Сущность менеджмента. Организация как система, определение и классификация систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность менеджмента. Организация как система, определение и классификация систем.



СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ.

Менеджмент – совокупность методов, принципов и форм управления организациями, применяемых с целью повышения эффективности их работы. В широком смысле менеджмент можно трактовать как организационное управление.

Под организациями понимают скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают во имя достижения общей цели или совокупности целей.

Хозяйственными организациями являются: фирмы, компании, корпорации, конгломераты; их подразделения; группы исполнителей работ; системы управления и др.

Для создания организации необходимо иметь некоторый имущественный комплекс и располагать определенным контингентом работников. Для образования юридического лица должны быть определены цели и создана организация, ориентированная на их достижение.

Совершенствование и развитие организации, управление, ориентированное на достижение цели с эффективным результатом, - все это также относится к функциям менеджмента, областями деятельности менеджмента здесь являются: организация внешних связей на входе и выходе данной организационной системы.

Аспекты менеджмента:

1. Управление процессами создания организации.

2. Управление процессами внутри организации.

3. Управление с позиции процессов включения организации во внешнюю среду.

4. Управление самой организации.

Управление хозяйственными организациями осуществляется в соответствии с системным подходом. Это означает, что организация рассматривается как большая открытая система, встроенная во внешний мир. Система представляет собой совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у элементов.

Все многообразие систем классифицируется по определенным признакам (табл. 1).

Таблица 1. Классификация систем

Признак Виды систем
1. Происхождение Естественные (природные) Искусственные (антропогенные): технические, технологические, информационные, социальные, экономические, иные.
2. Объективность существования Материальные Идеальные
3. Связь со средой Открытые Закрытые
4. Зависимость параметров от времени Статические Динамические
5. Обусловленность действия Детерминированные Вероятностные (стохастические)
6. Место в иерархии Суперсистемы Большие системы Подсистемы

 

Социально-экономические системы, к которым относятся все хозяйственные организации, являются искусственными, материальными, открытыми, динамическими, вероятностными большими системами. При этом под большими системами понимают такие системы, которые могут быть представлены совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих базовые элементарные функции. Такие системы обладают рядом специфических свойств, определяющих особенность их функционирования:

1. Неаддитивность. Эффект от деятельности систем не всегда равен алгебраической сумме эффектов подсистем. Неаддитивность характеризует возникновение нового качества как продукта интеграции, соединения элементов и их взаимовлияния. В хорошо организованной системе целое всегда больше суммы частей, а в дезорганизованной системе целое обычно меньше этой суммы.

2. Эмерджентность. Целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функции большой системы. Задача управления – сглаживание противоречий и нахождение компромиссов для подсистем.

3. Синергичность. Однонаправленность действий в системе, интеграция усилий, приводит к усилению (умножению) конечного результата.

4. Мультипликативность. Эффекты, как положительные, так и отрицательные в больших системах чаще обладают свойствами умножения, а не сложения. Умножение отрицательных эффектов происходит в явно «облегченных» условиях и ведут к саморазрушению систем при отсутствии должного регулирующего действия.

5. Обособленность. Стремление к автономности, изолированности тех или иных подсистем. Проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей системы, централизации и децентрализации управления.

6. Совместимость. Подсистемы должны обладать взаимоприспособляемостью, взаимоадаптивностью. Данное свойство относиться и к взаимодействию с другими системами среды.

7. Централизованность. Один из элементов большой системы (или их некоторая совокупность) должен выполнять главную роль в функционировании. Все подсистемы в этом случае руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

8. Устойчивость. Данное свойство характеризует функционирование –работу системы. Устойчивость может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении структуры.Для повышения устойчивости работы приходится либо устранять излишние подсистемы, либо добавлять новые.

9. Адаптивность. Данное свойство означает способность приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий таким образом, чтобы эффективность и стабильность функционирования большой системы не ухудшались. При этом всегда имеются пределы саморегулирования-адаптивности. За этими пределами система теряет свою устойчивость.

10. Обратная связь. Информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).

Вышеперечисленные свойства больших систем интегрируются в обобщающих, к которым можно отнести:

1. Организованность – это свойство связано с организацией как функцией управления.

2. Целеустремленность –в своей деятельности система сохраняет ориентир на стратегические цели развития.

