Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологически мышление это система операций : анализ, синтез и др.

Поиск

Виды мышления

По форме генезу

-Наглядно - действенное, (практическое) познание связей в реально преобразуемых сит предметов (ручное),выделяется из практических действий на основе физического манипулирования оперирования предметами (погремушка,)

- Наглядно - образное, субъект оперирует образом как внутренним так и внешним (чертеж), но оперирует ими в уме без непосредственного контакта,

-Словесно-логическое - оперирование понятиями направлено на выявление ненаблюдаемых закономерностей выражается в форме понятий суждений умозаключений использует систему символов (букв и цифр)

Язык слово позволяет произвольно вызывать образы предметов в их отсутствии

Эти виды М могут рассматриваться как уровни его развития

По характеру решаемых задач

-Теоретическое понятийное (познание законов и правил)

-Практическое (эмпирическое)

По степени новизны

-Репродуктивное (мышление по образцу)

-Творческое (создание нового, выдвижение новых идей)

 

По степени развернутости и осознанности:

-Интуитивное (свернутое во времени, быстрое не расчлененное, минимально осознанное)

- Аналитическое (развернутое этапное, максимально осознанное)

-Дивергентное порождение оригинальных идей, допускающее существование нескольких правильных ответов на 1?

Мыслительные операции - техническая операциональная сторона мышления.

 

Анализ мысленное разложение целого на части и выделение отдельных признаков и свойств

Синтез мысленное соединение частей в целое.

существуют в единстве говорят об аналитико-синтетической = возникает из практических действий.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами на основе анализа - осуществляется по одному основанию.

Абстрагирование выдел 1 признака при одновременном отвлечении от других свойств, предметов.

Обобщение -мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация - мысленное выделение частного из общего, обратное обобщению.

Классификация = объединение в группы в соответствии с отдельными признаками.

Формы логического М

Понятие - форма Мышления

Понятие - мысль о предмете выражающая его существенные признаки, каждый из которых взятый в отдельности необходим, а все вместе достаточны чтобы отличить один предмет от другого.

Суждение -форма Мышления выражающая связь понятий в виде утверждения или отрицание тех или иных связей между предметами.

Умозаключение -форма Мышления в которой из 1 или нескольких суждений выводится новое.

Свойства М (качества ума)

1. Глубина в отличие от поверхности - умение проникнуть в суть явления, отделить главное от второстепенного, понять явление во всех связях и отношениях.

Поверхностность = выделение случайных единичных связей и признаков (ветер дует потому что деревья качаются)

2. Гибкость = степень изменчивости Мыслительной Деятельности, свобода от влияния известных приемов, умение быстро изменять мыслительную деятельность при изменении обстановки. Инертность склонна к шаблону, трудно изменить привычные ходы мыслей.

3. Самостоятельность = умение вести активный поиск новых знаний, легкость принятия помощи, учет ошибок,

4. Подражательность - стремление копировать известные способы, избегать интеллектуальное напряжения, слепота к ошибкам.

5. Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли, выверять выдвинутые положения и не считать верной первую высказанную мысль, критично оценивать все за и против.

6. Некритичность - все принимать на веру.

7. Широта ума - это качество ума, характеризующееся разносторонностью знаний, их обобщенность, связь теории с практикой, способность охватить весь спектр сведений.

8. Осознаность - возможность выразить в слове результат мыслительной деятельности, все этапы деятельности, все способы, с помощью которых найден результат.

9. Интеллект – это совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

 

В наст время б колл тестов претенд на изуч И м раздел на неск групп

№ 5модель интеллекта разобр самост интеллект М и

Тема Речь

План

1Понятие и роль р

Функции р

Ф мех

Виды р

Свойства

Развитие р

Речь - процесс общения людей посредством языка или Специфическая человеческая способность формулировать мысль с помощью языков средств.

Язык - система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих значение и смысл.

Роль:

- формирует С и М, самосознание.

- с помощью речи становится возможным управление псих. процессами.

