Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как прагматическая необходимость и как самоцель.

Поиск

Роль и сущность общения.

 

Общение — искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. Деловое общение — необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому.


2. Общение как деятельность.

 

Общение как деятельность

В отношении общения как деятельности и потребности в общении интересным представляется мнение известных психологов В.П. Зинченко и С.А. Смирнова по поводу наличия формы общения, не преследующей других целей, кроме самого процесса общения, и сложность определения его как деятельности, так как деятельность должна иметь цель и, разумеется, потребность. ≪Наличие

такого типа общения является несомненным фактом, в то же время существование нецеленаправленной деятельности противоречит самому ее определению≫. Отсутствие реальной необходимости выделения общения как деятельности в психологии ≪нормального

взрослого человека≫ выражается в том, что внимание исследователей направляется не столько на определение общения как деятельности и ее потребности, сколько на выделение сторон, форм и функций общения. Среди имеющихся определений функций общения наиболее дифференцированными представляются классификации

Г.А. Андреевой. Она выделяет три стороны общения — коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникация — процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению — включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальное средство коммуникации —

речь; с ее помощью не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения

Эта сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми, например, надо распределить функции или повлиять

на поведение, убеждения собеседника. В своем общении мы постоянно реагируем на действия партнера. В зависимости от ситуации действия партнеров могут быть совершенно различными. Основ-

ной возможный способ понимания той или иной ситуации общения — восприятие положения партнеров и их отношения друг к другу. Основные действия в общении направлены на изменения своей или чужой позиции в общении.

Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция — это восприятие, понимание, оценка людьми социальных объектов. При оценке самого себя и других людей оценивается социальный статус, роль и влияние в обществе. Эта

сторона включает в себя процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение как деятельность свойственно ряду профессий. По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секретари, менеджеры

по связям с общественностью, преподаватели, руководители и т.д.

В принципе любая деятельность не обходится без общения. Вместе с тем результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.


3. Цели и функции общения.

 

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

• оказание помощи другому человеку;

• получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Функции общения. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

• информационную (передача-прием информации, знаний и умений);

• экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

• регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

• социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций);

• социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

 

Виды и формы общения.

 

Виды общения

Различают следующие виды общения:

1) ≪контакт масок≫ — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя

агрессивные грубые реплики.

3) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия,

в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию

определенной цели.

5) духовное общение — межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас

и по выражению лица, движениям, интонации.

6) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, ≪пускание пыли в глаза≫, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

7) светское общение. Суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому

что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Основные формы общения:

1. Беседа, которая подразумевает применение ряда приемов:

• метод снятия напряженности (установление тесного контакт с собеседником);

• метод ≪зацепки≫ (краткое изложение ситуации, связывание е с содержанием беседы);

• метод прямого подхода (непосредственный переход к делу без какого-либо вступления).

2. Вопросы собеседников, которые делятся:

• на закрытые вопросы (ожидание ответа ≪да≫ или ≪нет≫);

• открытые вопросы (требование развернутого, пояснительного

ответа);

• риторические вопросы (цель — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы);

• переломные вопросы (удержание беседы в строгом направлении или же резкий переход на новые проблемы);

• вопросы для обдумывания (цель — создать атмосферу взаимопонимания между собеседниками).

3. Парирование замечаний собеседника: различные замечания и реакция на сказанное.

4. Психологические приемы влияния на партнера: комплименты, аргументы, мнение, претензии и т.д.

 

Виды слушания

Все виды слушания можно разделить на две большие группы: неэффективное и эффективное слушание.

В первой группе выделяют следующие типы слушания:

• притворное.

• эгоистичное.

Такие слушатели обдумывают свою дальнейшую реплику, не слушая говорящего человека.

• нейтральное.

Слушатель такого рода принимает все сказанное за чистую монету, не пытаясь глубоко вникать;

• враждебное.

При таком типе человек слушает с определенной целью — не согласиться.

Во второй группе выделяют пассивное, активное и эмпатическое слушание.


7. Подготовка к выступлению. Выбор темы и определение цели выступления.

 

Публичное выступление всегда связано с ответственностью, независимо от количества слушателей. Волнение, напряжение перед выступлением свойственно даже опытным ораторам. Некоторая доля взволнованности придает речи эмоциональность. Существует несколько рекомендаций, которые помогут правильно выбрать тему. Во-первых, старайтесь выбирать тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Во-вторых, помните о специфике аудитории, речь должна быть уместна. Людей, собравшихся на банкет, не стоит утомлять речью на серьезную тему. Цель речи Общая цель речи может заключаться в том, чтобы информировать, воодушевить, призвать к действию, развлечь, убедить или переубедить. Цели могут сочетаться. Подготовка к выступлению Подбор материала


8. Схема динамики процесса детерминации поведения личности.

