Тема 1. Общее представление О психологии как науке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общее представление О психологии как науке.



Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

  1. Общая характеристика психологии.

Термин «психология» ввел Христиан Вольф.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедея-ти.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и на этой основе регулировать дея-ть и поведение.

Психика (по Слободчикову) – это системное св-во высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и дея-ти.

Мир психических явлений включает процессы, свойства и состояния.

 

  1. Объект и предмет психологии.

Объект – это та сторона реальности, на к-рую направлено изучение. Объект сущ-ет независимо от изучения, он фиксирован в названии науки и явл-ся оч. широким понятием.

Предмет – это та сторона объекта, к-рая изучается. Обобщенно предмет y - основные закономерности психических явлений.

 

  1. Особенности y.

1) сложность (самое сложное – психика как продукт мозга человека)

2) слияние субъекта и объекта (психика изуч-ся с помощью психики)

3) уникальность практических следствий (познание психики позволяет изменить пс.)

 

  1. Отличия научной и житейской y.
Параметры Житейская y Научная y
Путь получения знаний Знания получены из опыта обыденной жизни Получены теоретическим и экспериментальным путем
По степени обобщенности Знания конкретны и привязаны к ситуациям Знания обобщенны, исп-ся научные понятия
Степень осознанности знаний Интуитивны, неосознанны Знания рациональны и максимально осознанны
Возможность передачи знаний Ограничены пределами семьи и не м.б. переданы большому числу людей Могут исп-ся многими, т.к. фиксируются в научной литературе
По методам получения знаний Наблюдения Эксперимент и др. научные методы

 

Вывод: Психология как наука располагает с/мой средств, к-рые позволяют объяснять многие y-ие феномены.


Тема 2. Современная психология.

1. Предмет и задачи y.

Совр.y - это наука и о закономерностях развития и функционирования психики.

По А.Н. Леонтьеву, предмет y - психически управляемая дея-ть личности.

Задачи y по А.Р. Лурия:

1 - установление з-нов психич. дея-ти;

2 – установление механизмов развития психики;

3 – определение путей развития психики.

Место y в с/ме наук.

Сущ-ет 4 области научного знания, пересекающиеся м/у собой: область естественных наук, социальных наук, философских наук, технических наук. y занимает центральное место в с/ме наук.

Треугольник Б.М. Кедрова: естеств. науки

 


психология

 

философ.н. социал.н.

3. Отрасли y:

1) по видам дея-ти

y труда, y спорта, юридическая y, инженерная y

2) по уровням развития психики:

возрастная y, специальная y, зоопсихология

3) по отн-ию Человек – Общество:

Социальная y, y личности

4) по цели дея-ти:

Фундаментальные y-ие дисциплины, прикладные дисциплины (конфликтология)

5) по связи с др. науками:

Психофизиология, нейропсихология

Особое место – общая y - это стержень науки, ее понятийный аппарат, это осн. научные категории, осн. теории, принципы, методы.

Поп-психология – упрощенные, неакадемические, популярные знания для масс. рекомендации, данные в поп-y, не ясны и не обоснованны.

 

Основные принципы в y (РЕДАС)

С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»

1. принцип развития

2. пр. единства

3. пр. детерменизма (обусловленность психики внешними воздействиями и образом жизни; изменения психики обусловлены внешними условиями)

4. пр. активности (чем выше активность, тем выше психическое развитие)

5. пр. системности предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития.

 


Тема 4. Методы психологии.

1. Метод – это путь научного исследования, способ орг-ции исследования в сов-ти приемов и операций.

Метод + предмет = научный подход.

Особ-ти научного подхода выражаются в принципах исследования или в методологических принципах (исп-ся в отечественной y).

Метод конкретизируется в методике, к-рая сод-ит описания процедур изучения.

Научный подход ð методол. принципы ð метод ðметодика.

Методология – учение о методе, с/ма принципов орг-ции научного исследования.

Методы психотерапии.

