Схема 3. Пирамида потребностей Маслоу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 3. Пирамида потребностей Маслоу



Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) ― это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Существует несколько классификаций интересов:

1) по их носителю:

· индивидуальные;

· групповые;

· всего общества.

2) по направленности:

· экономические;

· социальные;

· политические;

· духовные.

От интереса следует отличать склонность. Если интерес выражает направленность на определенный предмет, то склонность ― направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Мышление и деятельность

Способность человека преобразовывать мир своими действиями ― качество, отличающее его от других живущих на Земле существ.

Деятельность ― это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Признаки деятельности:

· сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

· продуктивный характер — направлен на получение результата (продукта);

· преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;

· общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, мотив и средства ее достижения.

· Субъект ― это тот, кто совершает какой-либо вид деятельности.

· Объект ― это то, на что направлено действие.

· Средство ― это то, что используется в процессе деятельности.

· Цель ― это то, на что направлена деятельность.

· Мотив ― это то, что подтолкнуло к действию, его первопричина.

Различают деятельность практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей.

Схема 4. Виды деятельности

Весьма специфическим видом деятельности является мышление.

Мышление ― это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Отличительными чертами мышления являются:

· социальная природа (для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике);

· неразрывная связь с языком;

· опосредованный характер (познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов);

· личностный характер (проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении).

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Тип Его сущность
Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.
Понятийное (теоретическое) Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
Знаковое Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности

Категорию «мышление» отчасти можно отнести к теме философия. Поэтому рассмотрение данной категории в конце этого блока позволяет нам плавно перейти кследующему, в котором вопросы философии будут раскрыты более подробно.

 

 

Издержки производства

Издержки производства ―это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки ―это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Данные выплаты делятся на внутренние и внешние.

Постоянные издержки

Та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация).

Переменные издержки

Та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.).

Экономическая прибыль ― это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.

 

 

Рынoк

Рынок ― совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

К условиям возникновения рынка относятся: общественное разделение труда; экономическая обособленность производителей; самостоятельность производителя.

Основными признаками рынка является следующие:

· нерегулируемое предложение ― производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;

· нерегулируемый спрос ― потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;

· нерегулируемая цена ― цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие:

· посредническая (соединение производителей товаров и потребителей);

· ценообразования (установление равновесной цены);

· информационная (предоставление информации о рынке);

· регулирующая (перетекание капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами);

· санирующая, оздоровительная (освобождение экономики от неэффективных предприятий);

· стимулирующая (способствование совершенствованию технологии, техники).

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.

Черты рынка

Позитивные Негативные
· Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е. объективно формирует структуру производства · Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе · Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность · Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки · Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству · Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала.
· Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы. · Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т.е. издержек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества. · Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов. · Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

Система рынков

Основа классификации Виды рынков
Действующее законодательство • Легальный (законный); • Нелегальный (теневой).
Товары и услуги • Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг. • Средств производства. • Рабочей силы. • Инвестиций, т.е. долгосрочных вложений. • Иностранных валют. • Ценных бумаг (фондовые биржи). • Научно-технических разработок и инноваций. • Информации.
Пространственный признак • Мировой. • Региональный. • Национальный. • Местный
Тип конкуренции • Чистой (свободной) конкуренции. • Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии.

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства:

· Конкурентная среда: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собственности.

· Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов).

· Обеспечение подвижности ресурсов.

· Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.105 (0.018 с.)