Психологически мышление это система операций : анализ, синтез и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологически мышление это система операций : анализ, синтез и др.



Виды мышления

По форме генезу

-Наглядно - действенное, (практическое) познание связей в реально преобразуемых сит предметов (ручное),выделяется из практических действий на основе физического манипулирования оперирования предметами (погремушка,)

- Наглядно - образное, субъект оперирует образом как внутренним так и внешним (чертеж), но оперирует ими в уме без непосредственного контакта,

-Словесно-логическое - оперирование понятиями направлено на выявление ненаблюдаемых закономерностей выражается в форме понятий суждений умозаключений использует систему символов (букв и цифр)

Язык слово позволяет произвольно вызывать образы предметов в их отсутствии

Эти виды М могут рассматриваться как уровни его развития

По характеру решаемых задач

-Теоретическое понятийное (познание законов и правил)

-Практическое (эмпирическое)

По степени новизны

-Репродуктивное (мышление по образцу)

-Творческое (создание нового, выдвижение новых идей)

 

По степени развернутости и осознанности:

-Интуитивное (свернутое во времени, быстрое не расчлененное, минимально осознанное)

- Аналитическое (развернутое этапное, максимально осознанное)

-Дивергентное порождение оригинальных идей, допускающее существование нескольких правильных ответов на 1?

Мыслительные операции - техническая операциональная сторона мышления.

 

Анализ мысленное разложение целого на части и выделение отдельных признаков и свойств

Синтез мысленное соединение частей в целое.

существуют в единстве говорят об аналитико-синтетической = возникает из практических действий.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами на основе анализа - осуществляется по одному основанию.

Абстрагирование выдел 1 признака при одновременном отвлечении от других свойств, предметов.

Обобщение -мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация - мысленное выделение частного из общего, обратное обобщению.

Классификация = объединение в группы в соответствии с отдельными признаками.

Формы логического М

Понятие - форма Мышления

Понятие - мысль о предмете выражающая его существенные признаки, каждый из которых взятый в отдельности необходим, а все вместе достаточны чтобы отличить один предмет от другого.

Суждение -форма Мышления выражающая связь понятий в виде утверждения или отрицание тех или иных связей между предметами.

Умозаключение -форма Мышления в которой из 1 или нескольких суждений выводится новое.

Свойства М (качества ума)

1. Глубина в отличие от поверхности - умение проникнуть в суть явления, отделить главное от второстепенного, понять явление во всех связях и отношениях.

Поверхностность = выделение случайных единичных связей и признаков (ветер дует потому что деревья качаются)

2. Гибкость = степень изменчивости Мыслительной Деятельности, свобода от влияния известных приемов, умение быстро изменять мыслительную деятельность при изменении обстановки. Инертность склонна к шаблону, трудно изменить привычные ходы мыслей.

3. Самостоятельность = умение вести активный поиск новых знаний, легкость принятия помощи, учет ошибок,

4. Подражательность - стремление копировать известные способы, избегать интеллектуальное напряжения, слепота к ошибкам.

5. Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли, выверять выдвинутые положения и не считать верной первую высказанную мысль, критично оценивать все за и против.

6. Некритичность - все принимать на веру.

7. Широта ума - это качество ума, характеризующееся разносторонностью знаний, их обобщенность, связь теории с практикой, способность охватить весь спектр сведений.

8. Осознаность - возможность выразить в слове результат мыслительной деятельности, все этапы деятельности, все способы, с помощью которых найден результат.

9. Интеллект – это совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

 

В наст время б колл тестов претенд на изуч И м раздел на неск групп

№ 5модель интеллекта разобр самост интеллект М и

Тема Речь

План

1Понятие и роль р

Функции р

Ф мех

Виды р

Свойства

Развитие р

Речь - процесс общения людей посредством языка или Специфическая человеческая способность формулировать мысль с помощью языков средств.

