Тема 1. Определение физиологической потребности организма в энергии и основных пищевых веществах. Оценка пищевого статуса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Определение физиологической потребности организма в энергии и основных пищевых веществах. Оценка пищевого статуса.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям и самостоятельной работе
пофизиологии питания

 

Составитель:

Чуракова Т. М.

Рассмотрено на
заседании ЦК «Технологии и организации общественного питания»
Протокол №

 

 

Введение

В настоящих методических указаниях представлены основные методические материалы к практической работе по физиологии питания, предназначенные для студентов, обучающихся по специальности «Технология и организация общественного питания»

 

На практических занятиях студенты проводят определение суточных энергозатрат с целью установления энергетической ценности пищевых рационов и обоснование нормативов питания по основным нутриентам, рассчитывают химический состав отдельных пищевых продуктов и готовых блюд, знакомятся с действующими физиологическими нормами питания и основами составления рационального (здорового), лечебного и лечебно-профилактического питания.

Студенты должны научиться пользоваться современной литературой по питанию, справочными материалами по химическому составу пищевых продуктов, сборниками рецептур, нормативными документами.

Данные виды работы позволяет студентам получить практические навыки по организации рационального здорового питания, необходимые для формирования высококвалифицированных специалистов в области питания. Для студентов) полученные навыки позволят подготовить студентов к выполнению соответствующих разделов курсовых и дипломных работ.

По каждой теме занятия даются краткие теоретические обоснования выполняемой работы, излагается последовательность выполнения задания, даются контрольные вопросы и указывается список литературы, необходимой для подготовки данной работы.

Практические работы выполняются каждым студентом по заданию, которое выдается преподавателем. После выполнения практического задания студент представляет его на защиту преподавателю.

Для самостоятельной подготовки студентам предлагается перечень экзаменационных вопросов, контрольные задания и список рекомендуемой литературы.

 

Тема 1. Определение физиологической потребности организма в энергии и основных пищевых веществах. Оценка пищевого статуса.

Цель занятия: уметь определять энергетические затраты организма, необходимые для обоснования энергетической ценности рационов питания и физиологических потребностей в основных пищевых веществах и оценивать пищевой статус. Содержание занятия

1. Знакомство с видами энергозатрат человека и методами их определения.

2. Определение суточных энергозатрат хронометражно-табличным методом.

3. Определение суточных энергозатрат скорым методом.

4. Определение потребности в основных пищевых веществах.

5. Оценка пищевого статуса по антропометрическим показателям.

Теоретическая часть

Рациональное здоровое питание предусматривает, что суточный расход энергии человека должен соответствовать энергетической ценности рациона питания. Определив этот расход, тем самым устанавливают необходимую энергетическую ценность питания, т.е. калорийность рациона.

Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию и энергетическую ценность пищи измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДжj, 1 ккал = 4,184 кДж.

Количество энергии, которое высвобождается в организме при сгорании 1 г пищевого вещества, называют энергетическим коэффициентом (эквивалентом). В настоящее время приняты следующие коэффициенты расчета энергетической ценности:

Пищевое вещество Энергетическая ценность, ккал/г
Белки 4,0
Жиры 9,0
Углеводы 4,0
Сумма моно- и дисахаридов 3,8
Ксилит, сорбит 2,4
Крахмал 4,1
Этиловый спирт (этанол) 7,0
Пищевые волокна  
Органические
кислоты: 3,5
уксусная 2,4
яблочная 3,6
молочная 2,5

 

Энергетические затраты человека делятся на нерегулируемые и регулируемые.

Нерегулируемые энергозатраты включают основной обмен и специфически-динамическое действие пищи.

Основной обмен - это энергия, расходуемая на процессы, обеспечивающие работу внутренних органов, систем и тканей, на окислительно-восстановительные реакции и поддержание постоянной температуры тела. Энергия основного обмена для мужчин составляет в среднем 1700 ккал, для женщин - 1400 ккал в сутки.

Специфически-динамическое действие пищевых веществ (СДД) (термогенное действие) - энергия, расходуемая на процессы пищеварения и превращения пищевых веществ. Расход энергии на прием пищи при смешанном питании сопровождается повышением основного обмена в среднем на 10-15% в сутки.

