Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы музеев и отличительные черты их работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все существующие в стране музеи необходимо для начала разделить на государственные и общественные. Первые создаются по решению государственных органов и работают под их «просвещенным патронированием». Среди них - исторические, промышленно-технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, художественно-искусствоведческие, мемориальные и краеведческие музеи. Одни музеи имеют общегосударственное значение, как, например, Государственный исторический музей, другие отражают историю, опыт и проблематику республиканского уровня, третьи содержат экспозиции и ведут изыскательскую работу в пределах своего региона, конкретного населенного пункта. Отсюда - различия в объеме и содержании работы, в возможностях, которыми музеи располагают, в решаемых ими задачах. Общественные музеи создаются на предприятиях, в воинских частях и на кораблях, в учебных заведениях и т. д. Естественно, объем работы таких музеев не столь велик, как, скажем, у областного или краевого исторического музея, однако и в учреждениях такого уровня возможна интересная и содержательная работа. Практически всем видам и типам музеев присущи роднящие их виды деятельности: научная, поисково-исследовательская, собирательная, экспозиционная, просветительная. Посещая музей, люди имеют реальную возможность приобщиться к общественно полезной деятельности, принять личное участие в сборе экспонатов, подготовке экспозиций, экскурсионном обслуживании посетителей, обеспечении интересной и содержательной работы этих крайне нужных для любого цивилизованного общества культурных учреждений [31, с. 214-216]. Отличительные черты отдельных типов музеев находим в работах Н.Ф. Максютина (1999). Крупная группа музеев - краеведческие. Это универсальные по тематике экспонатов музеи, где представлены предметы, документы, иллюстрации по всем аспектам края, региона, города, села. Их создавать проще, чем специализированные. Они образовались на базе пестрого, многотематического собрания экспонатов о природе, культуре, истории края. Массовая группа музеев - мемориальные, то есть памятные, посвященные выдающемуся деятелю или событию отечественной истории. Это также одно из самых перспективных направлений развития музейного дела, ибо сегодня идет пересмотр исторической роли личностей, из небытия восходят и передаются памяти новых поколений имена и события отечественной истории, умалчивавшиеся прежде по идеологическим соображениям. Миллионы россиян побывали в Ясной Поляне, Спасском-Лутовинове, Тарханах, знают о Мамаевом кургане, Куликовом поле, панораме «Бородинская битва» и др.
Естественно-научные музеи - это зоологические, геологические музеи, музеи природы и др. Численность их в стране невелика, но роль и значение их трудно переоценить. Они позволяют людям, ведущим по тем или иным причинам «оседлый» образ жизни, ознакомиться с причудливым разнообразием флоры и фауны, распространенных на всем мировом пространстве. Отраслевые музеи отражают историю и состояние отдельных направлений в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, космонавтики и др. Сюда же относятся и музеи предприятий, заводов, фабрик, отделений железных дорог и пр. Художественно-искусствоведческие и литературные музеи играют значительную роль в эстетическом воспитании и художественном образовании народа. Направленность их деятельности может быть различной, отсюда - их многообразие: художественные, театральные, музыкальные, литературные музеи, музеи архитектуры, изобразительного искусства, прикладного творчества и ремесел, картинные галереи и пр. Весьма разнообразны по своему назначению и содержанию деятельности общественные музеи. Они занимают достойное место в культурной жизни общества. В их задачи входит ознакомление жителей городов и сел с историей родного края, формирование чувства патриотизма, воспитание эстетического вкуса, расширение кругозора, культивирование насыщенного досуга и утверждение здорового образа жизни. Достоинством можно считать и огромное видовое разнообразие таких музеев: трудовой славы, хлеба, самоваров, моды и пр. Лучшим общественным музеям присваивается почетное наименование народного музея. Позиции государственных, да и общественных, музеев намного упрочились в связи с принятием в мае 1996 года Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Данный акт определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и правовое положение музеев России. Заметим, что музей назван в данном Законе как некоммерческое учреждение культуры, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций (культурных ценностей).
В ст. 26 упомянутого нормативного акта подчеркивается: «Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера». Согласно Закону, целями создания музеев Российской Федерации являются: хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций; осуществление просветительной и образовательной деятельности. В ст. 27 содержится четкое и недвусмысленное требование: создание музеев для иных целей не допускается. Итак, совершенно ясно, что музей — некоммерческое учреждение. Но тогда причем здесь бизнес-план?
