Невербальные средства общения. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальные средства общения.



 

Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:
1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

 

Невербальные средства общения - кинесика, просодика и экстра-лингвистика, такесика, проксемика. Наиболее значимы кинесические средства (поза, жест, мим., походка, взгляд и т.п.) - зрительно воспринимаемые движения другим человеком, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в обществе. К просодике и экстра-лингвистическим явлениям относят характеристики голоса. Просодика - это общее название таких ритмико-интонционных сторон речи, как высота, громкость тона, тембр, сила ударения. Экстра-лингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологического проявления человека: плача, кашля, смеха, и т.п.. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопывания, поцелуя. К проксемическим характеристикам относится ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На эти характеристики прямое влияние оказывает культура и национальные факторы.


56. Стратегия взаимодействия в процессе общения.

 

Соперничество (конкуренция). Одному из участников взаимодействия представляется очевидным, что предлагаемое им решение — наилучшее, отсюда появляется стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, тем более что иного выбора нет и терять нечего. Делается попытка повлиять на других, провести свою линию, ибо цель оправдывает средства.
Избегание. Отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей. Человек, стремящийся к избеганию, больше всего заботясь о своем собственном здоровье, считает, что предмет спора не имеет отношения к обсуждаемой проблеме, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем. Поэтому дальнейшее изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе деструктивного взаимодействия представляются ему более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения.
Приспособление. В противоположность соперничеству человек приносит в жертву собственные интересы ради другого человека. Цель, которой является желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликтных взаимоотношений и даже не решение задачи.
Компромисс (взаимная уступка как нейтральный вариант). Этой стратегии, поскольку необходимо принять срочное решение при дефиците времени, отдают предпочтение те участники взаимодействия, которые обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы. Как правило, они ориентированы не только на дело, на конечный результат, но и на сохранение взаимоотношений с участниками взаимодействия.
Сотрудничество. Участники ситуации, анализируя проблему и принимая решение, приходят к консенсусу (от лат. — согласие, единодушие), полностью удовлетворяющему интересы всех сторон. Этой стратегии отдают предпочтение тогда, когда участники взаимодействия, несмотря на возникшие разногласия, все же хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой совместного решения, проекта. Времени поработать над возникшей проблемой у команды достаточно, и предлагающий эту стратегию взаимодействия владеет технологиями коллективного принятия решения.


57. Коммуникативная сторона общения.

 

Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хотим передать «это» партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию в форме понимания, одобрения, изменения его мнения, настроения, поведения. Успех такой передачи зависит от ряда условий, связанных с уникальностью наших личностных свойств, психических процессов. Знание психологии и умение применять его в деловом общении — очевидные условия успеха в деловой сфере. Однако, следует отметить также некоторые результаты анализа процессов делового общения и рекомендации по методам повышения эффективности коммуникаций. Эти методы связаны с явлениями суггестии (внушения) и контрсуггестии (защиты от внушения), наличием барьеров на пути понимания партнерами друг друга и способов их преодоления.


58. Роль правил, норм и традиций в процессе общения.

 

В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой изучают преобладающее содержание, круг людей, с которыми она преимущественно контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Роль и виды интервью.

 

Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Интервью, как социологический метод применяется в процессе подбора персонала в организацию, и считается одним из наилучших методов для выяснения творческого и профессионального потенциала специалиста.

Виды интервью

По степени формализации

 

* Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

* Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

* Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

 

По стадии исследования

 

* Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

* Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

* Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

 

По количеству участников

 

* Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

* Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

* Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.006 с.)