Педагогическая психология как предмет изучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая психология как предмет изучения



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

     
Лекция 1 Педагогическая психология как предмет изучения    
Лекция 2 Психология обучения. Образование как социокультурный феномен    
Лекция 3 Образовательная среда и принципы проектирования содержания образования    
Лекция 4 Учебная деятельность и учет психологических особенностей    
Лекция 5 Закономерности воспитательного процесса    
Лекция 6 Виды, методы, приемы воспитательного воздействия    
Лекция 7 Психология педагогической оценки    
Лекция 8 Психология личности педагога  

 

 

 

Лекция 1.

Лекция 2.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Основные понятия.

2. Концепции образования.

 

Вопрос 1. Основные понятия.

Роль образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, по каким законам осуществляется развитие человека в образовательном процессе, определяет содержание, формы и методы обучения и воспитания, педагогическое мышление, позицию педагогов и обучающие уклад жизни учебных заведений. Цели и задачи образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природных возможностях человека.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве.

 

Вопрос 2. Концепции образования.

Традиционные концепции образования

В центре внимания учебная дисциплина, а не ученик. Ее стратегические цели (сверхзадача формирование гармонически развитой личности, однако социальный заказ - нужен был человек с фиксированным «набором» стереотипов поведения, а также - что важно для каждого образовательного учреждения - знанием основ наук, которые дают возможность включиться в общественную жизнь, определенную сферу производства.

В результате ученик получает так называемое объективное знание, это обескровленное, мертвое знание, которое и не отражает изучаемые явления и факты.

Ученик в системе таких монологически заданных отношений выступает как исполнитель, который обязан усвоить основы наук.

Культурологический подход в образовании

Культура отражает бытие человека во всех сущностных,
него определенностях: это философское, научное, эстетическое
нравственное, религиозное и т.п. измерения этого бытия.

Соответствие образования культуре означает, что она предстает перед учащимися не только в ее актуальных результатах, но и в истории научного знания. Установка на ученика как «ум­ного человека» сменяется личностно-ориентированным подходом, значение которого признается всеми педагогами, психологами, однако в это понятие вкладывается разное содержание. Суть подхода заключается в том, что педагогический процесс обходимо «выстраивать» с учетом интересов и потребностей оспитанников таким образом, чтобы каждый имел возможность выбора и самореализации как личности.

В отечественных изысканиях выделяются школа «диалога культур» В.С.Библера, концепции образования, стержнем развития которых является личностно-гуманный подход (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), новаторские школы, положившие в основу идею сотрудничества педагога с учащимися. Интерес ряда педагогов и психологов вызывает известная мире Вальдорфская школа. Возникшая в 1919 г. она привлекла новую волну интереса во всем мире, в том числе в нашей стране.

Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духов в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил.

 

ЛЕКЦИЯ 3

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Содержание образования.

2. Принципы образования.

 

Вопрос 1. Содержание образования

Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а так же возможностей для саморазвития, содержащихся в ее жизни. Чем более полно личность использует возможность среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.

Структурными единицами психологического анализа образовательной среды являются:

физическое окружение (архитектура здания, степень открытости - закрытости конструкции, дизайна, размер и пространственная структура классных помещений, возможность и широта перемещения в них);

человеческие факторы (пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, личностные особенности и успеваемость учащихся, распределение статуса и ролей, половозрастные и национальные особенности учеников и учителей и т.п.;

программа обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или конкурентые формы обучения, содержание программ обучения (гибкость, консерватизм) и т.п.

Одно из стратегических направлений развития образования - определение его содержания. В России постепенно осуществляется переход от школы памяти, основанной поминании информации, на отработке умений и действий к школе, в которой учат работать с собственным мышлением. Главной задачей школы является становление у человека рефлексии, понимания, действия, коммуникации; формирование многомерного сознания; способностей самоопределяться, ставить цели собственного развития.

 

Вопрос 2. Принципы образования

Принципы, которые могут стать основанием для построения содержания и проектирования методов образования:

1. Творческий характер развития. Осваивая общечеловеческое духовное богатство в своей игровой, продуктивной, учебной, коммуникативной и др. деятельности, ребенок творчески переосмысливает и перерабатывает его.

2. Ведущая роль социокулътурного контекста развития. В преддошкольном и дошкольном возрасте социокультурный контекст оказывает решающее влияние на овладение простейшими орудиями и предметами, обнаруживается в жестах, мимике. В более позднем возрасте - оказывает влияние на процессы формирования образа мира, характер сенсорных эталонов, общего стиля поведения и деятельности.

