Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 1. Структура духовного мира человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение Важнейшим признаком сформировавшейся личности является наличие у нее мировоззрения ― устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. Можно выделить следующие особенности мировоззрения: · Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество; · В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм; · Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Мировоззрение может формироваться двумя путями: · Стихийно: на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий; · Осознанно: посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов. Выделяется несколько видов мировоззрения. Схема 2. Виды мировоззрения Мировоззрение влияет на нормы поведения людей, их контакты друг с другом. Свобода и ответственность Специфическим способом бытия человека, связанным с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, является свобода. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна.
Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе. Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность ― это контроль над деятельностью человека с позиции выполнения им принятых норм и правил. Выделяют следующие виды ответственности: · историческая; · политическая; · нравственная; · юридическая и т. д. По носителю: · индивидуальная (персональная); · групповая; · коллективная. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается, но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность). Ограничителями свободы человека в обществе являются обязанности ― требования к поведению, выработанные обществом. Такие обязанности могут быть закреплены в законах и других нормативно-правовых актах, либо же они отражены в общественном сознании. В последнем случае мы сталкиваемся с такой категорией как «мораль».
Мораль Мораль ― это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Важнейшей специфической чертой морали является нравственная оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости ― несправедливости, чести ― бесчестии и др. Схема 1. Содержание морали Важная роль морали проявляется в ее функциях: · Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни. · Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. · Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности. · Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей. Место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как право, наука, религия и др.) изучает этика. Этика может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность. Во-вторых, как система норм нравственного поведения, т.е. норм, устанавливающих должное поведение, обязанности индивида по отношению к обществу и другим людям. Поскольку мораль нормирует поведение людей, оценивая человеческие поступки через категории добра и зла, она в этом аспекте сопоставима с правом. Взаимосвязь морали и права проявляется в том, что право базируется на нормах морали, т.е. выражает непосредственно моральные убеждения. Можно выделить следующие различия и общие черты между этими двумя категориями.
Общие черты: · являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяются на все общество; · имеют один объект регулирования — общественные отношения; · выступают мерой свободы в обществе; · связаны с категорией «социальная справедливость».
Познание и истина Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании. Познание ― это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира:
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания. Субъект познания ― это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом. Объект познания ― это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир. Схема 1. Уровни познания Особенности чувственного познания: · Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта. · Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов. · Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; · воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. empera — опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. rato — разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Схема 2. Виды познания Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны. Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к формированию истины. Истина — это: · соответствие знаний действительности; · то, что подтверждено опытом; · некое соглашение, конвенция; · свойство самосогласованности знаний; · полезность полученного знания для практики. Выделяют несколько разновидностей истины: объективная, абсолютная, относительная.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.009 с.) |