Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Взаимосвязь обучения и воспитания.

Поиск

 

Обучение неотрывно от воспитания. Любые знания, обогащая интеллект, развивая кругозор, развивают и личность. Взаимосвязь обучения и воспитания может быть 4 ти­пов.

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе кото­рого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Здесь воспитание и обучение сли­ты воедино. Воспитание входит в учебный процесс, которое определяется в этом случае как воспитываю­щее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном про­цессе определенной системы и параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

3. Воспитание осуществляется вне образовательного про­цесса, но в соответствии с его общими целями — в семье, группе, трудовом коллективе. Здесь может быть и стихийное обучение.

4. Воспитание осуществляется необразовательными общностями, учреждениями — в клубах, компаниях, на дискотеках. Может сопровождаться научением. Чаще всего осуществляется старшими сверстниками.

 

Вопрос 2. Психологические основы организации процесса воспитания.

 

Воспитание — это целенаправленное развитие каждо­го растущего человека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нрав­ственных и творческих сил этого человека. Целенаправ­ленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех лю­дей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкрет­ные физиологические и психологические особенности. Главная цель развития личности — выражение и самораскрытие.

Для того чтобы это произошло, мы должны учиты­вать ряд моментов и опираться на них при организации процесса воспитания.

1. Взрослые — активные соучастники и помощники в развитии личности ребенка. Следовательно, они должны быть главными воспитателями, а не дру­зья, «улица» и т.д.

2. Ребенка необходимо включать в систему взаимо­связанных и сменяющих друг друга ведущих ви­дов деятельности.

3. У детей необходимо формировать устойчивые учеб­но-познавательные интересы (иначе они будут не­интересны сами себе), т.е. интересы, направленные на познание окружающего мира.

4. Формировать и развивать мотивационно-потребностную сферу. У каждого человека должны быть цели в жизни и система убеждений и ценностных ориентации.

Психология не дает готовых рецептов воспитания. Педагог, используя психологические закономерности развития и становления психики, выбирает, разрабатывает и применяет соответствующие педагогические методы воспитания. При этом педагог должен учитывать, что воспитание, как любой педагогический процесс, имеет свои психологические закономерности.

1. Каждое действие ребенка имеет свое внутреннее содержание, без зоркости к которому деятельность педагога обречена на формализм. Внешне результативно один и тот же акт поведения детей — соблюдение или несоблюдение ими определенного правила, совершение или несовершение ими определенной ошибки — может, если вскрыть его внутреннее содержание.

2. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не раз­вивается, и воспитывается, и обучается, т.е. эти про­цессы взаимосвязаны, а не протекают параллельно. Воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним.

3. Личностные психические свойства ребенка, его спо­собности, черты характера и т.д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов не только прояв­ляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под ру­ководством педагога активно включается в жизнь кол­лектива, осваивая правила и овладевая знаниями, до­бытыми в ходе исторического развития познаватель­ной деятельности человечества.

4. Существование любого человеческого общества невоз­можно без соблюдения его членами исторически обу­словленных норм поведения, регламентирующих раз­нообразные права и обязанности.

5. Как всякое обучение, требование следовать существу­ющим нормам подкрепляется поощрением и наказа­нием, т.е. положительными и отрицательными эмо­циями. Здесь-то и обнаруживается источник серьез­ных дефектов практики повседневного воспитания. Ведь эмоции сами по себе не имеют социальной (в том числе и воспитательной) ценности, поскольку последняя (эмоция) целиком зависит от потребности, в связи с удовлетворением или неудовлетворением которой возникает данное эмоциональное состояние.

6. В отличие от обучения, адресующегося почти исклю­чительно к сознанию субъекта, воспитание чаще все­го направлено на подсознание воспитуемого. Пока нам известен всего один способ прямого воздействия на подсознание — сила непосредственного примера, ба­зирующаяся на потребности в подражании, особенно ярко выраженной в раннем детстве.

 

Лекция 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.01 с.)