Название метода Причины аномального поведения Методы и методики Особенности и условия
Психоанализ конфликт Я, Оно и СверхЯ отказ защитных механизмов м. свободных ассоциаций толкование снов поиск сопротивления глубокие эмоциональные отн-ия с клиентом длительное лечение
Клиент-центрированная терапия (Роджерс) Рассогласование Я-реального и Я-идеального безусловное «+» отн-ие Эмпатия Аутентичность Воздерживаться от подсказки, выполнять ф-цию зеркала Помогает тем, кто способен делиться своими переживаниями Недирективно
Гештальт-терапия (Перлс) Нарушение целостности Психодрама (проигрывание жизн. ситуаций) Готовность делиться своей проблемой
Рациональная терапия (1962 – Эллис) Иррациональные мысли Совместный анализ ситуации Извлечение иррац. мыслей Поиск решения Эффективнее у взрослых с депрессиями и тревожностью
Бихевиоральная (поведенческая) терапия Неадаптивное поведение обусловлено воздействиями внешней среды, факторами окружения, социальным научением путем наблюдения над «моделью» Систематическая десенсибилизация Имплозивная терапия Аверсивное обусловливание М. формирования поведения М. накопления жетонов Терапия с предъявлением модели Процедуры самоконтроля Характер взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом Заинтересованность пациента в изменении своего поведения

 


Уровни поведения жив-ых.

Поведение ч-ка и жив-ых имеет 2 формы: врожденную и приобретенную.

5 уровней поведения животных (по схеме Детье – Стеллара):

1. Таксис – это врожденный мех-зм ориентировки живых орг-мов по отн-ию к источнику раздражения (благоприятному и неблагоприятному).

 

2. Рефлекс – это ответная реакция орг-ма на воздействие при участии н.с. (рефлексы м.б. условные и безусловные).

 

3. Инстинкт – это врожденная генетически фиксируемая форма поведения, представляющая собой цепь безусловных рефлексов.

Особ-ти инстинкта:

биол. целесообразность

фиксированность

ригидность (неизменяемость)

Инстинкт зависим от условий среды, действует в ответ не ключевой стимул.

 

1. Научение (нач. от червей) – это приобретенная форма поведения; индивидуальное приспособление жив-ых к среде обитания; процесс накопления опыта на основе условных рефлексов.

Виды научения:

1) навык – выработка действий операций путем упражнения,

2) импритинг (запечатление) – фиксация в генетической памяти отличительных объектов, вызывающих врожденные поведенческие акты.

Формы научения:

1) облигатное научение (обязательное)

2) факультативное научение

3) поведенческая традиция – передача опыта последующим поколениям

2 фазы поведенческого акта:

1) поисковая фаза, направленная на исследование обстановки

2) завершающая фаза – само поведение.

Чем выше психическая орг-ция жив-ого, тем более развита поисковая фаза.

 

2. Интеллект (рассудочная дея-ть) – это высшая форма психики жив-ых; это спос-ть решения проблем в уме, путем установления связи м/у предметами и явлениями.

Для интеллектуального поведения характерно:

1 – детальное изучение ситуации,

2 – наличие действий, напоминающих размышление, возн-ие догадки,

3 – удержание конечной цели и подчинение ей действий,

4 – легкость повторения в новых условиях.

 

Вывод: По мере повышения психической орг-ции жив-ого врожденные формы поведения заменяются приобретенными.


Ощущение.

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных св-в предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор.

Ф.М. ощущения – дея-ть анализатора, включающая рецептор, проводник (нервы) и определенную зону коры мозга.

 

Классификация ощущений:

1. По модальности (принадлежности к рецептору): обонятельные, зрительные, вкусовые и др.

2. По положению рецепторов: экстерорецептивные (дистантные и контактные); интерорецептивные; проприорецептивные.

 

Общие свойства ощущений:

1. Качество: каждый вид О. имеет качественные различия.

2. Интенсивность: определяется силой действия раздр-ля и функц. состоянием рецептора.

3. Длительность О. – время действия раздр-ля.

4. Пространственная локализация – соотн-ие с частью тела, где возн-ет О.

 

Закономерности ощущения:

1) пороги

Нижний порог О. – минимальная величина разд-ля, способная вызвать едва заметные О.

Верхний порог О. – максимальная величина разд-ля, после к-рой О. прекращается.

Различительные порог – это различие 2-х разд-лей, вызывающих едва заметное различие О.

2) чувствительность (способность иметь О.) - на чувст-ть влияет дея-ть.

Соотн-ие м/у чувст-тью и порогом – обратно пропорциональное.

Закон Вебера-Фехнера: при возрастании раздр-ля в геом. прогрессии сила О. увеличивается в арифметической прогрессии.

