Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Ощущение и восприятие.

Поиск

Ощущение.

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных св-в предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор.

Ф.М. ощущения – дея-ть анализатора, включающая рецептор, проводник (нервы) и определенную зону коры мозга.

 

Классификация ощущений:

1. По модальности (принадлежности к рецептору): обонятельные, зрительные, вкусовые и др.

2. По положению рецепторов: экстерорецептивные (дистантные и контактные); интерорецептивные; проприорецептивные.

 

Общие свойства ощущений:

1. Качество: каждый вид О. имеет качественные различия.

2. Интенсивность: определяется силой действия раздр-ля и функц. состоянием рецептора.

3. Длительность О. – время действия раздр-ля.

4. Пространственная локализация – соотн-ие с частью тела, где возн-ет О.

 

Закономерности ощущения:

1) пороги

Нижний порог О. – минимальная величина разд-ля, способная вызвать едва заметные О.

Верхний порог О. – максимальная величина разд-ля, после к-рой О. прекращается.

Различительные порог – это различие 2-х разд-лей, вызывающих едва заметное различие О.

2) чувствительность (способность иметь О.) - на чувст-ть влияет дея-ть.

Соотн-ие м/у чувст-тью и порогом – обратно пропорциональное.

Закон Вебера-Фехнера: при возрастании раздр-ля в геом. прогрессии сила О. увеличивается в арифметической прогрессии.

Св-ва О. (закономерности):

1. Адаптация – приспособление органов чувств к действию стимулов.

2. Сенсибилизация – усиление чувст-ти при взаимодействии О.; разв-ся путем упражнений.

3. Синестезия – под влиянием одного раздр-ля возн-ют О., характерные для другого.

4. Компенсация – при нарушении одного анализатора др. анализатор берет на себя его роль.

5. О. имеет эмоциональную окраску – чувственный тон.

6. О. врожденны и оч. важен сенсорный опыт (опыт О.), к-рый формир-ся в активном взаимодействии со средой.

Сенсорная депривация (отсутствие сенсорного опыта) приводит к нарушению психического развития.

 

Восприятие.

Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.

Для формирования В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета.

Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции – дея-ть по формированию образа.

Компоненты восприятия:

1) обследование предмета

2) выявление характерных признаков

3) опознание и отнесение предмета к опред. категории

+ работа памяти, воображения, мышления.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.

 

Св-ва В. (св-ва перцептивных образов) ЦПКиОС

1. Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого.

2. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету.

3. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.

4. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона».

5. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории.

6. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру.

Виды восприятия.

1) По модальности

2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В.

3) По предмету В.:

1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти.

Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода).

В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от:

содержания дея-ти,

от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события)

2В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности.

Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата.

В. простр-ва имеет 3 компонента:

ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва

зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз)

бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины

3В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру.

4В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза.

5В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек.

6В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции.

7В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.

 

В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.

 

Нарушения в восприятии:

1) Иллюзии – это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств.

2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого.


Тема 10. Внимание.

Сущность Вн. и его роль.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической дея-ти, внутр. акцент психических процессов.

Внимание (по Гальперину) – это сокращенное, внутр., умственное действие контроля.

Роль:

1. Вн. отбирает нужную и ненужную инф-цию, выделяет главное.

2. Обесп-ет четкость работы сознания, глубину и ясность отражения действ-ти.

3. Необходимое условие качественного выполнения дея-ти.

Вн. занимает особое место среди психических явлений, т.к.:

оно не выступает отдельно от остальных психических процессов, а присоед-ся к ним (к восприятию – всматриваемся, вслушиваемся; к мышлению – обдумываем)

у Вн. нет собственного продукта, но есть результат: улучшение всякой дея-ти, к к-рой оно присоединяется.

Физиологические мех-змы Вн. сложны и связаны с рефлекторной дея-тью мозга.

1) ориентировочный исследовательский рефлекс «Что такое?» как мех-зм непроизв. Вн.

2) доминанта – очаг оптимального возбуждения в опред. зоне коры, к-рый переключает на себя др. очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении др. участков коры.

3) ретикулярная формация (в стволе г.м.) обесп-ет состояние активного бодрствования

4) взаимод-ие 1 и 2 сигнальной систем

 

Виды внимания.

Виды Вн. Характеристики Условия возн-ния Физиолог. мех-зм
Непроизвольное Вн. легкость возн-ния отсутствие волевого усилия легкость переключения Сильный контрастный раздражитель ориентировочный рефлекс «Что такое?», возн-ет доминанта
Произвольное Вн. направленность на цель волевое усилие Постановка цели Доминанта, 2 сигнальная с/ма
Послепроизвольное Вн. Сохранение целенаправленной дея-ти при снятии волевого усилия Вхождение в дея-ть и возн-ние интереса к ней доминанта

Факторы Вн.

1. Хар-р раздр-ля (сила, новизна раздр-ля)

2. Структурная орг-ция (объединенные объекты воспринимаются лучше)

3. Отн-ие к потребностям личности (особо значимое)

 

3. Свойства внимания. УКРОП

1. Устойчивость – спос-ть длительное время сосредотачиваться на объекте. Ф.М.–доминанта.

2. концентрация – степень сосредоточения Вн. на объекте. Ф.М. – доминанта.

3. Распределение – возможность удерживать в сфере Вн. одновременно неск-ко объектов.

4. Объем – кол-во объектов, к-рые м.б. схвачены Вн. одновременно. Ср.объем Вн. = 7 + 2

5. Переключаемость – намеренные перенос Вн. с объекта на объект, быстрый переход от одной дея-ти к другой.

 

Теории внимания.

1. Теория Рибо – психофизиологическая моторная теория (связь Вн. с движением и эмоциональными процессами).

2. Теория Д. Узнадзе – теория установки как мех-зма Вн.

3. Теория П.Я. Гальперина – Вн. как функция контроля.

Вн. форм-ся из контроля за предметным содержанием дея-ти.

Вн. как действие контроля осущ-ся с помощью образца заранее составленного плана, к-рый позволяет управлять Вн., а не направлять его на то, что бросается в глаза.

Ценность теории Гальперина – в возм-ти формирования Вн. как действия контроля (внутреннего, умственного, сокращенного).

Вн. – это контроль, но контроль – это развернутая предметная дея-ть. В том случае, когда действие контроля становится внутренним, умственным и сокращенным, тогда оно превращается во Вн.

 

Развитие внимания.

В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания.

В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн.

С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого.

В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции.

В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции.

К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн.

Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.

 

Нарушения внимания.

1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете.

2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте

истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре;

мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн.

3. Персервация – затруднение переключаемости.


Тема 11. Память.

Понятие и значение памяти.

Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта.

Память – это с/ма процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок.

Роль памяти.

Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.

 

Процессы памяти.

1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П.

Он зависит:

– от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов);

– от установок.

Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала).

При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след.

Виды запоминания:

1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно.

2) Заучивание – произвольное запоминание.

2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала.

3. Воспроизведение – это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П. Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала.

Виды воспроизведения:

1) узнавание (происходит с опорой на восприятие)

2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.)

3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью)

4. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей.

Виды памяти.

1. По установке и времени сохранения:

1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.)

2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2)

3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть)

4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз)

5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству)

2. По связи с психическими процессами:

1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др.

2) эмоциональная П.

3. По связи с мышлением:

1) механическая П. (основана на заучивании)

2) смысловая, или логическая П.

4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.01 с.)