3. Ведущая роль сенситивных периодов развития, периодов, наиболее чувствительных к усвоению языка, способов общения, предметных и умственных действий (счет, письмо, оперирование образами, символами, эстетическое восприятие и т.д.).

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания. Сотрудничество и совместное осуществление определенной активности, направленную на общую цель - развитие и личностный рост и ребенка.

5. Ведущая деятельность и законы ее смены как основа периодизации детского развития. Психологические новообразования разного периода жизни ребенка определяются ведущей деятельностью. До года ведущей деятельное является непосредственно-эмоциональное общение с матетерью, 1-3 - предметно - манипулятивная деятельность, 3-7 игровая деятельность, 7-11 лет - учебная деятельность, 12-16 лет - интимно-личностное общение, 15-18 лет – учебно-профессиональная деятельность.

6. Выявление зоны ближайшего развития, которая моя выступать как метод диагностики и инструмент формирования личности.

7. Амплификация (расширение) детского развития необходимое условие воспитания ребенка. Ребенку дола быть представлен широкий выбор возможностей, в которых он имеет шанс обнаружить те, которые наиболее близки его способностям, задаткам. Амплификация - это условие свободного развития, поиска и нахождения ребенком себя в той или иной форме деятельности и общения.

8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый возраст имеет свои задачи с точки зрения становления личности. Неразумно торопить ребенка, переводя его с одной ступени развития на другую.

9. Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля. Это единство должно пониматься как непрерывное становление личности, имеющее циклический, спиральный и противоречивый характер. Указанное единство выражается в становлении сознания в результате взаимодействия его образующих, обладающих деятельностной, личностной, аффективной природой. Все они должны использоваться при построении программ обучения и воспитания.

10. Опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами, и действиями. Опосредованный характер развития требует выявления адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности.

11. Интериоризация и экстериоризация как механизм развития и обучения. В развитии и формировании личности важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутренне к внешнему. Механизмы интериоризации - экстериоризации проявляют себя в аффективно-эмоциональной, личностной познавательной сфере.

12. Неравномерность (гетерохронностъ) развития и формирования психических действий. Подчеркивая неразрывность развития, необходимо представлять, каким образом развиваются и формируются психические новообразования, в каких отношениях находятся личностные и когнитивные, мотивационные и поведенческие структуры.

13. Принцип непрерывности образования основан на том, что стремление к развитию является одной из значимых потребностей личности. Именно поэтому в ученике важно развивать желание и способность самостоятельно получать новый опыт, приобретать знания не только в специально организованных условиях, но и самостоятельно.

 

 

Лекция 4.

Лекция 5.

Лекция 6

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

     
Лекция 1 Педагогическая психология как предмет изучения    
Лекция 2 Психология обучения. Образование как социокультурный феномен    
Лекция 3 Образовательная среда и принципы проектирования содержания образования    
Лекция 4 Учебная деятельность и учет психологических особенностей    
Лекция 5 Закономерности воспитательного процесса    
Лекция 6 Виды, методы, приемы воспитательного воздействия    
Лекция 7 Психология педагогической оценки    
Лекция 8 Психология личности педагога  

 

 

 

Лекция 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии

2. Принципы педагогической психологии

3. Методы педагогической психологии

 

Вопрос 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Педагогическая психология - отрасль психологической на­уки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

В современной психолого-педагогической литературе суще­ствуют различные трактовки предмета педагогической психо­логии.

- изучение взаимосвязей между вос­питанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Ананьев Б.Г).

- ориен­тировочная часть деятельности учащихся (П.Я. Гальперин) Объектом педагогической деятельности - процессы учения и воспитания.

- изучение психологических зако­номерностей обучения и воспитания (А.В. Петровский).

Педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.

Основными задачами педагогической психологии являются:

- выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательно­го процесса;

- создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;

- изучение психологических особенностей участников об­разовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.

Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психо­логия обучения и психология воспитания.

Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации.

Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенностиформирования учебной дея­тельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребен­ка.

Психология воспитания изучает закономерности формиро­вания личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на разви­тие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.

Наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании заключаются в следующем:

- психолог - диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать путь развития, найти для него программу обучения с учетом индивидуальных особенностей;

- психолог - конфликтолог и психотерапевт;

психолог - проектировщик ситуации развития ребенка;

- психолог, отвечающий за выстраивание коммуникации в образовательной среде учреждения;

- психолог, отвечающий за сохранение психологического здоровья детей;

- психолог - консультант по управлению и специалист по развитию школы как образовательного учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.03 с.)