- слово выделяет предмет из среды, дает ему имя (это чашка)

- управление поведением

Функции:

Общения и мыщления

1) Экспрессивная - самая 1 и стойкая, проявляется в интонации, отражающей отношение эмоционального состояния личности, особ в э.

2) Комуникативная – средство.

3) Интеллектуальная - орудие Мышления, выражающееся в умении точно логически сформулировать мысль.

4) Сигнификативная - обозначаю, позволяет произвольно вызывать образы, дажев их отсутствие с удваи мир.

5) Обобщение -

 

Физ. Механизмы - работа артик. аппарата голосовых связок, губ, языка. Нарушение речевых центров ведет к нарушению. В основе речевого процесса лежит деятельность 2сигнальной системы, работа коры больших полушарий при ведущей роли 3 блоков мозга. Следует отметить существование в больших полушариях речевых центров.

- Центр Брока - французский хирург, связан с громким признанием речевых верхних лобных извилин больших полушарий, левое полушарие ведущее в речевой Деятельности.

-Центр Вернике -немецкий нейрохирург - связан с пониманием смысла речи.

-Центр письма Мышления - локализованы в отдельных зонах мозга, например в височной зоне Елена

 

Виды речи:

1) Внешняя речь - ориентирована на других. Это общение при помощи разговора или технических устройств.

2) Внутренняя речь - направлена на себя, имеет внутренние сокращения, характерное орудие М субстрат.

3) Устная = слышимая и произносимая (сокращение количества слов, простая грамматическая конструкция, дополненная мимикой и жестами).

4) Диалогическая - речь, где в равной мере активно участвует собеседник, могут быть сокращения и понимание с полуслова.

5) Монолог - развер простр связ предполагающая большие требования к говорящему, требует тщательный подбор слов, план, логика последовательности (лекции, доклады).

6) Письменная - четкий замысел, отсутствие иных средств краткости языка, высокие требования к логике изложения.

7) Аффективная -нет замысла, проста ограничениями. (Ну, погоди)

Свойства речи:

1) Содержательность - характеризуется объемом выраженности мыслей, чем м слов и б мыслей тем с (послов погов афориз)

2) Понятность – обеспечивающееся отбором доступного материала слушателям, связана с логичностью, краткостью, простотой.

3) Выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью, дикцией, интонацией. Примение оттенков энергичности, страстная яркость, паузы, интонация, жесты, мимика.

4) Действенность -определяет влияние на мысли, чувства, поведение, обеспеченная учетом возрастных особенностей слушателей.

Развитие речи:

 

1) Доречевой - развитие восприятия речи = фонем слух различение звуков, слогов. 2-3 месяца появляются первые звуки, непост гуление голосоые проявл вокализации плач млад преобладание гласных звуков высокой частоты.

На 2 месяце появляется смех.

К 5 месяцам лепет псевдо слова лишен смысла.

С 8 месяцев этап предметного соотнесения открывает возможности заместить словом целый класс предметов, сложная комбин звуков ба па (лепет одинаков на всех языках даже глухие младенцы лепечут и гудят, это врожденная особенность голосового аппарата. Наряду с этим развивается восприятие улавливание фонем своего языка - маленький японец различает разницу Л-р,а с 1 года это недоступно)

2) речевой - около 1 года первые слова звукокомплектованы, к 2 годам в словаре 25 слов, 6 лет - 15000

3) грамматически – смысловой -овладение правилами синтаксиса и овладение смысловой стороной семантикой, переход от 1слов выск к 2 слов от 1,5 до2и прост предл тося там мама пруа папа бай бай еще мока от 2 лет рост словаря овлад словар з-апасом

1-3г сензитивный период развития речи, чем полноценнее общение ребенка со взрослыми тем выше псих. развитие. Словотворч убольшила саморубка толстопузые ноги

 

Т О разв речи идет

От речи для др к речи для себя а не наобор

От комуникации к планир и регулир

От элемент мех к высш уровню

Овлад 2 язык в дет происх как 1 а после овл род яз сверху вниз с сознат операц через выбор языков средств

От умений к нав от нав с сложн умениям

Нарушения речи:

 

Афазии - полная или частичная потеря речевой моторики, трудности восприятия слов сенсор не поним

Воображение

 

1) Хар-ка,сущность,роль воображения,.