Св-ва О. (закономерности):

1. Адаптация – приспособление органов чувств к действию стимулов.

2. Сенсибилизация – усиление чувст-ти при взаимодействии О.; разв-ся путем упражнений.

3. Синестезия – под влиянием одного раздр-ля возн-ют О., характерные для другого.

4. Компенсация – при нарушении одного анализатора др. анализатор берет на себя его роль.

5. О. имеет эмоциональную окраску – чувственный тон.

6. О. врожденны и оч. важен сенсорный опыт (опыт О.), к-рый формир-ся в активном взаимодействии со средой.

Сенсорная депривация (отсутствие сенсорного опыта) приводит к нарушению психического развития.

 

Восприятие.

Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.

Для формирования В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета.

Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции – дея-ть по формированию образа.

Компоненты восприятия:

1) обследование предмета

2) выявление характерных признаков

3) опознание и отнесение предмета к опред. категории

+ работа памяти, воображения, мышления.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.

 

Св-ва В. (св-ва перцептивных образов) ЦПКиОС

1. Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого.

2. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету.

3. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.

4. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона».

5. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории.

6. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру.

Виды восприятия.

1) По модальности

2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В.

3) По предмету В.:

1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти.

Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода).

В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от:

содержания дея-ти,

от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события)

2В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности.

Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата.

В. простр-ва имеет 3 компонента:

ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва

зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз)

бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины

3В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру.

4В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза.

5В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек.

6В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции.

7В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.

 

В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.

 

Нарушения в восприятии:

1) Иллюзии – это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств.

2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого.


Тема 10. Внимание.

Сущность Вн. и его роль.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической дея-ти, внутр. акцент психических процессов.

Внимание (по Гальперину) – это сокращенное, внутр., умственное действие контроля.

Роль:

1. Вн. отбирает нужную и ненужную инф-цию, выделяет главное.

2. Обесп-ет четкость работы сознания, глубину и ясность отражения действ-ти.

3. Необходимое условие качественного выполнения дея-ти.

Вн. занимает особое место среди психических явлений, т.к.:

оно не выступает отдельно от остальных психических процессов, а присоед-ся к ним (к восприятию – всматриваемся, вслушиваемся; к мышлению – обдумываем)

у Вн. нет собственного продукта, но есть результат: улучшение всякой дея-ти, к к-рой оно присоединяется.

Физиологические мех-змы Вн. сложны и связаны с рефлекторной дея-тью мозга.

1) ориентировочный исследовательский рефлекс «Что такое?» как мех-зм непроизв. Вн.

2) доминанта – очаг оптимального возбуждения в опред. зоне коры, к-рый переключает на себя др. очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении др. участков коры.

3) ретикулярная формация (в стволе г.м.) обесп-ет состояние активного бодрствования

4) взаимод-ие 1 и 2 сигнальной систем

 

Виды внимания.

Виды Вн. Характеристики Условия возн-ния Физиолог. мех-зм
Непроизвольное Вн. легкость возн-ния отсутствие волевого усилия легкость переключения Сильный контрастный раздражитель ориентировочный рефлекс «Что такое?», возн-ет доминанта
Произвольное Вн. направленность на цель волевое усилие Постановка цели Доминанта, 2 сигнальная с/ма
Послепроизвольное Вн. Сохранение целенаправленной дея-ти при снятии волевого усилия Вхождение в дея-ть и возн-ние интереса к ней доминанта

Факторы Вн.

1. Хар-р раздр-ля (сила, новизна раздр-ля)

2. Структурная орг-ция (объединенные объекты воспринимаются лучше)

3. Отн-ие к потребностям личности (особо значимое)

 

3. Свойства внимания. УКРОП

1. Устойчивость – спос-ть длительное время сосредотачиваться на объекте. Ф.М.–доминанта.

2. концентрация – степень сосредоточения Вн. на объекте. Ф.М. – доминанта.

3. Распределение – возможность удерживать в сфере Вн. одновременно неск-ко объектов.

4. Объем – кол-во объектов, к-рые м.б. схвачены Вн. одновременно. Ср.объем Вн. = 7 + 2

5. Переключаемость – намеренные перенос Вн. с объекта на объект, быстрый переход от одной дея-ти к другой.

 

Теории внимания.

1. Теория Рибо – психофизиологическая моторная теория (связь Вн. с движением и эмоциональными процессами).

