Взаимодействие человека и организации. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие человека и организации. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия



Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:

1. Взаимодействие человека с организационным окружением.

2. Взаимодействие с позиций организации, включающей в себя индивида.

По первой позиции модель взаимодействия может быть представлена следующим образом:

· человек, взаимодействия с окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействие;

· человек под действием стимулирующих сигналов осуществляет определенные действия;

· действия приводят к выполнению работ и оказывают воздействие на организационное окружение и на самого человека

 

Под организационным окружением в данной модели понимаются все элементы, взаимодействующие с человеком. Стимулирующие воздействие – весь спектр стимулов: речевые, письменные и прочие сигналы. Человек представляет собой биологическое и социальное существо с потребностями, знаниями, моралью и т. п. Реакция на стимулы охватывает восприятие воздействий человеком, их оценку и принятие решений о действиях. Результаты – то, чего добился человек для себя и организации.

 

9.2. Вхождение человека в организацию

 

Вхождение человека в организацию всегда связано с тремя проблемами:

1. Адаптация человека к окружению. Она зависит и от человека и от организации.

2. Изменение поведения человека.

3. Изменение в самой организации.

Необходимым условием вхождения человека в организацию является изучение системы ценностей, правил, стереотипов и норм. При этом происходит и обучение человека. Есть два разных вида процесса обучения.

1. Старый опыт человека схож с данным. Здесь требуется подстройка человека под систему.

2. Система существенно отлична от прежней. Здесь стоит задача познания себя как носителя другой системы. Это требует сложного обучения.

В целом на этапе вхождения человека в организацию система должна решать одновременно три задачи:

1. Разрушить старые поведенческие нормы человека, если они не вписываются в данную систему.

2. Заинтересованность человека в работе в данной системе.

3. Привить человеку новые нормы поведения.

Включение должно привести к появлению чувства ответственности за дело, сформировать внутренние обязательства перед системой. В результате у человека возникает чувство сопричастности. Однако включение может продолжаться и дальше в процессе работы. Все зависит от особенностей человека, его адаптированного типа. Различают четыре типа адаптации:

1. Отрицание, когда человек ничего не принимает в системе.

2. Конформизм – все принимает безоговорочно.

3. Мимикрия. Основные нормы не принимаются, но соблюдаются не обязательные.

4. Адаптивный индивидуализм. Обязательные нормы приняты, остальные игнорируются.

 

Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека

с организацией

 

Каждый человек в системе должен выполнять определенную роль. Эта роль должна соответствовать целям системы, структуре, стратегии и др. Одновременно она должна соответствовать запросам и ожиданиям человека. Необходимым условием для этого является ясность роли и ее приемлемость для человека. Именно здесь могут возникать конфликтные ситуации, т.е. так называемые ролевые конфликты.

Выделяют следующие группы причин проблем с ролями:

1. Противоречия, изначально заложенные в содержание роли.

2. Противоречия между человеком и системой.

3. Противоречия между ролью и ее восприятием организационным окружением.

4. Противоречия между данной ролью и другими ролями.

Для устранения вышеперечисленных противоречий применяют следующие способы:

1. Изменение работы, ведущее к корректировке роли.

2. Развитие человека, способствующее выполнению роли.

3. Перестановка работников с одной роли на другие.

Необходимо также отметить, что каждая роль связана с определенным статусом. Статус может быть формальным и неформальным. В системе каждый получает определенный статус, при этом большое значение имеют личностные характеристики человека.

Все люди различны и не обязательно вписываются в стандартные рамки. Поэтому необходимо знать: как человек воспринимает себя и окружающих, как реагирует на воздействие системы.

Восприятие окружения человеком связано с двумя процессами:

1. Отбор информации. Он всегда выборочный и не все воспринимается кроме того, информация всегда фактологична и зависит от ситуации.

2. Систематизация. Осуществляется она логической обработкой, чувствами, предпочтениями, эмоциями, убеждениями.

На восприятие влияют внутренние факторы (знакомые сигналы, сильное чувство, предшествующее событие) и внешние (интенсивность сигнала, подвижность его, окружение и др.). Существуют и факторы, затрудняющие восприятие: стереотипизация, перенос оценок одних характеристик на другие, проекция своих чувств на других людей, первое впечатление.

Восприятие человека окружением также связано с определенными процессами:

1. Первое впечатление. Зависит от привычек и установок.

2. Более глубокое и широкое знакомство с человеком.

Восприятие человека откладывается под влиянием трех составляющих: воспринимаемый, воспринимающий, ситуация восприятия.

Воспринимаемый оценивается по следующим группам характеристик:

1. Физические характеристики (внешность, рост, телосложение, жестикуляция и т.п.)

2. Социальные характеристики (стиль и манера разговора, манера одеваться и др.).

3. Анкетные данные (пол, возраст, образование, национальность, сфера деятельности).

Воспринимающий находиться под влиянием уровня глубины ведения ситуации и личностных(социальных) характеристик, всегда влияет на этот процесс и ситуация восприятия (место встречи, формальности, рамки события и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.007 с.)