Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Лидерство, как социально-экономическое явление, роль и место в управлении трудовым коллективом

Поиск

Лидерство – это способность влиять на индивидуумов и группу людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Поэтому лидерство выступает важнейшим фактором в системе руководства трудовыми коллективами предприятий для повышения эффективности их функционирования.

Лидерство имело первостепенное значение и на ранних ступенях развития человеческого общества. По мере социализации человека лидерство меняло свое содержание, хотя основной смысл и назначение – обеспечить группе людей достижение целей – в значительной мере остался прежним.

Лидерство – стержневой процесс организации группового поведения. Без лидерства не существует коллектива (группы).

В современных условиях лидерство основано не на традиции, а логически вытекает из психологии современного человека, хотя основной принцип превосходства сохраняется. Лидер непременно должен в чем-то превосходить остальных членов группы (умственное, моральное превосходство, превосходство в силе и т.п.)

Лидерство выражает собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации в процессе их деятельности. Появляясь в момент формирования целей, лидерство фокусирует в себе отношения между членами группы (коллектива).

Лидер – это никем не назначаемый человек, который выдвигается тогда, когда группа идет к цели для лучшей организации путей и средств достижения этой цели.

Решающую роль в проявлении механизма выдвижения группой лидера играет ситуация. Сюда могут быть отнесены увеличения в размерах и усложнение группы, возникновение препятствий на пути достижения групповой цели, внешние или внутренние угрозы, конфликты в группе или провал официального руководителя. В последнем случае почти всегда руководство группой берет на себя неофициальный лидер.

В особо сложных условиях при достаточно многочисленной группе бывает, что один лидер не в состоянии обеспечить достижения поставленной цели, тогда группа выдвигает двух и более лидеров; во главе группы стоит один «главный» лидер, а затем следуют лидеры второго и третьего порядка.

Если иерархия развивается в рамках формальной структуры, то она оказывает существенное влияние на управляемость группы и на деятельность официального руководителя. Большое значение на лидерство оказывает субъективный фактор – личное стремление к лидерству, жажда власти, выгода, престиж и т.д.

Для выдвижения лидера важно, чтобы его представления о нормах и ценностях совпадали с аналогичными представлениями большинства членов группы. Лидер непременно должен восприниматься членами группы как «один из нас», иногда «лучший из нас».

Лидеры новой формации делают акценты не на контроле поведения, а на развитии сотрудников, их инициатив, поддержке идей, они оставляют себе роль проводников изменений и толкователей курсов действий, которые сами определяют, заявляя при этом, что служат другим.

Качества личности лидера должны по некоторым параметрам несколько превышать аналогичные качества остальных членов, однако, не слишком. В противном случае человек, уровень которого намного выше его непосредственного окружения, будет восприниматься как исключительная личность. Его либо сразу отвергнут, и он окажется в состоянии изоляции, либо будут уважать, обращаясь к нему за советами, но, глядя на него снизу вверх, не будут считать его своим, и, следовательно, неформальным лидером он быть не может. Определяющими чертами при оценке лидера и его выдвижении группой являются энтузиазм, способности, уверенность в себе, глубокое знание дела, чувство справедливости и т.п.

Лидерство следует понимать в первую очередь, как организацию, планирование и управление деятельностью группы, как средство осуществления информации в прямой и обратной связи. Наиболее важными функциями неформального лидерства являются: координация всех действий группы (исполнительная); планирование работы группы, функция установления целей и основных средств их достижения, информационная функция, функция представительства группы во внешних связях, функция контроля внутренних связей членов группы, функция поощрения и наказания, функция арбитра и посредника. Такие же функции выполняет официальный руководитель. Чем выше авторитет лидера и в его лице официального руководителя, тем выше эффективность деятельности коллектива. Следовательно, для нормального функционирования трудового коллектива предприятия является крайне важным, чтобы официальный руководитель в то же время был и неофициальным лидером.

Как должен вести себя руководитель предприятия, который является лидером? Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей предприятия? Ответ на эти вопросы пытается выявить и подсказать теория лидерства. При определении значимых факторов эффективного лидера применяется подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства (теории великих людей), лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из них – это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, образование и высокая степень уверенности в себе.

Однако ныне нет единого мнения о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. В разных ситуациях эффективные руководители обнаруживают разные личные качества. Вывод таков, что не существует такого набора качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, а поэтому эффективность руководства имеет ситуационный характер, хотя личные качества руководителя играют не последнюю роль в управлении.