2) Механизмы Воображения

3) Виды Воображения

4) Воображение и творчество

 

 

В широком смысле Воображение –оперирование разнообразными образами Это универсальная человеческая способность.

Воображение = психический процесс построения новых образов, путем переработки содержания опыта.

 

Сущность: образы Воображения не возникают из ничего, это создание нового на основе использования того что уже было в опыте человека.

 

Процесс Воображения состоит из этапов:

1 анализ мыслительно разложенных исходных частей (конек горбунок)

2 абстрагирование этих частей (уши, горбы)

3.синтез соединение их в новые сочетания это и есть аналитико-синтетическая характеристика воображения.

Роль: основа творчества и движения общества вперед, вся культура - продукт воображения. Воображение выводит за пределы существующей ситуации и напоминание о прошлом, открывает будущее. Если бы не было воображения, не создавались бы шедевры.

Функции воображения:

1) Образное представление действительности (мороз и солнце)

2) регуляция эмоционального состояния

3) произвольная регуляция поведения, формирование ВПД

4) Планирование и программирования действий

5) Воображение неразрывно связано с ПП какими и как

6) с восприят в отлич от восп элем фантаз и вымысла

 

Физиол. механизмы: В сложная аналитико-синтетической Д мозга, мех коры и подкорки в процессе Воображения актуализируют и перегруппировывают нервные связи Образуя новые сочетания, тесно связано с механизмами подкорки гипоталамо-лимбической системой. Тесно связано с регуляцией органич. процессов и под действием воображения возникает сильные физио. реакции СМ Речь и 2 сиг сис функц модель Анохина лоб

Виды

По волевому усилию:

1) пассивное (непроизвольное): м/б непреднамеренным (сновидения и галлюцинации) и преднамеренным (грезы - образы не связанные с волей, а связаны с потребностью Личности.)

2) Активное (произвольное): связано с волевыми усилиями и постановкой цели

Мечта - образ желаемого будущего, активна, произв. сознат. процесс, По степени Активности = воссоздающими воссоздание образов по описанию и творческое субъективно новое и объективно новое теория Энштейна.

Приемы В

1. Агглютинация (склеивание) слияние отдельных элементов в образ. В технике агглютинации вып сказ образы какие: избушка на курьих конек горбунок на спине с двумя горбами и с ослиными ушами = показать картинку Толстой Наташа черты у жены сони и ее сестры тани

2. Гиперболизация (преувеличение) мальчик дюймов, великан Взял барин мальчика завернул его в платочек и положил в карман Липунюшка

3 Схематизация (упрощение(орнамент избавление от деталей тюль

4.Акцентирование (выделение деталей(алкоголик,болтун) шаржи карикатуры

5 Аналогия. Построение образов чем то схожими с реальным: стрекоза - подводная лодка, самолет.

Развитие В

Факторы вл на разв вообр:

1 богатство опыта

2.особ нерв Д

Этапы творчества выделенные Уоллесом

1) Зарождение идеи

2) Концентрация, стягивание знаний которые относятся к этой идее. Чем глубже эта основа, тем больше размах воображения. (Сюжеты Марининой)

3)Сознат и бессозн работа над материалом

4) Озарение (Эврика)

5) Проверка и доработка.

Тема Личность.

Понятие Личности.

Личность – это центр-ая категория ψ, наряду с такими понятиями, как сознание и дея-ть.

Для понимания сущности личности Б.Г. Ананьев рассм-ет это понятие в ряду блзких:

индивид, личность, субъект, индивидуальность.

развитие ч-ка

Индивид – это носитель биологич. св-в (конституция тела, пол, возраст, особ-ти н.с. и ВНД), это ч-к как представитель рода; È-ся в онтогенезе и достигает биологич. зрелости.

Личность в отличие от индивида – это социальное понятие, это ч-к в с/ме социальных отн-ий, это представитель общ-ва, имеющий свою позицию среди других. Л. È-ся на основе индивидных стр-р в ходе социализации и достигает социальной зрелости. Л. в процессе своего È может выступать как субъект.