Язык - система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих значение и смысл.

Роль:

- формирует С и М, самосознание.

- с помощью речи становится возможным управление псих. процессами.

- слово выделяет предмет из среды, дает ему имя (это чашка)

- управление поведением

Функции:

Общения и мыщления

1) Экспрессивная - самая 1 и стойкая, проявляется в интонации, отражающей отношение эмоционального состояния личности, особ в э.

2) Комуникативная – средство.

3) Интеллектуальная - орудие Мышления, выражающееся в умении точно логически сформулировать мысль.

4) Сигнификативная - обозначаю, позволяет произвольно вызывать образы, дажев их отсутствие с удваи мир.

5) Обобщение -

 

Физ. Механизмы - работа артик. аппарата голосовых связок, губ, языка. Нарушение речевых центров ведет к нарушению. В основе речевого процесса лежит деятельность 2сигнальной системы, работа коры больших полушарий при ведущей роли 3 блоков мозга. Следует отметить существование в больших полушариях речевых центров.

- Центр Брока - французский хирург, связан с громким признанием речевых верхних лобных извилин больших полушарий, левое полушарие ведущее в речевой Деятельности.

-Центр Вернике -немецкий нейрохирург - связан с пониманием смысла речи.

-Центр письма Мышления - локализованы в отдельных зонах мозга, например в височной зоне Елена

 

Виды речи:

1) Внешняя речь - ориентирована на других. Это общение при помощи разговора или технических устройств.

2) Внутренняя речь - направлена на себя, имеет внутренние сокращения, характерное орудие М субстрат.

3) Устная = слышимая и произносимая (сокращение количества слов, простая грамматическая конструкция, дополненная мимикой и жестами).

4) Диалогическая - речь, где в равной мере активно участвует собеседник, могут быть сокращения и понимание с полуслова.

5) Монолог - развер простр связ предполагающая большие требования к говорящему, требует тщательный подбор слов, план, логика последовательности (лекции, доклады).

6) Письменная - четкий замысел, отсутствие иных средств краткости языка, высокие требования к логике изложения.

7) Аффективная -нет замысла, проста ограничениями. (Ну, погоди)

Свойства речи:

1) Содержательность - характеризуется объемом выраженности мыслей, чем м слов и б мыслей тем с (послов погов афориз)

2) Понятность – обеспечивающееся отбором доступного материала слушателям, связана с логичностью, краткостью, простотой.

3) Выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью, дикцией, интонацией. Примение оттенков энергичности, страстная яркость, паузы, интонация, жесты, мимика.

4) Действенность -определяет влияние на мысли, чувства, поведение, обеспеченная учетом возрастных особенностей слушателей.

Развитие речи:

 

1) Доречевой - развитие восприятия речи = фонем слух различение звуков, слогов. 2-3 месяца появляются первые звуки, непост гуление голосоые проявл вокализации плач млад преобладание гласных звуков высокой частоты.

На 2 месяце появляется смех.

К 5 месяцам лепет псевдо слова лишен смысла.

С 8 месяцев этап предметного соотнесения открывает возможности заместить словом целый класс предметов, сложная комбин звуков ба па (лепет одинаков на всех языках даже глухие младенцы лепечут и гудят, это врожденная особенность голосового аппарата. Наряду с этим развивается восприятие улавливание фонем своего языка - маленький японец различает разницу Л-р,а с 1 года это недоступно)

2) речевой - около 1 года первые слова звукокомплектованы, к 2 годам в словаре 25 слов, 6 лет - 15000

3) грамматически – смысловой -овладение правилами синтаксиса и овладение смысловой стороной семантикой, переход от 1слов выск к 2 слов от 1,5 до2и прост предл тося там мама пруа папа бай бай еще мока от 2 лет рост словаря овлад словар з-апасом

1-3г сензитивный период развития речи, чем полноценнее общение ребенка со взрослыми тем выше псих. развитие. Словотворч убольшила саморубка толстопузые ноги

 

Т О разв речи идет

От речи для др к речи для себя а не наобор

От комуникации к планир и регулир

От элемент мех к высш уровню

Овлад 2 язык в дет происх как 1 а после овл род яз сверху вниз с сознат операц через выбор языков средств

От умений к нав от нав с сложн умениям

Нарушения речи:

 

Афазии - полная или частичная потеря речевой моторики, трудности восприятия слов сенсор не поним

Воображение

 

1) Хар-ка,сущность,роль воображения,.