2. Теория Д. Узнадзе – теория установки как мех-зма Вн.

3. Теория П.Я. Гальперина – Вн. как функция контроля.

Вн. форм-ся из контроля за предметным содержанием дея-ти.

Вн. как действие контроля осущ-ся с помощью образца заранее составленного плана, к-рый позволяет управлять Вн., а не направлять его на то, что бросается в глаза.

Ценность теории Гальперина – в возм-ти формирования Вн. как действия контроля (внутреннего, умственного, сокращенного).

Вн. – это контроль, но контроль – это развернутая предметная дея-ть. В том случае, когда действие контроля становится внутренним, умственным и сокращенным, тогда оно превращается во Вн.

 

Развитие внимания.

В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания.

В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн.

С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого.

В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции.

В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции.

К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн.

Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.

 

Нарушения внимания.

1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете.

2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте

истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре;

мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн.

3. Персервация – затруднение переключаемости.


Тема 11. Память.

Понятие и значение памяти.

Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта.

Память – это с/ма процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок.

Роль памяти.

Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.

 

Процессы памяти.

1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П.

Он зависит:

– от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов);

– от установок.

Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала).

При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след.

Виды запоминания:

1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно.

2) Заучивание – произвольное запоминание.

2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала.

3. Воспроизведение – это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П. Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала.

Виды воспроизведения:

1) узнавание (происходит с опорой на восприятие)

2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.)

3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью)

4. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей.

Виды памяти.

1. По установке и времени сохранения:

1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.)

2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2)

3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть)

4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз)

5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству)

2. По связи с психическими процессами:

1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др.

2) эмоциональная П.

3. По связи с мышлением:

1) механическая П. (основана на заучивании)

2) смысловая, или логическая П.

4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.

 

Мышление

План

1.Понятие сущность, и роль

2. Механизмы мышления

3. Классификация и виды

5. Мыслительные операции

6.Формы М

7.Индивид особенности мышления (качества ума)

8.Мышление и интеллект, структура интеллекта

Мышление - высший псих. процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Обобщенно -мыслим не конкретными предмет, а обобщаем (выражаем мысль понятием животное).

Опосредовано -мы выносим сужден о свой пред без непосредственного контакта с ним путем анализа косвенной информации погоду не выходя из дома по градуснику мыслим с помощью средств, образы знаки язык оперируем промеж звеньями прошлый опыт знаковые системы

 

Единицы М:

-действия

-образы

-понятия

Роль: расширяет границы познан (строение атома) позволяет познать мир и воздействовать на него.

Физ. механизмы = работа коры,2 сигнальной системы, речевые центры, работа 3 блока,

Лобные отделы коры условно рефлекторный процесс.

Виды мышления

По форме генезу

-Наглядно - действенное, (практическое) познание связей в реально преобразуемых сит предметов (ручное),выделяется из практических действий на основе физического манипулирования оперирования предметами (погремушка,)

- Наглядно - образное, субъект оперирует образом как внутренним так и внешним (чертеж), но оперирует ими в уме без непосредственного контакта,

-Словесно-логическое - оперирование понятиями направлено на выявление ненаблюдаемых закономерностей выражается в форме понятий суждений умозаключений использует систему символов (букв и цифр)

По характеру решаемых задач

-Теоретическое понятийное (познание законов и правил)

-Практическое (эмпирическое)

По степени новизны

-Репродуктивное (мышление по образцу)

-Творческое (создание нового, выдвижение новых идей)

 

По степени развернутости и осознанности:

-Интуитивное (свернутое во времени, быстрое не расчлененное, минимально осознанное)

- Аналитическое (развернутое этапное, максимально осознанное)

-Дивергентное порождение оригинальных идей, допускающее существование нескольких правильных ответов на 1?

Мыслительные операции - техническая операциональная сторона мышления.

 

Анализ мысленное разложение целого на части и выделение отдельных признаков и свойств

Синтез мысленное соединение частей в целое.

существуют в единстве говорят об аналитико-синтетической = возникает из практических действий.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами на основе анализа - осуществляется по одному основанию.

Абстрагирование выдел 1 признака при одновременном отвлечении от других свойств, предметов.

Обобщение -мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация - мысленное выделение частного из общего, обратное обобщению.

Классификация = объединение в группы в соответствии с отдельными признаками.

