Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и структура экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот урок является первым по теме «Экономика». Стоит отметить, что эта тема является наиболее сложной в курсе обществознания, поскольку в школе она изучается весьма поверхностно. Кроме того, на тему «Экономика» приходится самое большое количество вопросов в части А. Урок включает в себя четыре параграфа, каждый из которых раскрывает сущность представленных в нем явлений и процессов. Теперь приступим к более полному рассмотрению каждой темы. · Понятие и структура экономики · Экономический цикл · Экономика как наука · Роль экономики в жизни общества В первом параграфе нашего учебного пособия мы предлагаем рассмотреть экономику с трех точек зрения, в частности, уделить особое внимание экономике как системе хозяйствования, поскольку именно в этом смысле она фигурирует в заданиях ЕГЭ. В рамках данного подхода будут рассмотрены такие темы как: экономические блага, потребности, факторы производства и производственный процесс. Обращаем Ваше внимание, что темы подобраны с учетом популярности их использования на экзамене. Термин «экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) производен от термина «экономия», который был введен в научный оборот Аристотелем. Термин «экономика» используется в разных значениях: · Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. · Исторически определенная совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. · Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. Рассмотрим каждое из представленных значений по-отдельности.
Главная функция экономики ― создание материальных благ для удовлетворения потребностей. Потребности ― это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Структура экономики представляет собой совокупность следующих элементов: ресурсы, продукты производства (блага) и потребление. · 1. Ресурсы ― средства и возможности, которыми располагает общество для создания благ и удовлетворения потребностей. · 2. Производство ― процесс создания материальных продуктов (благ). Процесс производства обладает собственной структурой, включающей факторы производства, производственные силы общества и экономические отношения. Особое внимание стоит уделить рассмотрению факторов производства, поскольку эта тема довольно часто встречается в части А ЕГЭ по Обществознанию. Все, что здесь требуется ― это усвоить ключевые факторы производства и понимать, что каждый из них из себя представляет. Факторы производства ― ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг. Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности. Важнейшими факторами производства являются: труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности. В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию. Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей. Труд ― совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров: · количество населения трудоспособного возраста; · качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему. Важнейшими характеристиками труда являются: · интенсивность (напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени); · производительность (результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени). Земля ― все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Капитал ― произведенные человеком средства производства. Капитал — это все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства. Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг. Одним из важнейших производственных ресурсов являются способности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых невозможны организация и успешная производственная деятельность. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал — и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям. Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура, различающаяся в различных обществах; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего, состояние нравственности; правовая культура. Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Обращаем Ваше внимание, на то, что именно в рамках второго элемента рассматриваемой структуры, экономика начинает раскрываться с другой точки зрения, а именно как система общественного производства. В данном случае, она представляет собой последовательность фаз производства, которые сейчас будут рассмотрены.
Сам процесс производства осуществляется непрерывно и распадается на ряд последовательных этапов. Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга. · 3. Продукт труда (благо) ― товар, специфическое экономическое благо, специально произведенное для обмена. Товары обладают двумя основными свойствами: · потребительной стоимостью, т. е. способностью удовлетворять ту или иную потребность; · меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другой товар в определенных количественных пропорциях. Денежное выражение меновой стоимости называется ценой товара. · 4. Потребление ― это, с одной стороны, самостоятельная стадия процесса производства, а с другой стороны, - конечный элемент всей экономической системы. Таким образом, мы с вами рассмотрели понятие экономики с двух точек зрения ― как систему хозяйствования и, внутри нее, как систему общественного производства.
Экономический цикл Второй параграф посвящен теме «Экономический цикл». Экономический цикл также характеризует экономику как систему хозяйствования, однако его анализ в отдельном параграфе способствует лучшему запоминанию необходимой информации. Кроме того,эта тема является популярной в заданиях ЕГЭ, как в теоретическом формате, так и при работе с графиками. В параграфе будут освещены основные характеристики каждой фазы экономического цикла и выявлены основные причины цикличного развития экономики. Рыночная экономика развивается не равномерно, а циклично. Экономический цикл ― период, в течение которого экономика проходит путь от подъема через спад и стагнацию (застой) до нового подъема. Экономический цикл состоит из последовательно следующих друг за другом стадий. · 1) Экономический спад (кризис) — начинается в сфере обращения и является результатом перепроизводства товаров. В этот период растет масса нереализованных товаров; сокращается кредитование; происходит повышение ссудного процента и снижение курса акций; падает прибыль; происходит рост числа банкротств; рост безработицы и падение заработной платы. · 2) Депрессия ― застойное состояние экономики хозяйства, характеризующееся низким спросом на товары, массовой безработицей и низким уровнем цен. Экономика «топчется на месте». В то же время на этой стадии появляются точки роста. · 3) Оживление ― постепенный рост производства, сопровождающийся привлечением дополнительной рабочей силы, ростом доходов населения и прибыли предпринимателей. · 4) Экономический подъем (пик) ― активная работа всех участников рынка. На этой стадии происходит увеличение объемов производства; расширение спроса; повышение цен; создаются новые рабочие места; снижается безработица и растет зарплата. По продолжительности действия различают: · циклы столетние; · циклы Кондратьева (50-летние); · классические циклы (10-летние); · двух-четырехлетние циклы. Некоторые ученые объясняют экономические циклы внешними (экзогенными) причинами, другие — внутренними (эндогенными) факторами.
Экономика как наука В третьем параграфе мы рассмотрим экономику в ее последнем значении ― в качестве науки. В частности, определим основные задачи и функции экономической теории, рассмотрим ее структуру. Экономическая теория возникла в 16-17 веках. Изначально она существовала как учение меркантилизма, которое рассматривало сферу обращения как источник происхождения богатства, а само богатство отожествляло с деньгами. Затем были разработаны политэкономия и современные учения об экономике.
Основная задача экономики: · Поиск путей эффективного ведения хозяйства. · Поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования экономики: · Экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики. Особенность экономики как науки: · Изучение поведения человека применительно к ключевым вопросам хозяйственной жизни, связанным с производством товаров и услуг. · Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.
Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику, мезоэкономику, макроэкономику и супермакроэкономику.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.009 с.) |