Анализ понятий власти и лидерства в менеджменте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ понятий власти и лидерства в менеджменте



Цель работы: Исследовать основы власти по различным должностям. Продемонстрировать различия во мнениях об основах власти, научить анализировать понятия власти и лидерства

Методические указания

Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей людей, с целью подчинить их своей воле.

Лидерство — возможность вести за собой людей. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности группы, направляя их усилия для достижения цели организации.

Основные виды власти:

§ Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.

§ Власть, основанная на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.

Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данный тип власти менее устойчив, чем харизматическая.

Харизматическая власть. Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).

Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы. Она основана на традициях. Может вредить организации. Подчиненные не хотят менять уклад руководства, структуру.

Власть должности возникает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будет выступать принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.

Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости их целей. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.

Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации.

Реальная власть — это власть, как должности, так и влияние, и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Существует несколько подходов к проблеме лидерства:

Поведенческий подход — стиль руководства как манера поведения. Автократичное и демократичное руководство. Первое не имеет успеха у зрелых подчиненных, второе по сути означает децентрализацию.

Ситуационный подход — наличие ситуационных факторов обусловливает различное поведение в различных ситуациях. Возможно переформировывать группы для психологической совместимости.

Адаптивное руководство. Менять стиль руководства на протяжении карьеры. К. Арджирис: «Лучший стиль руководства адаптивный, т. е. ориентированный на реальность».

Последнее время наблюдается снижение разрыва в образовании между руководителем и подчиненными. Убеждение — эффективная передача своей точки зрения. К исполнителю переходит часть власти руководителя. Но убеждение медленно воздействует на объект. Участие — привлечение к управлению. Исполнители вдохновляются потребностями более высокого уровня.

Распорядительство можно представить, как прямое руководство. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. В него входят постановка обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение по своей сути должны соответствовать стратегии организации; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными, организационными ресурсами; позволять проверять и оценивать результаты действий.

По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными.

По форме распоряжения могут быть приказами, указаниями, поручениями, советами

Задание для самостоятельного выполнения

Задание 1.1. Индивидуально проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и «15» - перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации. Не забудьте поставить от «2» до «14» во всех остальных случаях.

-Медсестра в больнице

-Ректор в крупном университете

-Генеральный директор в небольшой фирме

-Техник по медприборам в кардиологическом центре

-Специалист отдела кадров в металлургической компании

-Профессор в университете

-Оператор ПК в известной фирме

-Бухгалтер в поликлинике

-Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме

-Исследователь в компании высоких технологий

-Милиционер (полицейский) на посту

-Морской прапорщик на авианосце

-Надомный ремесленник

-Секретарь генерального директора в известной нефтегазовой компании

-Депутат Совета Федерации

Задание 1.2. Решить, которая из перечисленных выше должностей должна иметь наиболее «сильные»: право на власть; власть вознаграждения; власть принуждения. Напишите объяснения, почему вы выбрали каждую из должностей как наиболее подходящую для каждой из трех категорий.

Задание 1.3. Отберите наименее «властные» должности из своего проранжированного списка и подготовьте краткий перечень источников власти и влияния (через политику в организации), которые могли быть использованы для усиления власти в данной должности.

Задание 2. Проанализировав свое участие в занятиях, постарайтесь в соответствующих терминах описать, какие основы и источники власти используются преподавателем и студентом в группе. Заполните прилагаемую форму 1.

 

Форма 1

Власть в группе

Основы власти Источники власти Примеры из практики занятий
    Преподаватель
    Студент

Задание 3. Предприятие пищевой промышленности ОАО «Хлебозавод № 3» занимается производством мелкоштучной сдобы, печенья, кондитерских изделий. Продукция фирмы реализуются через оптовые поставки в другие районы, в магазины города и в собственный магазин. Организационная структура предприятия представлена на рисунке.

На данном сегменте рынка в настоящее время работают около 30 фирм: как крупные хлебозаводы так и небольшие частные предприятия.

Примерно год назад ОАО «Хлебозавод № 3» начал испытывать трудности с реализацией продукции. Продажа через собственный магазин оказалась не очень эффективной, т. к. он был мало известен в городе.

За последние 4 месяца положение предприятия резко ухудшилось:

· усилилась конкуренция;

· удорожали перевозки;

· увеличилась задержка оплаты за поставленную продукцию;

· участились сбои при доставке продукции в магазины;

· увеличилась невыборка ассортимента.

И, как следствие этих факторов:

· не было заключено ни одного договора с магазином;

· не было оформлено ни одного крупного оптового заказа;

· было расторгнуто несколько договоров с прежними заказчиками.

Вопросы: Определите точки напряжения, связанные с организацией работы и структурой предприятия. Укажите естественные противоречия в работе отделов предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое власть

2. Какие виды власти существуют

3. Что такое лидерство

4. Какие подходы к проблеме лидерства существуют

5. Что такое распоряжение

6. Как проводят анализ власти и лидерства на предприятии

Содержание отчета

1. Ответить на контрольные вопросы.

2. Предоставить преподавателю результат выполнения заданий.

 

Литература

1. Герчикова И.Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ И.Н. Герчикова – Электр. Текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru. – ЭБС Университетская библиотека ONLINE, по паролю.

2. Гавриленко В.М. Менеджмент. Конспект лекций в схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.М. Гавриленко. – Электр. Текстовые данные. - М.: А-Приор, 2010. – Режим доступа: http://biblioclub.ru. – ЭБС Университетская библиотека ONLINE, по паролю.

 

3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельное изучение дисциплины является одной из важнейших форм подготовки студентов при обучении в вузе и требует выполнения предложенных ниже методических рекомендаций.

1. Самостоятельное изучение дисциплины осуществляется на основе выданных студенту преподавателем рекомендаций по выполнению всех заданий, предусмотренных учебным планом и программой.

В первую очередь необходимо уяснить цель и задачи изучаемой дисциплины, оценить объем материала, отведенного для изучения студентами самостоятельно, подобрать основную и дополнительную литературу, выявить наиболее острые проблемы, стоящие по вопросам изучаемой дисциплины.

2. В самостоятельную работу студентов, кроме того, входит выполнение контрольных работ и других заданий в соответствии с учебным планом и программой. Они должны выполняться в соответствии с требованиями методических рекомендаций, выданных кафедрой, и представлены в установленные руководителем сроки.

3. Изучая первоисточники, целесообразно законспектировать тот материал, который не сообщался студентам на лекциях.

4. В самостоятельной работе студентам рекомендуется активное использование специальных и общего назначения словарей, справочников, энциклопедий, так как не всегда все термины и понятия в учебной литературе раскрыты полностью; словарный запас позволяет расширить кругозор студента быстрее ориентироваться в достаточно сложном материале. Целесообразно выписывать эти понятия в специально отведенную тетрадь.

5. Самостоятельная работа студента проводится под руководством преподавателя, ведущего изучаемую дисциплину при личном общении, во время занятий и, в случае необходимости, в режиме «Электронная почта».

6. Результатом самостоятельной подготовки студентов должно явиться более качественное усвоение материала изучаемого курса, скорейшее освоение программы обучения, расширение диапазона специальных знаний по изучаемой дисциплине.

 

 

III. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.013 с.)