Схема 1. Структура духовного мира человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 1. Структура духовного мира человека



Мировоззрение

Важнейшим признаком сформировавшейся личности является наличие у нее мировоззрения ― устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

· Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество;

· В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм;

· Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Мировоззрение может формироваться двумя путями:

· Стихийно: на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий;

· Осознанно: посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов.

Выделяется несколько видов мировоззрения.

Схема 2. Виды мировоззрения

Мировоззрение влияет на нормы поведения людей, их контакты друг с другом.

Свобода и ответственность

Специфическим способом бытия человека, связанным с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, является свобода.

Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна.

Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.
Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности. Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность ― это контроль над деятельностью человека с позиции выполнения им принятых норм и правил.

Выделяют следующие виды ответственности:

· историческая;

· политическая;

· нравственная;

· юридическая и т. д.

По носителю:

· индивидуальная (персональная);

· групповая;

· коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается, но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Ограничителями свободы человека в обществе являются обязанности ― требования к поведению, выработанные обществом. Такие обязанности могут быть закреплены в законах и других нормативно-правовых актах, либо же они отражены в общественном сознании. В последнем случае мы сталкиваемся с такой категорией как «мораль».

 

Мораль

Мораль ― это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Важнейшей специфической чертой морали является нравственная оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости ― несправедливости, чести ― бесчестии и др.

Схема 1. Содержание морали

Важная роль морали проявляется в ее функциях:

· Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

· Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

· Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

· Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

Место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как право, наука, религия и др.) изучает этика.

Этика может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность. Во-вторых, как система норм нравственного поведения, т.е. норм, устанавливающих должное поведение, обязанности индивида по отношению к обществу и другим людям.

Поскольку мораль нормирует поведение людей, оценивая человеческие поступки через категории добра и зла, она в этом аспекте сопоставима с правом. Взаимосвязь морали и права проявляется в том, что право базируется на нормах морали, т.е. выражает непосредственно моральные убеждения.

Можно выделить следующие различия и общие черты между этими двумя категориями.

Нормы морали Нормы права
· Формируются в процессе истории ― утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, выражаются в общественном мнении. · Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах.
· Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. · Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся.
· Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. · Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения.
· Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. · Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок.
· Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.). · Регулируют отношения, подконтрольные государству.
· Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. · Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Общие черты:

· являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяются на все общество;

· имеют один объект регулирования — общественные отношения;

· выступают мерой свободы в обществе;

· связаны с категорией «социальная справедливость».

 

Познание и истина

Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании.

Познание ― это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира:

Агностицизм Скептицизм Оптимизм
(гр. agnostos — недоступный познанию) (гр. skeptkos — рассматривающий, критикующий) (лат. optmus — наилучший)
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире. Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания.

Субъект познания ― это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом.

Объект познания ― это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир.

Схема 1. Уровни познания

Особенности чувственного познания:

· Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.

· Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

· Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Особенности рационального познания:

· опора на результаты чувственного познания;

· абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

· воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empera — опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. rato — разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Схема 2. Виды познания

Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к формированию истины.

Истина — это:

· соответствие знаний действительности;

· то, что подтверждено опытом;

· некое соглашение, конвенция;

· свойство самосогласованности знаний;

· полезность полученного знания для практики.

Выделяют несколько разновидностей истины: объективная, абсолютная, относительная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.027 с.)