3. Функциональная гибкость – система реализует множество функций и гибко изменяет их набор и интенсивность в зависимости от коррекции цели и изменения внешних условий.

 

Рис. 1. Взаимосвязь внутренних переменных организации

 

Внешняя среда организации условно разделяется на среду прямого и косвенного воздействия. В целом она характеризуется сложностью, динамичностью и неопределенностью. К среде прямого воздействия относят поставщиков, потребителей, конкурентов, законы и государственные органы, общественные организации, акционеров. К среде косвенного воздействия – технологию, экономику, политику, социокультуру, местное население и географическое положение.

Поставщики формируют входы организации. Это все ресурсы, потребляемые организацией. Основными из них являются материалы, капитал и трудовые ресурсы.

Потребители являются центральным фактором внешней среды. Цель бизнеса – не только обслуживание, но и создание потребителя. Выживание организации в значительной мере зависит от способности находить потребителя.

Конкуренты во многих случаев больше, чем потребители определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно за это запросить. От реакции на конкуренцию зависят многие переменные организации.

Законы и государственные органы формируют правовые ограничения и условия функционирования организации. Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью и даже неопределенностью. На организацию влияют не только государственные, но и местные органы.

Акционеры могут влиять на политику организации, а в ряде случаев, и на текущее функционирование.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. Особую значимость она приобретает для организаций, имеющих дело с наукоемкими бизнесами, отраслей и сфер с высокой конкурентоспособностью.

Состояние экономики влияет на стоимость всех потребляемых ресурсов, на возможность получения капитала. Кризис экономики отражается на функционировании организаций во всех сферах бизнеса.

Политика отражает настроение правительственных органов и властей, формирует лоббирование, политическую стабильность.

Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.

Местное население формирует среду обитания организации наряду с географическим положением. Это общины, города и населенные пункты, климат и природные ресурсы.

Особое место во внешней среде имеет международное окружение. К международному бизнесу относят экспорт, лицензирование, совместные предприятия, прямые капиталовложения, многонациональные корпорации.

Рис. 1. Взаимосвязь внутренних переменных организации

 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Внешняя среда организации условно разделяется на среду прямого и косвенного воздействия. В целом она характеризуется сложностью, динамичностью и неопределенностью. К среде прямого воздействия относят поставщиков, потребителей, конкурентов, законы и государственные органы, общественные организации, акционеров. К среде косвенного воздействия – технологию, экономику, политику, социокультуру, местное население и географическое положение.

Поставщики формируют входы организации. Это все ресурсы, потребляемые организацией. Основными из них являются материалы, капитал и трудовые ресурсы.

Потребители являются центральным фактором внешней среды. Цель бизнеса – не только обслуживание, но и создание потребителя. Выживание организации в значительной мере зависит от способности находить потребителя.

Конкуренты во многих случаев больше, чем потребители определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно за это запросить. От реакции на конкуренцию зависят многие переменные организации.

Законы и государственные органы формируют правовые ограничения и условия функционирования организации. Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью и даже неопределенностью. На организацию влияют не только государственные, но и местные органы.

Акционеры могут влиять на политику организации, а в ряде случаев, и на текущее функционирование.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. Особую значимость она приобретает для организаций, имеющих дело с наукоемкими бизнесами, отраслей и сфер с высокой конкурентоспособностью.

Состояние экономики влияет на стоимость всех потребляемых ресурсов, на возможность получения капитала. Кризис экономики отражается на функционировании организаций во всех сферах бизнеса.

Политика отражает настроение правительственных органов и властей, формирует лоббирование, политическую стабильность.

Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.

Местное население формирует среду обитания организации наряду с географическим положением. Это общины, города и населенные пункты, климат и природные ресурсы.

Особое место во внешней среде имеет международное окружение. К международному бизнесу относят экспорт, лицензирование, совместные предприятия, прямые капиталовложения, многонациональные корпорации.

 

Таблица 3. Основные формы постановки задач

Элементы постановки Формы постановки
Вербальная (содержательная) Формальная (математическая)
Дано Цель: что, к какому сроку, кому, что сделать Условия: активные ресурсы, обстановка, ограничения на порядок использования Целевая функция, переменные, моделирующие предпочтения ЛПР, ограничения на переменные, требуемый тип экстремума
Требуется найти Возможные и наилучшие способы решения проблемы Совокупность значений переменных, доставляющих заданный экстремум функции

 

Вербальная постановка задачи удобна для целостного представления о подходах к решению проблемы. Она незаменима на этапе интерпретации рекомендаций, полученных формальными методами, и окончательного принятия решения. Формальная постановка задачи – это исходный пункт для выбора наиболее предпочтительного алгоритмического метода из известных классов математических методов получения оптимального решения задачи.

