Схема 2. Подсистемы общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 2. Подсистемы общества



Стоит отметить, что общество не всегда было таким, каким мы видим его сейчас. Поэтому, в зависимости от исторического периоды времени, выделяют типы общества:

· дописьменные и письменные;

· по количеству уровней управления: простые и сложные (в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

· по формационному признаку: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество;

· по уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые;

· по стадии общественного развития: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Линия сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Характерные черты производства ручной труд широкое применение механизмов, технологий автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда индивидуальный труд преимущественно стандартная деятельность резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения сельское хозяйство ― около 75% сельское хозяйство ― около 10%, промышленность ― 85% сельское хозяйство ― до 3%, промышленность – около 33%, услуги ― около 66%
Социальная структура сословия, классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Политическая жизнь монархические формы правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование

Многовариантность общественного развития

Переход от одного типа общества к другому можно происходить по-разному. Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) ― это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).

Виды реформ:

· Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II).

· Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).

Схема 3. Типы реформ

Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот) ― это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды революций:

· Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России).

· Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVII-XVIII вв.).

Переход из одной стадии развития общества в другую не всегда рассматривается положительно. Именно поэтому существуют различные взгляды на направленность общественного развития.

Различные взгляды на направленность общественного развития:

· Французские просветители: история это непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

· Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

· Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

· Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Прогресс (произошло от лат. progressus — движение вперед, успех) ― это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Регресс (произошло от лат. regressus — обратное движение) ― это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Характерные черты прогресса:

· развитие человеческого разума;

· совершенствование нравственности людей;

· развитие производительных сил, включая самого человека;

· прогресс науки и техники;

· возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Особенности прогресса:

· Относительность прогресса: есть области, к которым понятие прогресса не применимо.

· Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

К негативным проявлениям развития современного общества можно отнести и ряд проблем, которые стали особенно актуальны, начиная с XX века. Такие проблемы получили название «глобальные».

Глобализация ― это:

· совокупность процессов, ведущих к интеграции современного человечества, к охвату его экономическими, социальными, культурными, политическими взаимоотношениями и отношениями взаимозависимости;

· процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Глобальные проблемы (от лат. globusterrae ― земной шар) ― это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х годовXX века. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Основные черты глобальных проблем:

· затрагивают жизнедеятельность всего человечества;

· проявляются как объективный фактор развития общества;

· настоятельно требуют решения;

· предполагают международное сотрудничество различных стран;

· от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.01 с.)