Регулируемые энергозатраты включают расход энергия в процессе трудовой деятельности, быта, при занятиях спортом и т.п. Этот расход энергии сопровождает физическую и умственную деятельность.

Физическая работа является определяющим компонентом в суточном расходе энергии. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем больше затраты энергии.

Умственный труд характеризуется незначительным расходом энергии. Величина основного обмена при нем увеличивается всего на 2-16%, в то время как при физической нагрузке величина основного обмена может увеличиваться в несколько раз.

Все взрослое трудоспособное население в зависимости от характера трудовой деятельности в действующих Нормах питания разделено на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. При этом каждая группа объединяет лиц определенных профессий.

В качестве объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергия для конкретных групп, согласно рекомендаций ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) является коэффициент физической активности (КФА).

Методы определения энергетических затрат организма человека.

Потребность человека в энергии определяют по величине суточных энергозатрат. Затраты энергии устанавливают методами прямой, непрямой (респираторной) и алиментарной энергометрии, а также хронометражно-табличным методом.

Практическая часть

Определения суточных энергозатрат хронометражно-

Табличным методом.

Хронометражно -табличный метод является простым и быстрым методом определения суточных энергозатрат человека. Метод включает хронометраж отдельных видов деятельности человека за сутки и расчет энергозатрат с помощью специальных таблиц как по отдельным видам деятельности, так и за сутки в целом. Указанный метод включает данные основного обмена.

Каждое состояние организма, каждый вид деятельности (сон, работа, отдых и т.д.) сопровождается определенными по величине затратами энергии, которые образуют суммарную величину затрат энергии за сутки. Поэтому первым этапом определения этой величины является учет продолжительности отдельных состояний организма и видов деятельности на протяжении суток, т.е. определение бюджета времени.

Бюджет времени определяется: путем опроса, личных записей и хронометража.

В практической деятельности обычно используется сочетание метода хронометража и личных записей. Необходимо, чтобы день, выбранный для хронометража, был типичным и выполняемые виды работ характеризовали среднюю физическую нагрузку. Если общая сумма времени, затраченного на все виды деятельности, будет равной 24 часам (1440 мин.), следовательно, хронометраж проведен правильно.

Обработка данных хронометража заключается в суммировании времени, затраченного на однотипные виды работ, выполняемые в различные промежутки дня (например, ходьбу, прием пищи, отдых сидя и т.д.). Данные хронометража заносят в рабочую таблицу 1.

Таблица 1

Определение суточного расхода энергии хронометражно -табличным

методом (вес... кг)

Вид деятельности Продолж ительнос ть в мин. Расход энергии
ккал/кг/мин вычисление расхода энергии (ккал/кг/мин) х масса тела х время)
1. 2. 3. и т.д.        
    Итого:   Итого + 5%

Для определения расхода энергии пользуются данными таблицы 2, в которой указаны энергозатраты в ккал на 1 кг массы тела в минуту (ккал/кг/мин) для отдельных видов состояния организма, деятельности и работы. Приведенные данные включают энергозатраты на основной обмен. Если тот или иной вид выполненной работы в табл. 2 не указан, берут вид деятельности близкий к ней по характеру.

Затем время, затраченное на каждый вид деятельности, указанный в хронограмме, умножают на соответствующие табличные величины энергозатрат, расходуемых в 1 минуту на 1 кг массы тела и умножают на вес обследуемого. После чего суммируют энергозатраты по разным видам деятельности и находят суточный расход энергии данного человека в килокалориях. Полученную величину округляют до целого числа.

В целях покрытия расхода энергии на непроизвольные и неучтенные движения и компенсации других неточностей метода, найденный суточный расход энергии следует увеличить на 5%.

Таблица 2

Коэффициенты физической активности (КФА)

Группа труда КФА
мужчины женщины
I 1,4 1,4
II 1,6 1,6
III 1,9 1,9
IV 2,2 2,2
У 2,4 -

Таблица 4

Пищевых веществах

Величина суточного расхода энергии определяет не только энергетическую ценность суточного рациона, а также является основой для расчета потребности в основных пищевых веществах (макронутриентах) - белках, жирах и углеводах. Суточный расход энергии должен компенсироваться за счет энергии, образующейся в организме при окислении этих веществ.

