Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая психология как предмет изученияСтр 1 из 6Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1. Лекция 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 1. Основные понятия. 2. Концепции образования.
Вопрос 1. Основные понятия. Роль образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, по каким законам осуществляется развитие человека в образовательном процессе, определяет содержание, формы и методы обучения и воспитания, педагогическое мышление, позицию педагогов и обучающие уклад жизни учебных заведений. Цели и задачи образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природных возможностях человека. Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно. Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве.
Вопрос 2. Концепции образования. Традиционные концепции образования В центре внимания учебная дисциплина, а не ученик. Ее стратегические цели (сверхзадача формирование гармонически развитой личности, однако социальный заказ - нужен был человек с фиксированным «набором» стереотипов поведения, а также - что важно для каждого образовательного учреждения - знанием основ наук, которые дают возможность включиться в общественную жизнь, определенную сферу производства.
В результате ученик получает так называемое объективное знание, это обескровленное, мертвое знание, которое и не отражает изучаемые явления и факты. Ученик в системе таких монологически заданных отношений выступает как исполнитель, который обязан усвоить основы наук. Культурологический подход в образовании Культура отражает бытие человека во всех сущностных, Соответствие образования культуре означает, что она предстает перед учащимися не только в ее актуальных результатах, но и в истории научного знания. Установка на ученика как «умного человека» сменяется личностно-ориентированным подходом, значение которого признается всеми педагогами, психологами, однако в это понятие вкладывается разное содержание. Суть подхода заключается в том, что педагогический процесс обходимо «выстраивать» с учетом интересов и потребностей оспитанников таким образом, чтобы каждый имел возможность выбора и самореализации как личности. В отечественных изысканиях выделяются школа «диалога культур» В.С.Библера, концепции образования, стержнем развития которых является личностно-гуманный подход (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), новаторские школы, положившие в основу идею сотрудничества педагога с учащимися. Интерес ряда педагогов и психологов вызывает известная мире Вальдорфская школа. Возникшая в 1919 г. она привлекла новую волну интереса во всем мире, в том числе в нашей стране. Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духов в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил.
ЛЕКЦИЯ 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Содержание образования. 2. Принципы образования.
Вопрос 1. Содержание образования Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а так же возможностей для саморазвития, содержащихся в ее жизни. Чем более полно личность использует возможность среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие. Структурными единицами психологического анализа образовательной среды являются: физическое окружение (архитектура здания, степень открытости - закрытости конструкции, дизайна, размер и пространственная структура классных помещений, возможность и широта перемещения в них); человеческие факторы (пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, личностные особенности и успеваемость учащихся, распределение статуса и ролей, половозрастные и национальные особенности учеников и учителей и т.п.; программа обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или конкурентые формы обучения, содержание программ обучения (гибкость, консерватизм) и т.п. Одно из стратегических направлений развития образования - определение его содержания. В России постепенно осуществляется переход от школы памяти, основанной поминании информации, на отработке умений и действий к школе, в которой учат работать с собственным мышлением. Главной задачей школы является становление у человека рефлексии, понимания, действия, коммуникации; формирование многомерного сознания; способностей самоопределяться, ставить цели собственного развития.
Вопрос 2. Принципы образования Принципы, которые могут стать основанием для построения содержания и проектирования методов образования: 1. Творческий характер развития. Осваивая общечеловеческое духовное богатство в своей игровой, продуктивной, учебной, коммуникативной и др. деятельности, ребенок творчески переосмысливает и перерабатывает его. 2. Ведущая роль социокулътурного контекста развития. В преддошкольном и дошкольном возрасте социокультурный контекст оказывает решающее влияние на овладение простейшими орудиями и предметами, обнаруживается в жестах, мимике. В более позднем возрасте - оказывает влияние на процессы формирования образа мира, характер сенсорных эталонов, общего стиля поведения и деятельности. 3. Ведущая роль сенситивных периодов развития, периодов, наиболее чувствительных к усвоению языка, способов общения, предметных и умственных действий (счет, письмо, оперирование образами, символами, эстетическое восприятие и т.д.). 4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания. Сотрудничество и совместное осуществление определенной активности, направленную на общую цель - развитие и личностный рост и ребенка. 5. Ведущая деятельность и законы ее смены как основа периодизации детского развития. Психологические новообразования разного периода жизни ребенка определяются ведущей деятельностью. До года ведущей деятельное является непосредственно-эмоциональное общение с матетерью, 1-3 - предметно - манипулятивная деятельность, 3-7 игровая деятельность, 7-11 лет - учебная деятельность, 12-16 лет - интимно-личностное общение, 15-18 лет – учебно-профессиональная деятельность.
6. Выявление зоны ближайшего развития, которая моя выступать как метод диагностики и инструмент формирования личности. 7. Амплификация (расширение) детского развития необходимое условие воспитания ребенка. Ребенку дола быть представлен широкий выбор возможностей, в которых он имеет шанс обнаружить те, которые наиболее близки его способностям, задаткам. Амплификация - это условие свободного развития, поиска и нахождения ребенком себя в той или иной форме деятельности и общения. 8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый возраст имеет свои задачи с точки зрения становления личности. Неразумно торопить ребенка, переводя его с одной ступени развития на другую. 9. Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля. Это единство должно пониматься как непрерывное становление личности, имеющее циклический, спиральный и противоречивый характер. Указанное единство выражается в становлении сознания в результате взаимодействия его образующих, обладающих деятельностной, личностной, аффективной природой. Все они должны использоваться при построении программ обучения и воспитания. 10. Опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами, и действиями. Опосредованный характер развития требует выявления адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности. 11. Интериоризация и экстериоризация как механизм развития и обучения. В развитии и формировании личности важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутренне к внешнему. Механизмы интериоризации - экстериоризации проявляют себя в аффективно-эмоциональной, личностной познавательной сфере. 12. Неравномерность (гетерохронностъ) развития и формирования психических действий. Подчеркивая неразрывность развития, необходимо представлять, каким образом развиваются и формируются психические новообразования, в каких отношениях находятся личностные и когнитивные, мотивационные и поведенческие структуры. 13. Принцип непрерывности образования основан на том, что стремление к развитию является одной из значимых потребностей личности. Именно поэтому в ученике важно развивать желание и способность самостоятельно получать новый опыт, приобретать знания не только в специально организованных условиях, но и самостоятельно.
Лекция 4. Лекция 5. Лекция 6 ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии 2. Принципы педагогической психологии 3. Методы педагогической психологии
Вопрос 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии Педагогическая психология - отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. В современной психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки предмета педагогической психологии. - изучение взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Ананьев Б.Г). - ориентировочная часть деятельности учащихся (П.Я. Гальперин) Объектом педагогической деятельности - процессы учения и воспитания. - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания (А.В. Петровский). Педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой. Основными задачами педагогической психологии являются: - выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса; - создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка; - изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка. Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.
Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенностиформирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. Психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса. Наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании заключаются в следующем: - психолог - диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать путь развития, найти для него программу обучения с учетом индивидуальных особенностей; - психолог - конфликтолог и психотерапевт; психолог - проектировщик ситуации развития ребенка; - психолог, отвечающий за выстраивание коммуникации в образовательной среде учреждения; - психолог, отвечающий за сохранение психологического здоровья детей; - психолог - консультант по управлению и специалист по развитию школы как образовательного учреждения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.03 с.) |