17.3. Зачем нужен бизнес-план в деятельности музеев Вспомним, что, кроме коммерческого интереса, главной целью которого выступает прибыль, существует некоммерческий, в задачи которого входит максимальное удовлетворение многообразных потребностей населения, в том числе культурных. В данном случае правомерно говорить об организации деятельности музеев, прежде всего, на некоммерческой основе, то есть на основе социально-культурных программ, финансируемых из государственного бюджета. Вместе с тем Закон «О музеях» допускает оказание потребителям платных услуг и реализацию определенных видов продукции (товаров-изделий), не противоречащих целям и содержанию деятельности музеев. Так, в ст. 33, «Виды деятельности музеев в Российской Федерации», записано: «Музеи в Российской Федерации могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Отсюда вывод: музей как научно- просветительное и культурно-досуговое учреждение может заниматься предпринимательской, коммерческой деятельностью в целях содействия хранению музейных экспонатов и коллекций, выявлению и сохранению музейных предметов и коллекций, публикации музейных предметов и коллекций, а также проведения разнообразной просветительной и образовательной деятельности. А это означает, что без опоры на принципы бизнес-планирования здесь не обойтись, и такие понятия, как товар, цена, сбыт, продвижение, не говоря уже о паблисити и паблик рилейшнз, в музейной практике имеют право на существование. Какие же стороны многообразной музейной деятельности могут подвергаться бизнес-планированию? Проблема использования в музейной работе технологий бизнес-планирования не столь проста, как может показаться. На протяжении длительного времени определяющим продуктом здесь была услуга. Спектр услуг потребителям был хорошо и заранее известен: экскурсии, выставки, вернисажи, презентации. Менялось их содержание, место и форма проведения, организаторы и лекторы-экскурсоводы. Добавим к этому десятилетиями не менявшиеся экспозиции, с их тотально идеологизированным содержанием, и станут ясны причины заметного охлаждения интереса к работе музеев жителей городов и сел, наблюдавшегося в начале 90-х гг. прошлого века.
П.М. Шульгин совершенно обоснованно делит оказываемые учреждениями социально-культурной сферы, в том числе музеями, услуги на три группы: повседневные, периодические и эпизодические. К первым двум он относит услуги кинотеатров, клубов и библиотек, к третьей - услуги театрально-зрелищных предприятий и музеев. Различия между этими учреждениями он видит в частоте посещения. По его данным, на одного жителя России еще несколько лет назад приходилось в год 13 посещений киносеансов и только 0,7 посещений музеев [27, с. 141]. Учреждения культуры характеризуются и разными признаками размещения. Так, учреждения повседневного пользования размещаются с учетом расселения и численности населения городских и сельских населенных пунктов. Это объясняется стремлением сделать повседневные услуги учреждений культуры максимально доступными для населения (дворовый клуб, агитплощадка в микрорайоне, библиотека при ЖЭУ и пр.). Развитие сети учреждений эпизодического пользования опирается на территориальные ресурсы и учитывает историческую специфику отдельных населенных пунктов. Скажем, в миллионном по числу проживающих центре можно насчитать 40 клубных учреждений, 50 библиотек различных ведомств, но в нем редко случается более 2-3 музеев, не считая, конечно же, школьных и заводских. Замечено также, что к услугам учреждений культуры повседневного пользования обращается, прежде всего, местное население, в то время как «паломничество» совершает по большей части заезжие потребители. Это легко заметить всякий раз, посещая Государственный русский музей, Третьяковку, не говоря уже о музеях-усадьбах, где ког- да-то проживали известнейшие писатели, артисты, художники и др. Как же в таком случае добиться более частого посещения музеев? Думается, что здесь возможны два пути. Первый - традиционный: «нажать» на учителей местных школ (а именно школьники - главные посетители музеев), обратиться к ректорам вузов и техникумов, организовать подвоз людей к началу экскурсии, выставить «для приманки» пару редких экспонатов, объявить об экспонировании только что отреставрированного шедевра, к примеру, возвращенного к жизни васнецовского полотна «Снятие со креста». И народ пойдет, если не повалит...