В соответствии с требованиями рационального (здорового) сбалансированного питания для здорового взрослого человека среднего возраста, с умеренной физической нагрузкой суточная энергетическая ценность рациона питания должна обеспечиваться за счет белков на 12%, жиров на 30% и углеводов на 58% (12:30:58).

С помощью этих соотношений, зная величину суточных энергозатрат, можно рассчитать необходимое количество белков, жиров и углеводов в рационах питания.

Пример: Суточная энергетическая ценность рациона питания составляет 2500 ккал.

Калорийность за счет белков должна быть равна: 2500 - 100%

х - 12% х = 300 ккал

Общее количество белков, выраженное в граммах, будет равно:

300 ккал.

----------- = 75 г / суш

4,0

где 4,0 - энергетический коэффициент белков.

Количество жиров и углеводов в рационе питания определяют аналогично расчету белков в указанном примере, но с применением соответствующих процентов энергетической ценности и энергетических коэффициентов.

Наряду с расчетом общих количеств основных пищевых веществ, физиологическими требованиями предусматривается нормирование количества белков животного происхождения и жиров растительного происхождения:

- белки животного происхождения должны составлять не менее 55% от их общего количества (в граммах);

- жиры растительного происхождения должны составлять не менее 30% от их общего количества (в граммах).

Определение количеств минеральных веществ и витаминов проводится в соответствии с общими физиологическими нормами питания.

Распределение суточных величин пищевого рациона по отдельным приемам пищи осуществляется с учетом рекомендаций режима питания.

Показателям

Пищевой статус характеризует состав и функции организма человека, обусловленные питанием. Пищевой статус может быть обычным, оптимальным, избыточным или недостаточным.

Оценка пищевого статуса проводится по антропометрическим (рост, масса тела и др.), клиническим, функциональным, иммунологическим показателям, а также по биохимическим данным состояния белкового, жирового, углеводного, минерального и витаминного обменов, определению нутриентов в крови, моче и др.

Важнейшим показателем соответствия питания и состояния здоровья организма является масса тела. Для определения массы тела и ее оценке существует ряд методов.

2.4.1. Определение массы тела путем взвешивания Измерение массы тела проводят взвешиванием на специальных

весах с точностью до 100 г. Полученные данные сопоставляются с «идеальными», т.е. с рекомендуемыми как норма (табл. 5) или с предельно допустимой массой тела в зависимости от пола, возраста и роста (табл. 6).

При использовании таблицы идеальной массы ожирением считают увеличение массы тела на 15% и более, а при использовании таблицы максимально нормальной массы тела - на. 10% и выше

Различают 4 степени ожирения: I степень - избыток массы тела на 10-30%, II степень - на 30-50%, III степень - на 50-100% и IV степень - на 100%) и выше.

2.4.2. Определение нормальной массы тела расчетными

способами:

- по формуле Брока:

Масса (кг) = рост (см) - 100 (при росте до 165 см) Масса (кг) = рост (см) - 105 (при росте 165-175 см) Масса (кг) = рост (см) - 110 (при росте более 175 см)

- по индексу Брейтмана:

Масса тела (кг) = рост (см) х 0,7 - 50

- по специальной формуле:

, ч рост (см) х окружность грудной клетки (см)

Масса тела (кг) = ------- 1—-------------- —-------------- — 1—-

2.4.3. Определение индекса массы тела. В настоящее время в международной и отечественной практике применяется высокоинформативный и простой показатель - индекс массы тела (ИМТ), называемый также индексом Кетле.

ТЛ Л, тлл гггл масса тела (кг) Индекс массы тела (ИМ!) =-----------------------------------------

рост" (м)

Характеристика показателей индекса массы тела, принятая в России, в кг/м2:

Менее 20 -недостаточная масса тела;

20 - 24.9 -нормальная масса тела;

25 - 29,9 -избыточная масса тела;

30 - 34,9 -ожирение 1 степени (легкое);

35-39,9 -ожирение 11 степени (умеренное);

40 - и более -ожирение 111 степени (тяжелое).

В соответствии с рекомендациями экспертов ВОЗ нижняя

2

недостаточности массы тела в соответствии с ИМТ:

17,0-18,49 кг/м 1-я степень (легкая);

16,0-16,99 кг/м 2-я степень (умеренная);

Менее 16,0 кг/м 3 степень (тяжелая)

4. Контрольные вопросы

1. Что такое энергетический обмен организма?