Схема детерминации

«Я» – самосознание личности. Источник формирования «Я»: окружающие нас люди.

Формы проявления «Я»

Образ «Я» – то, что мы думаем о себе на сознательном уровне. Обычно положительная характеристика.

Реальное «Я» – реальное положение вещей на данный момент (на подсознательном уровне). Часто не положительная оценка.

Имидж – умение управлять впечатлениями о нас, возникающие у других людей.

Составляющие имиджа:

  1. Одежда, обувь, прическа – указывают на социальную принадлежность.
  2. Манера держаться (осанка, поза, выражение лица, походка) – особое положение.
  3. Запах.

Макросреда – культурно-исторический фон. Ее особенность: манипулирование сознанием людей с помощью СМИ.

Микросреда – часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе деятельности.

Социальные стереотипы – матрица, образцы поведения в повторяющихся ситуациях. Особенности социальных стереотипов:

– предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации;

– экономят мышление (с незнакомыми людьми мы ведем себя, используя установившиеся стереотипы);


9. Структура личности по Фрейду. Модель структуры по К. Юнгу.

 

Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. - "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я". Защитные механизмы: - отрицание; - подавление внутренних импульсов идущих от "Сверх-Я"; - рационализация - способ разумного оправдания любых поступков, противоречащих внутренним нормам; - формирование реакций - когда люди мотив неприятный для себя выражают в мотиве противоположного типа; - проекция - приписывание другим людям своих недостатков; - интеллектуализация - попытка уйти от угрожающей ситуации путем абстракции; - замещение - частичное удовлетворение неприемлемого мотива нравственно допустимым способом.

 

Стилистика делового письма

Стиль изложения делового письма требует особого внимания. Следует помнить, что по письму можно судить не только о человеке его написавшем, но и фирме, которую он представляет. В конечном счете письмо может создать или хорошую репутацию человеку (фирме), или, напротив, плохую.

Для написания делового письма используется официально-деловой стиль русского языка, подразумевающий следующие особенности:

1) высокая степень употребления терминированной лексики.

Например: бюджета, платеж, сертификат качества и т.п.;

2) именной характер речи, выражающийся в употреблении отглагольных существительных, которые часто обозначают опредмеченное действие. Например: погашение кредита (вместо «погасить кредит)

3) частота применения отыменных предлогов и предложных сочетаний.

4) стандартизация предложений и словосочетаний, которые используются как готовые формулы написания.

Например: в установленном порядке; в соответствии с принятой договоренностью

5) особый принцип построения текста: дробление на темы, подтемы, изложение мысли по пунктам. Общая тематическая ограниченность;

6) надличностный характер изложения;

7) отсутствие эмоциональности, умеренное использование экспрессии;

8) высокая степень этикетных требований, а именно обилие

этикетных текстов. Например: «Добрый день (утро, вечер)!»; «Приношу свои извинения»;

9) лаконичность и внятность изложения.

Общий тон письма может меняться в зависимости от его содержания. Чтобы сохранить объективность содержания, следует оставить как грубость, так и чрезмерную любезность, оставаясь нейтральным во всех случаях.

Выделяют четыре правила, на которых держится вся деловая переписка:

1) точность, однозначность высказывания.

2) грамотность — необходимая часть любого документа;

Логичность.

Каждое письмо представляет собой:

• изложение сути вопроса;• речевое действие;• заключение;

4) корректность. Деловая корреспонденция является корректной, если в ней соблюдена этикетная рамка и характерен доброжелательный или нейтральный тон изложения.

Структура делового письма

Структура делового письма подразумевает наличие служебной и информационной части, а также необходимых реквизитов отправителя и адресата.

Служебная часть письма включает в себя элементы, предшествующие и подытоживающие информационную часть. А именно: приветствие и обращение к адресату; лид-абзац; заключительная формула вежливости; подпись; возможен постскриптум и постпостскриптум.

Информационная часть — это текст письма. И в соответствии с его информационным насыщением можно выделить одноаспектные и многоаспектные письма.

Вводная часть может состоять из одного абзаца и используется для конкретизации сути вопроса, который послужил поводом для письма. В основной части текста необходимо последовательно раскрыть различные аспекты вопроса. Заключительная часть письма подытоживает все вышесказанное, в ней содержится общий вывод.

Правильно структурированное письмо заметно облегчает делопроизводство, позволяет экономить время и в целом быстрее найти нужное решение поднятой проблемы.

 

Не забудьте о том, что структура вашего письма должна быть четко продуманной и логичной.

Немаловажную роль играет и аккуратное оформление письма. Оно должно быть составлено на официальном бланке организации. В колонтитулах бланка должна содержаться следующая информация: название организации; физический адрес организации; телефон и факс; web-сайт и e-mail, а также реквизиты организации и её логотип.

