Вопрос 2. Характеристики компетентных учителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Характеристики компетентных учителей



1) имеет всегда прекрасное самочувствие, самоощу­щение;

2) имеет профессиональное вдохновение, пытается сделать школу лучшим местом для учеников;

3) старается постоянно улучшать свою работу;

4) психологически зрелый, т.е. не показывает своего раздражения, не «переходит на личности»;

5) артистичен в выстраивании человеческих взаимо­отношений;

6) заботится о собственном профессиональном росте.

Нами в свое время проводилось исследование по вы­явлению структуры психологической компетентности учи­теля. Была опрошена большая группа работающих учи­телей, которые определяли, какие знания и умения наи­более важны в их работе (именно психологические зна­ния и умения). В результате получилась следующая клас­сификация.

Знания

1. О закономерностях формирования познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внима­ния, мышления, воображения).

2. Об особенностях темперамента и характера детей.

3. О формировании и развитии способностей.

4. О способах управления своим психическим состояни­ем.

5. О возрастных особенностях протекания познаватель­ных психических процессов

6. Об особенностях и закономерностях формирования личности на каждом возрастном этапе.

7. О психологических закономерностях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

8. О работе с «трудными» детьми. Умения

1. Анализировать и изучать

а) интересы и склонности учеников,

б) положительные черты и недостатки учеников,

в) сильные и слабые стороны учебной деятельности учеников.

2. Осуществлять индивидуальный и дифференцирован­ный подход к учащимся в процессе обучения и воспи­тания.

3. Осуществлять учебную работу с учетом особенностей развития психических процессов учеников (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, эмо­ции, воля).

4. Выявлять и развивать способности.

5. Оказывать помощь школьнику в развитии его воле­вых качеств, формировании его личности.

6. Организовать внимание детей, быстро включать их в деятельность.

7. Строить процесс обучения и воспитания с учетом воз­раста.

8. Применять разнообразные формы обучения (индиви­дуальная, фронтальная, групповая) с учетом психи­ческих особенностей класса и отдельных учащихся.

9. Устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися.

10. Формировать и поддерживать доброжелательные от­ношения с родителями.

11. Улаживать конфликты.

12. Выслушать собеседника, стать на его место, взгля­нуть на проблему его глазами.

13. Найти психологически верный тон с каждым собеседником.

14. Психологически грамотно выстраивать взаимоотно­шения с классом и отдельными учащимися..

15. Развивать качества личности, необходимые для бес­конфликтного общения. 16. Помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении.

17. Управлять собственным психическим состоянием.

18. Вырабатывать самому и помогать учащимся в выра­ботке рациональных способов умственной работы, организации своего времени.

В свое время Ф.Н.Гоноболин выделил 10 профессио­нально личностных особенностей учителей:

• способность понимать ученика,

• способность доступно излагать материал,

• способность убеждать людей,

• организаторские способности,

• педагогический такт,

• способность к творческой работе,

• способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них,

• способность к данному предмету,

• способность заинтересовать учащихся,

• способность предвидеть результаты своей работы. Помимо этих 10 способностей Ф.Н.Гоноболин выде­ляет общие личностные свойства, которые обеспечивают эффективность педагогической деятельности. Это убеж­денность, целенаправленность, принципиальность.

Г.Райнс относит к профессионально личностным осо­бенностям учителя:

а) благожелательное отношение к ученикам,

б) ориентацию на детей в обучении,

в) высокое вербальное понимание,

г) эмоциональную стабильность,

д) интерес к контактам и открытость в общении,

е) сердечность и доброжелательность,

ж) ответственность и деловитость.

Ю.Н.Кулюткин и Г.С.Сухобская, в свою очередь, разделили качества личности учителя на 3 группы:

1. Личностные свойства, которые так или иначе связа­ны с развитием у педагога эмпатии, т.е. способности понимать внутренний мир другого человека (когни­тивная сторона эмпатии) и проникать в его чувства, откликаться на них и сопереживать с другим челове­ком (эмоциональная сторона эмпатии).

2. Способность к активному воздействию на ученика, ди­намизм личности. Проявляется в богатстве внутрен­ней энергией, инициативе и гибкости педагога, в раз­нообразии его воздействий.

3. Эмоциональная устойчивость, способность «владеть собой».

Эффективность педагогической деятельности, по мне­нию авторов, может быть достигнута только при разви­том профессиональном самосознании учителя. Профес­сиональное самосознание учителя структурируется из 4 элементов:

1) того, каким видит и оценивает себя учитель в на­стоящее время («актуальное Я»);

2) того, каким себя видит и оценивает учитель по от­ношению к начальным этапам работы в школе («рет­роспективное Я»);

3) того, каким хотел бы стать учитель («идеальное Я»);

4) того, как, с точки зрения учителя, его рассматрива­ют и оценивают другие люди — коллеги, учащиеся («рефлексивное Я»).

Свои знания; умения, профессионально важные ка­чества личности учитель применяет постоянно и на раз­личных этапах педагогической деятельности. Такими этапами являются:

1. Творческая самонастройка на педагогическую деятель­ность.

2. Педагогическая диагностика.

