Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

SWOT-матрица как метод исследования факторов внешней и внутренней среды организации

Поиск

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудно могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, какугрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации.

Довольно известный метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила-strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними.

Для установления этих связей составляется матрица - SWOT, которая имеет следующий вид:

  Возможности 1. 2.. Угрозы 1. 2..
Сильные стороны 1. 2. Поле “Сила и Возможности” Поле “Сила и Угрозы”
Слабые стороны 1. 2. Поле “Слабость и Возможности” Поле “Слабость и Угрозы”

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. На пересечении разделов образуется четыре поля: поле “СИВ” (сила и возможности); поле “СИУ” (сила и угрозы); поле “СЛВ” (слабость и возможности); поле “СЛУ” (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

Задание для самостоятельного выполнения задания

Задание 1. Составить анализ внутренней и внешней среды

· гостиницы «Ока»

· ресторана «Золотая вилка»

· парикмахерской «Эдельвейс»

· автомойки «У Петровича»

Охарактеризовать факторы, которые вы использовали

Задание 2. Выявите факторы среды, оказывающие влияние на ваше учебное заведение. Опишите их. С точки зрения модели пяти конкурентных сил Портера определите потенциальных потребителей и конкурентов вашего учебного заведения. Какие возможности и угрозы существуют для вашего учебного заведения со стороны факторов внешнего воздействия? Опишите.

Организация управления: организационная структура, престиж и имидж фирмы, организация системы коммуникаций, общая для всей организации система контроля (эффективность и использование), организационный климат, культура, использование систематизированных процедур и техники при принятии решений, квалификация способности и интересы высшего руководства, система стратегического планирования.

Производство: стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками, система контроля запасов, оборот запасов, местонахождение производственных помещений, расположение использование мощностей, экономия от масштаба производства, техническая эффективность мощностей и их загруженность, эффективное использование системы субконтрактирования, степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль, эффективность и отдача от использования оборудования, эффективность процедуры контроля за процессом изготовления продукта, проектирование, составление графика работы, закупка, контроль качества, сравнительные по отношению к конкурентам и отрасли величина издержек и качество технологии, исследования и разработки, инновации, патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.

Маркетинг: продукты (услуги), производимые фирмой; концентрация продажи на нескольких продуктах или нескольких покупателях; возможность собирать необходимую информацию о рынке; доля рынка; номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения; жизненный цикл основных продуктов (услуг); каналы распределения: число, охват и контроль; организация эффективного сбыта; знание потребностей покупателей; имидж, репутация и качество товара (услуги); результативность и эффективность продвижения товаров на рынок и их реклама; ценовая политика и гибкость в установлении цен; процедуры установления обратной связи с рынком и развития новых продуктов (услуг) и рынков; послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара; отношение к марке.

Финансы: возможность получения краткосрочных капиталов, возможность получения долгосрочного капитала; стоимость капитала по сравнению с отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов; отношение к налогам; отношение к хозяевам, акционерам; возможность использования альтернативных финансовых стратегий; рабочий капитал (гибкость его структуры); эффективный контроль за издержками (возможность их снижения); эффективная и действенная система расчетов для учета издержек бюджета и планирования прибыли.

Кадры: управленческий персонал, мораль и квалификация сотрудников, стоимость трудовых отношений в сравнении с отраслевой и стоимостью трудовых отношений у конкурентов, кадровая политика, использование стимулов для мотивирования выполнения работы, возможность контролировать перепады в найме рабочей силы, текучесть кадров и прогулы, особенная квалификация сотрудников, опыт.

Вопросы для самоконтроля:

1. Внешняя среда – это?

2. Внутренняя среда организации – это?

3. Внутренние переменные – это?

4. Охарактеризовать схему внешних связей организации с факторами микросреды

5. Охарактеризовать среду фирмы под воздействием различных факторов

6. Что такое SWOT-матрица?

7. Охарактеризовать связи SWOT-матрицы?

Содержание отчета

1. Ответить на контрольные вопросы.

2. Предоставить преподавателю результат выполнения заданий.

Литература

1. Герчикова И.Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ И.Н. Герчикова – Электр. Текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru. – ЭБС Университетская библиотека ONLINE, по паролю.

2. Гавриленко В.М. Менеджмент. Конспект лекций в схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.М. Гавриленко. – Электр. Текстовые данные. - М.: А-Приор, 2010. – Режим доступа: http://biblioclub.ru. – ЭБС Университетская библиотека ONLINE, по паролю.

Практическая работа №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.008 с.)