Поля – важный атрибут делового: слева – около трёх сантиметров, справа – около полутора. Поля пригодятся адресату для возможных заметок, а также для подшивки письма в архивную папку.

Шрифт не должен быть слишком мелким или слишком крупным, для легкого восприятия текст должен быть набран одним и тем же шрифтом. Стандартной практикой является использование шрифта Times New Roman с 12-м размером кегля и единичным интервалом между строками.

Кроме того, для вашего же удобства необходим регистрационный номер письма, включающий в себя дату подписания письма руководителем. Регистрационный номер ставится в верхнем левом углу письма. Это поможет отслеживать судьбу вашего послания.

Следование перечисленным правилам гарантирует успешное сотрудничество с адресатом послания и зарекомендует вас как тактичного, вежливого человека. Большинство перечисленных правил подойдет и для электронной переписки.

 

Телефонное общение.

 

От того, как хорошо человек умеет вести телефонные переговоры, будет зависеть исход всего разговора. Сейчас переговоры по телефону — это в основном телемаркетинг, т.е. продажи какого-либо товара или услуги по телефону.

Плюсы телефонных коммуникаций:

• общение идет не визуально, значит, не видно отрицательных эмоций, которые могут напрячь, остановить или сбить человека, ведущего переговоры. Сложные тексты и фразы можно подготовить себе заранее и читать

• можно легко прервать разговор

Минусы такого вида переговоров можно вывести из плюсов

Умение эффективно общаться по телефону — уникальное искусство, особое внимание нужно уделить:

• умению слушать;

• профессиональному общению;

• приемам, помогающим справляться со сложными ситуациями и общаться с трудными людьми;

• контролю телефонных переговоров.

Что необходимо:

1. Чувствовать себя будто на сцене. Все личные переживания должны уйти на задний план и не должны влиять на профессиональную манеру поведения

2. Быть последовательным

3. Использовать ролевые модели (учиться у коллег)

4. Отвечать по телефону быстро. Брать трубку нужно не позже чем после 3—4 сигналов.

5. Минимизировать время ожидания

6. Дать собеседнику время на адаптацию. Необходимо предоставить партнеру возможность приспособиться к своим голосовым данным прежде, чем приступать к приветствию «Доброе утро» или «Добрый день»

Как улучшить свой телефонный стиль

1. Ведение разговора в форме диалога.

2. Контроль над своим голосом – энергичный тон

3. Оценка свойств собственного голоса. Ключевой момент состоит в том, чтобы научиться правильно выбирать оттенки голоса в различных ситуациях

Четыре этапа коммуникаций

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

Зарождение идеи

Кодирование и выбор канала

Передача

Декодирование

 


51. Деловая беседа, приемы формирования аттракции

 

Деловая встреча и деловые переговоры, в общем, имеют одно определение – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. Структура деловой беседы:

1. Подготовка к деловой беседе.

2. Установление места и времени встречи.

3. Начало беседы: вступление в контакт.

4. Постановка проблемы и передача информации.

5. Аргументирование.

6. Опровержение доводов собеседника.

7. Анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта либо конфронтация участников.

8. Принятие решения.

9. Фиксация договоренности.

10.Выход из контакта.

11.Анализ результатов беседы, своей тактики общения.

 

Прием «имя собственное».

Прием «зеркало отношения».

Прием «золотые слова»

Прием «личная жизнь».


52. Деловое общение в рабочей группе, различные психотипы личности.

 

Социально-психологическая (неформальная) структура рабо­чей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей.

Существует множество критериев классификации личностей. Так, с точки зрения индивидуально-психологических данных, возможна типизация на основе физической конституции, особен­ностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, Павлов). Сюда относится достаточно популярное деление на астеников, пиквиков и атлетов, сангвиников (сильный, уравновешенный, подвиж­ный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный); разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентиро­ваны во вне) и интровертов (не склонны к общению, ориенти­рованы во внутрь); типология Хейманса - Ле Сенна (восемь типов личностей, различающихся по эмоциональности, актив­ности, впечатлительности) и т.д.

 

53. Референтная группа, типы лидеров.

 

Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Группа принадлежности и референтная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разнонаправленное воздействие на индивидуума. Референтная группа — это группа, которую индивидуум использует в качестве ориентира для поведения в конкретной ситуации. Референтные группы формируют стандарты (нормы) и ценности, детерминирующие перспективу мышления и поведения человека.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и де­мократическое. Авторитарное лидерство предполагает единолич­ное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению. зависимости от видов ресурсов М. Вебер выделил при типа лидерства: тра­диционное, харизматическое и рационально-легальное.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основыва­ется на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается кон­ституцией и нормативно-правовыми актами.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоиз­бранность или в исключительные качества конкретной лично­сти.