Субъект – это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других. Рез-том È субъекта явл-ся достижение Пх-ой зрелости.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в ч-ке всех подстр-р (индивида, Л., субъекта).

 

Т.О., под Л. в ψ понимается некое с/мное качество, к-рое приобретает индивид во вз-ии с социальным окружением.

Леонтьев А.Н.: Л. – это специфическое ч-ое образование, к-рое «производится» общ-ыми отн-иями, в к-рые индивид вступает в своей дея-ти.

Божович Л.И.: Л. – это ч-к, достигший опред. ур-ня Пх-ого È (1 – 3 года).

Рубинштейн: Л.–это развит. форма природной сущности ч-ка со своей позицией в жизни.

 

Структура личности.

По Платонову К.К., стр-ра Л. включает в себя социально обусловленные и биологически обусловленные подстр-ры. На пересечении всех подстр-р È-ся способности и хар-р. Т.О., иерархическое стр-ие Л. вбирает в себя огромное кол-во компонентов, к-рое условно можно объединить в некое число подстр-р, где высшие управляют низшими, опираются ни них и не сводятся к их сумме.

Петровский А.В. выделяет в Л.:

интроиндивидную подстр-ру – это Л. как Я, отличное от других; это субъективный феномен, созданный под влиянием др. людей;

интериндивидную подстр-ру – это Л. в простр-ве межиндивидных связей, Л. в с/ме отн-ий как субъект общения;

метаиндивидную подстр-ру – это Л. как феномен персонализации; Л. как вклад в др. людей; речь идет об активном продолжении в др. людей; спос-ть произвести в др. ч-ке изменения.

 

4. Формирование и È Л. Факторы È Л.

Факторы È Л.:

1. Биологический фактор – наследственность (особ-ти н.с., конституция тела и т.д.).

2. Социальный фактор – среда (воспитание, особая роль – семье, обучение).

3. Собственная активность играет решающую и ведущую роль.

 

Критерии сформированности Л.

Л.И. Божович А.Н. Леонтьев
1 эт. Иерархия мотивов, спос-ть к опосредованному пов-ию, преодолению непосредств. побуждений. 2. Сознательный выбор мотивов и саморуководство. 1. Л. рождается в детстве (дошкольный возраст) при установлении иерархии мотивов. 2. Спос-ть осознавать мотивы и осознанно выстраивать иерархию мотивов (к подростковому возрасту).

 

Этапы È Л.:

1. Усвоение правил и норм (нач-ся в процессе общения с матерью).

2. Идентификация (отождествление с др. людьми, к-рое происходит в процессе вз-ия с др. людьми).

3. Освоение социальных ролей (представление о Л. как с/ме ролевого пов-ия обуславливает влияние соц. Ожиданий на ее È).

 

Социализация – особый процесс включения в общ-во, усвоения и воспроизв-ва индивидом соц. опыта в общении и дея-ти.

 

Личность

Параметры темперамент характер способности направленность
Понятие определение        
Теории подходы        
Авторы теорий        
Структура        
классификации Виды формы        
Индивид особенности типы        
Факторы влияющие        
Механизмы развития        

 

теме.

 

1)

 

Тема Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства

1.Место, роль среди психических явлений 2.содержание понятия ((словарь), авторские определения 3. специфика сравнение с (близкими понятиями, связь с ними. 4 назначение (функции). 5 Структура структурные компоненты. 6 физиологические и психологические механизмы
           
7Психологические теории их авторы..          
8принципы классификации (виды, типы, формы). 9закономерности, особенности,свойства 10факторы, влияющие на явление 11.Закономерности развития, механизмы формирования в онтогенезе 12возрастные особенности, 13индивидуальные особенности (типы).
               
14Сравнительные характеристики чувство настроение аффект страсть
Эмоции   чувства Определение пример Определение пример Определение пример Определение пример
15 высшие чувства Нравственные Определение пример Интеллектуальные Определение пример Праксические Определение пример   Эстетические Определение пример  
16Нарушения   17методы изучения,     авторские методики.   Выводы


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.009 с.)