Выбор формы постановки и метода решения задачи в значительной степени зависит от характера проблемы, которые в данном случае целесообразно классифицировать по признаку структурированности на следующие классы:

1. Стандартные, имеющие четкую структуру и причинно-следственные связи.

2. Хорошо структурированные, расчленяющиеся на подпроблемы на решения которых имеются четко сформулированные математические постановки задач.

3. Слабо структурированные, не имеющие четких причинно-следственные связей, что затрудняет формализованное представление задач.

4. Неструктурированные, характеризующиеся неопределенностью и зачастую невозможностью формализованного представления задач.

Синтез решений для всех классов проблем может быть осуществлен с помощью следующего набора методов:

1. Поиск готовых апробированных решений из банка решений системы. Такие решения зафиксированы обычно в инструкциях и руководящих документах.

2. Экономико-математические методы и модели (ЭММ и М) решения организационно-экономических задач.

3. Эвристические методы синтеза решений.

4. Экспертные системы.

 

 

Таблица 4. Платежная матрица

 

Аi Kj ∑  
K1 K2 Km
А1 D11 D12 D1m ∑D1m
А2 D21 D22 D2m ∑D2m
Аn Dn1 Dn2 Dnm ∑Dnm

 

Лучшей альтернативой будет та, которая имеет максимальную сумму оценок А* = maх ∑Dij.

Использование метода Эд ворта–Парето основано на понятии доминирования альтернатив. Альтернатива А1 является доминирующей по отношению к альтернативе А2, если по всем критериям оценки альтернатива А1 не хуже, чем альтернатива А2, а хотя бы по одному критерию оценка А1 лучше. При этом альтернатива А2 будет доминируемой. Один из возможных способов решения задачи состоит в попарном сравнении альтернатив и исключения доминируемых. Таки м образом получаем множество Эд ворта–Парето (недоминируемых) альтернатив. Задача эта обычно рассматривается как предварительная. Далее решается задача выбора решения – единственной альтернативы из множества Эджворта–Парето.

 

 

Таблица 5. Матрица эффектов

Аi Kj min Эij max Эij
К1 К2 Кm
А1 Э11 Э12 Э1m    
А2 Э21 Э22 Э2m    
..    
Аn Эn1 Эn2 Эnm    

 

Выбор зависит от особенностей ЛПР, эта особенность учитывает отношения ЛПР к статистич природному риску. Выделяют 3 типа ЛПР:

1)ЛПР не склонное к риску – опасается много проиграть, основное внимание уделяет на наихудшие результаты.

2)Склонные к риску, кот боятся мало выиграть, основное внимание уделяет на наилучшие результаты или потенциальные потери.

3)ЛПР безразличен к риску – уделяет одинаковое внимание наилучш и наихудш результатам – взвешенное отношение к риску.

 

Метод Уолда (максимальный) ориентирует на выбор наихудших результатов по каждой альтернативе и выбор альтернативы, приводящей к наилучшему из худших результатов: max (min Эij).

Метод Уолда определяет стратегию – «рассчитывай на лучшее», являющейся довольно осторожной. Более смелая стратегия выбирается с помощью метода Сэвиджа, определяющего, что оптимальной будет альтернатива, для которой максимальный риск при различных стратегиях окажется минимальным. При этом используется не величина эффекта, а величина предполагаемых потерь, рассчитываемая по разнице между наибольшим эффектом, достигаемым при правильном выборе для данного критерия, и ошибочным решения (минимакс):

,

где Sij = max Эij – Эij.

Метод Гурвица позволяет выбрать альтернативу между крайними пессимистическими и оптимистическими стратегиями в зависимости от показателя пессимизма . При этом соответствует крайнему пессимизму, а - крайнему оптимизму. Значение назначается ЛПР.

Формула для выбора по Гурвицу:

.

Метод Лапласа рассчитан на среднюю величину

.

Необходимо отметить, сто использование различных методов теории статистических решений дает и весьма различные результаты. Достоинством же этих методов является то, что они дают определенную свободу выбора для ЛПР. В реальной жизни существует огромное количество стратегий, когда эффективные результаты выбора могут быть получены с помощью экспертных методов.