Второй путь - инновационный: расширить существенно товарный ассортимент, иными словами, предложить потенциальным потребителям нечто такое, что изменило бы их представления о музеях вообще и о каком-то конкретном музее в частности. Важно, чтобы потребители переориентировались с «вялотекущей» потребности в хотя бы эпизодическом посещении музея на активное желание отслеживать все то новое, что предлагается и проводится местным музеем. А все остальное - реклама, форма приглашения, посредники и прочее - станет вторичным, не столь важным. Очевидно, большинство музейных работников начали понимать глубинный смысл нового подхода к организации деятельности их учреждений. Российские ученые ведут сегодня разговор о так называемой «музейной педагогике» — необходимости обратиться не только к истории государства, но к истории города, района, улицы и дома, отдельной семьи... Но такой подход к организации музейного дела предполагает наличие глубины изучения потенциальных потребителей, соответствующий социальный анализ посетителей музеев, отдельных социальных слоев и групп. К примеру, работники Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского пришли к таким выводам и заключениям: 1. большую часть всех посетителей музеев составляют школьники, поэтому работа музеев зависит от учебного процесса; 2. учащиеся, в основном, приходят на экскурсии группами в сопровождении преподавателей; 3. дети с родителями посещают музей только во время школьных каникул, в выходные и праздничные дни; 4. взрослые самостоятельный осмотр экспозиций музея предпочитают экскурсиям, так как чаще приходят небольшими группами; 5. из взрослой аудитории частыми гостями являются любители литературы и творческая интеллигенция, то есть те, кто уверен в необходимости открыть для себя еще одну частицу национальной культуры; 6. количество представителей всех перечисленных в социальной классификации групп посетителей, а также их общее количество, находится в прямой зависимости от их уровня благосостояния (в музей приходят, в основном, люди со средним достатком и малоимущие); 7. по классификации туристов особый интерес к музею проявляют иностранцы (немцы, французы, казахи и японцы); туристы-соотечественники (в основном из Москвы) - в большинстве своем представители творческой интеллигенции [28, с. 213]. Стремление музейных работников охватить своим влиянием как можно большее число потенциальных посетителей нередко приводит к явному превалированию в содержании работы этих учреждений культурно-досуговых, а то и откровенно развлекательных форм работы. Так, в практику музеев, как отмечают исследователи [28; 32], все чаще входят кружки изобразительного искусства и клубы книголюбов, моноспектакли и музейные уроки, праздники и посиделки, встречи и чествование юбиляров, конкурсы и викторины и др. Многие из названных форм являются платными.
Наиболее активными потребителями в музеях, как и прежде, остаются учащиеся школ, техникумов, колледжей, лицеев, СПТУ. В «пассив» попали те, кому за 30, пожилые и безработные, служащие государственных учреждений, инвалиды и представители маргинальных групп. Выделяемых из государственного бюджета средств едва хватает на заработную плату работников музеев, которая, к тому же, платится нерегулярно, как правило, с задержкой на 3-6 месяцев. Отсюда стремление персонала музеев зарабатывать деньги за счет мероприятий коммерческого характера, а это означает, что в музейном деле есть и свои товары, и свой рынок. В ассортименте предлагаемых к реализации товаров мы обнаружим, кроме услуг (экскурсии, лекции, консультации, литературные и музыкальные вечера и пр.), и товары-изделия (антиквариат, книги, ювелирные украшения, иконы), и товары-идеи (музеями устраиваются «аукционы идей», «ярмарки идей», конкурсы на лучшие социально-культурные программы и проекты и др.); музеи, располагающие свободными рабочими площадями, сдают их в аренду, в то же время другие музеи устраивают выставки на арендованных ими престижных площадках, так что бизнес - налицо. Примерно у половины музеев есть свои постоянные и эпизодические спонсоры, они поддерживают многие добрые начинания и проекты, усиливая тем самым позиции музея на рынке культурных услуг, повышая имидж музеев, способствуют более удачному позиционированию имеющихся товаров [31, с. 218-221]. Весьма любопытной представляется картина, раскрывающая связь музеев с общественностью. Паблик рилейшнз здесь характеризуется завидной широтой и разнообразием. Чаще или реже музеи «выходят» на промышленные предприятия, банки, правоохранительные органы, отделы народного образования, комитеты по делам молодежи, департаменты по делам национальностей, центры семьи и детства, отделения творческих союзов (художников, театральных деятелей, дизайнеров и пр.), архивы, статуправления, научно-исследовательские центры, советы ветеранов, филармонии и др. Ну а о сотрудничестве со своими коллегами по культурному цеху уже и говорить не приходится. За редким исключением, музеи контактируют с клубами, парками, библиотеками, кино-, видеопрокатом, школами искусств и т. п., потому что эти учреждения культуры квалифицируются работниками музеев как конкуренты. Рынок и здесьдиктует свои законы. Поэтому без бизнес-плана организовать эффективную работу музеев практически невозможно. Спрос на культурные услуги изучают лишь в каждом третьем музее. В остальных случаях это либо делают редко, либо не делают этого вовсе. Что же касается информационно-рекламной деятельности, то используемые музеями каналы и средства представлены в табл. 25 [31, с. 221].
Таблица 25
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.011 с.) |