Вопрос 2. Виды и способы педагогической оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Виды и способы педагогической оценки



Педагогическая оценка как средство стимулирования бывает нескольких видов, которые Б.Г.Ананьев разде­лил на классы: предметные и персональные, материаль­ные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, а не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педаго­гические оценки отмечают индивидуальные качества че­ловека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т.п. Материальные педагогичес­кие оценки включают разные способы материального сти­мулирования детей за успехи в учебной и воспитатель­ной работе (деньги, вещи и т.д.). Моральная педагоги­ческая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. Результативные педагогические оценки относятся к конечному результа­ту деятельности, оценивают то, что получилось в конеч­ном счете, а не то, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, отно­сятся к процессу, а не к конечному результату деятель­ности. Здесь обращается внимание на то, как был дос­тигнут полученный итог. Количественные педагогичес­кие оценки соотносятся с объемом проделанной работы.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, наград повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Человеку приятно, когда он вызывает к себе повышенный интерес со стороны окружающих людей, особенно значимых для него, когда он пользуется вниманием.

Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок.

Признание представляет собой выделение тех и: иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка может быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющей ребенка, или содействия.

Награда понимается и воспринимается как способ ма­териальной поддержки или оценки действий ребенка.

Усиление социальной роли, престижа и статуса — это социально-психологические средства стимулирования действий учащихся. Они связаны с повышением автори­тета ребенка в глазах окружающих его значимых людей.

Педагогическая оценка должна быть эффективна. Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, ко­торая создает у ребенка стремление к самосовершенство­ванию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств лично­сти, социально полезных форм культурного поведения. Мотивация к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию у ребенка может быть внешней и внут­ренней. Под внешней мотивацией к учебно-воспитатель­ной деятельности понимаются стимулы, побуждающие, направляющие и поддерживающие ее активность внеш­не, т.е. такие стимулы, которые исходят из окружающей ребенка среды и вынуждают его вести себя определен­ным образом. Если действие такого рода стимулов пре­кращается, то активность учения и общения детей, пре­следующая учебно-воспитательные цели, резко снижа­ется или вообще сходит на нет. Внутренние стимулы в отличие от внешних сами по себе способны порождать, направлять и поддерживать такого рода активность.

Внутренняя мотивация учебно-воспитательной деятельности считается более сильной, чем внешняя ее сти­муляция, поэтому под более эффективной педагогичес­кой оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию учения и воспитания.

Наилучшей, однако, является такая психолого-педагогическая ситуация, которая, порождая внутреннюю мотивацию, одновременно поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т.е. когда стрем­ление ребенка к психологическому самосовершенствова­нию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий.

Выделяют следующие способы повышения персональ­ной значимости педагогической оценки:

1. Систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей ребенка.

2. Актуализация тех потребностей и интересов, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам.

3. Варьирование характера педагогических оценок с це­лью избежать привыкания к ним ребенка.

4. Применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди - те, кого он ува­жает и кому доверяет, в чьих руках находятся сред­ства, способные удовлетворить наиболее важные ин­тересы ребенка.

И, наконец, педагогическая оценка, ее выбор и эф­фективность зависят от возраста ребенка. С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобрете­ния новых знаний, умений и навыков. Во-вторых, в дет­стве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности. В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов. И, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориен­тации на внешние к учету внутренних стимулов.

 

 

ЛЕКЦИЯ 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.186.149 (0.006 с.)