 

Таблица 6. Матрица попарного сравнения критериев

Кj Кj Σbm Bj βj
К1 К2 Кm
К1 b11 b12 b1m Σb1j В1 β1
К2 b21 b22 b2m Σb2j В2 β2
Кm bm1 bm2 bmm Σbmj Bm βm

 

Для формирования оценок предпочтений критериев используется шкала 0,5; 1,5; 1,0. Оценка 0,5 означает «хуже», 1,5-«лучше», 1,0-«равно». Базой для внесения результатов сравнений в матрицу служит ее строка. Абсолютные приоритеты Вj рассчитываются путем умножения каждой строи матрицы на вектор-столбец Σbm.

Относительные приоритеты βj вычисляются путем нормирования в долях единицы.

После определения относительных приоритетов критерия строят m матриц попарного сравнения альтернатив Аi по каждому критерию Кj.

Для каждой матрицы рассчитываются относительные приоритеты ρi (асолютные – Рi)

Комплексные приоритеты для каждой альтернативы рассчитываются как сумма произведений относительных приоритетов альтернативы на относительные приоритеты критериев:

 

В ряде ответственных случаев на практике используют коллективные экспертизы, когда выбор осуществляется группой экспертов. Установление важности альтернатив при групповом выборе можно производить с помощью балльных оценок, методом простой ранжировки.

 

Таблица 8. Матрица попарных сравнений критериев

 

Кj Кj Вектор приоритетов
К1 К2 Кm
К1 b11 b12 b1m X1
К2 B21 b22 b2m X2
Кm Bm1 bm2 bmm Xm

 

Результаты попарных сравнений b11 … bmm в МАИ формируется с помощью специальной шкалы относительной важности (табл. 9).

Таблица 9. Шкала относительной важности

 

Уровень важности Значение
Равная важность Умеренное превосходство Существенное превосходство Значительное превосходство Максимальное превосходство  

 

Кроме представленных в таблице 9 нечетных количественных значений, могут использоваться промежуточные решения и четные значения оценок.

В матрицу (табл. 8) заносятся как абсолютные значения оценок, так и обратные величины их. Если при сравнении одного критерия с другим получено число 5, то при сравнении второго критерия с первым оценка будет 1/5. Выбор оценок производится относительно глобальной цели.

Векторы критериев Xj рассчитывается по формуле

,

где Xj' – компоненты собственного вектора, рассчитываемые по данным матрицы по формуле:

.

При формировании матрицы попарных сравнений ЛПР может делать ошибки. Одной из возможных ошибок является нарушение транзитивности (например, из b12> b23, b23> b14 может не следовать а12> а14). Во-вторых, возможны нарушения согласованности численных суждений (b12 b23≠ b13). Для обнаружения несогласованности используется подсчет индекса согласованности по формуле:

,

где λmax – характеристика матрицы (табл. 9), рассчитываемая по формуле:

.

Основным показателем согласованности служит отношение согласованности:

ОС=ИС/СС,

где СС – случайная согласованность, формирующаяся при случайном выборе количественных суждений из шкалы 1/9 …. 9.

Величина случайной согласованности зависит от размера матрицы (табл. 10).

Таблица 10. Величина случайной согласованности

 

М                
СС 0,58 0,90 1,12 1,24 1,32 1,41 1,45 1,49

 

Желательным является уровень согласованности ОС ≤ 0,1. Если значение ОС превышает этот уровень, рекомендуется изменить суждения.

Аналогично вышеизложенному осуществляется сравнение альтернатив Аi по каждому критерию Кj. Результатом будут значения векторов приоритетов альтернатив Yij.

Для определения глобальных приоритетов альтернатив формируется матрица (табл. 11).

 

 

Таблица 11. Формирование глобальных приоритетов

 

Аi Векторы приоритетов Глобальные приоритеты
Х1 Х2 Хm
А1 Y11 Y12 Y1m Z1
А2 Y21 Y22 Y2m Z2
Аn Yn1 Yn2 Ynm Zn

 

Расчет глобальных приоритетов производится по формуле:

Zi =

Каждый глобальный приоритет показывает вклад конкретной альтернативы в реализацию глобальной цели, т.е. может использоваться для выбора альтернативы – решения.