2. Из каких видов складываются суточные энергозатраты человека?

3. Какие методы служат для определения энергозатрат?

4. Что такое энергетическая ценность питания?

5. В каких единицах выражается энергетическая ценность питания и
энергетические затраты организма человека?

6. Что такое энергетический коэффициент пищевых веществ?

7. Что такое энергетический баланс организма?

8. Что такое пищевой статус?


Таблица 5

Отдельных групп населения.

Цель занятия - научиться составлять суточные рационы в

соответствии с физиологическими нормами питания. Содержание занятия

1. Получение индивидуального задания.

2. Знакомство с физиологическими нормами питания.

3. Определение суточных физиологических нормативов питания, в соответствии с полученным заданием.

4. Распределение суточных нормативов питания по отдельным приемам пищи.

5. Знакомство с физиологическими правилами комплектации отдельных приемов пищи.

6. Составление суточного рациона питания с учетом физиологических требований.

Теоретическая часть

Рациональное питание - это физиологически адекватное потребностям организма питание, обеспечивающее необходимый уровень обмена веществ, высокую работоспособность и оптимальное состояние здоровья.

Рациональное питание включает 3 основные принципа:

1. Обеспечение баланса энергии, расходуемой человеком и поступающей с пищей.

2. Удовлетворение потребности организма в определенном количестве пищевых веществ.

3. Соблюдение оптимального режима питания.

Основным элементом рационального питания является сбалансированное питание.

Сбалансированное питание - это питание, обеспечивающее оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ, позволяющее проявить в организме максимум своего полезного биологического действия. Сбалансированное питание предусматривает оптимальные количественное и качественное соотношения макро- и микронутриентов.

Организация и построение рационального здорового питания населения в настоящее время проводится на основе "Норм

физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения" (1991).

Нормы питания являются государственным нормативным документом, определяющим величины оптимальных потребностей в пищевых веществах (нутриентах) и энергии для различных контингентов населения. Они служат критерием для оценки фактического питания, являются научной базой при планировании производства и потребления продуктов питания, оценки резервов продовольствия, используются при разработке мер социальной защиты, а также для расчетов рационов организованных коллективов. Нормы используются для оценки индивидуального и группового питания, а также его коррекции.

Развитие, углубление представлений о роли отдельных пищевых веществ в обеспечении процессов жизнедеятельности, изменение энергоемкости трудовых процессов, условий жизни и быта делает необходимым систематическую ревизию норм.

Физиологические нормы питания включают потребность в энергии и пищевых веществах в зависимости от пола, возраста, массы тела, характера труда, физиологического состояния организма, а также климатических условий. Эти нормы предусмотрены для различных групп населения: детей и подростков, взрослых людей трудоспособного возраста, лиц престарелого и старческого возраста (табл. 11, 12, 13).

Взрослое трудоспособное население в зависимости от характера деятельности в Нормах разделено на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин:

I группа - работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность, коэффициент физической активности (КФА) - 1,4 (научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления и др.)

II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность, КФА - 1,6 (водители трамваев, троллейбусов, работники конвейеров, весовщица, упаковщицу, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др.)

 

 


Таблица 11

Практическая часть

Работа ведется по индивидуальному заданию, для чего каждому студенту предлагается составить рацион питания для определенного контингента населения.

В соответствии с полученным заданием работа ведется в несколько этапов.

Отдельным приемам пищи

Распределение нормативов питания по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин и др.) проводится в соответствии с режимом питания, который включает в себя кратность приемов пищи, распределение пищи по отдельным приемам, время приема и интервалы между приемами пищи.

Оптимальным режимом питания для взрослых и детей школьного возраста является 4-х разовое питание: завтрак - 25%, 2-й завтрак (или полдник) - 15%, обед - 40%, ужин - 20% от суточного рациона питания. Крайне допустимым режимом является 3-х разовое питание: завтрак - 30%, обед - 45%, ужин - 25%.

В табл. 14 приводится примерное распределение пищи для рабочих дневных, вечерних и ночных смен, в процентах к суточной потребности.

