевых и эмоциональ­
ных состояний.

2. Владение средствами экспрессивного воздействия на под­
чиненных (имидж волевого, обаятельного руководителя).

3. Использование экспрессивных средств как канал информа­
ции о подчиненных. Это — диагностическое умение, которое
складывается из точности межличностной перцепции, экспрес­
сивной сензитивности и психологической проницательности.


Глава 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.006 с.)