 

 

Рисунок 3. Процесс общения

 

Эффективное общение является результатом общего взаимопонимания между коммуникатором и получателем. Следовательно, под общением следует понимать передачу информации и понимание путем использования словесных или несловесных символов. Символы могут быть вербальными и невербальными.

Современная модель общения включает коммуникатор, кодирование, сообщение и средство, декодирование, получатель и обратную связь. Все эти элементы испытывают помехи, называемые шумом.

Коммуникатором в организации будет служащий, имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель общения. Процесс кодирования переводит идеи коммуникатора в систематический комплекс символов – язык, выражающий цель коммуникатора. Менеджер, располагая информацией, переводит ее в сообщение. Кодирование заключается в обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены в виде сообщения. Сообщение – это то, что человек надеется сообщить желаемому получателю, а конкретная форма в значительной степени зависит от средства, используемого для передачи сообщения. Таким образом, средство – это носитель сообщения. Организации обеспечивают сотрудников информацией, используя различные способы: личное общение, телефонные переговоры, групповые встречи, сообщения по факсу, докладные записки и др.

Для завершения процесса общения сообщение должно быть расшифровано, чтобы быть понятным получателем. Декодирование – технический термин для процессов получателя – включает в себя перевод. Получатели переводят (декодируют) сообщение, используя собственный опыт и компетенцию. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному коммуникатором, тем эффективнее является сообщение.

Односторонние процессы общения не дают возможности обратной связи «от получателя к коммуникатору», увеличивая потенциал разрыва между подразумеваемым сообщением и полученным сообщением. Двусторонние процессы общения обеспечивают обратную связь от получателя к коммуникатору. При этом обратная связь общения может реализоваться различными путями. При ситуациях «лицом к лицу» возможна прямая обратная связь посредством вербального обмена, а также таких возможностей общения, как мимика, выражающая недовольство или непонимание.

Помехи могут произойти из элементов общения. Например, менеджер, ограниченный во времени, часто вынужден действовать, исключив общение с подчиненным, или же обращаться с ним поспешно, передавая неполную информацию. Подчиненный может иначе воспринять значение слова или фразы, которое в него вкладывает менеджер.

Невербальное общение – сообщения, передаваемые позой, выражением лица, движением рук или глаз. Люди не могут удержаться от невербальных сообщений. Если, например, индивид пытается выглядеть бесстрастным, то его будет считать скучным, скованным, замкнутым и чопорным. Язык тела также является источником невербального общения: эмблемы, иллюстраторы, адаптеры, проявления аффекта. Эмблемы – это жесты, напоминающие язык знаков. Они помогают быстрее передавать понятие слова или фразы. Иллюстраторы – это жесты, передающие картину того, о чем говорится. Регуляторы – это движения, регулирующие разговор. Эмблемы, иллюстраторы и регуляторы сознательно используются людьми. Адаптеры и проявления аффекта часто являются подсознательными и могут прояснить чувства и отправителя, и получателя. Адаптеры являются выражениями, используемыми для психологического адаптирования к конкретной ситуации. Чаще всего они проявляются при стрессе в межличностной ситуации. Проявление аффекта обычно подсознательны и связаны с эмоциями человека (мимика, передающая чувства человека).

 

Рисунок 4. «Окно Джохари» Межличностные стили общения

 

Арена – область, наиболее благоприятная для межличностных отношений и общения.

Когда информация известна другим, но не известна вам, возникает «слепое пятно». Это составляет помехи для вас, поскольку едва ли можно понять поведение, решения и возможность других, не зная, на чем они основаны. В этом случае отношения и общение затруднены.

Когда информация известна вам, но не известна другим, вы можете реагировать на поверхностные обучения, что представляет собой фасад.

Неизвестность – это область взаимоотношений, где ревалентная информация неизвестна и вам, ни другой стороне.

На рисунке 4 показано, что человек может улучшить межличностные общения, используя две стороны – выражение и обратную связь.

Выражение. Увеличение области арены путем уменьшения области фасада требует того, чтобы человек был открытым и честным при обмене информацией с другими. Процесс использования полученной со стороны информации обозначается как выражение. Человек, передающий информацию, иногда ставит себя в уязвимое положение, так как выражение им истинных чувств путем «рассказа, как это есть» часто сопровождается риском.