2) Механизмы Воображения

3) Виды Воображения

4) Воображение и творчество

 

 

В широком смысле Воображение –оперирование разнообразными образами Это универсальная человеческая способность.

Воображение = психический процесс построения новых образов, путем переработки содержания опыта.

 

Сущность: образы Воображения не возникают из ничего, это создание нового на основе использования того что уже было в опыте человека.

 

Процесс Воображения состоит из этапов:

1 анализ мыслительно разложенных исходных частей (конек горбунок)

2 абстрагирование этих частей (уши, горбы)

3.синтез соединение их в новые сочетания это и есть аналитико-синтетическая характеристика воображения.

Роль: основа творчества и движения общества вперед, вся культура - продукт воображения. Воображение выводит за пределы существующей ситуации и напоминание о прошлом, открывает будущее. Если бы не было воображения, не создавались бы шедевры.

Функции воображения:

1) Образное представление действительности (мороз и солнце)

2) регуляция эмоционального состояния

3) произвольная регуляция поведения, формирование ВПД

4) Планирование и программирования действий

5) Воображение неразрывно связано с ПП какими и как

6) с восприят в отлич от восп элем фантаз и вымысла

 

Физиол. механизмы: В сложная аналитико-синтетической Д мозга, мех коры и подкорки в процессе Воображения актуализируют и перегруппировывают нервные связи Образуя новые сочетания, тесно связано с механизмами подкорки гипоталамо-лимбической системой. Тесно связано с регуляцией органич. процессов и под действием воображения возникает сильные физио. реакции СМ Речь и 2 сиг сис функц модель Анохина лоб

Виды

По волевому усилию:

1) пассивное (непроизвольное): м/б непреднамеренным (сновидения и галлюцинации) и преднамеренным (грезы - образы не связанные с волей, а связаны с потребностью Личности.)

2) Активное (произвольное): связано с волевыми усилиями и постановкой цели

Мечта - образ желаемого будущего, активна, произв. сознат. процесс, По степени Активности = воссоздающими воссоздание образов по описанию и творческое субъективно новое и объективно новое теория Энштейна.

Приемы В

1. Агглютинация (склеивание) слияние отдельных элементов в образ. В технике агглютинации вып сказ образы какие: избушка на курьих конек горбунок на спине с двумя горбами и с ослиными ушами = показать картинку Толстой Наташа черты у жены сони и ее сестры тани

2. Гиперболизация (преувеличение) мальчик дюймов, великан Взял барин мальчика завернул его в платочек и положил в карман Липунюшка

3 Схематизация (упрощение(орнамент избавление от деталей тюль

4.Акцентирование (выделение деталей(алкоголик,болтун) шаржи карикатуры

5 Аналогия. Построение образов чем то схожими с реальным: стрекоза - подводная лодка, самолет.

Развитие В

Факторы вл на разв вообр:

1 богатство опыта

2.особ нерв Д

Этапы творчества выделенные Уоллесом

1) Зарождение идеи

2) Концентрация, стягивание знаний которые относятся к этой идее. Чем глубже эта основа, тем больше размах воображения. (Сюжеты Марининой)

3)Сознат и бессозн работа над материалом

4) Озарение (Эврика)

5) Проверка и доработка.

Тема Личность.

Понятие Личности.

Личность – это центр-ая категория ψ, наряду с такими понятиями, как сознание и дея-ть.