Таблица 14

Примерное распределение энергетической ценности и пищевых веществ по приемам пищи (в % к суточной потребности)

Смена Прием пищи
Перед работой На производстве (в обеденный перерыв) После работы
завтрак обед ужин полд ник ужин перед сном
Дневна я   - - 35-40 (обед) 15* 20-25 -
Вечерн яя   35-40 - 30 (ужин) - - 5-10
Ночная - 25-30   20-25 (ночной ужин) - -  

*Полдник может быть перенесен на второй завтрак

Суточные нормативы рациона питания и их распределение по отдельным приемам свести в табл. 15.

Таблица 15

Оформление результатов работы

Оформить рабочую таблицу составления суточного рациона питания в соответствии с физиологическими рекомендациями, работу защитить у преподавателя.

4. Контрольные вопросы

1. Что такое рациональное здоровое питание?

2. Какие существуют виды питания?

3. Что такое режим питания?

4. Что такое физиологические нормы питания?

5. В чем заключаются физиологические основы составления рационов питания?

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям и самостоятельной работе
пофизиологии питания

 

Составитель:

Чуракова Т. М.

Рассмотрено на
заседании ЦК «Технологии и организации общественного питания»
Протокол №

 

 

Введение

В настоящих методических указаниях представлены основные методические материалы к практической работе по физиологии питания, предназначенные для студентов, обучающихся по специальности «Технология и организация общественного питания»

 

На практических занятиях студенты проводят определение суточных энергозатрат с целью установления энергетической ценности пищевых рационов и обоснование нормативов питания по основным нутриентам, рассчитывают химический состав отдельных пищевых продуктов и готовых блюд, знакомятся с действующими физиологическими нормами питания и основами составления рационального (здорового), лечебного и лечебно-профилактического питания.

Студенты должны научиться пользоваться современной литературой по питанию, справочными материалами по химическому составу пищевых продуктов, сборниками рецептур, нормативными документами.

Данные виды работы позволяет студентам получить практические навыки по организации рационального здорового питания, необходимые для формирования высококвалифицированных специалистов в области питания. Для студентов) полученные навыки позволят подготовить студентов к выполнению соответствующих разделов курсовых и дипломных работ.

По каждой теме занятия даются краткие теоретические обоснования выполняемой работы, излагается последовательность выполнения задания, даются контрольные вопросы и указывается список литературы, необходимой для подготовки данной работы.

Практические работы выполняются каждым студентом по заданию, которое выдается преподавателем. После выполнения практического задания студент представляет его на защиту преподавателю.

Для самостоятельной подготовки студентам предлагается перечень экзаменационных вопросов, контрольные задания и список рекомендуемой литературы.

 

Тема 1. Определение физиологической потребности организма в энергии и основных пищевых веществах. Оценка пищевого статуса.

Цель занятия: уметь определять энергетические затраты организма, необходимые для обоснования энергетической ценности рационов питания и физиологических потребностей в основных пищевых веществах и оценивать пищевой статус. Содержание занятия

1. Знакомство с видами энергозатрат человека и методами их определения.

2. Определение суточных энергозатрат хронометражно-табличным методом.

3. Определение суточных энергозатрат скорым методом.

4. Определение потребности в основных пищевых веществах.

5. Оценка пищевого статуса по антропометрическим показателям.

Теоретическая часть

Рациональное здоровое питание предусматривает, что суточный расход энергии человека должен соответствовать энергетической ценности рациона питания. Определив этот расход, тем самым устанавливают необходимую энергетическую ценность питания, т.е. калорийность рациона.

Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию и энергетическую ценность пищи измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДжj, 1 ккал = 4,184 кДж.

Количество энергии, которое высвобождается в организме при сгорании 1 г пищевого вещества, называют энергетическим коэффициентом (эквивалентом). В настоящее время приняты следующие коэффициенты расчета энергетической ценности:

Пищевое вещество Энергетическая ценность, ккал/г
Белки 4,0
Жиры 9,0
Углеводы 4,0
Сумма моно- и дисахаридов 3,8
Ксилит, сорбит 2,4
Крахмал 4,1
Этиловый спирт (этанол) 7,0
Пищевые волокна  
Органические
кислоты: 3,5
уксусная 2,4
яблочная 3,6
молочная 2,5

 

Энергетические затраты человека делятся на нерегулируемые и регулируемые.

Нерегулируемые энергозатраты включают основной обмен и специфически-динамическое действие пищи.