Обратная связь. Когда сам человек не владеет информацией и не понимает ее, более эффективные общения могут возникнуть посредствам обратной связи от тех, кто ее действительно знает. Следовательно, слепое пятно может уменьшиться при соответствующем увеличении арены. Повседневная деятельность менеджеров подразумевает эффективные межличностные общения. При этом менеджеры должны быть и отправителями, и получателями информации, что является решающим для эффективной деятельности.

Различают четыре типа менеджеров.

Тип А. Менеджеры, не использующие ни выражение, ни обратную связь. Здесь преобладает область неизвестности, потому что такие менеджеры не желают увеличивать сферу своих собственных знаний или знаний других.

Тип В. Некоторые менеджеры стремятся установить взаимоотношения с подчиненными, однако вследствие своих личных качеств не способны раскрыть и выразить свои чувства и ощущения.

Тип С. Менеджеры, которые ценят лишь собственные идеи и мнения, а не идеи и мнения других, и используют выражение в ущерб обратной связи.

Тип Д. Наиболее эффективное межличностное общение, сохраняющее баланс выражения и обратной связи. Менеджеры, уверенные в собственной позиции, свободно выражают свои чувства и получают обратную связь от других. Менеджер типа Д имеет успех, область арены увеличивается, а общение становится более эффективным.

СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО СХЕМА

Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. В менеджменте за основу планирования принят подход стратегического планирования. Под стратегическим планированием понимают набор действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей.

Процесс стратегического планирования представлен на рисунке 8.

 


Рисунок 8. Процесс стратегического планирования

 

Из приведенного на рис. 8 перечня этапов стратегического планирования видно, что стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно функционировать в сегодняшнем мире бизнеса, организация должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Основные предпосылки стратегического подхода были заложены в послевоенные годы, когда управление фирмами практически каждое десятилетие стало претерпевать существенные изменения. Изменялись условия ведение бизнеса, вынуждавшие по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

В 50-60-е гг. долгосрочные планы становятся центром внимания при выработке стратегического поведения организаций. Существенное же изменение смысла стратегического выбора произошло в 70-е гг. От фиксации планов производства на долгосрочную перспективу организации стали переходить к выбору бизнеса, к принятию решений по поводу того, что делать с успешным бизнесом, чтобы он не потерял своей привлекательности вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е гг. динамизм внешней среды обусловил насущную необходимость рассмотрения проблемы создания потенциала изменения и способности фирмы должным образом реагировать на окружение как центральной задачи стратегического поведения фирмы. Стратегическое управление свело поведение фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Другими словами, стратегическое решение определяется возникающими обстоятельствами, однако оно подразумевает, что его выполнение должно не только реагировать на окружение, но и обеспечивать возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде в будущем.

 

ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСССЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Стратегическое планирование на основе метода анализа иерархий представляет собой своеобразный процесс обучения и эволюции, т.е. процесс проецирования вероятного или логического будущего и идеализированных желаемых будущих состояний.

Все планы имеют три общих компоненты – начальное состояние, цель (или конечное состояние) и средства, связывающие эти два состояния. Цель процесса планирования – соединить компоненты за наименьшую цену, чтобы достигнуть наибольшей эффективности.

Первая компонента – начальное состояние, определяет начальное состояние организации, располагающей определенными ресурсами; экономическое, политическое и социальное положение внешней среды; ограничения природы и окружающей среды и т.п. Вторая компонента – цель. Это желаемая величина, которую надеются достигнуть. Третья компонента – средства, т.е. сам план, с помощью которого происходит переход от начального состояния к цели.

Выделяют три отличающихся процесса планирования: в прямом направлении, обратном направлении, одновременно в прямом и обратном направлениях.

Процесс планирования в прямом направлении представляет собой упорядоченную во времени последовательность событий, которая начинается в момент времени t=0 и заканчивается в будущем в момент времени t=T. В прямом процессе рассматриваются текущие факты и предположения, порождающие логический исход, называемый сценарием и, по своей сути, являющийся стратегией организации.

Процесс планирования в обратном направ лении начинается с желаемого исхода в момент времени Т, и затем процесс рассматривается в обратном направлении во времени, чтобы оценить факторы и промежуточные исходы, которые требуются для достижения желаемого исхода. Таким образом, обратный процесс планирования обеспечивает средствами контроля и управления прямой процесс при движение в направлении желаемого состояния.

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.425 с.)