3. Педагогическое прогнозирование.

4. Преобразование.

5. Планирование.

6. Осуществление, оценивание результатов и коррекция.

Этапы эти едины для всех учителей, а вот какие зна­ния, умения необходимы учителю, какие качества лич­ности уместно проявить в той или иной ситуации, каж­дый из учителей решает сам.

В профессиональном становлении личности выделя­ют четыре стадии: формирование профессиональных на­мерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию лично­сти в профессиональном труде.

Формирование профессиональных намерений проис­ходит еще в школе и, как показывают многочисленные исследования (И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, И.В. Дубро­вина, Г.Н.Круглова и др.), оно не всегда бывает адекват­ным интересам и способностям школьников, зачастую выбор специальности не продуман, поверхностен. Осо­бенно это касается педвуза, куда не всегда поступают с желанием стать учителем.

Как показывают исследования, у абсолютного боль­шинства студентов наблюдаются более или менее устой­чивые мотивы учебы. Вместе с тем имеются и те, у кого наличествует негативное отношение к обучению в вузе. Причины этого различны, но наиболее общими являют­ся Следующие.

1. Несоответствие ранее существовавшего представления о профессии тому, что студент встретил в вузе.

2. Недостаточная подготовленность к систематической и напряженной учебной деятельности.

3. Стремление перейти на другую специальность.

Однако чаще у студентов наблюдается отрицательное отношение к отдельным учебным дисциплинам при об­щем положительном отношении к учебе.

Психологическая готовность — это психическое со­стояние личности, выражающееся в способности прини­мать самостоятельные решения при возникновении слож­ных профессиональных задач, оценивать свои возмож­ности в их соотношении с предстоящими трудностями и достижениями определенных результатов.

Выделяют психологическую готовность в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова —- это про­фессионально-педагогическая направленность личности, склонность заниматься педагогической деятельностью. В специальном, узком смысле — знание психологии и умение применять эти знания на практике.

И, наконец, выделяют 3 уровня психологической го­товности.

Низкий уровень — внешние мотивы выбора профес­сии, отношение к учению как к очередной ступени повы­шения образования, усвоение знаний носит в основном репродуктивный характер, особого интереса к специальным дисциплинам не проявляют, к решению педагоги­ческих задач безразличны, мало читают психолого-педа­гогической литературы, практическая работа с детьми оставляет равнодушными. Самооценка завышена, ре­флексивность невысокая. После практики нередко хотят сменить профессию.

Средний уровень — наличие профессиональных ин­тересов, но склонность больше к учебной работе, чем к воспитательной, поэтому учебная деятельность носит профессиональную направленность, хотя при этом про­является недостаточная компетентность. Решение педа­гогических задач шаблонное, мышление негибкое, само­анализ затруднен, самооценка нередко заниженная.

Достаточный уровень — положительное отношение к педагогической деятельности и воспитательной работе, с интересом относятся к педпрактике, проявляют самосто­ятельность и творчество в решении педагогических за­дач, участвуют в научной работе, много читают психоло­го-педагогической литературы. Самооценка объективна и критична.

Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профес­сиональной зрелости личности педагога. В то же время в её предметную область входят:

а) закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной де­ятельности, связанной с решением педагогических задач;

б) мотивы профессиональных достижений в педаго­гической деятельности;

в) траектории достижения профессионализма в обла­сти педагогики.

Педагогическая акмеология способствует достижению педагогом вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем:

— в гуманистической ориентации на развитие лично­сти обучающихся средствами отдельных учебных предметов;

— в выборе педагогом способов своей деятельности с учётом мотивов, ценностных ориентации, целей учащихся;

— в подготовке учащихся к следующим этапам педа­гогического маршрута.

В акмеологическом понимании педагогический про­фессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность пе­дагогической деятельности, её гуманистическую направ­ленность.

Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога. Основными из них являются уровни:

1) овладения профессией;

2) педагогического мастерства;

3) самоактуализации педагога в профессии;

4) педагогического творчества.

являет себя следующим образом:

а) эрудит;

б) специалист по призванию;

в) мастер;

г) диагност;

д) гуманист;

е) само диагност;

ж) новатор;

з) участник педагогического сотрудничества;

и) исследователь, освоивший акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому.

Отно­шения должны носить не только официальный, де­ловой характер, но и товарищеский, дружеский. Это удается тем преподавателям, которые умеют правиль­но соотносить уровень своего нравственного сознания с уровнем этого сознания у воспитанников.

2. Уважение к личности ученика предполагает не толь­ко знание его как человека, но и товарищескую под­держку и развитие наиболее ценных качеств, а также обоснованную требовательность педагога к учащему­ся, поддерживаемую верой в его возможности.

3. Педагог должен правильно видеть, понимать само­оценку учащегося, постоянно повышать его уровень притязаний как личности.

4. Самокритичность преподавателя, признание необхо­димости корректировок своих действий.

5. Умение видеть себя со стороны.

6. Во всей системе отношений преподавателя и учаще­гося должно доминировать правильное соответствие между педагогической тактикой и тактом. Нарушение любого из перечисленных требований при­водит к конфликтным ситуациям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.026 с.)