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения.

Основной недостаток поведенческого подхода к лидерству заключается в тенденции исходить из предложения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Однако, очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Ситуационный подход. Личные качества руководителя и его поведение являются существенными компонентами эффективного руководства. Однако, в эффективности руководства решающую роль могут сыграть ситуационные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющаяся у руководителя информация.

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой в орга­низации должности. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше фор­мальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрес­совых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важ­ных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется под­держкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Неформальное лидерство – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обу­словлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эф­фективного сочетания обеих основ власти.

Лидерство – это не управление. Управление концентрирует вни­мание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям, эффективный менеджер не обязательно явля­ется эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристи­ки находятся как бы в разных измерениях.

Качества лидера:

Не стоит считать лидерство узкой темой управления персоналом. Лидерство старше менеджмента и уже давно оказалось ключевым, основополагающим объектом внимания и предметом изучения практиков большого и малого бизнесов.

ЛИДЕР ищет цель и пути её достижения, руководитель обеспечивает достижение цели и следует указанным лидером путем, лидер определяет правильные дела, менеджер правильно выполняет функции и дела.

Перечень некоторых качеств ЛИДЕРА:

- направляющее видение, упорство при неудачах и даже провалах;

- страсть, любовь к делу и тем людям, с которыми оно делается;

- целостность личности, личная убежденность, искренность и зрелость;

- доверие, способность заслужить доверие других;

- любознательность, стремление научиться как можно большему;

- дерзновенность, готовность идти на риск и эксперимент.

Лидеры новой формации делают акценты не на контроле поведения, а на развитии сотрудников, их инициатив, поддержке идей, они оставляют себе роль проводников изменений и толкователей курсов действий, которые сами определяют, заявляя при этом, что служат другим.

Вопрос 6 Вариант 2 (выбирайте сами, что понравится)

Лидерство — один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда отдельный член группы объединяет, направляет действия всей группы.

Лидерство — это возникновение особого статуса у руководителя (менеджера) или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалификации, доверие, личные симпатии и т.п. Лидерство рождается потребностью и практикой неформального управления. Человек, имеющий такой статус в группе, называется лидером.

Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями руководителя. В этом случае соединяются должность и лидерство. Но эти отношения могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Тогда возникает конфликтная ситуация.

Умение так построить отношения с лидером, чтобы они усиливали формальную деятельность руководителя, — одна из важных сторон искусства управления

Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти, но определенной властью над людьми обладает.

Он управляет примером, убеждением, воодушевлением. При возникновении исключительных ситуаций лидерство перерастает в явную власть и может быть оформлено в реальные полномочия.

Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности.

Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях.

Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер — последователи», а не «начальник — подчиненные».

Элементы лидерства:

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных:

лидерские качества (ум, уверенность в себе, знание дела, активность и др.);

лидерское поведение (авторитарное, демократическое, пассивное; с ориентацией на отношения в группе; на основе личных качеств подчиненных; на уровне содержания работы);

ситуации, в которой действует лидер.

Выделяют формальное и неформальное лидерство.

В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности.

Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

В эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.

Представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства с позиции:

1. Личных качеств;

2. Особенностей поведения человека в организации;

3. Конкретной ситуации.

Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий (априори) – это уникальная личность, обладающая набором различных способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя и, являясь одномерным, он может быть:

авторитарным, демократическим или либеральным.

Исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних.

Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется.

В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.

Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор.

Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей.

Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят.

Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами.

Их вера в правоте своей деятельности передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей, упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей, импульса к действиям.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности.

С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений управления отличается от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный».


Вопрос 7. Стратегическое планирование предприятия, как основа его устойчивого развития

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей - плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Основными признаками стратегического планирования являются:

– цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы;

– носитель идеи планирования - высший менеджмент;

– проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;

– горизонт планирования – длительные сроки;

– охват – глобальный, широкий спектр альтернатив;

– принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:

– анализ внешней и внутренней среды;

– формулировка миссии (смысла существования) и целей организации;

– разработка стратегии.

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образуют стратегический план.

Процесс стратегического планирования представляет собой следующую последовательность действий (рис. 4):

 

 

Рис. 4. Этапы стратегического планирования

Существует несколько типов стратегических решений.
Корпоративная стратегия показывает, как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию.

Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию.

Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (например, логистической, маркетинговой, инвестиционной и др.), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.009 с.)