Для понимания сущности личности Б.Г. Ананьев рассм-ет это понятие в ряду блзких:

индивид, личность, субъект, индивидуальность.

развитие ч-ка

Индивид – это носитель биологич. св-в (конституция тела, пол, возраст, особ-ти н.с. и ВНД), это ч-к как представитель рода; È-ся в онтогенезе и достигает биологич. зрелости.

Личность в отличие от индивида – это социальное понятие, это ч-к в с/ме социальных отн-ий, это представитель общ-ва, имеющий свою позицию среди других. Л. È-ся на основе индивидных стр-р в ходе социализации и достигает социальной зрелости. Л. в процессе своего È может выступать как субъект.

Субъект – это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других. Рез-том È субъекта явл-ся достижение Пх-ой зрелости.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в ч-ке всех подстр-р (индивида, Л., субъекта).

 

Т.О., под Л. в ψ понимается некое с/мное качество, к-рое приобретает индивид во вз-ии с социальным окружением.

Леонтьев А.Н.: Л. – это специфическое ч-ое образование, к-рое «производится» общ-ыми отн-иями, в к-рые индивид вступает в своей дея-ти.

Божович Л.И.: Л. – это ч-к, достигший опред. ур-ня Пх-ого È (1 – 3 года).

Рубинштейн: Л.–это развит. форма природной сущности ч-ка со своей позицией в жизни.

 

Структура личности.

По Платонову К.К., стр-ра Л. включает в себя социально обусловленные и биологически обусловленные подстр-ры. На пересечении всех подстр-р È-ся способности и хар-р. Т.О., иерархическое стр-ие Л. вбирает в себя огромное кол-во компонентов, к-рое условно можно объединить в некое число подстр-р, где высшие управляют низшими, опираются ни них и не сводятся к их сумме.

Петровский А.В. выделяет в Л.:

интроиндивидную подстр-ру – это Л. как Я, отличное от других; это субъективный феномен, созданный под влиянием др. людей;

интериндивидную подстр-ру – это Л. в простр-ве межиндивидных связей, Л. в с/ме отн-ий как субъект общения;

метаиндивидную подстр-ру – это Л. как феномен персонализации; Л. как вклад в др. людей; речь идет об активном продолжении в др. людей; спос-ть произвести в др. ч-ке изменения.

 

4. Формирование и È Л. Факторы È Л.

Факторы È Л.:

1. Биологический фактор – наследственность (особ-ти н.с., конституция тела и т.д.).

2. Социальный фактор – среда (воспитание, особая роль – семье, обучение).

3. Собственная активность играет решающую и ведущую роль.

 

Критерии сформированности Л.

Л.И. Божович А.Н. Леонтьев
1 эт. Иерархия мотивов, спос-ть к опосредованному пов-ию, преодолению непосредств. побуждений. 2. Сознательный выбор мотивов и саморуководство. 1. Л. рождается в детстве (дошкольный возраст) при установлении иерархии мотивов. 2. Спос-ть осознавать мотивы и осознанно выстраивать иерархию мотивов (к подростковому возрасту).

 

Этапы È Л.:

1. Усвоение правил и норм (нач-ся в процессе общения с матерью).

2. Идентификация (отождествление с др. людьми, к-рое происходит в процессе вз-ия с др. людьми).

3. Освоение социальных ролей (представление о Л. как с/ме ролевого пов-ия обуславливает влияние соц. Ожиданий на ее È).

 

Социализация – особый процесс включения в общ-во, усвоения и воспроизв-ва индивидом соц. опыта в общении и дея-ти.

 

Личность

Параметры темперамент характер способности направленность
Понятие определение        
Теории подходы        
Авторы теорий        
Структура        
классификации Виды формы        
Индивид особенности типы        
Факторы влияющие        
Механизмы развития        

 

теме.

 

1)

 

Тема Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.092 с.)