Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи гигиены и санитарии питания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из приоритетных направлений государственной политики Россий- ской Федерации на 2009 – 2012 года является реализация национального проекта «Здоровье», направленного на формирование у населения стандартов гигиениче- ской культуры. В рамках данного проекта особое внимание уделяется изучению влияния различных факторов окружающей среды на организм человека, а также анализу, оценке и прогнозированию их воздействия на здоровье людей. Ведущая роль в успешном осуществлении программ, направленных на ох- рану здоровья, принадлежат гигиене и санитарии. Гигиена – наука, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия ор- ганизма человека и факторов окружающей среды (природных, социальных, про- изводственных) нормативы и мероприятия, ориентированные на сохранение и улучшение здоровья и трудоспособности населения. Термин «гигиена» произо- шел от греческого слова «hygienos», что означает «целебный, приносящий здоро- вье». Целью научной гигиены является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности человека, способствующего предотвращению различного рода заболеваний, сохранению и укреплению его здоровья и работоспособности методами профилактики. В соответствии с этим, к основным задачам гигиены как науки относятся: - изучение влияния факторов внешней среды на здоровье и работоспособ- ность человека и разработка соответствующего комплекса гигиенических норм и оздоровительных мероприятий, направленных на оздоровление внешней среды и устранение вредно действующих факторов; - научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприя- тий, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным не- благоприятным факторам внешней среды в целях сохранения и улучшения здоро- вья и повышения работоспособности человека; - борьба с инфекционными болезнями. Практическая область применения оздоровительных мероприятий, основан- ных на научных требованиях гигиены, составляет санитарию (от латинского «sanitas» - «здоровье»). Она занимается организацией и проведением практиче- ских санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направ- ленных на обеспечение охраны здоровья и профилактику различных заболеваний. Как сказал выдающийся русский гигиенист Г. В. Хлопин: «Если гигиена – эта наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария – практическая деятель- ность, при помощи которой это достигается». По мере развития научной гигиены происходило расширение спектра задач, решаемых наукой, усложнялись методы гигиенических исследований, что приве- ло к ее дифференциации. Так, в 1922 году как предмет научного исследования из теоретической гигиены оформилась гигиена питания. Гигиена питания – наука о закономерностях и принципах организации оп- тимального питания здорового человека. Предметом изучения гигиены питания является обоснование норм пищевых рационов и отдельных пищевых веществ, изучение количественной и качественной полноценности питания, установление связи питания с работоспособностью человека, его развитием и возрастом. В ее рамках разрабатывают научные основы и практические мероприятия по оптими- зации питания различных групп населения и санитарной охране пищевых ресур- сов, сырья и продуктов на всех этапах их производства и оборота. К основным задачам гигиены питания относятся: - изучение пищевой ценности и контаминантов пищевых продуктов; - изучение причин возникновения различных заболеваний, связанных с пи- щевым фактором, и организация мероприятий по их профилактике; - разработка различных методов санитарного контроля за качеством пище- вого сырья и пищевой продукции; - разработка мероприятий по защите пищевых продуктов от влияния вред- ных факторов внешней среды; - изучение физиологических потребностей и разработка количественных и качественных нормативов питания различных групп населения в зависимости от условий труда, быта, возраста, пола, климатических условий. В настоящее время гигиена питания как самостоятельный раздел санитарно- эпидемиологической службы России, носит государственный характер, что под- черкивается действующими санитарным законодательством и государственными нормативно-правовыми актами. * Функции иммунитета в организме человека. Иммунология — наиболее перспективная и быстро развивающаяся медико-биологическая дисциплина. Особенность современного этапа иммунологии — изучение молекулярных механизмов иммунных процессов и широкое внедрение достижений иммунологии в медицину. На первых этапах становления иммунологии во времена И.И. Мечникова и Л. Пастера (начало XX в.) под иммунитетом понимали невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Однако основополагающие исследования ученых в середине XX в. позволили по-новому взглянуть на эту проблему. Согласно концепции об иммунологическом надзоре, выдвинутой в 50-е годы прошлого столетия известным австралийским ученым, нобелевским лауреатом Ф. Бернетом, главная функция иммунной системы стала рассматриваться с позиции распознавания «своего» и «чужого» (имеется в виду генетически чужеродное). Идея эта необычайно расширила границы иммунологии и доминирует в настоящее время. Функция иммунной системы (а более конкретно — иммунитет) выходит далеко за рамки защиты от инфекционных заболеваний. Противораковый, трансплантационный иммунитет, иммунные взаимоотношения мать-плод, ликвидация пострадиационных последствий, неблагоприятных воздействий экологических факторов, иммунопрофилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний и многие другие процессы реализуются иммунной системой. Под иммунитетом, по определению академика Р.В. Петрова, понимают «Способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации (включая микроорганизмы, чужеродные клетки, ткани или генетически изменившиеся собственные клетки, в том числе опухолевые)». Исходя из этого уникальность физиологической роли иммунной системы заключается в контроле генетического постоянства внутренней среды организма в период онтогенетического развития. Всё генетически чужеродное для конкретного организма элиминируется с участием его иммунной системы. Иммунная система высокоспециализирована и обладает целым комплексом уникальных свойств, многие из которых не дублируются в других системах организма. Следующие феномены определяют основные свойства иммунной системы: • высокая специфичность проявляется высокоспецифичным и селективным связыванием антител с конкретным антигеном, индуцировавшим их образование. Лимфоциты с помощью антигенспецифических рецепторов распознают антигенные молекулы, различающиеся 1-2 аминокислотными остатками, и удаляют их из организма. Упрощенная формула иммунной специфичности: «один антиген — одно антитело — один клон лимфоцитов»; • высокая степень чувствительности — иммунокомпетентные клетки осуществляют распознавание антигена на уровне отдельных молекул. Взаимодействие «антиген-антитело» — одна из наиболее высокочувствительных биологических реакций. Тесты, основанные на использовании антител и/или антигенов (иммуноферментные, радиоиммунные и др.), позволяют идентифицировать пикограммовые и близкие к ним количества анализируемого вещества; • иммунологическая индивидуальность — для каждого организма характерен свой, контролируемый генетически тип иммунного ответа. Основной постулат иммуногенетики — «конкретность иммунного ответа»; • клональный принцип организации иммунокомпетентных клеток, проявляющийся в способности всех клеток в пределах отдельного клона отвечать только на одну антигенную детерминанту. Согласно клонально-селекционной теории Ф. Бернета, в иммунной системе формируются клоны лимфоцитов, способные распознать огромное количество вариантов антигенных молекул, составляющих так называемый антигенный репертуар; • иммунологическая память — способность иммунной системы (клеток памяти) отвечать ускоренно и усиленно на повторное введение антигена. Это свойство иммунной системы составляет основу анамнестического ответа на повторный контакт с антигеном (например, при инфекции или вакцинации); • иммунная толерантность — специфическая неотвечаемость на антигены, в том числе на антигены собственного организма (аутоантигены). Нарушение этого свойства приводит к срыву толерантности и формированию аутоиммунной патологии. * Секреторная функция и состав сока поджелудочной железы. Поджелудочная железа выполняет две функции - внешнесекреторной (экзогенные панкреоциты и клетки протоков вырабатывают панкреатический сок) и внутрисекреторную (инсулоциты продуцирующих инсулин, глюкагон, гастрин, которые поступают в кровь и воздействуют на ряд функций).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.013 с.) |