Основной обмен - это энергия, расходуемая на процессы, обеспечивающие работу внутренних органов, систем и тканей, на окислительно-восстановительные реакции и поддержание постоянной температуры тела. Энергия основного обмена для мужчин составляет в среднем 1700 ккал, для женщин - 1400 ккал в сутки.

Специфически-динамическое действие пищевых веществ (СДД) (термогенное действие) - энергия, расходуемая на процессы пищеварения и превращения пищевых веществ. Расход энергии на прием пищи при смешанном питании сопровождается повышением основного обмена в среднем на 10-15% в сутки.

Регулируемые энергозатраты включают расход энергия в процессе трудовой деятельности, быта, при занятиях спортом и т.п. Этот расход энергии сопровождает физическую и умственную деятельность.

Физическая работа является определяющим компонентом в суточном расходе энергии. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем больше затраты энергии.

Умственный труд характеризуется незначительным расходом энергии. Величина основного обмена при нем увеличивается всего на 2-16%, в то время как при физической нагрузке величина основного обмена может увеличиваться в несколько раз.

Все взрослое трудоспособное население в зависимости от характера трудовой деятельности в действующих Нормах питания разделено на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. При этом каждая группа объединяет лиц определенных профессий.

В качестве объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергия для конкретных групп, согласно рекомендаций ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) является коэффициент физической активности (КФА).

Методы определения энергетических затрат организма человека.

Потребность человека в энергии определяют по величине суточных энергозатрат. Затраты энергии устанавливают методами прямой, непрямой (респираторной) и алиментарной энергометрии, а также хронометражно-табличным методом.

Практическая часть

Определения суточных энергозатрат хронометражно-

Табличным методом.

Хронометражно -табличный метод является простым и быстрым методом определения суточных энергозатрат человека. Метод включает хронометраж отдельных видов деятельности человека за сутки и расчет энергозатрат с помощью специальных таблиц как по отдельным видам деятельности, так и за сутки в целом. Указанный метод включает данные основного обмена.

Каждое состояние организма, каждый вид деятельности (сон, работа, отдых и т.д.) сопровождается определенными по величине затратами энергии, которые образуют суммарную величину затрат энергии за сутки. Поэтому первым этапом определения этой величины является учет продолжительности отдельных состояний организма и видов деятельности на протяжении суток, т.е. определение бюджета времени.

Бюджет времени определяется: путем опроса, личных записей и хронометража.

В практической деятельности обычно используется сочетание метода хронометража и личных записей. Необходимо, чтобы день, выбранный для хронометража, был типичным и выполняемые виды работ характеризовали среднюю физическую нагрузку. Если общая сумма времени, затраченного на все виды деятельности, будет равной 24 часам (1440 мин.), следовательно, хронометраж проведен правильно.

Обработка данных хронометража заключается в суммировании времени, затраченного на однотипные виды работ, выполняемые в различные промежутки дня (например, ходьбу, прием пищи, отдых сидя и т.д.). Данные хронометража заносят в рабочую таблицу 1.

Таблица 1

Определение суточного расхода энергии хронометражно -табличным

методом (вес... кг)

Вид деятельности Продолж ительнос ть в мин. Расход энергии
ккал/кг/мин вычисление расхода энергии (ккал/кг/мин) х масса тела х время)
1. 2. 3. и т.д.        
    Итого:   Итого + 5%

Для определения расхода энергии пользуются данными таблицы 2, в которой указаны энергозатраты в ккал на 1 кг массы тела в минуту (ккал/кг/мин) для отдельных видов состояния организма, деятельности и работы. Приведенные данные включают энергозатраты на основной обмен. Если тот или иной вид выполненной работы в табл. 2 не указан, берут вид деятельности близкий к ней по характеру.

Затем время, затраченное на каждый вид деятельности, указанный в хронограмме, умножают на соответствующие табличные величины энергозатрат, расходуемых в 1 минуту на 1 кг массы тела и умножают на вес обследуемого. После чего суммируют энергозатраты по разным видам деятельности и находят суточный расход энергии данного человека в килокалориях. Полученную величину округляют до целого числа.

В целях покрытия расхода энергии на непроизвольные и неучтенные движения и компенсации других неточностей метода, найденный суточный расход энергии следует увеличить на 5%.

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.126 с.)