54. Структура словесного (речевого) общения.

 

В отличие от случайной беседы со знакомым или близким челове­ком деловая беседа начинается задолго до встречи с собеседником. Первым этапом формирования замысла деловой встречи является оп­ределенное стечение обстоятельств, которое побуждает инициатора общения принять соответствующее решение. Например, необходимость расширения рынка сбыта продукции предприятия побуждает менед­жера искать контакты с торговыми посредниками.

Вторым этапом является подготовительный этап. Он включает анализ материала (его систематизацию, обработку); выработку собст­венной позиции, стратегии, идеи и составление плана переговоров или текста выступления.

Третьим этапом является собственно общение. В деловом обще­нии в свою очередь могут быть выделены следующие фазы.

1. Приветствия, обращения собеседников друг к другу.

2. Постановка вопроса, проблемы, просьбы, высказывание предло­жений одной стороной.

3. Активное слушание и обмен информацией.

4. Выдвижение идей, версий, решение проблем.

5. Нахождение оптимального способа решения проблемы, вопроса.

6. Принятие решения.

7. Заключительные слова и прощание.

Четвертым этапом является анализ проведенных переговоров, со­вещания, беседы. Анализ включает не только ответ на вопросы: "что получилось?" и "что не получилось?" из задуманного — но и "почему не получилось?" При этом важно объективные факторы обобщения отделять от субъективных.

Пятым, заключительным, этапом является выработка стратегии, перспективы сотрудничества.

Роль и виды интервью.

 

Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Интервью, как социологический метод применяется в процессе подбора персонала в организацию, и считается одним из наилучших методов для выяснения творческого и профессионального потенциала специалиста.

Виды интервью

По степени формализации

 

* Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

* Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

* Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

 

По стадии исследования

 

* Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

* Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

* Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

 

По количеству участников

 

* Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

* Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

* Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Роль и сущность общения.

 

Общение — искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. Деловое общение — необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому.


2. Общение как деятельность.

 

Общение как деятельность

В отношении общения как деятельности и потребности в общении интересным представляется мнение известных психологов В.П. Зинченко и С.А. Смирнова по поводу наличия формы общения, не преследующей других целей, кроме самого процесса общения, и сложность определения его как деятельности, так как деятельность должна иметь цель и, разумеется, потребность. ≪Наличие

такого типа общения является несомненным фактом, в то же время существование нецеленаправленной деятельности противоречит самому ее определению≫. Отсутствие реальной необходимости выделения общения как деятельности в психологии ≪нормального

взрослого человека≫ выражается в том, что внимание исследователей направляется не столько на определение общения как деятельности и ее потребности, сколько на выделение сторон, форм и функций общения. Среди имеющихся определений функций общения наиболее дифференцированными представляются классификации

Г.А. Андреевой. Она выделяет три стороны общения — коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникация — процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению — включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальное средство коммуникации —

речь; с ее помощью не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения

Эта сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми, например, надо распределить функции или повлиять

на поведение, убеждения собеседника. В своем общении мы постоянно реагируем на действия партнера. В зависимости от ситуации действия партнеров могут быть совершенно различными. Основ-

ной возможный способ понимания той или иной ситуации общения — восприятие положения партнеров и их отношения друг к другу. Основные действия в общении направлены на изменения своей или чужой позиции в общении.

Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция — это восприятие, понимание, оценка людьми социальных объектов. При оценке самого себя и других людей оценивается социальный статус, роль и влияние в обществе. Эта

сторона включает в себя процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение как деятельность свойственно ряду профессий. По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секретари, менеджеры

по связям с общественностью, преподаватели, руководители и т.д.

В принципе любая деятельность не обходится без общения. Вместе с тем результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.


3. Цели и функции общения.

 

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

• оказание помощи другому человеку;

• получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Функции общения. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

• информационную (передача-прием информации, знаний и умений);

• экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

• регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

• социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций);

• социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

 

Виды и формы общения.

 

Виды общения

Различают следующие виды общения:

1) ≪контакт масок≫ — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя

агрессивные грубые реплики.

3) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия,

в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию

определенной цели.

5) духовное общение — межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас

и по выражению лица, движениям, интонации.

6) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, ≪пускание пыли в глаза≫, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

7) светское общение. Суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому

что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Основные формы общения:

1. Беседа, которая подразумевает применение ряда приемов:

• метод снятия напряженности (установление тесного контакт с собеседником);

• метод ≪зацепки≫ (краткое изложение ситуации, связывание е с содержанием беседы);

• метод прямого подхода (непосредственный переход к делу без какого-либо вступления).

2. Вопросы собеседников, которые делятся:

• на закрытые вопросы (ожидание ответа ≪да≫ или ≪нет≫);

• открытые вопросы (требование развернутого, пояснительного

ответ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.)