Современные бизнес-технологии в деятельности библиотек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные бизнес-технологии в деятельности библиотек



Появление в практике библиотечной деятельности мар­кетинговых технологий авторы связывают с образованием на рубеже 80-90 гг. XX в. мирового информационного рынка [31, с. 209-212]. При использовании маркетинга информаци­онной продукции и услуг в коммерческих целях обращается внимание на особенности информации как товара. Отмечает­ся, что информация представляет собой уникальный товар, со­четающий в себе особые трудно-управляемые характеристики. Потребительские свойства информации как товара возникают в тот момент, когда появляется осознанная потребность в ней у пользователей, а ценным этот товар становится тогда, когда потенциальные пользователи имеют к нему доступ. В связи с этим такие товарные характеристики информационного про­дукта, как оперативность, форма представления, целенаправ­ленность и другие, могут изменить его ценность от нуля до бесконечности.

Маркетинг в этом случае рассматривается как процесс создания ценностей информационного продукта за счет удачного выбора времени, места и форм использования ин­формации.

В 1993 г. JI.H. Герасимовой и О.Н. Кокойкиной была из­дана монография

«Маркетинг в библиотеке», основные поло­жения которой актуальны до сих пор и заслуживают особого внимания в наши дни.

Методология маркетинга применима в самых разных об­ластях научно-информационной и библиотечной деятельнос­ти. В их числе можно назвать изучение рынка информационной продукции и услуг, прогнозирование затрат на информацию, совершенствование систем распространения информации и определение профиля потребителя для автоматизированных систем, соотношение и взаимодействие служб первичной и вторичной информации, повышение оперативности и совер­шенствование доступа информации, разработка технологии информационного и библиотечного обслуживания, проблем неформального общения, создание механизма кооперирова­ния издающих организаций с целью экономии средств.

Авторы названной выше работы дифференцируют цели следующим образом.

1.Рыночные - определение доли рынка библиотечной и информационной продукции и услуг; нахождение потенци­альных потребителей информации - покупателей продукции и услуг; анализ условий реализации продукции и услуг.

2.Маркетинговые - создание желаемого образа (имид­жа) библиотечно-информационной системы, совершенство­вание уже выпускаемых, а также производство новых видов продукции и услуг, их внедрение на рынок информационных ресурсов, выявление объемов платных услуг, организация их рекламы, определение размера прибыли за платные услуги.

3.Структурно-управленческие - создание желаемой биб­лиотечно-информационной структуры, обеспечивающей эф­фективную деятельность, связанную с выполнением заказов потребителей информации, а также с ростом продажи продук­ции и услуг, формирование динамичной системы взаимосвязи между производителями и распространителями библиотечных продукции и услуг.

4.Контрольные — прогнозирование и анализ жизненного цикла библиотечной и информационной продукции и услуг, определение степени достижения или приближения деятель­ности библиотечно-информационной системы к поставленной цели [12, с. 13-14].

Что касается функций маркетинга библиотечной продук­ции и услуг (так их подразделяют авторы книги «Маркетинг в библиотеке»), то они ничем существенным от общепринятых не отличаются. Это все та же «маркетинговая смесь», включа­ющая четыре политики: товарную, ценовую, сбытовую и ком­муникационную, а также функции управления: планирование, реализация планов и программ, контроль за достижением пос­тавленных целей. А начинается все с исследования и анализа рынка и разработки бизнес-плана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.004 с.)