Формы логического М

Понятие - форма Мышления

Понятие - мысль о предмете выражающая его существенные признаки, каждый из которых взятый в отдельности необходим, а все вместе достаточны чтобы отличить один предмет от другого.

Суждение -форма Мышления выражающая связь понятий в виде утверждения или отрицание тех или иных связей между предметами.

Умозаключение -форма Мышления в которой из 1 или нескольких суждений выводится новое.

Свойства М (качества ума)

1. Глубина в отличие от поверхности - умение проникнуть в суть явления, отделить главное от второстепенного, понять явление во всех связях и отношениях.

Поверхностность = выделение случайных единичных связей и признаков (ветер дует потому что деревья качаются)

2. Гибкость = степень изменчивости Мыслительной Деятельности, свобода от влияния известных приемов, умение быстро изменять мыслительную деятельность при изменении обстановки. Инертность склонна к шаблону, трудно изменить привычные ходы мыслей.

3. Самостоятельность = умение вести активный поиск новых знаний, легкость принятия помощи, учет ошибок,

4. Подражательность - стремление копировать известные способы, избегать интеллектуальное напряжения, слепота к ошибкам.

5. Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли, выверять выдвинутые положения и не считать верной первую высказанную мысль, критично оценивать все за и против.

6. Некритичность - все принимать на веру.

7. Широта ума - это качество ума, характеризующееся разносторонностью знаний, их обобщенность, связь теории с практикой, способность охватить весь спектр сведений.

8. Осознаность - возможность выразить в слове результат мыслительной деятельности, все этапы деятельности, все способы, с помощью которых найден результат.

9. Интеллект – это совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

 

В наст время б колл тестов претенд на изуч И м раздел на неск групп

№ 5модель интеллекта разобр самост интеллект М и

Тема Речь

План

1Понятие и роль р

Функции р

Ф мех

Виды р

Свойства

Развитие р

Речь - процесс общения людей посредством языка или Специфическая человеческая способность формулировать мысль с помощью языков средств.

Язык - система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих значение и смысл.

Роль:

- формирует С и М, самосознание.

- с помощью речи становится возможным управление псих. процессами.

- слово выделяет предмет из среды, дает ему имя (это чашка)

- управление поведением

Функции:

Общения и мыщления

1) Экспрессивная - самая 1 и стойкая, проявляется в интонации, отражающей отношение эмоционального состояния личности, особ в э.

2) Комуникативная – средство.

3) Интеллектуальная - орудие Мышления, выражающееся в умении точно логически сформулировать мысль.

4) Сигнификативная - обозначаю, позволяет произвольно вызывать образы, дажев их отсутствие с удваи мир.

5) Обобщение -

 

Физ. Механизмы - работа артик. аппарата голосовых связок, губ, языка. Нарушение речевых центров ведет к нарушению. В основе речевого процесса лежит деятельность 2сигнальной системы, работа коры больших полушарий при ведущей роли 3 блоков мозга. Следует отметить существование в больших полушариях речевых центров.

- Центр Брока - французский хирург, связан с громким признанием речевых верхних лобных извилин больших полушарий, левое полушарие ведущее в речевой Деятельности.

-Центр Вернике -немецкий нейрохирург - связан с пониманием смысла речи.

-Центр письма Мышления - локализованы в отдельных зонах мозга, например в височной зоне Елена

 

Виды речи:

1) Внешняя речь - ориентирована на других. Это общение при помощи разговора или технических устройств.

2) Внутренняя речь - направлена на себя, имеет внутренние сокращения, характерное орудие М субстрат.

3) Устная = слышимая и произносимая (сокращение количества слов, простая грамматическая конструкция, дополненная мимикой и жестами).

4) Диалогическая - речь, где в равной мере активно участвует собеседник, могут быть сокращения и понимание с полуслова.

5) Монолог - развер простр связ предполагающая большие требования к говорящему, требует тщательный подбор слов, план, логика последовательности (лекции, доклады).

6) Письменная - четкий замысел, отсутствие иных средств краткости языка, высокие требования к логике изложения.

7) Аффективная -нет замысла, проста ограничениями. (Ну, погоди)

Свойства речи:

1) Содержательность - характеризуется объемом выраженности мыслей, чем м слов и б мыслей тем с (послов погов афориз)

2) Понятность – обеспечивающееся отбором доступного материала слушателям, связана с логичностью, краткостью, простотой.

3) Выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью, дикцией, интонацией. Примение оттенков энергичности, страстная яркость, паузы, интонация, жесты, мимика.

4) Действенность -определяет влияние на мысли, чувства, поведение, обеспеченная учетом возрастных особенностей слушателей.

Развитие речи:

 

1) Доречевой - развитие восприятия речи = фонем слух различение звуков, слогов. 2-3 месяца появляются первые звуки, непост гуление голосоые проявл вокализации плач млад преобладание гласных звуков высокой частоты.

На 2 месяце появляется смех.

К 5 месяцам лепет псевдо слова лишен смысла.

С 8 месяцев этап предметного соотнесения открывает возможности заместить словом целый класс предметов, сложная комбин звуков ба па (лепет одинаков на всех языках даже глухие младенцы лепечут и гудят, это врожденная особенность голосового аппарата. Наряду с этим развивается восприятие улавливание фонем своего языка - маленький японец различает разницу Л-р,а с 1 года это недоступно)

2) речевой - около 1 года первые слова звукокомплектованы, к 2 годам в словаре 25 слов, 6 лет - 15000

3) грамматически – смысловой -овладение правилами синтаксиса и овладение смысловой стороной семантикой, переход от 1слов выск к 2 слов от 1,5 до2и прост предл тося там мама пруа папа бай бай еще мока от 2 лет рост словаря овлад словар з-апасом

1-3г сензитивный период развития речи, чем полноценнее общение ребенка со взрослыми тем выше псих. развитие. Словотворч убольшила саморубка толстопузые ноги

 

Т О разв речи идет

От речи для др к речи для себя а не наобор

От комуникации к планир и регулир

От элемент мех к высш уровню

Овлад 2 язык в дет происх как 1 а после овл род яз сверху вниз с сознат операц через выбор языков средств

От умений к нав от нав с сложн умениям

Нарушения речи:

 

Афазии - полная или частичная потеря речевой моторики, трудности восприятия слов сенсор не поним

Воображение

 

1) Хар-ка,сущность,роль воображения,.

2) Механизмы Воображения

3) Виды Воображения

4) Воображение и творчество

 

 

В широком смысле Воображение –оперирование разнообразными образами Это универсальная человеческая способность.

Воображение = психический процесс построения новых образов, путем переработки содержания опыта.

 

Сущность: образы Воображения не возникают из ничего, это создание нового на основе использования того что уже было в опыте человека.

 

Процесс Воображения состоит из этапов:

1 анализ мыслительно разложенных исходных частей (конек горбунок)

2 абстрагирование этих частей (уши, горбы)

3.синтез соединение их в новые сочетания это и есть аналитико-синтетическая характеристика воображения.

Роль: основа творчества и движения общества вперед, вся культура - продукт воображения. Воображение выводит за пределы существующей ситуации и напоминание о прошлом, открывает будущее. Если бы не было воображения, не создавались бы шедевры.

Функции воображения:

1) Образное представление действительности (мороз и солнце)

2) регуляция эмоционального состояния

3) произвольная регуляция поведения, формирование ВПД

4) Планирование и программирования действий

5) Воображение неразрывно связано с ПП какими и как

6) с восприят в отлич от восп элем фантаз и вымысла

 

Физиол. механизмы: В сложная аналитико-синтетической Д мозга, мех коры и подкорки в процессе Воображения актуализируют и перегруппировывают нервные связи Образуя новые сочетания, тесно связано с механизмами подкорки гипоталамо-лимбической системой. Тесно связано с регуляцией органич. процессов и под действием воображения возникает сильные физио. реакции СМ Речь и 2 сиг сис функц модель Анохина лоб

Виды

По волевому усилию:

1) пассивное (непроизвольное): м/б непреднамеренным (сновидения и галлюцинации) и преднамеренным (грезы - образы не связанные с волей, а связаны с потребностью Личности.)

2) Активное (произвольное): связано с волевыми усилиями и постановкой цели

Мечта - образ желаемого будущего, активна, произв. сознат. процесс, По степени Активности = воссоздающими воссоздание образов по описанию и творческое субъективно новое и объективно новое теория Энштейна.

Приемы В

1. Агглютинация (склеивание) слияние отдельных элементов в образ. В технике агглютинации вып сказ образы какие: избушка на курьих конек горбунок на спине с двумя горбами и с осл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.257 с.)