Тема 3. История предмета психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. История предмета психологии.



1. Психология сознания (1879 г.) – сознание

В. Вундт, У. Джемс

Методы: интроспекция (самонаблюдение)

В основе сознания лежат простые элементы. Структурализм – сознание имеет стр-ру. Функционализм – психич. жизнь – это непрерывный поток инф-ции, а сознание выбирает то, что соответствует внутр. состоянию.

 
 

2. Бихевиоризм (нач. ХХ в.) - поведение

Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк

Методы: наблюдение, эксперимент

Практика: бихевиоральная терапия, лечение фобий.

S – R: стимул порождает определенную реакцию.

 
 


3. Психоанализ – бессознательное

З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер

Методы (Практика): анализ снов,

метод свободных ассоциаций

анализ описок, оговорок, забываний

 

4. Гуманистическая y - здоровая творческая личность, индивидуальность

К. Роджерс, А. Маслоу, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мей

Методы: биографический метод

Практика: клиент-центрированная терапия (Роджерс).

Черты: эмпатия, конгруэнтность

 
 

5. Гештальт-психология – гештальт

М. Вертгеймер, К. Левин, К. Коффка, В. Келер

Методы: феноменологические описания (наблюдение содержания своего восприятия, выявление в сознании образных стр-р).

Практика: гештальт-терапия. Ее цель: восстановить утраченную целостность. Методом психодрамы. Исп-ся закон фигуры и фона.

Психике свойственно стремление к целостности, завершенности. Эффект Зейгарник Б.Ф. (эф. незаконченного действия).

 

6. Когнитивная y (60 гг. ХХ в.) – познавательные процессы

У. Найссер, Саймон, Брунер, Келли

Методы: информационный подход

Практика: рациональная терапия: причина аномального поведения – иррациональные мысли. Главное – научить ч-ка мыслить рационально.

 

7. Отечественная y - закономерности психики

Выготский, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн, Давыдов

Методы: деятельностный подход

Практика нарабатывается

Развитие психики в дея-ти, единство сознания и дея-ти, утверждение социальной сущности психики.

Вывод: Единой y нет, но есть разные научные направления с разными методами изучения и с разной практикой. Сов-ть предметов исследований определяет срез y-ой науки как целой.


Тема 4. Методы психологии.

1. Метод – это путь научного исследования, способ орг-ции исследования в сов-ти приемов и операций.

Метод + предмет = научный подход.

Особ-ти научного подхода выражаются в принципах исследования или в методологических принципах (исп-ся в отечественной y).

Метод конкретизируется в методике, к-рая сод-ит описания процедур изучения.

Научный подход ð методол. принципы ð метод ðметодика.

Методология – учение о методе, с/ма принципов орг-ции научного исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.013 с.)