Общие и специальные способности в управленческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие и специальные способности в управленческой деятельности



Третья категория управленческих способностей выделяется по структурно-психологическому критерию, отражая принятое в психологии разделение способностей на общие и специаль­ные. Понятие специальных способностей рассматривается в двух планах.

К общим способностям, влияющим на эффективность управленческой деятельности, относятся интеллект, креатив­ность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуля­ция. Существует специфическая криволинейная зависимость успешности управленческой деятельности от меры развития общих способностей руководителя. Этот факт эксперименталь­но доказан в отношении интеллекта, рефлексивности и креа­тивности. Относительно способности к обучаемости данных пока нет. Но ситуация здесь должна быть аналогичной. Слабая обучаемость является негативным фактором управленческой деятельности, но и слишком высокая обучаемость не благопри­ятствует эффективности управления. Усиливаются репродук­тивные стратегии управленческой деятельности. Обеспечивая ее высокую надежность, они, в отличие от продуктивного стиля, не дают максимальных результатов. Кроме того, слишком высо­кая обучаемость повышает рискованность деятельности и сни-


жает ее качественные показатели, являясь предпосылкой для по­стоянного экспериментирования, стремления сразу апробиро­вать то, чему научился.

Специальные способности связаны прямой зависимостью с успешностью управленческой деятельности. Чем выше разви­ты специальные способности, тем выше при прочих равных ус­ловиях показатели эффективности деятельности. Например, долговременная память (психологическая основа профессио­нального опыта) и оперативная память (основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями эффективности деятельности руководителя. Так же очевидна непосредственная, прямая связь с успешной управ­ленческой деятельностью мыслительных способностей. Такую же роль играют перцептивные, волевые, аттенционные (разви­тие внимания), имажинативные (развитие воображения) спо­собности.

Необходимо учесть следующее обстоятельство. Основные психические процессы и функции приобретают в управленче­ской деятельности специфику, выступая в ней своеобразными проявлениями и гранями. Для процессов восприятия — это особая роль в них социальной перцепции, для мыслительных процессов — это практическое мышление. Значит, в управлен­ческой деятельности и частные способности выступают в двух своих основных аспектах: как уровень развития каких-либо психических процессов и функций и как качественно своеоб­разные — насыщенные наиболее специфичными именно для управленческой деятельности компонентами. Руководителю лучше обладать не высокоразвитым, но абстрактным теорети­ческим мышлением, а средним практическим мышлением и способностью социальной перцепции, развитым социальным восприятием, а не «острым и развитым».

Психика включает в себя три основные подсистемы: когни­тивную, регулятивную и коммуникативную. Отдельные спо­собности, которые проявляются в управленческой деятельно-


сти, соответственно подразделяются на три класса: когнитив­ные, регулятивные и коммуникативные. Когнитивные — это свойства отдельных основных психических процессов и функ­ций. Все процессы, которые принадлежат к регулятивной под­системе, имеют индивидуальную меру выраженности. Поэто­му выделяются способности целеобразования, прогнозирова­ния, принятия решения, самоконтроля. Связь строения и организации управленческой и собственно психической дея­тельности проявляется в том, что состав этих способностей аналогичен более общим способностям и выделяемым по дея-тельностному критерию способностям, описанным выше. И психическая и управленческая деятельность основываются на сходных механизмах и процессах, требуют высокого уровня их сформированности и предполагают наличие соответствующих регулятивных способностей. Кроме уже названных способно­стей, это толерантность (устойчивость) к неопределенности, которая является наиболее интегральной регулятивно-когни-тивной способностью.

Процессы, входящие в состав коммуникативной подсисте­мы и обеспечивающие ее функционирование, тоже имеют ин­дивидуальную меру выраженности, сформированности. Это процессы эмпатии, аттракции, идентификации, речепорожде-ния и др. Различия в уровне коммуникативных способностей зависят от меры сформированности этих процессов.

Специфические регулятивные и коммуникативные способ­ности, обусловленные структурой психики, требуют дополне­ния общей системы способностей еще одним их типом. Они бо­лее интегративны, чем частные, специальные, но являются од­новременно менее обобщенными, чем общие — интеллект, креативность и др. В психологической структуре способностей макроуровень составляют общие способности, а микроуровнъ — частные, специальные. Мезоуровнъ занимают интегральные способности, располагающиеся между ними.


Макроуровень

Мезоуровень

Микроуровень


Общие способности Интегральные способности Специальные способности


Наиболее важен и специфичен для природы управленческой деятельности центральный, переходный уровень. Способности, которые входят в его состав, тождественны основным управлен­ческим функциям (целеобразования, планирования и др.).

Управленческая деятельность имеет много разных способов ее реализации — она поливариантна. Проявляется это в суще­ствовании нескольких основных стилей руководства. Лучший среди них определить нельзя. Разные стили предполагают на­личие разных сочетаний способностей. Различие же индивиду­альных симптомокомплексов определяет стиль руководства, выполняющий компенсаторные функции по отношению к структуре личностных способностей. Определенный стиль, выбранный руководителем, позволяет ему опереться на силь­ные стороны своей индивидуальности и «отодвинуть» слабые. Наличие разных стилей руководства является следствием раз­нообразия человеческих индивидуальностей и вариативности управленческих способностей.


Содержание

Раздел I. Содержание и структура управленческой деятельности. 3

Глава 1. Развитие науки управления....................................................................... 3

1.1. Предыстория науки управления........................................................ 3

1.2. Основные школы науки управления................................................. 5

1.3. Общие подходы в теории управления.............................................. 9

1.4. Современное состояние теории управления.................................. 13

Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основные

подходы к ее исследованию............................................................................. 16

2.1. Сущность управленческой деятельности....................................... 16

2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 20

2.3. Определение системы основных управленческих функций.. 25
Глава 3. Элементы теории организации..................................................... 27

 

3.1. Сущность организации......................................................................... 27

3.2. Иерархические структуры................................................................... 29

3.3. Адхократические (органические) структуры....................................... 30

3.4. Основные понятия теории организации................................................. 31

Глава 4. Функция целеполагания........................................................................... 36

4.1. Сущность функции целеполагания................................................... 36

4.2. Типология целей организации............................................................ 37

4.3. Требования креализации функции целеполагания...................... 39

Глава 5. Функция прогнозирования................................................................... 43

5.1. Определение функции прогнозирования................................................ 43

5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой
деятельности....................................................................................................... 44

Глава 6. Функция планирования................................................................... 48

6.1. Роль и место планирования в организационном
функционировании.............................................................................................. 48

6.2. Структура процесса планирования........................................................ 49

6.3. Типология планирования и его принципы............................................ 50

Глава 7. Функция организации................................................................................ 52

7.1. Понятие организационной функции........................................................ 52

7.2. Процессы делегирования полномочий................................................... 53

Глава 8. Функция принятия решения..................................................................... 57

8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности
руководителя......................................................................................................... 57

8.2. Организационные факторы управленческих решений...................... 60

8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого
решения.................................................................................................................... 61

8.4. Типология управленческих решений и нормативные
требования к ним................................................................................................... 62

Глава 9. Функция мотивирования.................................................................... 64

9.1. Определение функции мотивирования............................................... 64


9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности.............. 66

9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования....... 68
Глава 10. Коммуникативная функция............................................................ 72

 

10.1. Определение коммуникативной функции..................................... 72

10.2. Типы коммуникационных коммуникаций..................................... 74

10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его
«барьеры»........................................................................................................ 75

Глава 11. Функция контроля и коррекции..................................................... 78

11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 78

11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 80
Глава 12. Кадровые функции руководителя................................................ 82

 

12.1. Определение системы кадровых функций.................................... 82

12.2. Основные направления кадровой работы руководителя... 83

12.3. Функции руководителя при работе с персоналом..................... 85

Глава 13. Производственно-технологические функции............................ 87

13.1. Определение системы производственно-технологических
функций.................................................................................................................. 87

13.2. Характеристика основных производственно-технологических
функций............................................................................................................... 89

Глава 14. Производные (комплексные) функции управления.............. 92

14.1. Понятие производных функций управления...................................... 92

14.2. Характеристика производных функций управления....................... 93

Раздел II. Психология субъекта управленческой деятельности... 96

Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности.. 96

15.1. Понятие перцептивных процессов........................................................ 96

15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой
деятельности......................................................................................................... 97

Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности.. 103

16.1. Понятие мнемических процессов и их состав.............................. 103

16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности
руководителя..................................................................................................... 105

16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности
руководителя...................................................................................................... 107

16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор
управленческой деятельности....................................................................... 110

Глава 1 7. Мыслительные процессы в управленческой деятельности.. 112

17.1. Общепсихологическое понятие мышления...................................... 112

17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя.................... 113

17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности
руководителя...................................................................................................... 118

Глава 18. Интеллект руководителя..................................................................... 120

18.1. Понятие интеллекта в психологии...................................................... 120

18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности.. 124

18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя.................. 126


Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности.. 132

19.1. Общая характеристика регулятивных процессов...................... 132

19.2. Специфика основных регулятивных процессов в
управленческой деятельности................................................................... 135

Глава 20. Процессы принятия управленческих решений......................... 143

20.1. Общая характеристика процессов принятия
управленческих решений............................................................................ 144

20.2. Характеристика процессуальной организации принятия
управленческих решений............................................................................ 151

20.3. Структурная организация процессов принятия
управленческих решений............................................................................ 157

20.4. Феноменология процессов принятия управленческих
решений............................................................................................................ 166

20.5. Индивидуальные различия управленческих решений.............. 174

Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой

деятельности........................................................................................................ 179

27.7. Коммуникативное поведение руководителя................................ 180

21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой

деятельности................................................................................................... 182

21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности... 185
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в

управленческой деятельности............................................................................ 187

22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний.... 187

22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя.... 190

22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой
деятельности..................................................................................................... 194

Глава 23. Мотивация деятельности руководителя....................................... 197

23.1. Содержательные теории мотивации.............................................. 198

23.2. Процессуальные теории мотивации................................................. 201

23.3. Понятие внутренней мотивации......................................................... 203

Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности.

Руководство и лидерство................................................................................ 207

24.1. Формальные и неформальные организации.

Руководство и лидерство........................................................................... 207

24.2. Типология власти................................................................................. 210

24.3. Теории лидерства и стили руководства........................................ 214

Глава 25. Способности к управленческой деятельности......................... 225

25.1. Понятие способностей в психологии.............................................. 225

25.2. Определение состава управленческих способностей............... 227

25.3. Менеджерские характеристики.......................................................... 229

25.4. Общеорганизационные способности................................................ 230

25.5. Общие и специальные способности в управленческой
деятельности...................................................................................................... 233


Н. Е. Ревская ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Компьютерная верстка: Лаврентьева Е.В.

Издательство «Альфа»

193036, Санкт-Петербург, Греческий пр., 21

Лицензия ИД № 02499 код 221 от 31.07.00

Оригинал-макет изготовлен «Фортэкс» Тел.:323-3186

Додписано к печати 06.02.01. Формат 60x88 '/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Тайме».

Печать офсетная. Объем 15,0 у. п. л.

Тираж 3000 экз. Заказ № 95.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.04 с.)